Украшение на Руси 4 буквы

Вежа ж. стар. намет, шатер, палатка; кочевой шалаш, юрта, кибитка; башня, батура, каланча; это значение осталось в зап. губ. арх. шалаш, будка, сторожка, балаган, лопарский шалаш, сахарной головою, сложенный остроконечно из жердей и покрытый хворостом, мохом и дерном, чем и отличается от крытых шкурами или берестою чума и юрты; он одевается пластами дерна; юрта, кибитка, переносное, кочевое жилье. Татарские племена, а за ними и русские зовут кошемную кибитку свою так, как и не напишешь: ближе всего будет эй, или немецк. oei, дом. Иде в вежю и сварши зелие. стар. клеть? кухня? Кур. вежка, полевой шалаш, балаган, сторожка. Новг. межа, грань, рубеж? Стар. устройство для рыбной ловли; вероятно каланча, вышка, черноморск. гвардия, для дозора идущей рыбы; либо тоня, ватага, с шалашами на берегу, либо сидейка, шалаш над прорубом, для ловли рыбы на блесну

Дозорная вышка на Руси

Древнее название башни на Руси

Ж. об. стар. знающий, сведущий; ученый, образованный. Поп вежа, книжный, ученый и начитанный. ныне вежа и невежа относится не до учености или познаний (в знач. неученого говор. невежда), а до образования внешнего, до светского обращенья, знания обычаев и приличий. Вежество, вежство ср. стар. ученость, знание, образованность. Не дорого ничто, дорого вежество.

как сделать объёмные буквы из подручных средств Много вариантов букв и цифр

Вежества не купи, умелось бы говорить. Дерево немо, а вежеству учит, прут. Сев. приличие, доброе поведение и обращение или вежливость ж. учтивость, учливость, учтивство. Учись вежеству: где пень, тут челом; где люди, тут мимо: где собаки дерутся, говори: Бог помощь! Вежливый, соблюдающий светские, житейские приличия, учтивый, услужливый, предупредительный. Голь мудрена, нужда вежлива.

Нужда вежлива, голь догадлива. Вежливец м. перм. сиб. почетное название колдуна, знахаря, который на всех свадьбах занимает первое место, оберегает свадьбу, особ. молодых, от порчи, и распоряжается всем; он бывает нестерпимо груб и сидить за столом в шапке. Выжлевуха ж. опытная на все обряды, бойкая баба, управляющая свадьбами

Жилище на каркасе из жердей, крытое дерном, у саамов. (этнографическое)

Простое жилище на Севере

Старое название кибитки на Руси

Сторожевая башня, вышка

Сторожевая наблюдательная башня в древнерусской крепости

Устаревшее название шатра

Устаревшее название шатра и кибитки

Шатер, кибитка (устар.)

Шатер, кибитка (устаревшее)

Старое название башни на Руси

Давайте заглянем в справочную литературу, благо ее хоть пруд пруди, как говорится. Итак, ведьма — ведунья, знахарка, колдунья на Руси; женщина, занимающаяся колдовством; чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистою силою, злодейка; панночка из гоголевского «Вия»; сожительница черта, получившая некоторые способности, например, превращаться в разных животных; участница великого шабаша на Лысой горе; черная колдунья. И наконец, ведьма — главная героиня одноименных рассказов таких уважаемых всеми писателей, как А.П. Чехов и Оноре де Бальзак.

Украшения «ИЗ НИЧЕГО» стильно и бюджетно

В гости к ведьме — в. музей

Да, существует в России уникальный музей мифов и суеверий русского народа. Как и большинство ярких и необычных музеев Золотого кольца, он — частный, созданный группой единомышленников. На улице 9-го Января в Угличе, в деревянном 2-этажном доме с небольшим двориком, окруженным забором, расположена творческая мастерская Дарьи Чужой, где при определенном настрое можно с головой окунуться в языческий мир суеверий, гаданий, легенд и мифов русского люда. Уже во внутреннем дворе можно прочувствовать атмосферу старой языческой жизни — на плетеном заборе, занесенном снегом, торчат рогатые черепа животных и чугунные либо глиняные горшки, кувшины, а кусты увешаны разноцветными тряпочками.

Читайте также:
Винтажные украшения на новый год своими руками

В тесных бревенчатых залах музея любопытный турист обязательно столкнется с множеством персонажей из русских сказок и мифов. Ут и Баба-яга, и колдуньи южных и северных окраин Руси, и мужичок-боровичок домовой, и птица феникс, и сцены из святочных гаданий, и скелет одного из раскопанных в Угличе колдунов с остатками осинового кола у ребер. Его череп наклонен глазницами вниз. Именно так раньше на Руси хоронили колдунов.

Но не только всем известные персонажи украшают музей — определенную атмосферу загадочной и волнующей старины добавляют всевозможные ступы, сосуды, корзины и полки, заваленные и увешанные всякими сушеными травками и снадобьями.

Экскурсоводы рассказывают.

Музей мифов и суеверий русского народа Дарья и ее муж Александр устроили прямо в собственной квартире двухэтажного деревянного дома на окраине Углича. Сами же и экскурсоводами там служат. Экскурсии здесь проводятся, как говорится, на высоком идейно-художественном уровне. Чувствуется, что супруги — люди по-настоящему подкованные в дохристианской истории Руси.

Наши предки хоронили колдунов и колдуний особым образом

Лицом вниз, чтобы после смерти они не могли восстать из могилы в виде упырей и шататься по земле, причиняя вред живым, — рассказывает Дарья.

А для чего в гроб клали осиновый кол? — интересуются посетители.

Осина издревле считалась на Руси удивительно энергоемким деревом, — поясняет Александр. — Кол забирал в себя всю колдовскую силу. Кстати, именно по этой причине осину у нас никогда не использовали в строительстве домов. Это дерево вытягивает жизненную силу жильцов, и они без конца болеют. А вот баня из осины

Именно то, что нужно! Ведь в нее люди ходят для того, чтобы расстаться со всем нечистым, и в этом осиновые бревна помогают как нельзя лучше. В доме по той же причине всегда держали осиновый пень — на него сажали больных, чтобы «вытянул хворь».

Да нет, не всегда.

Подробности из жизни

Ведьма на Руси жила отшельницей в лесу. Собирала всевозможные травки-корешки и. лечила людей и скотину. Иными словами, творила добро. В сказках ее называют Баба-яга. Или «ага», что в переводе с тюркского означает «старейшина».

То есть — старейшая баба в округе, старшая по возрасту, а значит, самая умная, ведающая тайнами народной медицины, заговоров, добрая симпатичная старушка.

А у вас самих в музее-квартире не случалось мистики какой-нибудь? — интересуются заезжие корреспонденты. Оказывается, случалось в семье и такое. Поехали супруги как-то в Петербург по делам. Рассчитывали пробыть пару дней, а отсутствовали две недели. Думали, комнатные цветы пропадут, завянут, а оказалось — все в порядке.

И земля в горшках влажная. Соседи спрашивают: «Вы ключи, что ли, кому-то дали от квартиры? Кто-то у вас все время ходил, вода лилась из крана. » — «Домовой помог», — уверен Александр.

Иркутская история

Никто из нас не застрахован от воздействия темных сил. Живешь себе спокойно, а вдруг возьмет тебя кто-нибудь да и приворожит, или супруга уведет, или, напротив, принесет удачу. Скажете, выдумка, суеверие, «темнота»? А между тем известны случаи, когда магия действительно проявляла себя таким удивительным образом. Да нот беда!

После того как человек получал желаемое, в его жизни или о жизни его близких начинались неприятности, конфликты, беды.

«Это случилось так неожиданно и было так страшно!» — рассказывает жительница Иркутска Марина. Дело в том, что ее любимый собирался. жениться. Но не на Марине, а на другой женщине. И вот тогда Марина решила обратиться к местной и, по слухам, всесильной гадалке-ведунье.

Ничего особенного ей делать не пришлось. Она лишь получила совет верить тому, что колдовские чары подействуют и возлюбленный не только оставит идею женитьбы на сопернице, но и навсегда порвет с нею. Марина исправно посещала гадалку, выполняла все ее поручения, наказы, читала какие-то «рассорки» на любимого и его невесту. И, как ни странно, Сережа действительно начал звонить, иногда даже назначал свидания.

Читайте также:
Циркон что это такое в украшениях

«Всякий раз, когда мы встречались, — вспоминает Марина, — он жаловался на Ольгу, ее тяжелый характер и свое безвыходное положение. Свадьба долго оттягивалась. Мне становилось не по себе, хотелось уже бросить эту затею с приворотом, но гадалка заявила, что намерена идти до конца».

А ситуация между тем набирала обороты. В поле действия колдовских сил оказались не только Сергей и Ольга, но и сама Марина.

Сначала от нее отвернулись друзья, все отговаривались своей занятостью или еще чем-нибудь. Обстановка дома стала просто невыносимой: постоянные скандалы и стычки с родителями. Из-за нервных срывов Марина заработала себе невралгию.

По причине долгого отсутствия в институте над нею нависла угроза отчисления. «Когда я задумалась, почему на меня навалилось все сразу, — рассказывает Марина, — ответ пришел мгновенно: я делаю зло другим и сама же за него расплачиваюсь. Короче, бумеранг. На фоне всех несчастий была одна радость: Сергей все-таки вернулся ко мне. Он отменил свою женитьбу на Ольге, она уничтожила их будущего ребенка.

С тех пор прошло два года. Я вышла замуж за Сережу. Детей у нас нет. Честно говоря, я пока боюсь даже думать о них. Все время мучает сомнение: вдруг мое злодеяние отразится на нашем ребенке, ведь Ольга убила своего из-за меня. Ох, даже подумать страшно! Да и мы с Сережей хоть и любим друг друга, живем как кошка с собакой.

Несмотря на то, что я добилась своего, мне все-таки хочется все вернуть обратно. Чувство какого-то преступления мучает меня все время. »

Ну а та самая бабка-ведунья живет в Иркутске и уже много лет имеет репутацию колдуньи, занимаясь исцелением, заговорами и другими подобными деяниями. Назвать свое имя обратившемуся к ней корреспонденту женщина отказалась: «Не только осуждение на себя навлечешь, но и дар можешь потерять, — говорит она таинственным голосом. — Пусть некоторые называют меня колдуньей, ведьмой, ворожеей — это их дело. Я просто помогаю людям в их житейских бедах. О том, что колдовство — это смертный грех, слышала, но то, чем я занимаюсь, ведь чаще всего делается на благо человека, поэтому думаю, что Бог меня простит. »

Когда же корреспондент напомнил колдунье историю с Мариной, она только покачала головой и сказала: «Да мало ли кто ко мне приходит, всех не упомнишь! А что она получила, так ведь сама хотела. Все знают, что чем-то надо жертвовать, когда решаешься на такое».

— Наши давние предки хоронили ведьм и колдунов лицом вниз, чтобы после смерти они не превратились в упырей и не мешали жить людям.

— А для чего в гроб клали осиновый кол?

— На Руси осину считали особенным деревом, которое способно втягивать в себя всю негативную энергию. Кстати, это дерево не использовали при строительстве домов. Легенды гласят, что осина втягивает в себя жизненную силу жильцов, и люди в таких домах могут бесконечно болеть. А вот баню, наоборот, было принято строить только из осины!

Ведь в баню люди ходят не только помыться, а смыть с себя еще и все зло, считалось, что именно это дерево помогает лучше всего избавиться от всей нечисти. А еще в каждой избе держали осиновый пень, на которого усаживали больных, чтобы «хворь забрал».

— Получается, что ведьма — отрицательный персонаж?

Рассказывают экскурсоводы и основатели музея суеверий русского народа супруги Дарья и Александр. Музей они устроили прямо на своем участке в двухэтажной деревянной избе в городе Углич.

Читайте также:
Украшение плаката своими руками

Подробности из жизни русских ведьм

На Руси ведьмы жили отшельниками далеко-далеко в лесу. Они собирали различные травки, корешки, ягоды и грибочки. Лечили людей и домашний скот. Иными словами, на Руси творила только добро. В народных сказках ее называют Баба-Яга. Слово «Ага» это тюркское слово, которое переводится на русский язык, как старший.

То есть Баба-Яга — старейшая бабка в округе, и по возрасту, и по знаниям.

— А у вас самих в жизни случались мистические случаи.

— С нами нет, а вот с одной нашей родственницей – да. Та история, кстати, и стала причиной того, что мы решили построить этот музей.

История о ведьме

Девушка по имени Мария, не могла найти спокойствия, ее любимый собрался жениться. Но не на ней, а на другой. И вот тогда Маша решила обратиться за помощью к местной ведьме.

Девушка исправно посещала бабку-гадалку, строго выполняла все ее наказы, читала какие-то заклинания и пила чаи из волшебных травушек. И, как ни странно, Станислав начал звонить Маше, и даже приглашать на свидания.

«Каждый раз, когда мы встречались, — рассказывает Маша, — он жаловался на Оксану, на ее скверный характер и свое сложное положение. День свадьбы постоянно откладывался. А я уже просто устала, хотелось уже бросить это дело с приворотом. Но бабка настояла на том, что следует идти до самого конца».

Тем временем, ситуация начала набирать обороты. От Маши отвернулись друзья, все как один отговаривались своей занятостью. Отношения с родителями тоже испортились. Из-за нервных срывов девушка заработала невралгию. А по причине частого отсутствия Машу отчислили из университета.

«Я задумалась, почему столько беды на меня навалилось, — рассказывает Мария, — ответ появился быстро: я делаю зло Оксане. И это зло, как бумеранг возвращается ко мне. Однако, я своего добилась, Станислав женился на мне. А позже, я случайно узнала, что Оксана сделала аборт.

Выходит, что Оксана убила своего ребенка из-за меня… Как мне страшно постоянно думать об этом! Да мы со Станиславом любим друг друга, однако обстановка в нашем доме очень напряженная, мы постоянно ссоримся…».

Посетители музея спрашивают у Александра и Дарьи:

— Вы же говорили, что ведьма – не отрицательный персонаж? Однако, эта история говорит об обратном.

— Ведьма, сделала добро Маше и зло Оксане. Каждая, знающая свое дело ведьма говорит, что когда решаешься на такое, нужно чем-то жертвовать.

Источник: artviolin.ru

Древнерусская посуда: названия

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.

Особенности древней посуды

Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием – это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки.

Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба — это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

древнерусская посуда названия

Какой использовался материал

Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью.

Например, ложка прямизны, ковш коренной – такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна – это древесина ствола, а коренной сосуд – это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево – и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа – нароста на дереве.

Читайте также:
Как подобрать украшения к платью лодочка

Ковш

Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья – в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

древнерусская посуда

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта.

В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.

Ковши разных регионов

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа.

Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари – сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.

Хлебница и солоница

древнерусская посуда из дерева картинки

Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба – слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах – в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда – картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.

Братина, плошки и веко

древнерусская посуда картинки

Если названия «ковш» и «солоница» (правда, мы чаще называем ее «солонкой») знакомы каждому, то со словом «братина» все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова «братчина», которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями.

Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.

Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Читайте также:
Украшения для женщин за 40 своими руками

Ендова и кубки

древнерусский орнамент на посуде

Если с кубками все понятно, то ендова — древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел – они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.

Ставцы и ложки

древнерусская посуда для вина

Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши – одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек?

Наверное, этот элемент утвари имеется у многих – красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов – лимонник, овощник, огуречник.

Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками.

Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.

Сосуды для питья

В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин – в нем напитки хранились и подавались на стол.

Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники – это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно.

Так, уже в XII веке было известно слово «стеклянцы», но привозились они из других стран.

древнерусская посуда из дерева

Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.

Источник: fb.ru

ГДЗ рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков, Крючкова. Из книжной сокровищницы Руси. Номер №3

Задание рисунок 1

Рассмотри, как красиво оформляли начальную букву текста создатели древнерусских книг. Напиши 1 − 2 предложения на тему «Почему мы изучаем историю?» и попробуй так же украсить начальную букву, с которой начинается твой текст.

reshalka.com

ГДЗ рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков, Крючкова. Из книжной сокровищницы Руси. Номер №3

Решение

Решение рисунок 1

ы изучаем историю для того, чтобы узнать как жили наши далекие предки, их быте и традициях. А еще для того, чтобы изучать их опыт и не совершать ошибок прошлого.

Источник: reshalka.com

Рейтинг
Загрузка ...