Украшение какой части фасада собора уделялось наибольшее внимание

Откуда повелось украшать стены готических соборов диковинными фигурами, почему они так разнообразны (считается, что во всей Франции не найти двух одинаковых), и как вообще вышло так, что на стенах храмов появились изображения чертей, драконов, а то и просто людей в непристойных позах; а также о том, почему знаменитые химеры собора Парижской Богоматери одновременно годятся и не годятся на роль символов времени соборов

Сначала поговорим немного о терминологии.

Гротески и химеры — это на самом деле одно и то же: статуи фантастических или мифических существ, которые устанавливались на фасадах в декоративных целях.

Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке — но об этом ниже

Гаргульи , они же горгульи и гаргуйли (все три варианта написания — правильные!) — гротески, нагруженные полезной работой: отводом дождевой воды. Чаще всего они лежат горизонтально, таким образом, сильно вынесены вперед и резко выделяются на фоне здания, сразу обращая на себя внимание.

Перфорированные фасады в АРХИТЕКТУРЕ

Гаргулья на фасаде базилики Сакре-Кёр, Париж; виден желоб для воды
Гаргульи собора Парижской Богоматери

Само слово «гаргулья» — от французского gargouille , происходящего, в свою очередь, от латинского gurgulio, gula, gargula («горло»), от корня gar , «глотать». Получившееся слово по звучанию напоминает журчание воды, так что оно очень хорошо подходит для обозначения фигуры, как бы глотающей воду и затем изрыгающей ее. Функциональная же роль гаргулий частично объясняет, почему использовались изображения разных существ: сложно представить, чтобы ангел лежал на животе и изрыгал воду, а вот дракон, черт или лев вполне могут!

В Средние века и гротески, и гаргуйли назывались часто одним словом — babewyn , от итальянского babbuino — «павиан». И действительно, чаще всего это были смешные и необычные изображения, не обязательно фантастических существ — встречались и вполне обычные животные.

Дракон-утконос на фасаде Миланского собора, Италия
Гаргулья в форме льва на фасаде собора святого Стефана, Мо, Франция

Могли быть и фигуры людей:

Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигуры

Встречаются и совсем неожиданные решения — посмотрите на фигуру слева:

Гаргульи на фасаде Фрайбургского собора, Германия

Как рассказывают во Фрайбурге, когда горожане скидывались на строительство собора, один бюргер не очень торопился расставаться с золотом. В отместку строители собора изготовили фигуру человека и развернули стратегической частью в сторону его дома. Не стоит ссориться со строителями, особенно строящими что-то на века.

Непристойно, зато весело: типичное народное искусство Средневековья! Собор всегда был общим делом — деньги на постройку жертвовали и знать, и простые горожане, на строительстве работали те же окрестные крестьяне, что возделывали поля, на витражах соборов были, помимо библейских сюжетов, портреты графов и королей — и изображения ремесленников за работой. Поэтому и на фасадах органично смотрелись рядом торжественные статуи святых и гротескные фигуры.

А откуда вообще взялся обычай украшать стены фантастическими фигурами? По легенде — от святого Ромена, епископа Руанского, и его охоты на дракона , которого звали Гаргуй. Отыскав и победив дракона, епископ Ромен привел его в Руан, где чудовище было сожжено, но голова и шея его на костре не сгорели, потому что были закалены пламенем самого дракона, вот их и установили на стене городского собора.

Читайте также:
Джинсовые украшения своими руками

Но драконья охота епископа — это VII век, а гаргульи впервые появились уже в XIII веке — на фасаде собора в Лаоне, так считал Эжен Виолле-ле-Дюк, французский архитектор и реставратор XIX века, работе которого обязаны своим существованием по сей день многие памятники средневековой архитектуры. Вот что, кстати, он писал о гаргульях:

Почему же на фасадах зданий, в том числе на наших больших соборах, мы так часто встречаем этих тварей — реальных и вымышленных? Здесь стоит вспомнить то, что мы уже сказали ранее о склонности светского жанра, воздвигшего эти сооружения, видеть в них подобие конспекта мироздания, подлинный космос, энциклопедию, заключающую в себе всё творение — и не по одной лишь идее, но и во вполне последовательном воплощении.

В Средние века собор должен был быть своего рода энциклопедией в камне, причем энциклопедией для в основном не умеющих читать людей. Поэтому на стенах изображались не только сцены из Ветхого и Нового завета, но и бытовые сцены (например, работ времен года), великие ученые прошлого, а также разные животные и птицы — таким образом, получалась одновременно библиотека человеческого знания и отражение безграничности Творения. Высокое Средневековье ознаменовалось как раз новым интересом к познанию мира и возникновением множества школ (некоторые из которых позднее превратились в университеты), включая школу при Шартрском соборе.

Фрагмент фасада Шартрского собора, справа — греческий математик Пифагор

Виолле-ле-Дюку же, кстати, обязаны своим существованием знаменитые химеры собора Парижской Богоматери, которые стали прямо-таки символом готической архитектуры — хотя появились они на его фасаде только в ходе реставрации в XIX веке!

Эжен-Эмманюэль Виолле-ле-Дюк — фигура, роль которого в истории сложно переоценить. Восстановление памятников средневековой архитектуры было делом практически всей его жизни; именно он восстановил замок Пьерфон, цитадель Каркассона, собор Сен-Сернен в Тулузе и собор Парижской Богоматери — и это только немногие из его работ. Но в его методе была одна особенность, вызывавшая справедливую критику: он считал, что при реставрации следует не возвращать зданию его историческую форму, а придавать идеальную. Поэтому при реставрации собора Парижской Богоматери он решил украсить балюстраду фигурами сидящих животных и птиц — и они действительно удачно вписались в архитектурный ансамбль собора, даже не слившись с ним в единое целое, а просто став его частью.

Еще несколько химер собора Парижской Богоматери

И современные реставраторы иногда решают не делать копии средневековых гаргулий и гротесков, а использовать современных монстров (особенно когда средневековая фигура или хотя бы ее подробные описания не сохранились). Иногда это кажется спорным решением, но это всегда необычно и мгновенно привлекает внимание — все как когда-то в Средние века.

Источник: dzen.ru

Типы христианских храмов

Типы христианских храмов

Храм (дом) — это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Читайте также:
Можно ли продать свои украшения

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.

Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.

Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Читайте также:
Как приготовить шоколадное украшение для торта

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название — Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Источник: www.istmira.com

§ 28. Средневековое искусство

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

1. Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI—XIII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором.

Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершающаяся пирамидой.

Улыбающийся ангел — олицетворение рая. Статуя портала Реймского собора. XIII в.

Церковь монастыря Мария-Лах. Германия. XII в.

С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи — на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в разрезе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Собор в Реймсе. Западный фасад. Франция. XIII — начало XIV в.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

Читайте также:
Из чего делают украшения тиффани

Схема готического храма в разрезе

Интерьер готического собора в Бурже. Франция. XIII в.

Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а норой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.

2. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и преимущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Потомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек. что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает какими сооружениями. Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных. (Дж. Вазари, итальянский живописец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У меня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гёте, немецкий писатель. XIX век.)

1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он. 3. В чём вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?

Маркграф Эккехард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Германия. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров — грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, басен, песен.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

Читайте также:
Украшения для коктейлей своими руками из фруктов

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.

Христос благословляющий. Статуя собора в Амьене. Франция. Около 1220 г.

Фрагмент портала собора в Шартре

Сохранилось множество изображений Богоматери — Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

3. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Центральный вход собора в Шартре. Франция. Конец XII в.

«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Изображения людей в минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были новшества в книжной миниатюре.

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика — дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Источник: trojden.com

Рейтинг
Загрузка ...