Колонна – один из наиболее изящных элементов древнегреческой архитектуры. В античную эпоху существовали три канонических колонных ордера: дорический, ионический и коринфский. Приземистая дорическая колонна заканчивалась наверху толстой капительной доской (абаком), лишенным украшений. Более стройная колонна ионического ордера завершалась капителью с двумя волютами, закругленными в разные стороны. Колонна коринфского ордера, считавшаяся самой красивой, имела капитель в виде чаши из листьев аканфа.
Колонные ордера: дорический, ионический и коринфский
Древние колонны, сделанные из камня, дерева или другого материала, служили либо частью здания, либо имели самостоятельное значение и стояли отдельно. Колонной мог являться ствол дерева, как на Крите, или стебли лотоса и папируса, как в Египте. Каменные колонны, монолитные или собранные из нескольких частей (барабанов), украшались каннелюрами (вертикальными желобками), спиралевидными канавками или орнаментом в виде роз. Иногда вместо колонн использовались кариатиды – скульптурные изображения задрапированных женских фигур.
Колонны в интерьере — особенности и фото примеры для сайта design-foto.ru
Кариатиды храма Эрехтейон в Афинах
Колонна – важнейший многозначительный символ прочности, устойчивости, поддержки, постоянства, восхождения, устремленности, победы, силы, земной и космической энергии . Сломанная колонна – символ крушения, хаоса и смерти .
В мифологии колонна (столб) предстает в самых разнообразных значениях. Столп может символически изображать Мировое Древо или верховное божество. В одном месте из Библии рассказывается о том, как Иегова (Яхве), верховный бог древних евреев, приняв вид огненного столпа, провел свой народ через Синайскую пустыню, а в другом библейском мифе тот же символ обретает значение божьей кары : в соляной столп Иегова превращает любопытную жену Лота, презревшую божественный запрет.
Огненный столп
С колоннами тесно связана смерть некоторых легендарных героев. Библейский Самсон погибает, сокрушая столбы и обрушивая своды филистимлянского храма на головы врагов. Кельтский герой Кухулин, желая умереть стоя, привязывает себя к колонне.
Последний подвиг Самсона
Символом предела у греков выступают Геркулесовы столпы. Отмечая пределы обитаемой Ойкумены, Геракл воздвиг два столба по берегам Гибралтарского пролива. Кстати, пример Геракла обрел продолжение в мировой истории: пограничными столбами государства обозначают пределы (границы) своих владений.
Памятник «Геркулесовы столпы» у Гибралтара
Фантастическое преломление в мифах претерпели природные песчаные и водяные столбы, порождаемые смерчами. Арабы воображали, что крутящиеся песчаные столбы, поднимающиеся в пустыне, производятся полетом злобных джиннов. Африканцы тоже отождествляли песчаные смерчи с демонами. Жители Японских островов, часто наблюдавшие водяные смерчи у своих берегов, были уверены в том, что их возникновение связано со стремительным взлетом длиннохвостых «брызгающих драконов».
Водяной смерч у побережья Генуи
Гипсовая колонна — изготовление и монтаж | как это сделано | ENG sub
В религиозном культе высокие колонны или столбы подчеркивали небесное происхождение и недосягаемость могущественных богов. В древней Финикии и Месопотамии сами боги изображались в виде столбов с символическими навершиями – головами (например, в культе великого Эйи столб венчала голова барана). В древней Греции широкое распространение получили гермы – каменные столбы, символически изображавшие бога Гермеса с более или менее тщательно обработанными головой, бородой, фаллосом и едва намеченными руками.
В святилище Зевса на горе Ликаон в Аркадии возвышались два столба с вырезанными на них изображениями орла – царственной птицы, посвященной грозному повелителю олимпийских богов. Жрецы инков символически «привязывали» к священному столбу бога Солнца. В Карфагене существовали три столба, символизировавших божественную Луну и три ее фазы.
Священные столбы на мысе Бурхан
В языческой Руси, как и у многих других народов древности и раннего Средневековья, деревянные или каменные столбообразные идолы символически представляли богов. По свидетельству летописи, у деревянного идола Перуна, верховного бога древних славян, «голова серебряна, ус злат». Что касается знаменитого каменного Збручского идола, то на нем символически изображено строение вей Вселенной, делившейся, по мнению древних, на Мир Богов, Мир Людей и Подземный Мир мертвых.
Збручский идол в музее Кракова
В библейской книге Притчей Соломоновых утверждается, что в Семи Столбах символически заключена мудрость . В индуизме столб, увенчанный короной, символизирует духовный Путь, т.е. стремление к высокой цели .
Удивительным наглядным символом постоянства является знаменитая железная колонна в Дели, находящаяся во дворе минарета Кутуб-Минар. Возведенная более тысячи лет назад, она до сих пор сохранила свой первозданный вид, необъяснимым образом не подвергаясь действию коррозии.
Железная колонна в Дели
Символика колонны или столба отразилась и во всех мировых религиях. В исламе пять священных столбов олицетворяют пять заповедей Аллаха – фундамент мусульманской религии. В буддизме огненный столп – символ самого Будды . В христианстве же столбам нашлось самое оригинальное применение. Столпниками называли наиболее фанатичных отшельников – аскетов, проводивших свою жизнь… на верхушке каменного столба, на небольшом пятачке в 4-5 квадратных метров. Столпники, вызывавшие изумление и благоговение в среде верующих, при жизни почитались как святые.
Симеон Столпник на православной иконе
В иконографии колонны часто изображались в сценах мученичества: Иисус Христос привязан к колонне в сцене Бичевания; обнаженная фигура св. Себастьяна – во время расстрела из лука; св. Аполлонию палачи перед казнью подвергли жесточайшей пытке: привязав девушку к столбу, изуверы щипцами вырвали ей все зубы.
Мученичество св. Себастьяна
Огненные столпы являются атрибутами св. Феклы и евангелиста Иоанна (ему было видение ангела с огненными столпами вместо ног).
В изобразительном искусстве Ренессанса, где колонна выступала знаком духовной силы и непоколебимости , она изображалась как непременный атрибут аллегорических фигур Стойкости, Храбрости и Постоянства.
В голубом масонстве высокими символическими значениями справедливости и гуманности изначально наделялись две прекрасные колонны, стоявшие при входе в Храм Соломона. Две колонны, установленные внутри главной залы масонской ложи, имели уже иное значение, символизируя единство противоположностей добра и зла, жизни и смерти . Три колонны классических ордеров несли на себе печать трех различных символических значений: дорическая колонна олицетворяла при этом силу , ионическая – мудрость , а коринфская – красоту .
Колонны храма Соломона
В геральдике смешались разнообразные символические значения данной эмблемы. В гербе испанского короля Карла V (1519-1556) были изображены Геракловы столбы. Пояснявший герб девиз: «Plus ultra», который можно перевести как «вне пределов» или «еще дальше», прозрачно намекал на богатейшие американские колонии Габсбургов, лежавшие далеко за Гибралтарским проливом – античным пределом обитаемой земли.
Испанский герб
В гербе знаменитого итальянского рода Колонна, одним из ярких представителей которого был римский папа Мартин V (1417-1431), увенчанная золотой короной колонна является «говорящей» эмблемой, т.е. лишенной символического значения.
Герб папы Мартина V
Такая же эмблема и в том же значении употребляется в гербе русского города Коломны. Совершенно очевидно, что главную роль при выборе эмблемы для герба здесь сыграло простое и случайное созвучие двух слов.
Герб Коломны
А вот в гербе Ульяновска (бывшего Симбирска) колонна символизирует стойкость жителей, сумевших защитить город от повстанческого войска Стеньки Разина.
Герб Ульяновска
У представителей российского дворянства колонна, как символ силы, стойкости и постоянства , украшает гербы Амбразанцовых (серебряная), Толстых (зеленая и золотая), Черкасовых (четыре золотых) и др. В том же значении данная эмблема встречается и у некоторых дворян Царства Польского, входившего в состав Российской империи.
Герб Фрича, Царство Польское
В военном деле столб издавна символизирует победу . У древних греков и римлян знаком победы изначально являлся трофей – высокий столб, увешанный захваченным у врага оружием. В более поздние времена возникла традиция возводить величественные колонны в память о наиболее значительных победах. К самым известным из них относятся: 33-метровая колонна римского императора Траяна, победителя даков и парфян; Вандомская колонна Наполеона Бонапарта в Париже; колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне и Александрийский столп в Санкт-Петербурге, воздвигнутый в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года.
Источник: dzen.ru
Элементы колонны
Капитель — верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками.
Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции.
Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера — капитель, состоял из эхины — круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском — выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие — на стилобат.
Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) — количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической — ствол — украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр — 20.
Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы — 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель.
При этом основание стоит на плинте — квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы — торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами — балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон.
Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе — до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн.
Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской — одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.
Элементы колонн дорического и ионического ордера.
Более пышный и богатый коринфский ордер, который появился к концу 5 в. до н.э. Элементы колонны коринфской более изящны и нарядны, чем у ионической и дорической. У капители украшение похоже на наполненную растениями корзину (например, колонны храма Аполлона в Бассах, круглого храма в Эпидавре, памятника Лисикрата в Афинах).
Отдельные элементы колонн разного ордера.
Элементы колонны римского (этрусского) происхождения — тосканской близки по своим пропорциям к дорической. При этом имеет большую толщину ствола без каннелюр, базу из плинта и торуса. В Древнем Риме также был разработан композитный ордер, во многом совпадающий с коринфским, однако более декорированный лепниной.
Капитель и ствол колонн разных ордеров.
Пьедесталы колонн устанавливают под базу. Пьедестал колонны состоит из трех частей: плинты, крышки, тумбы. Пьедесталы использовались древними римлянами для колонн триумфальных арок, и для установки колонн, посвященных императорам и военачальникам: колонна Траяна, колонна Марка Аврелия. Пьедесталы колонн могут иметь правильную геометрическую форму, их украшают рельефным орнаментом, рустованным камнем. В поздних ордерных системах пьедесталы колонн делятся на цоколь, стул и карниз, украшен профильными элементами, рельефами.
Колонна Траяна за счет высокого пьедестала кажется еще более величественной.
Современные методы позволяют изготавливать колонны любого ордера, а также самый разнообразный лепной декор. Свойства такого материала как полиуретан позволяют получать точные копии известного декора. Элементы колонн из полиуретана можно подбирать по каталогам, а затем собирать в готовые конструкции.
Колонны из полиуретана в украшении фасада загородного дома в Подмосковье.
Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.
Автор текста: М. Сергеева
Источник: www.facade-project.ru
Архитектурные термины названия с иллюстрациями
Сфера строительства очень сложна и многогранна, здесь сформировались свои уникальные правила и тенденции, а архитектурные термины, которые использовались в различные времена человечеством, поражают воображение многообразием.
Каждому современному человеку обязательно нужно разбираться в основных используемых в архитектуре понятиях, так как это составляет важную часть знаний об окружающем мире, культуре и развитии человечества, его наработках и приобретениях.
Очень многие термины возникли столетия тому назад, но они и сейчас продолжают активно использоваться как профессиональными строителями и архитекторами, так и простыми людьми в обиходной речи. Именно поэтому важно разбираться в данных понятиях и использовать их более осмысленно.
Декор архитектурных сооружений разных эпох
Под декором понимается вся совокупность различных элементов, которые используются при оформлении здания как его фасадной внешней стороны, так и интерьера комнат.
Яркими примерами декора могут быть высеченные на колоннах изображения или объемные фигуры, красочные узоры, другие подобные элементы.
Весь декор принято делить на два варианта:
- Активный декор. Служит не только для красоты, но и для связи сооружения и его оформления с окружающим миром, средой его нахождения и людьми вокруг. Декор активного типа связан с формой, размерами, назначением сооружения, а также его функцией и особенностями конструкции.
- Пассивный декор. Отличается тем, что никак не связан с перечисленными выше факторами и является только красивым оформлением, ценным само по себе.
Для каждой прошедшей эпохи характерен свой вариант декора. Он неразрывно связан с существовавшим тогда общим архитектурным стилем.
Распределение стилей по эпохам выглядит так:
- С 4 тысячелетия до н. э. и до 322 года н. э. действовал канонический стиль, где преобладали огромные размеры, прямые линии, грандиозные масштабы. Декор изображался в виде картин людей, животных, божеств, различных арок, бойниц и т. д. Все здесь внушало величие фараона или царя.
- С 8 века до н. э. и до 5 века н. э. в Древней Греции и Риме возник классический стиль. Здесь архитекторы обратились от бога к человеку, все начало оформляться относительно просто, но легко, изысканно и практично.
- 11 – 12 века характеризовал романский стиль и декор, что проявлялось в массивности, грузности, тяжести. При этом в декоре преобладали простые геометрические формы: овалы, круги, квадраты и кубы, призмы. Очень популярны были башни с бойницами и небольшими окнами.
- 13 – 14 век – готический стиль, который отличился легкостью, устремленностью к божественному и сверхъестественному. Основной большинства конструкций здесь стал каркас, имеющий крупные арки и проемы.
- В 9 – 17 веках процветал древне-русский стиль и декор, который воплотился главным образом в церквях и храмах, монастырях. Отличается праздничным внешним видом, нарядностью и в то же время величественной простотой.
- 13 – 17 века – Ренессанс. Славный период возрождения культуры, когда начала цениться не только красота, но и гармония, правильность геометрических форм и симметрия.
- В 17 веке развился Барокко – яркий и интересный стиль, неспокойный, быстро меняющийся, украшенный массой классических декоративных элементов. Здесь в качестве декора использовались скульптуры, лепнина, живопись и другие вещи.
- 17 – 19 век – эпоха Классицизма. Сохранились лучшие наработки прошлых веков, но все стало более простым, строгим, ясным. Сохранились приятные мягкие цвета, лаконичная отделка внутри и снаружи.
Были также и другие важнейшие стили и варианты декорирования, к примеру, уникальный Модерн 19 века, но перечислить их все не так просто.
Архитектурные элементы стен и фасада
Рассмотрим самые популярные и часто используемые элементы украшений как стен, так и фасадов, интерьеров помещений.
Они не теряют своей популярности уже многие века и периодически с новой силой захватывают сферу строительства.
Вот основные среди них:
- Карниз. Используется как во внутренней, так и во внешней отделке и представляет собой выступающий объект, который обычно отделяет плоскость стены по специальным линиям или по отношению к плоскости крыши.
- Руст. Этим термином обозначается рельефная кладка стен, когда для ее выполнения используется камень с выпуклой или грубо обтесанной боковой стороной.
- Розетка. Древний тип декора, который выполняется в виде лепестков распустившегося цветка, строго симметричных центру.
- Фреска. Этим термином обозначается рисование или живопись художником по еще сырой штукатурной смеси на стене или потолке. Когда раствор застывает, то картина покрывается прочным защитным слоем и способна сохраняться многие столетия.
- Барельеф. Вариация выпуклого скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Не допускается выступ более, чем на половину объема объекта.
- Горельеф. Здесь, в противовес предыдущему варианту, скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину объема всего изделия.
- Арка. Классический вариант перекрытия проема, в котором конструкция выполняется по криволинейной форме.
- Филенка. Декоративный элемент, изображенный в виде заглубления на стене, части пола, двери, пилястра.
- Фриз, под которым имеется в виду специальная лента или горизонтальная полоса, которая обычно закрывает какой-то другой декоративный элемент.
- Консоль. Вариант опоры, который с одной стороны жестко закреплен, а с другой является совершенно свободным.
- Балюстрада. Тип ограждения, в котором в качестве столбов используются фигурные изделия.
- Балясины. Фигурные столбцы небольшого размера, устанавливаемые для поддержания поручней перил, лестниц, балконов и т. д.
- Ниша. Декоративное углубление, чаще всего в стене, в котором устанавливаются различные статуи, украшения.
- Люнет. Часть стены, снизу выделенная прямой линией, а сверху – аркой, вместе с ее колоннами.
Это основные элементы стен и фасадов, которые используются многие столетия и не теряют популярности сегодня.
Составные части колонн
Здесь уже не такое многообразие, как в предыдущем случае, но также есть о чем сказать.
Ключевыми элементами в декоративном оформлении колонн издревле выступают:
- База. Нижняя часть колонны, на которой стоит остальная часть конструкции. Стоит на опорной плите или пьедестале.
- Столб. Тело колонны, чаще всего имеющее цилиндрическую форму, может быть деревянным, каменным, металлическим и т. д.
- Капитель. Финальная, венчающая часть колонны, иногда выступающая переходом к абаку.
Виды колонн в архитектуре
Всего в сфере архитектуры выделяют такие два варианта колонн:
Источник: tarologiay.ru