Фероньерка – так называли украшение прически, которое реально носили в достаточно короткие периоды, но которое так любят костюмеры исторического кино.
Мода на такие украшения была в эпоху Возрождения (большей частью в Италии и Испании) в конце 15-го века и потом возвращалась в 1825-1845 годах.
Фероньеркой украшение стали называть как раз во вторую волну интереса к ней, причем название пришло от картины Да Винчи «Прекрасная Ферроньера». В начале 19-го века был огромный интерес к наследию Да Винчи, так что не мудрено, что именно его персонаж послужил источником для названия.
Дамы с фероньерками на картинах, автором которых считается Да Винчи: слева «Прекрасная Ферроньера», справа «Портрет Беатриче д’Эсте», 1490-е годы.
Что интересно, никто до сих пор толком не угадал, что означает «Ферроньера», сначала думали, что это портрет королевской любовницы Маргариты Ферон, эта версия не подтвердилась.
Вторая версия – это супруга ремесленника, занятого работой с железом (жестянщика или кузнеца, по простому), правда, сомнительно, чтобы ремесленник мог иметь супругу аристократического вида и располагать средствами для заказа ее портрета.
Handmade: украшение на голову
Фероньерки на портретах королевы Виктории (1837-1840 годы)
Скорее всего, название «Прекрасная Ферроньера» закрепилась за картиной Леонардо по ошибке, при очередной инвентаризации шедевров Лувра в начале 18-го века. Даму, изображенную на картине действительно спутали с Маргаритой Ферон (которую в народе звали «фероньера», русские сказали бы – «фероньериха», по фамилии мужа), а дальше уже название закрепилось и так и осталось.
Как бы то ни было, популярное украшение первой половины 19-го века назвали по сомнительному наименованию известной картины. А в эпоху Возрождения у этого украшения не было единого устоявшегося названия, все называли его по-разному: банделетта (ленточка), ленца (леска) или просто «подвеска на лоб», все это на различных европейских языках.
Портрет Елизаветы Гонзага кисти Рафаэля, 1505 год — на шнурке у дамы кулончик в виде скопиона
Фероньерка, изначально – тонкая лента, шнурок или цепочка, которая закрепляла гладкую прическу. На нее могли вешать небольшой кулончик или украсить несколькими небольшими камнями.
Когда фероньерки снова вошли в моду, в 19-м веке, и получили свое название, под которым мы их сейчас знаем, они изменились – стали более изысканными, сложными и всегда из дорогих материалов, драгоценных металлов и камней.
Прекрасные дамы с портретов художника Йозефа Карла Стилера (1828-1830-е годы) с драгоценными фероньерками
Если в 15-и веке ленту на волосах носили повседневно, то в 19-м это была ювелирная деталь в составе парюры, то есть для парадного или вечернего выхода. Поэтому, когда в сериале «Виктория» показана молодая королева, гуляющая днем с фероньеркой в волосах, это исторически неверно.
Кадр из сериала «Виктория»: в 19-м веке дама вряд ли надела бы фероньерку днем, фероньерка носилась в ситуациях, когда были уместны диадемы и другие парадные украшения
Одинаковой в 15-м и 19-м веках была основа прически, на которую надевали фероньерку – волосы, разложенные прямым пробором на две стороны вокруг лица. А на затылке или за ушами уже была укладка по моде – локоны, пучок.
Фероньерки носили весь 19-й век, правда, после 1850-х это украшение выглядело уже старомодным. Бывали похожие украшения, которые не являются фероньерками – это драгоценные кулончики, которые спускали по пробору волос на лоб, свисающие части головных драгоценных уборов или обручи на лбу в начале 20-го века.
На портретах Елизаветы I почти всегда можно увидеть драгоценности в волосах, свисающие в том числе и на лоб, но это не фероньерки — в конце 16-го века их не носили.
Источник: dzen.ru
Украшения в искусстве. Фероньерка
Фероньерка — это украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем или жемчужиной, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.
Самой известной носительницей фероньерки является незнакомка с портрета «Прекрасная Ферроньера», считающегося работой Леонардо или его учеников (точно это не известно). Вокруг личности этой дамы возникло очень много слухов и домыслов, и до сих пор не известно, кто она. Была ли она любовницей французского короля или это Лукреция Кривелли, любовница миланского герцога Лодовика Сфорцо. В настоящий момент личность Прекрасной Ферроньеры считается вымышленной. А ведь умел Великий Леонардо интриговать своими портретами.
А украшение было популярно с ХV и до начала ХХ века. К 1920-м гг. фероньерки полностью вышли из моды и вновь возрождены уже поколением хиппи, когда появились фероньерки из бусин, дерева, кости на шёлковом или кожаном шнурке.
Но не только Леонардо внес вклад в историю ферроньерки. Также ферроньерка запечатлена в картине А. П. Брюллова на Н. Гончаровой-Пушкиной
и на картине Рафаэля «Элизабетта Гонзага»
Знаменитое сопрано Мария Малибран, легенда оперной сцены тоже имела страсть к ферроньеркам.
А.П.Брюлов. Антуанетта Байрон.
И снова Мария Малибран.
А.П.Брюллов. Портрет молодой женщины с книгой.
А.П.Брюллов. Портрет молодой женщины.
А.П.Брюллов Портрет Софии Урусовой
Карл Брюллов. Портрет Е.П. Салтыковой.
А.Ф. Лагрене. Портрет Екатерины Кологривовой.
А. П. Брюллов. Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной.
Источник: www.livemaster.ru
Почему женщины Индии ходят с красной точкой на лбу
В индийских фильмах и передачах про путешествия мы видим женщин, на лбу у которых заметна красная точка/пятнышко. Это своеобразное украшение удивляет иностранцев и вызывает массу вопросов.
Что это такое?
Красная точка посередине лба у индианок называется бинди, и в переводе это слово (bindu на хинди) как раз и означает «точка» или «капля». Традиционно знак несет в себе сакральный смысл, однако в настоящее время все больше воспринимается как модное и эпатажное украшение в этно-стилистике. Его можно увидеть не только у индианок, но и у жительниц стран Юго-Восточной Азии, моделей, рядовых модниц, звезд шоу-бизнеса и представительниц богемы.
Бинди сегодня может принимать форму не только капли, точки или кружка. Знак допустимо делать почти любой формы, в зависимости от того, какого течения в индуизме придерживается носящая его женщина. Единственное требование — размер украшения на лбу не должен быть большим.
Как наносится банди
Раньше красную точку рисовали киноварью — природным минералом насыщенно-алого цвета, который с помощью специальных манипуляций превращался в пастообразную краску. Однако сегодня можно создавать знак самыми разными способами, допустимо даже вырезать его из ткани и приклеить суперклеем.
Для того, чтобы точка была идеально ровной, применяют шаблоны, например, монетки с дырочкой: их крепят воском на лоб, а в отверстие капают краской. Вместо киновари сегодня используют более стойкие краски: алый сурик, абир (порошок, смешанный с рисовой мукой и йогуртом), турмерик (краситель из куркумы с медом и лимонным соком) и даже бычью кровь.
Очень модными сегодня являются так называемые бинди-стикеры — специальные декоративные наклейки из фольги, пластика или тонкого металла, которые смазаны с обратной стороны безопасным клеем. Они удобны тем, что держатся недолго, их можно часто менять, экспериментируя с разными цветами и формами. Украшения для лба в виде бинди могут декорироваться блестками, бисером, стразами, золотой или серебряной пыльцой и даже драгоценными камешками небольшого размера. Индианки носят такие ненастоящие бинди с удовольствием, потому что согласно социологическим опросам, почти 60% мужчин считает представительниц прекрасного пола с точкой на лбу более привлекательными, чем остальных.
Какое значение заключает в себе символ в виде красной точки на лбу
Бинди в индуизме является разновидностью священного знака тилака, которым издавна себя отмечали представители этого религиозного течения. Причем среди носителей символа красной точки были не только женщины, но и мужчины. У символа есть и другие названия: синдур, тикли, ботту, кумкум и др.
Знак мог ставится не только посередине лба, но и на других частях тела. Однако тот, что находится на лице, привлекает больше внимания и запоминается. Его располагают между бровями — на месте «третьего глаза» или 6 чакры аджны — «дома мудрости». Считается, что таким знаком была отмечена богиня утренней зари Уша — она сама наносила его себе, выражая таким образом радость от встречи со своим супругом богом-солнцем Сурью. Ранее бинди могли носить только замужние дамы, хотя потом точку стали рисовать и незамужние девушки.
Считается, что бинди — это знак милости богов, который может привлечь процветание и подарить женщине личное счастье, семью и детей. Еще он является защитой от сглаза и невезения. Замужние женщины наносили себе это символ в знак того, что обязуются блюсти святость брака.
Источник: proexpedition.ru