В древности носовую часть корабля пытались украсить скульптурой. Названия этих фигурок разные, в зависимости от страны, которой принадлежал корабль. В первую очередь были женские образы, но не только. Какое значение имела скульптура корабля? И почему на них было больше женских сущностей?
Немного истории
Раньше на корабле не было женщин. Это плохая примета. При этом носовая часть корабля была украшена скульптурой в виде женщины. Поверье гласит, что именно так на нее возлагали надежды моряки, считая фигуру способной успокоить надвигающийся шторм.
В 18 веке фигура на носовой части корабля приобрела разнообразие. Уже сейчас можно найти античных героев, изображения животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из многих фигур.
Назывались такие носовые скульптуры по-разному: в Риме — рострой, в Греции — кариатида. Иногда их называли уборными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн представляет собой площадку под бушпритом в носовой части корабля. Именно здесь находились скульптуры.
❗️Свитан: Россия СРОЧНО ВЫВЕЛА КОРАБЛИ ИЗ КРЫМА. В Севастополе конкретный шухер
Каждая фигура на носу корабля была гордостью владельца. Их всегда делали дальновидными. Это символ корабля. После отбытия рабочего периода корабль был отменен, а носовая фигура должна быть снята. После кораблей он стал украшением стен усадеб, других построек и колонн.
Впоследствии эти скульптуры попали в морские музеи.
Сегодня название «фигура галеона» на носу корабля — это обозначение скульптуры, получившей свое название от корабля в носовой части. Однако в морской терминологии он оставался «уборной», в зависимости от своего местоположения. Интересно, что на том же навесе находились туалеты для экипажа корабля. Отсюда и современное название корабельных туалетов: уборная.
Суеверия
В древности корабли были относительно примитивными. Служащие им моряки часто чувствовали себя беспомощными перед водной стихией. Веря в различных божеств, они всячески пытались их умилостивить, прося помощи, чтобы укротить ветер, волны, предотвратить несчастья и привлечь удачу. Духи должны были защищать корабль от любых напастей, штормов, мелей, опасных ветров. И даже если случалось так, что корабль тонул, божества сопровождали души погибших моряков в страну, где находятся мертвые.
Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?
Если заглянуть в Древний Египет, то фигура на носовой части корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы предпочитали резную деревянную голову лошади как символ скорости корабля. Греки и римляне построили разъяренного дракона или кабана, чтобы запугать потенциального врага. Викинги также предпочитали головы драконов.
Sea of Thieves: Как можно украсить свой корабль
Для норвежских кораблей также были вырезаны деревянные головы драконов, а славяне украшали лодки головами козлов и баранов. Среди старинных кораблей есть и корабли, украшенные скульптурами павлинов.
Изображения богов также часто украшали корабли, особенно у древних греков. Там предпочтение было отдано богине победы Нике. В декоре кораблей можно встретить множество различных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий, древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.
О чем еще говорили скульптуры?
Фигуры носа в прямой, символической или аллегорической форме часто указывали на название корабля. Это помогло понять название и предназначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.
Для этих целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения — от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значимой скульптурой была фигура женщины на носу корабля, девственниц, монахов и святых.
Еще в середине XVI века мастера кораблестроения Испании и Португалии устанавливали на галеонах (больших трехмачтовых парусных кораблях, предназначенных для перевозки драгоценных товаров) очень совершенные в художественном отношении скульптуры. Затем, к 17 веку, богатый скульптурный декор стал частью судостроения и стал совершенно обычным атрибутом всех парусных судов.
Часто великолепие отделки корабля не уступало роскошным дворцам его владельцев. Иногда даже превосходил их. Когда дело касалось военно-морских сил, целью было продемонстрировать мощь владельцев. Общеевропейскими символами на военных кораблях были геральдические львы и орлы. Они показали силу и благородство воинов.
Лев часто украшал стебли шведских флагманов. На корабле короля Швеции Эрика IV был изображен рычащий лев в короне.
Торжество эстетики
Часто женская фигура на носовой части корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд, существ, связанных с морем. Они должны были защитить корабль от затопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они сделали корабль тяжелее и менее продаваемым, катаясь по волне. Поэтому их размер был значительно уменьшен.
Культ божеств постепенно потерял смысл. Его заменила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура корабля должна была не только соответствовать своему назначению по функциональности, но и быть максимально совершенной по красоте.
Во времена Петра Великого к оформлению русских кораблей и их оформлению привлекались очень важные личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году Бартоломео Растрелли было приказано создать носовую скульптуру в виде портрета Петра Великого.
Архитектура парусных лодок сохранила стиль барокко до конца 18 века. Затем в искусстве постепенно укоренился классицизм.
В 19 веке очень часто нос украшали поясом или изображением на груди фигуры, связанной с названием корабля.
Похожие записи:
- Гринвич — это… Подробный обзор термина
- Спортивные разряды и звания: перечень и присвоение
- Воспроизводство населения: сколько детей в день рождается в мире
- Прыжки с парашютом в Омске. Стоимость прыжка с парашютом в Омске
Источник: yaposad.ru
Носовые фигуры: какими они были на кораблях в разные периоды и какое значение имели
На протяжении многих тысячелетий владельцы судов украшали нос корабля. Многие из фигур были связаны с названием судна или имели особый смысл для владельца, иногда просто носили случайный характер, были обычным элементом декора.
Кариатиды, аллегории, путти, боги, воины — все они перекочевали на нос корабля из высокого искусства. Стиль определялся художественными идеями, господствовавшими в то время. Самым распространенным был человеческий силуэт, иногда представленный в полный рост, иногда только голова или бюст.
Чаще всего преобладали королевские особы или представители искусства и литературы. Иногда таким образом судовладельцы могли запечатлеть свою жену или дочь. Среди королев, представленных на носах кораблей лидировала королева Виктория.
Из-за условий окружающей среды (соленой воды, ветра и штормов) вовсе не многие фигуры дожили до нашего времени. Еще одна опасность среди ранних торговых парусных судов — кораблекрушения.
Тем не менее сохранившиеся примеры фигур на носу корабля часто можно увидеть в музеях прибрежных городов. В Лондоне и Ливерпуле есть необычайно красивые экспонаты.
Интересно, что в основном информацию о фигурах на носу корабля мы получаем из других видов искусства. Они зафиксированы в рисунках, на картинах и книжных иллюстрациях. Также могут быть обнаружены на монетах, мозаиках, керамике, гобеленах и в церковной резьбе.
Для самых ранних мореплавателей носовые части кораблей имели религиозное и духовное значение. Самая ранняя фигура на носу представляла собой голову настоящего животного. Древние верили, что этот тотем защищает от неприятностей. Иногда такой вариант можно встретить и по сей день. Фигура изготавливалась мастерами, имела художественную ценность, обозначала племенную принадлежность.
На боевых каноэ маори тоже размещались резные изображения. Жители островов Тихого океана и коренные американцы украшали свои лодки мистическими образами. Длинные корабли викингов обвивали змеи и драконы. Римляне размещали лебедя, греки — бронзовых кабанов. Финикийские торговцы отождествляли себя с конем, карфагеняне выбирали барана.
Древние египтяне использовали священных птиц и рисовали глаза, чтобы они «видели» путь сквозь воды.
В 16 веке в декоративном оформлении кораблей происходят изменения. В течение 17-го и 18-го веков львы и лошади стали фаворитами у британцев, тем самым подчеркивая политику империи, право на господство в Мировом океане и торговлю за границами империи.
С середины 18-го века и далее человеческая фигура постепенно заменяла животных. На этом этапе истории корабль был не только источником прибыли, но и гордости. Новое поколение быстроходных клиперов и надежных океанских пароходов — все они имели великолепные фигуры на носу.
Однако огромная стоимость и вес этих замечательных изделий съедали время и деньги, которые могли быть потрачены на безопасность корабля. Вмешался Королевский флот и запретил фигуры на носу. Однако это ограничение не было успешным, традицию искоренить не удалось.
Мы мало знаем о ремесленниках, создававших шедевры. Они редко упоминались в хрониках. Многие плотники были неграмотны и остались анонимами в истории. Известно про голландскую школу морских художников, возглавляемую семьей Ван де Вельде, отцом и сыном.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Украшение носа корабля название
Украшать нос парусного судна скульптурной фигурой – одна из самых старых и почитаемых традиций
Текст Сергея Балакина, фото автора
И сстари моряки считали носовую фигуру символом, талисманом, вместилищем души корабля. Ее берегли, ибо повредить и тем более потерять свой оберег считалось крайне плохой приметой.
Носовые фигуры появились на судах еще в античные времена. Мореплавание тогда было сопряжено с немалым риском, и судовые скульптуры играли прежде всего сакральную роль. Особенно характерно это для древних египтян, которые отдавали предпочтение богам и священным птицам.
Они полагали, что изображение всемогущих мифологических существ поможет защитить судно и его команду в море от различных неприятностей. Впрочем, религиозными символами дело не ограничивалось. Финикийцы, например, нередко устанавливали на носу судна резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность, а греки и римляне – разъяренных кабанов и драконов, призванных запугать потенциального неприятеля. Голова дракона была чрезвычайно популярна и у викингов, украшавших ею свои быстроходные дракары, а также у корабелов Индокитая и Индонезии.
В XVII-XVIII веках наиболее распространенным «персонажем», изображаемым на носу военных судов,
стал лев.
Ярыми приверженцами оснащения боевых кораблей резными львами были англичане, голландцы и шведы. Через них эта мода перешла и в Россию – при Петре I «царь зверей» как элемент декоративного оформления присутствовал почти на всех парусниках только что созданного флота.
Здесь уместно немного коснуться терминологии. В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur.
Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».
В парусную эпоху декоративному убранству военных кораблей уделялось очень много внимания, ибо флот во все времена был любимой игрушкой монархов и президентов.
Роскошная отделка, обилие золота, резных орнаментов и фигур олицетворяли мощь и богатство. Неудивительно, что на украшение военных парусников денег не жалели. Носовые фигуры нередко заказывали самым известным скульпторам. Так, в России в 1724 году поясной портрет Петра I для 54-пушечного корабля «Не тронь меня» изготовил знаменитый ваятель Бартоломео Карло Растрелли, отец еще более знаменитого скульптора и архитектора Франческо Растрелли. Позже к работам по украшению русских кораблей привлекались Матвей Чижов, Петр Клодт, Михаил Микешин.
Начиная с XVIII века, носовые фигуры парусников становятся более разнообразными – здесь встречаются античные герои, животные, скульптурные портреты, а иногда и многофигурные композиции.
На русских военных кораблях в XIX веке декоративное убранство было стандартизировано: под бушпритом стали размещать скульптурное изображение государственного герба — двуглавого орла.
На форштевне знаменитого клипера Cutty Sark ныне установлена точная копия скульптуры, вырезанной из дерева мастером Ф. Хельером в XIX веке. Она изображает героиню поэмы Роберта Бернса — ведьму Нэнни по прозвищу «Короткая рубашка», держащую в руке вырванный клок волос из лошадиного хвоста. Дело в том, что владелец судна Джон Виллис был большим поклонником поэзии и назвал свой клипер в честь юной ведьмы…
На торговых парусниках моделями для носовых скульптур нередко служили жены и дочери судовладельцев. Для многих резчиков по дереву это был прибыльный бизнес – скупиться здесь считалось дурной приметой.
Одно из древних поверий гласит, что любой шторм утихнет, если женщина предстанет перед Нептуном обнаженной. Поэтому русалки и нагие красотки в качестве носовых украшений во все времена были очень популярны.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №6 (75), 2015 г.
Источник: www.yachtrussia.com