Украшение как у матильды

Robb Report продолжает цикл материалов про драгоценности известных женщин прошлого. Героиня очередного материала прославилась не только и не сколько как прима Мариинского театра , но как любовница , содержанка и морганатическая супруга великих князей рода Романовых. Каждый из них буквально осыпал Матильду драгоценными подарками

Последние лет сорок история некогда знаменитой балерины Матильды Кшесинской мало кого интересовала. Хотя она умерла в начале 1970-х, немного не дожив до своего 100-летия, и написала подробные (местами даже слишком) мемуары. В СССР о ней вспоминали только в связи с её пресловутым петербургским-петроградским особняком на углу Кронверкского и Большой Дворянской — там весной и летом 1917-го размещался ЦК РСДРП (б), а с балкона вещал Владимир Ильич. Во Франции в 1930—1960-х её знали как престарелую учительницу танцев, жену, а затем вдову великого князя Андрея Владимировича Романова (были в Европе после революции великие князья и позаметнее).

Матильда

Но вышедший на экраны в 2017 году фильм Алексея Учителя «Матильда» возродил интерес к самой, пожалуй, знаменитой даме русского полусвета 1890−1910-х годов. Оказалось, что она была не только содержанкой и морганатической женой членов царской семьи, но и женщиной практичной, деловитой, с неплохим вкусом (хотя и чрезмерно буржуазным) и большой любительницей драгоценностей.

Матильда (для семьи и близких знакомых — Маля) появилась на свет в балетной семье: её отцом был польский танцовщик, хореограф и педагог Феликс Кшесинский. Всех детей (у Кшесинского было два сына и две дочери, один из мальчиков умер ребёнком) Феликс сделал балетными артистами. Заниматься дети начали ещё дома: по воспоминаниям Матильды, отец всегда снимал большие удобные квартиры с отдельным залом для уроков танцев. Потом учились в Императорском театральном училище.

Весной 1890 года 17-летняя Маля с блеском закончила училище и в сезоне 1890−1891 годов дебютировала в Мариинском театре. По её воспоминаниям, подтвержденным архивными документами, именно после этого дебюта за ней начал ухаживать наследник российского престола Николай Романов. Разумеется, ничем серьёзным связь закончиться не могла, это понимали оба любовника, но Ники (так цесаревича называли друзья) был очень мил со своей подругой.

Так, он дарил ей дорогие подарки. Чаще всего это были драгоценности. Первым стал золотой браслет с сапфиром и бриллиантами с гравировкой даты начала романа (1892). Позже она получила к новоселью золотые чарки для водки с драгоценными камнями. Новоселье балерина отмечала в доме на Английском проспекте, тоже подаренном возлюбленным.

Для интимных встреч летом 1893 года Николай снял Мале дачу.

Роман длился недолго: в 1894 наследник объявил о помолвке с Алисой Гессенской и прекратил отношения с Кшесинской, вверив её покровительству своего родственника — великого князя Сергея Михайловича. Тот начал с покупки для балерины «прелестной дачи» в Стрельне с садом и выходом к заливу. Матильда дорого обставила дом, позже устроила себе персональную электростанцию, а через какое-то время, когда у неё от ещё одного великого князя — Андрея Владимировича, её будущего морганатического супруга, — родился сын Вова, Кшесинская построила мальчику домик для игр в саду.

Проклятие фамильных драгоценностей звезд | Матильда Кшесинская, Наталья Дурова, Ирина Бугримова

Роман с Андреем Владимировичем улучшил материальное положение балерины. Гонорары её росли, драгоценные подарки текли рекой. Вот лишь самые значительные из них, подробно (с явной ностальгией) описанные в мемуарах. Брошь-змея с сапфировым кабошоном, полученная к бенефису от императора (Кшесинская отмечает, что царь сообщил ей, что выбирал подарок вместе с супругой).

Брошь в виде кольца с четырьмя сапфирами (это вообще был любимый камень балерины) от великих князей Владимира Александровича, Михаила Николаевича, Алексея и Павла Александровичей Романовых. Владимир Александрович каждую Пасху присылал золотые яйца от Фаберже. В 1911 году, к 20-летию карьеры балерины, император прислал Кшесинской бриллиантового двуглавого орла с розовым сапфиром, а великий князь Сергей Михайлович — набор жёлтых бриллиантов.

Ну и, конечно, Андрей Владимирович не уставал пополнять ювелирную коллекцию своей сожительницы. Бриллиантовые пряжки для туфель. Тиара-обруч от Фаберже с шестью крупными сапфирами. Матильда выходила в ней на сцену в балете «Дочь фараона» — тогда было принято, чтобы балерины выступали в собственных драгоценностях. К десятилетию знакомства с Андреем Кшесинская получила сапфиры-кабошоны «с историей»: «Фаберже, у которого эти камни были куплены, мне по секрету говорил, что эти сапфиры происходят из знаменитой сапфировой парюры герцогини Зинаиды Лейхтенбергской», — вспоминала она.

Читайте также:
С чем носить украшения с сапфирами

Кшесинская сменила небольшой дом на Английском проспекте на действительно впечатляющий особняк — тот самый, из «курса истории партии». Дом строил модный архитектор Александр фон Гоген в стиле модерн, оформление, в присущем ей буржуазном вкусе, выбрала сама Маля. Она не удержалась и устроила буйную эклектику: бальный зал — ампирный, угловой салон — рокайльный, спальня и будуар — в британском духе, «с белой мебелью и кретоном на стенах», подробно описывала Кшесинская в мемуарах, и так далее. К сожалению, убранство дома не сохранилось: его разграбили в 1917 году.

Кроме питерского особняка, Андрей Романов купил любовнице роскошную виллу Alam (палиндром имени Mala) в Кап-д’Ай на Лазурном берегу. Там Матильда жила с мужем и сыном и после эмиграции до 1929 года, когда дом пришлось продать: вывезенные из России деньги и ценности постепенно иссякали.

Однако не стоит думать, что светлейшая княгиня Романовская-Красинская (этот титул она получила после венчания с Андреем) бедствовала. На оставшиеся средства супруги купили дом в Париже с залом для уроков танцев — совсем как некогда в квартирах Феликса Кшесинского. Балерина давала весьма популярные уроки даже в годы Второй мировой и неплохо зарабатывала. Она на 15 лет пережила мужа и умерла в 1971 году в покое и глубокой старости.

Источник: robb.report

САПФИРОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: драгоценности Матильды Кшесинской

Не для кого ни секрет, что артистки балета Императорского театра становились звездами на сцене, и любимыми подругами великих князей и цесаревичей русского двора. Обладая музыкальными и танцевальными талантами, балерины к тому же получали хорошее образование и воспитание.

1 (538x700, 203Kb)

Источники фото: http://krivoruky.ru

Так в кругу знаменитой Малечки Кшесинской, великий князь Константин Николаевич «дружил» с балериной Кузнецовой и даже построил своей протеже дом в Петербурге; князь Долгоруков имел сына от танцовщицы Александровой; сестра Кшесинской Юлия, также балерина, покинув сцену, вышла замуж за барона Зедделера.

2 (700x699, 415Kb)

Кшесинская закончила Императорское театральное училище в Петербурге в марте 1890 года и познакомилась с Николаем Александровичем. Бурный роман начался позже, после того как Матильда с успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в сезоне 1890-1891 годов.

С этого времени наследник престола начал дарить Матильде драгоценные безделушки и украшения. Как пишет Кшесинская в воспоминаниях: «Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала отказывалась принимать, но, видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890-1892».

3 (464x700, 201Kb)

Когда она стала жить отдельно от родителей, вдвоем с сестрой, она устроила праздник. «Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»

После расставания с Ники, по воспоминаниям Матильды, ее утешал и развлекал, Великий Князь Сергей Михайлович и уже в сезоне 1896-1897 четыре Великих Князя: Михаил Николаевич, Владимир Александрович, Алексей и Павел Александровичи оказали Кшесинской трогательное внимание и «поднесли брошь в форме кольца, усыпанного бриллиантами, с четырьмя крупными сапфирами, а на футляре была прикреплена дощечка с их выгравированными на ней именами».

11 (700x429, 200Kb)

Фрагмент одного из чокеров Матильды с бриллиантами, подаренного великими князьями. Источник фото: http://8272483.vkrugudruzei.ru

В день бенефиса прима не получила «так называемого Царского подарка», большею частью шаблонную золотую или серебряную вещь, но непременно с Императорским орлом или короною.

«Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон».

Читайте также:
Украшения из кожи что это такое

4 (700x555, 153Kb)

Теперь то и дело к Малечке заглядывал Великий Князь Владимир Александрович: «Он мне дарил прелестные вещи: то красивую вещицу для украшения комнат, то пару великолепных ваз из вещей князя Воронцова, а на Пасху всегда присылал огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже. Раз он мне прислал браслет с привешенным к нему сапфиром».

В скором времени начинается стремительный роман с сыном Владимира Александровича, Великим князем Андреем Владимировичем, который был на 6 лет младше Малечки, и также одаривал балерину роскошными вещичками, например, бриллиантовыми пряжками для туфель.

5 (700x367, 102Kb)

Больше всего ценных подарков Кшесинская получила после второго бенефиса в 1911 году, от императорской семьи: бриллиантового орла продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы.

Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты; коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных от Великого Князя Сергей Михайловича. От Животовского — большого, из розового орлеца, слона с рубиновыми глазами работы Фаберже и вдобавок эмалевую, в золотой оправе, пудреницу в виде портсигара.

10 (540x700, 222Kb)

Пасхальное яйцо Фаберже для царственной семьи. Для приближенных к царю, Фаберже делал маленькие яички с небольшим количеством драгоценных камней и декора. Источник фото: tournavigator.pro

Публика по подписке преподнесла приме дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою. Ножки стола сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, установлена серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов, а также золотые чарки

Москвичи преподнесли «сюрту-де-табль» зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена.

Читая воспоминания Матильды, находишь интересный штрих к ее характеру: «Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Н. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже».

6 (484x700, 384Kb)

На многих фотографиях балерина снималась в прелестной диадеме из бриллиантов и сапфиров.

Рассказывая о работе над балетом «Талисман», Кшесинская писала: «Для второго акта князь Шервашидзе нарисовал мне очень красивый обруч на голову, из искусственных камней, что дало идею Андрею (Великий князь Андрей Владимирович, будущий муж Кшесинской) заказать мне у Фаберже по этому рисунку драгоценную диадему из бриллиантов и сапфиров».

Знаменитые театральные костюмы солистки Императорских театров усыпаны жемчугом и драгоценными камнями. Жемчужный кокошник и бусы в легендарной «Русской», бриллиантовой обруч на лбу с шестью крупными сапфирами в «Дочери фараона», лиф из цветных жемчужин в «Талисмане», пояс в «Эсмеральде» украшенный драгоценными камнями, платиновые кольца и браслеты на руках Евники в фокинском балете — все было из чемоданчика с безделушками примы.

12 (536x700, 212Kb)

Жемчужные нити Матильды Феликсовны. Источник фото: http://8272483.vkrugudruzei.ru

Злые языки утверждали, что чуть ли не половина лучших драгоценностей Фаберже находилась в шкатулке балерины, часто ее даже называли «Сапфировой примой русского балета».

Читайте также:
Украшения из серебра 925 своими руками

Она по отношению ко всему отличалась хозяйственной хваткой. Каждый подарок независимо от ценности заносился в специальный реестр. Однако, в воспоминаниях Матильда описывает забавный случай с потерей драгоценного чемоданчика в Вене.

«Когда я приехала на вокзал, меня встретила целая толпа провожающих, и я забыла про свой чемоданчик, а вещи стали носить носильщики. Когда я спохватилась, чемоданчик куда-то исчез, бросились его искать и в конце концов, после большой беготни и суеты, нашли его в моем отделении, в вагоне, на руках сияющей и торжествующей моей Сони, которая, как оказалось, не доверяя мне, поджидала моего приезда на вокзале у подъезда и, как только я приехала, незаметно схватила чемоданчик и побежала с ним в вагон. Курьезно, но этот чемоданчик и поныне у меня, но он опустел, и нет больше в нем драгоценностей…».

7 (525x700, 267Kb)

Самой бесценной вещью своей коллекции Матильда Кшесинская считала золотой гребень, найденный Николаем Гумилевым во время одной из археологических экспедиций. Балерина выкупила раритет у поэта за довольно крупную сумму.

8 (461x700, 217Kb)

Накануне переворота 1917 года балерина была предупреждена, что ситуация в городе очень тревожная, но в своем новом доме Матильда хранила, по ее словам, лишь мелочевку, а самые ценные вещи держала в сейфах Фаберже. Одиннадцать ящиков с драгоценностями были сданы на хранение в Азовско-Донской банк, и у Кшесинской до конца жизни хранилась расписка банка о принятии на хранение этих ящиков.

Однако, до сих пор существует легенда о кладе, который зарыт, всего скорее, на ее даче в Стрельне. Ни одна драгоценность, принадлежащая Матильде Кшесинской, до сих пор не появилась ни у коллекционеров, ни на мировых аукционах.

9 (699x588, 148Kb)

По версии историков, помог в сокрытии драгоценностей балерины Великий Князь Сергей Михайлович, который пренебрег своей безопасностью, остался в бушующем Петрограде, чтобы организовать сохранность ее фамильных сокровищ и добиться исполнения решения суда об освобождении городского особняка.

Великий Князь Сергей Михайлович всю свою жизнь отдав военным наукам в области артиллерии и фортификации, имея колоссальный практический опыт в этом, прекрасно знал, как строятся пороховые погреба и другие подземные военные сооружения, по технологии которых несложно было оборудовать тайник для клада.

В архивах Кшесинской хранилась короткая телеграмма Великого Князя: «Все сделано, не волнуйся».

9 (560x700, 238Kb)

Ее роскошная жизнь закончилась с революцией. Осталась лишь маленькая часть украшений и ценных вещей, а также вилла на Лазурном Берегу.

В 1921 году Кшесинская обвенчалась с отцом своего ребенка, Великим князем Андреем Владимировичем. Имущества вывезенного из России и хранящегося за границей хватило ненадолго, и в 1929 году Кшесинская была вынуждена продать виллу «Алам» и ради заработка открыть балетную студию в Париже. Она преподавала до глубокой старости и умерла в 1971 году, совсем немного не дожив до своего столетия.

13 (700x440, 130Kb)

Украшения из кинофильма «Матильда» Алексея Учителя для главной героини. Обращаю внимание, что на второй бенефис Матильда получила золотого двуглавого орла с розовым сапфиром, вместо этой диадемы на фото. Источник фото axenoff.com

В статье использовались материалы книги «Воспоминания» Матильды Кшесинской.

Рубрики: КАМНИ/ИСТОРИЯ

Метки: камни история

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник: www.liveinternet.ru

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской

Не для кого ни секрет, что артистки балета Императорского театра становились звездами на сцене, и любимыми подругами великих князей и цесаревичей русского двора. Обладая музыкальными и танцевальными талантами, балерины к тому же получали хорошее образование и воспитание. Так в кругу знаменитой Малечки Кшесинской, великий князь Константин Николаевич «дружил» с балериной Кузнецовой и даже построил своей протеже дом в Петербурге; князь Долгоруков имел сына от танцовщицы Александровой; сестра Кшесинской Юлия, также балерина, покинув сцену, вышла замуж за барона Зедделера.

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 1

Кшесинская закончила Императорское театральное училище в Петербурге в марте 1890 года и познакомилась с Николаем Александровичем. Бурный роман начался позже, после того как Матильда с успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в сезоне 1890-1891 годов. С этого времени наследник престола начал дарить Матильде драгоценные безделушки и украшения.

Как пишет Кшесинская в воспоминаниях: «Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала отказывалась принимать, но, видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890-1892».

Читайте также:
Как сделать украшение из резиночек

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 2

Когда она стала жить отдельно от родителей, вдвоем с сестрой, она устроила праздник. «Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»

После расставания с Ники, по воспоминаниям Матильды, ее утешал и развлекал, Великий Князь Сергей Михайлович и уже в сезоне 1896-1897 четыре Великих Князя: Михаил Николаевич, Владимир Александрович, Алексей и Павел Александровичи оказали Кшесинской трогательное внимание и «поднесли брошь в форме кольца, усыпанного бриллиантами, с четырьмя крупными сапфирами, а на футляре была прикреплена дощечка с их выгравированными на ней именами».

В день бенефиса прима не получила «так называемого Царского подарка», большею частью шаблонную золотую или серебряную вещь, но непременно с Императорским орлом или короною.

«Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон».

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 3

Теперь то и дело к Малечке заглядывал Великий Князь Владимир Александрович: «Он мне дарил прелестные вещи: то красивую вещицу для украшения комнат, то пару великолепных ваз из вещей князя Воронцова, а на Пасху всегда присылал огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже. Раз он мне прислал браслет с привешенным к нему сапфиром».

В скором времени начинается стремительный роман с сыном Владимира Александровича, Великим князем Андреем Владимировичем, который был на 6 лет младше Малечки, и также одаривал балерину роскошными вещичками, например, бриллиантовыми пряжками для туфель.

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 4

Больше всего ценных подарков Кшесинская получила после второго бенефиса в 1911 году, от императорской семьи: бриллиантового орла продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты; коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных от Великого Князя Сергей Михайловича. От Животовского — большого, из розового орлеца, слона с рубиновыми глазами работы Фаберже и вдобавок эмалевую, в золотой оправе, пудреницу в виде портсигара.

Публика по подписке преподнесла приме дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою. Ножки стола сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, установлена серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов, а также золотые чарки

Москвичи преподнесли «сюрту-де-табль» зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена.

Читая воспоминания Матильды, находишь интересный штрих к ее характеру: «Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Н. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже».

Читайте также:
Украшения из колбасы и сыра своими руками простые

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 5

На многих фотографиях балерина снималась в прелестной диадеме из бриллиантов и сапфиров.

Рассказывая о работе над балетом «Талисман», Кшесинская писала: «Для второго акта князь Шервашидзе нарисовал мне очень красивый обруч на голову, из искусственных камней, что дало идею Андрею (Великий князь Андрей Владимирович, будущий муж Кшесинской) заказать мне у Фаберже по этому рисунку драгоценную диадему из бриллиантов и сапфиров».

Знаменитые театральные костюмы солистки Императорских театров усыпаны жемчугом и драгоценными камнями. Жемчужный кокошник и бусы в легендарной «Русской», бриллиантовой обруч на лбу с шестью крупными сапфирами в «Дочери фараона», лиф из цветных жемчужин в «Талисмане», пояс в «Эсмеральде» украшенный драгоценными камнями, платиновые кольца и браслеты на руках Евники в фокинском балете — все было из чемоданчика с безделушками примы.

Злые языки утверждали, что чуть ли не половина лучших драгоценностей Фаберже находилась в шкатулке балерины, часто ее даже называли «Сапфировой примой русского балета».

Она по отношению ко всему отличалась хозяйственной хваткой. Каждый подарок независимо от ценности заносился в специальный реестр. Однако, в воспоминаниях Матильда описывает забавный случай с потерей драгоценного чемоданчика в Вене.

«Когда я приехала на вокзал, меня встретила целая толпа провожающих, и я забыла про свой чемоданчик, а вещи стали носить носильщики. Когда я спохватилась, чемоданчик куда-то исчез, бросились его искать и в конце концов, после большой беготни и суеты, нашли его в моем отделении, в вагоне, на руках сияющей и торжествующей моей Сони, которая, как оказалось, не доверяя мне, поджидала моего приезда на вокзале у подъезда и, как только я приехала, незаметно схватила чемоданчик и побежала с ним в вагон. Курьезно, но этот чемоданчик и поныне у меня, но он опустел, и нет больше в нем драгоценностей…».

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 6

Самой бесценной вещью своей коллекции Матильда Кшесинская считала золотой гребень, найденный Николаем Гумилевым во время одной из археологических экспедиций. Балерина выкупила раритет у поэта за довольно крупную сумму.

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 7

Накануне переворота 1917 года балерина была предупреждена, что ситуация в городе очень тревожная, но в своем новом доме Матильда хранила, по ее словам, лишь мелочевку, а самые ценные вещи держала в сейфах Фаберже. Одиннадцать ящиков с драгоценностями были сданы на хранение в Азовско-Донской банк, и у Кшесинской до конца жизни хранилась расписка банка о принятии на хранение этих ящиков. Однако, до сих пор существует легенда о кладе, который зарыт, всего скорее, на ее даче в Стрельне. Ни одна драгоценность, принадлежащая Матильде Кшесинской, до сих пор не появилась ни у коллекционеров, ни на мировых аукционах.

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 8

По версии историков, помог в сокрытии драгоценностей балерины Великий Князь Сергей Михайлович, который пренебрег своей безопасностью, остался в бушующем Петрограде, чтобы организовать сохранность ее фамильных сокровищ и добиться исполнения решения суда об освобождении городского особняка.

Великий Князь Сергей Михайлович всю свою жизнь отдав военным наукам в области артиллерии и фортификации, имея колоссальный практический опыт в этом, прекрасно знал, как строятся пороховые погреба и другие подземные военные сооружения, по технологии которых несложно было оборудовать тайник для клада.

В архивах Кшесинской хранилась короткая телеграмма Великого Князя: «Все сделано, не волнуйся».

Сапфировая прима русского балета. Драгоценности Матильды Кшесинской, фото № 9

Ее роскошная жизнь закончилась с революцией. Осталась лишь маленькая часть украшений и ценных вещей, а также вилла на Лазурном Берегу.

В 1921 году Кшесинская обвенчалась с отцом своего ребенка, Великим князем Андреем Владимировичем. Имущества вывезенного из России и хранящегося за границей хватило ненадолго, и в 1929 году Кшесинская была вынуждена продать виллу «Алам» и ради заработка открыть балетную студию в Париже. Она преподавала до глубокой старости и умерла в 1971 году, совсем немного не дожив до своего столетия.

В статье использовались материалы книги «Воспоминания» Матильды Кшесинской.

Источник: www.livemaster.ru

Рейтинг
Загрузка ...