Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.
История и традиции дымковской росписи
Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.
Как нарисовать дымковскую игрушку «Лошадка»? Роспись игрушки вместе с детьми гуашью!
Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям.
Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Цветовая палитра
Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.
Дымковская игрушка
Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.
Материалы
Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.
Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской.
Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.
Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Источник: masteridelo.ru
Дымковская роспись. Элементы дымковской росписи
Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.
Дымковская роспись: история
Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.
Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.
Производство дымковской игрушки
Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница – произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.
Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.
На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.
Элементы дымковской росписи
Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.
Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.
Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.
Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.
При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.
Форма дымковской игрушки
Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы – кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности.
Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь — яркая юбка.
Характерные особенности росписи животных
Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел – красные с позолотой рога.
Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.
Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.
Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.
Дымковские цвета
Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.
Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.
Декорирование
Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.
Настоящее дымковской росписи
Для росписи игрушек в современном производстве применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или колонковые кисточки.
В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.
Источник: fb.ru
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Декоративное рисование. Завиток»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ЗАНЯТИЕ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:
«ЗАНЯТИЕ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
Занятие по декоративному рисованию
Продолжать знакомить детей с народными росписями: дымковской, хохломской, гжель и городецкой, с их колоритом и особенностями. Учить выделять основные элементы узора городецкой росписи.
Обучающие: упражнять в рисовании горо- децких цветов- розы, ромашки и бутонов, со- блюдая последовательность этапов изобра- жения в нанесении оживки с помощью кон- чика кисточки.
Развивающие: развивать чувство компо- зиции, умение, придумывать узор по мотивом городецкой росписи, располагать его по все- му предмету в заданной форме. Расширять словарный запас (экспозиция, музей, экскур- совод, выставка, подмалевка, теневка, ожив- ка). Развивать творческие способности, фан- тазию.
Воспитывающие: воспитывать любовь и творческий интерес к народным промыслом, художественный и эстетический вкус, само- стоятельность.
Предварительная работа: знакомство с элементами росписи с историей городецкой росписи.
Материал для занятия:
Магнитные доски с разными видами рос- писи: дымкой, хохломой, гжелью, обучающая понно по городецкой росписи (для музея), картинки предметов разной композиции с го- родецкой росписью образцы по этапного изо- бражения основные городецких узоров, гу- ашь, кисть, палитры, подставки под кистей, салфетки, стаканчики для воды, бумага в виде предметов для предлагаемого рисования.
Воспитатель заранее готовит выставку с различными видами росписей из детских ра- бот.
Экскурсовод: Здоровается с детьми рас- сказываем что они пришли в музей и она проведет экскурсию по различным видом
росписи, но неожиданно у нее звонит теле- фон и она вынуждена уйти, уходит.
Воспитатель подводит детей к доске ( стенду) и спрашивает справятся ли они без экскурсовода или нет?
Воспитатель: посмотрите внимательно на эту доску, вспомните, что это за роспись?
Воспитатель: как вы догадались, что это дымка?
Ребенок: рассказывает историю созданию росписи села Дымковой, где она впервые появилась.
Воспитатель предлагает пройти дальше к следующему ввиду росписи.
Воспитатель: а кто из вас помнит эту роспись?
Воспитатель: ребята, а что выпомните о хохломской росписи?
Ребенок: читает стих: Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома,
Миски, ложки, чаши, блюда- Золотая вся посуда!
Воспитатель: Хорошо запомнили хохлом- скую роспись, а нам следует пройти к сле- дующим экспозициям.
Ребенок: а я знаю эту роспись, это Гжель и читает стихотворение:
Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали.
Что за синие просторы! И картины, и узоры.
Др ребенок: рассказывает об особенно- стях данной росписи
Воспитатель подводит детей к следую- щей росписи
Все рассматривают городецкую роспись. Воспитатель: эта роспись вам знакома? Дети: нет.
Воспитатель: Послушайте сказку, кото- рую я вам расскажу…
«В некотором царстве, в некотором госу- дарстве жил- был могучий, красивый народ.
Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею воспевали в своих песнях и сказках. Умели они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, палочки, панно) они украшали яркой наряд- ной росписью.
Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Велел царь забрать ее во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она все поняла и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо.
Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар- птицу. Летала она и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает она над землей красавица Жар-птицы и роняет на земле свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и стано- виться мастером»
Ребята, я думаю, что каждому хотелось бы найти такое перо Жар-Птицы.
Воспитатель: Эта росписи называется го- родецкой послушайте стихотворение про го- родецкую роспись.
Едет в город Городец Покупать товар купец: Разрисованные прялки, Люльки, доски и качалки.
А сейчас я вам загадаю загадки, а вы най- дете эти элементы на понно.
Он не броский, круглый он- не раскрыв- шийся… (бутон)
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ро- машка)
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она-
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (дети встряхивают кистями рук)
Наши алые цветки (дети сцепляют руки над головой)
Головой качают, (дети садятся за столы)
Воспитатель обращает внимание детей на доски, которые будут расписываться.
Вспомним что городецкая роспись состо- ит из трех этапов работы эта подмалевок, ко- гда наносится цветочные пятна, силуэты ос- новные элементов, показывает на учебном панно, теневка – когда прописываются тем- ной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей, что бы подчеркнуть, выделить эле- менты целой композиции.
Дети самостоятельно разрисовывают дос- ки, воспитатель следит за выполнением ра- бот.
Дети выкладываю свои работы и рассматри- вают их.
Воспитатель вместе с детьми еще раз подчеркивает основные элементы городецкой росписи в детских работах.
Здесь появляется экскурсовод благодарит всех детей за пополнения музея новыми ком- позициями и читает стихотворение.
Столько радости для глаз. Подрастают мастера Может быть и среди нас.
Сведения об авторах:
Борисенко Марина Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №173
Тема. Декоративное рисование «Завиток».
Евгения Рой
Тема. Декоративное рисование «Завиток».
Содержание темы: изображение главного элемента декоративной росписи.
— методы: беседа, объяснение, демонстрация, иллюстрация, графическое и комментированное упражнение;
— дидактический материал: методическое пособие
Формы практической работы: практическая работа «Изображение крупной ветки с завитками»
Оборудование и материалы: бумага, простой карандаш, ластик, вода, палитра.
В начале занятия беседа «Декоративно-прикладное творчество России»
, сопровождаемая показом наглядного материала с изображением предметов народного
декоративно-прикладного творчества.
Перед детьми на столах раскладываем образцы элементов росписи и предлагаем нарисовать главный элемент росписи простым карандашом и разукрасить акварелью, акцентируя внимание детей на слове «завиток»
. Перед началом работы проговорить с детьми последовательность
рисования с показом образца. Можно положить образец на стол, непосредственно перед ребенком, если в этом есть необходимость.
Предложить детям нарисовать завиток дома вместе с родителями.
Декоративное рисование «Барыни — франтихи» (старший возраст) Цель: Учить: расписывать сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; шахматному расположению элементов.
Декоративное рисование «Завиток». Работы детей подготовительной к школе группы Недавно мы с детьми побеседовали о том, в каких изделиях народного и современного искусства встречаются завитки. Вспомнили различные элементы. Фотоотчет Декоративное рисование «Укрась кукле платье».
Предварительная работа: Дидактическая игра «Портниха»; Беседа на тему «Какую одежду носят поздней весной». Рассматривание картинок разных.
Интегрированная образовательная деятельность по художественному творчеству (декоративное рисование) «Изба детьми хороша» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, коммуникация, познание, труд, музыкальное творчество, социализация. Программные.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование. Снежинка» Изобразительная деятельность. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Декоративное рисование. Снежинка».
Виды детской деятельности:.
Конспект НОД по художественному творчеству «В мастерской гжельских художников» в старшей группе (декоративное рисование) «В мастерской гжельских художников» Декоративное рисование в старшей группе Цели: • продолжать приобщать детей к народной культуре через.
Занятие-презентация для средней группы «Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковских росписей) Занятие-презентация для средней группы Декоративное рисование «Украшение платочка»
Занятие по программе «Югорский трамплин». Декоративное рисование «Все на ярмарку» Тема: Декоративное рисование «Все на ярмарку». Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “ Дымковская роспись. ” Задачи: Образовательная.
Источник: storylists.ru