Организация: МБДОУ детский сад №9 «Красная шапочка»
Населенный пункт: Ростовская область, г. Сальск
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и
особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народному искусству. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное художественно-эстетическое воспитание.
В области художественно-эстетического воспитания особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей в частности изобразительной.
В своей работе я стараюсь уделить большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия из городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью. Поэтому я перед собой поставила цель: создать условия по формированию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством, а именно с дымковской игрушкой. И для её реализации запланировала следующие задачи:
Рисуем дымковскую игрушку «Петушок» с помощью ладошки и гуаши! Урок для детей
- Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству, а именно к дымковской игрушке, как самой доступной для освоения детьми.
- Воспитать желание заниматься созданием дымковской росписи и игрушки в целом.
- Сформировать обобщенные знания и умения:
— умение различать дымковскую живопись от других;
-освоение детьми характерных навыков технического освоения
- Уметь создавать выразительные дымковские узоры на бумаге и объемных предметах, воспитывать при этом чувство формы, ритма, симметрии.
- Развить мелкую моторику, обогащать словарный запас детей.
- Воспитать чувство патриотизма и гордости, восхищения и гармонией, и красотой культурного наследия.
Дымковская игрушка поражает своей яркостью, ни с чем несравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.
Для достижения поставленной цели и задач я изучила методическую литературу, после изучения литературы начала оформлять предметно – пространственную развивающую среду группы. Предметно-пространственная среда создает условия для творческой деятельности детей, она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно — прикладного искусства, детские работы, лепбук.
Изучаем элементы ДЫМСКОВСКОЙ росписи Урок для детей и родителей!
Всю свою работу с детьми я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбираю разные: путешествия в село Дымково, знаменитое на весь мир своим художественным промыслом, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решаю познавательные, обучающие и творческие задачи. Стараюсь использовать различные виды изобразительной деятельности.
В целях эмоционального восприятия знакомства с декоративно-прикладным искусством, так же сопровождаю художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, со звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему. Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными. Мною сделана картотека стихов, прибауток, частушек о дымковской игрушке.
Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняя.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узорам, а в дальнейшем и лепке дымковских игрушек, я начала с детьми младшего возраста и проводила в следующей последовательности:
— в доступной форме ознакомила детей с дымковской игрушкой и учила рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала дети рассматривали пятнистых лошадок, нарядных кукол, играли с ними, а затем украшали фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывали силуэты животных.
Первоначально дети освоили нанесение точек-горошин кистями, затем делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.
В этом возрасте по рисованию дымковских орнаментов проводятся такие занятия как:
«Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» и «Украсим дымковскую уточку»
В средней группе проводятся такие занятия как:
— Декоративное рисование «Украшение фартука»
— Декоративное рисование «Украшение платочка»
— Декоративное рисование «Украсим кукле платьице», где добавляется два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками, прямыми и пересекающимися линиями. Я добиваюсь от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.
При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь уже ребята учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия.
Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, росписью силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало освоения лепных форм которые осваиваются на следующих занятиях:
— Лепка «Красивые птички»
— Рисование «Дымковская слобода (деревня)»
— Рисование «Роспись петуха»
Работая над росписью силуэта, со старшими дошкольники я первоначально обучаю их использовать в рисунках отдельные элементы, использую таблицы. Учу работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, обращаю внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.
В подготовительной группе я продолжу работу по данной теме и буду глубже знакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, учить различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию.
Я убеждена, что занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой, ведь дымковские игрушки привлекают детей своей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.
Библиографический список:
- Алексахин, Н.Н. Голубая сказка / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование, 2009г.
- Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателя детского сада / З.А. Богатеева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008г.
- Богоуславская, И.Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богоуславская – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-синтез, 2009г.
- Волшебное кружево: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ».
- Дымка: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева — М.: Околица, 2011г.
- Дымковская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ», 2009г.
- Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю. Дорофеева – М.: Издательство «Мозаика – синтез», 2010г.
- Игрушка из глины: альбом для раскрашивания / под ред. С. Пшеничных – М.: Издательство «Малыш», 2010г.
- Казакова, Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. — М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Комарова, Т. С., Савенков, В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие / Т.А. Комарова, В.И. Савенков – М.: Российское педагогической агентство. Сафина Л. В. Рабочая программа по декоративно — прикладному творчеству «Кладовая народных ремесел» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 16. – ART 131108. – 1,1 п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/131108.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307-9282 19.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова – М.: Педагогика.
Источник: www.pedopyt.ru
Украшение платочка дымковские мотивы средняя группа
Конспект ООД по рисованию
Декоративное рисование по мотивам дымковских
росписей в средней группе
Разработчик: воспитатель Стапонкус М. Н.
Тема: «Украшение платочка» — декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
- Познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни, коня и др.);
- Учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, круги, точки и мазки);
- Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки, круги и другие элементы;
- Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Предварительная работа:
- Знакомство с дымковскими игрушками;
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий дымковских игрушек (расширение представлений детей о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении);
- Рассматривание красивых платочков, их украшений;
- Заучивание заклички о весне;
- Предварительное прорисовывание элементов дымковской и другой декоративной росписи.
Материалы и оборудование:
- Шарики-птички для украшения зала;
- Солнышко для экрана;
- Русская народная музыка;
- Фартучки для девочек и пояса для мальчиков, украшенные дымковскими узорами;
- «Ручеёк» (голубая лента для игры «Гори, гори ясно»);
- Кукла-Весна;
- Мольберт с образцами платочков, украшенных дымковскими узорами;
- На рабочих столах детей: дымковские игрушки (барышня, конь и др.), гуашь разного цвета, стаканы с водой, салфетки (на каждого ребёнка), кисти (толстая и тонкая), штампики и тыч
Ход ООД
Восп. (обращается к детям): Ребята, вы хотите поехать на поезде в русский город Вятка?
(Ответы детей: Да)
Восп.: Хорошо. Тогда садимся в поезд. (Дети строятся в колонну друг за другом). Внимание! Внимание! Поезд отправляется в город Вятка. (Дети изображают поезд, двигаются за воспитателем).
Наша остановка — слобода Дымково. Прошу пройти и занять свои места за столами. (Дети подходят к столам, на стульях разложены фартучки и пояса). Что это тут для нас приготовлено? Какие интересные фартучки и пояса. Давайте их наденем и рассмотрим. (Восп. их завязывает детям). Что на них изображено? (Ответы детей).
Мы с вами превратились в художников, мастеров. А теперь садитесь. (Дети садятся за столы).
Восп.: Что за чудо? Солнышко заиграло (на экран крепится солнышко), весёлая песня послышалась (играет русская народная музыка). Это дымковские игрушки. Посмотрите на них внимательно. Многоцветный весёлый узор украшает фигурки людей и животных.
Посмотрите, ребята, и назовите в виде чего встречается узор на дымковских игрушках? (Ответы детей: в виде кругов, линий, точек, волн, листиков). А какие цвета используются? (Ответы детей: красный, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, розовый, коричневый и др.). Молодцы! А теперь скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей: весна).
Мы с вами будем украшать платочек дымковскими узорами. Этот платочек мы покажем весне и пожелаем, чтобы она настоящая к нам побыстрее пришла.
А сейчас давайте немножко разомнём пальчики перед рисованием. Пойдёмте на коврик.
Физкультминутка:
Я рисую и рисую, Руки согнуты в локтях перед собой,
Никогда не устаю. ладошки рисуют солнышко.
Вот кружочек, палочка — В воздухе рисуют кружочек, палочку.
А затем я побегу, Бег по кругу.
Никогда не устаю.
Замолчу и приступлю Останавливаются, подносят палец к губам.
К рисованию снова.
Восп.: Давайте подойдём к мольберту и рассмотрим образцы платочков. (Дети рассматривают). А теперь садитесь за столы, будем рисовать. С чего начнём? (Дети рисуют, играет тихая музыка).
Пока у нас работы подсыхают, мы поиграем в игру «Гори, гори ясно».
Гори, гори ясно, Хоровод.
Чтобы не погасло.
Глянь на набо Смотрят вверх.
Птички летят, Руки в стороны, машут.
Колокольчики звенят, Руки перед собой, трясут кистями рук.
Ручейки шумят, Хлопают.
Нам попрыгать велят. Прыгают через имитируемый ручеёк поочереди.
(Игру можно повторить).
Восп.: Ребята, а вы хотите, чтобы весна к нам сюда пришла? (Ответы детей: Да).
Тогда давайте расскажем закличку, позовём её. (Дети рассказывают хором).
Весна, весна красная,
Приди весна ясная.
Птицы громко поют,
Долго спать не дают.
Восп.: Кажется, я слышу шаги Весны. (Кукла-Весна за дверью. Восп. берёт её). А вот и Весна. (Восп. за Весну здоровается с детьми. Дети здороваются с Весной). Ребята, давайте подарим наши красивые платочки Весне, чтобы она порадовалась. (Дети берут свои работы и кладут на отдельный стол.
Весна говорит спасибо, хвалит детей).
Восп.: Ребята, давайте расскажем Весне, что мы сегодня рисовали. (Ответы детей: платочки). Какой росписью? (Ответы детей: дымковской). А что вам понравилось на занятии? (Ответы детей: играть и тд.). Восп. за Весну: Молодцы! За это я вам приготовила угощения! (Угощает детей). До свидания! (Дети: До свидания!)
Восп.: Вам понравилась поездка? (Ответы детей: Да). Возвращаемся в группу. (Дети изображают поезд, двигаются за воспитателем).
Источник: lesovichok39.ru
Дымковские игрушки
2. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и
сохранившийся исключительно
на территории Кировской области, в слободе Дымково, где
издавна селились печники и гончары.
3.
С давних пор в этом селе умелые мастера делают
яркие, народные игрушки.
Да игрушки не простые! Они сделаны из глины.
4.
История дымковской игрушки насчитывает около 400
лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в
виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к
ежегодному празднику «Свистуньи», или «Свистопляски»
В прошлом изготовление дымковской игрушки было
семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали
глину, толкли вручную или растирали в краскотерках
комовой мел, в остальное время — лепили, сушили,
обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом,
разведенным на снятом коровьем молоке, красили
яичными красками, украшали ромбиками золотистой
потали. А весной на лодках привозили дымковскую
игрушку в город на праздник, радуя своим искусством
детей и взрослых.
5.
Изготовление
дымковской
игрушки сегодня сохранило всю
технологическую
нить
прошлого:
1. Подготовка красной глины к
работе.
2. Лепка игрушки из отдельных
частей.
3. Сушка изделия
4. Обжиг в печи (раньше в русской,
сейчас в электрической при
температуре 900 градусов).
6.
5. Беление меловым
грунтом.
6. Роспись темперными
красками.
7. Декорирование
квадратиками сусального
золота (или потали).
7. Особенности росписи
• Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела.
Праздничный облик игрушек создавался росписью по
меловому белому фону.
• В основе росписи — геометрический орнамент и яркая,
контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными
кусочками золотистой фольги.
• Выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов).
• Используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные
или специальные краски для керамики.
• Используют колонковые или хорьковые кисти. Раньше для
росписи использовали самодельные кисти из тряпок
(продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и
лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили
торцом ровно срезанного прутика.
8. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
9.
• Есть солярные солнечные знаки, например,
круг с пересекаемыми полосками. Лунные
— пересечение перпендикулярной и
горизонтальной линии с точками внутри
четырех образованных от пресечения
треугольниках. точки в круге или
чередующиеся точки с кругом — знаки
семян и зародышей.
10. Художественное слово
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
11.
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
12.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
13.
Дымковский индюк хорош!
Лучше в мире не найдёшь!
Красный, синий, золотой –
Вот такой весь расписной!
14.
Дымковская барышня
Ходит не спеша.
Ею все любуютсяАх, как хороша!
15. Рассказ.
Рассказ.
На Руси всегда были мастера, которые занимались и занимаются разными
ремеслами. Одни изготавливают большие, красивые самовары, другие лепят
кувшины, посуду. А вот в селе Дымково живут замечательные умельцы,
которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные дымковские
игрушки-свистульки. Они издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в
виде сказочных животных — птичек, петушков, коней, гусей, барашков. И все
они свистят на разные голоса. Весной на Вятке проводится праздник
«Свистунья», на котором собираются множество взрослых и детей, и они все
разом свистят. Для их производства используется местная красная глина,
тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям,
свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные
детали собирают и прилепливают, используя жидкую глину как связующий
материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После полной просушки
и обжига игрушки покрывают темперными белилами. Шумно и весело на
разные голоса свистят игрушки. Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и
разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой — гуся,
петушка, третий — барашка. И мастера сами придумывают узоры. Для росписи
применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование
широкой гаммы — до десяти цветов — придает дымковской игрушке особую
яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по
разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки
наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики
из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
16. Набор элементов и композиций для средней группы.
Детям этого возраста доступно выполнение
узоров из таких простых элементов, как мазки,
точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы
ярко представлены в росписи дымковской игрушки.
17. Тема занятия: «Украшение платочка» — декоративное рисование по мотивам дымковских росписей.
18. Тема занятия: «Укрась коня» — декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек.
19. «Дымковская барышня».
20. Использованная литература:
• http://www.vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrus
hka.html
• http://dymka.teploruk.ru/article/rospis.html
• Уткин П.И. , Королёва Н.Л. «Народные
художественные промыслы»
• Богуславская Н.Я. «Дымковская игрушка»
21.
Задачи в младшей группе: знакомство с
дымковскими изделиями, их росписью.
Учить рассматривать дымковскую
игрушку. Воспитывать интерес к
русскому народному творчеству.
Источник: ppt-online.org