Организация: ГБОУ Школа № 1794
Населенный пункт: г. Москва
Цель
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи
- Продолжать знакомить детей с особенностями народной росписи (дымковская роспись: цвет, форма, элементы).
- Закрепить в самостоятельной деятельности умения рисовать прямые и волнистые линии, наносить точки тычком.
- Актуализировать знание цветов.
- Продолжать развивать мелкую моторику, воображение, память.
- Продолжать воспитывать интерес детей к дымковской росписи.
- Вызывать положительные эмоции на красоту произведений декоративно-прикладного творчества.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковских игрушек. Рассказ о происхождении дымковской росписи и игрушек с просмотром презентации.
Оборудование и материалы: дымковские игрушки «Нянька», «Водоноска», «Барыня», гуашь, кисти, тычки, подставки для кисточек, салфетки, баночки с водой, заготовки платочков.
Декоративное рисование «Украшение платочка», средняя группа «Пчёлка».
ХОД НОД
Воспитатель здоровается с гостями, рассказывает о цели открытого занятия.
Дети сидят на ковре.
В группу заходит взрослый и приносит письмо и посылку для детей.
Воспитатель. Ребята, а для кого же это письмо? Тут написано — для ребят из группы №8. Это же для вас! А от кого: село Дымково, народные мастера.
Давайте прочитаем!
«Дорогие ребята! У нас случилась беда! Злой волшебник заколдовал наши кисточки, и теперь мы не можем раскрасить наши игрушки. Спасти нас сможет только большой волшебный платок, который надо расписать по мотивам нашей Дымковской росписи. Помогите нам, пожалуйста! С уважением, народные мастера села Дымково»
Воспитатель. Ребята, поможем мастерам?
Дети. Да!
Воспитатель. А отправимся мы в село Дымково на большой лодке. Садитесь скорее!
Воспитатель и дети имитируют греблю вёслами.
Воспитатель. А пока мы плывём, посмотрим, что в посылке нам прислали мастера.
Воспитатель и дети рассматривают дымковские игрушки. По ходу рассматривания воспитатель читает стихи
Точки, кружочки, клеточки и линии,
Жёлтые, красные, зелёные и синие!
Козлик, лошадка, петушок и хрюшка,
Яркая, нарядная из Дымково игрушка!
Вот индюк нарядный! Весь такой он ладный!
У большого индюка все расписаны бока!
Всех нарядом удивил! Крылья важно распустил!
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост!
И алеет гребешок, словно аленький цветок!
За студёною водицей, водоноска молодица,
Как лебёдушка nплывёт, ведpа красные несёт
Как красив её наpяд, щёчки алые горят.
Коромысло несёт. К нам на ярмарку идёт.
Ну вот мы и приплыли. Садитесь скорее на места, будем с вами рисовать платок.
Нам нужен один большой платок, а у вас у каждого – маленький. Как нам сделать один большой?
Воспитатель. Правильно, нужно соединить наши маленькие платочки в один большой.
Воспитатель показывает образцы росписи, приёмы работы.
Дети расписывают платочки по мотивам дымковской росписи.
В конце все дети складывают рисунки на ковёр и «соединяют» в один большой платок.
Воспитатель. Посмотрите, какой большой платок у нас получился!
Раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель. Алло! ((ребятам) — Это дымковские мастера) У нас получилось, и кисточки расколдовались? И вам спасибо, мы с ребятами были очень рады вам помочь.
Ребята, вам понравилось сегодня рисовать?
А зачем мы с вами рисовали?
Как вы думаете, это важно — помогать друг другу?
А где мы ещё можем использовать такие красивые дымковские узоры?
Мне понравилось, как работал сегодня Дима…(Отмечает конкретно каждого ребёнка)
Литература:
- Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
- Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. — 2002. — №2. — C. 58-63.
Источник: www.pdou.ru
«Украшение платочка». Декоративное рисование по мотивам дымковских росписей. Работа №293
Знакомить детей с росписью дымковской игрушки . Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые линии). Развивать творчество, фантазию, чувства ритма . Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Краски гуашь (разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18см, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка) .
Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек. Рассматривание красивых платков , их украшений .
— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А на чем вы хотите отправиться? Какие ваши предложения? (ответы детей).
А я в ам предлагаю отправиться в путешествие не обычным способом. Нам поможет в этом сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!
(Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
— А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы на выставку ! Посмотрите как здесь красиво! А сколько много игрушек! Давайте их рассмотрим .
— Хотите узнать, откуда все эти игрушки?
— Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. И жили в том селе мастера, которые лепили из глины игрушки своими руками, а потом расписывали их узорами.
П оэтому их так и называют – дымковские игрушки.
— Что же это за игрушки? Давайте их рассмотрим.
Дети рассматривают и называют все игрушки: козлик, олень, свинья, конь.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Посмотрите на них внимательно.
— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?
( Красный, желтый, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, розовый, темно-бордовый ) .
— Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому и игрушки красочные, яркие, красивые и очень разные.
Самой известной дымковской игрушкой была – Барышня. Она носила яркие расписные юбки,
— Какие элементы используются при росписи игрушек?
( кружочки, точки, волны, полоски и т.д. )
Воспитатель рассказывает , что обозначают элементы росписи
(круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода).
— А давайте ещё раз посмотрим эти элементы на игрушках . Так их расписывали мастера. И называется такая роспись — дымковская роспись.
— Посмотрите, у меня есть расписанные пл аточки, ой только два, а остальные белые. Их тоже надо расписать .
— я распишу один платочек и покажу вам, как рисовать некоторые элементы Дымковской росписи . Я буду использовать такие элементы как волны, полоски, круги и точки.
(на фланелеграфе изображен платочек без узора , воспитатель расписывает один платок) . Показать приемы рисования: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга, затем сверху вниз …. и т.д.
— А хотите и вы побывать мастерами ? Распишите остальные платочки? (ответы детей). Сможете?
— Подумайте, а какими бы вы элементами расписали свои платочки?
А сейчас я приглашаю в ас в мастерскую. Пойдемте по дорожке…
По солн ышку, по солнышку (руки вверх — к плечам)
Дорожкой луговой (руки вперёд)
Иду по мягкой тра вушке (шагаем )
Я летнею порой (шагаем )
И л юбо мне, и весело, ( повороты туловищем влево-вправо )
Смотрю по сторонам, (повороты головой)
И дымковской игрушке ( разводим руки )
Радуюсь я там . ( р уки к груди )
— Проходите за столы.
— А вот и зображения помогут вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек. Давайте их повторим.
(Выставляю листочки с элементами дымковской росписи).
Воспитатель напоминает технику рисования .
Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Ребята рисуют аккуратно кистью и красками.
В конце занятия все рисунки рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что платочки получились очень красивые.
А когда мы ещё немного подрастем , мы сделаем сами Дымковские игрушки и распишем их яркими красками, вы согласны?
— Вам понравилось путешествие? Я очень рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в группу.
Приглашаю вас снова на чудесный ковер, возьмите друг друга за руки, закройте глаза (звучит музыка).
— Вот мы снова в детском саду.
— Ребята, где мы с вами побывали?
— Что нового мы узнали? Почему игрушки называются Дымковские?
— Из чего их делают? И мы с вами узнали, что такое Дымковская роспись.
А на память о нашем путе шествии я хочу подарить вам раскраски «Укрась Дымковскую игрушку».
Наше путешествие закончилось. Всем большое спасибо.
Источник: solncesvet.ru
План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект занятия «Украшение платочка» декоративное рисование по мотивам дымковской росписи
Тема занятия: «Украшение платочка» — декоративное рисование по мотивам дымковских росписей.
Предварительная работа: знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.
Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски, гуашь (на разные столы разных цветов, квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Воспитатель: «Внимание! Внимание! Поезд отправляется в город Вятка».
Дети построились, изображая поезд, двигаются за воспитателем.
Воспитатель: «Наша остановка — слобода Дымково. Прошу пройти Вас и занять свои места за столами»
Воспитатель показывает презентацию о Дымковских игрушках.
Воспитатель: «Что за чудо? Солнышко заиграло, (на доске прикрепляется солнышко) веселая песня послышалась. (Играет веселая народная музыка). Это дымковские игрушки. Посмотрите на них внимательно. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных.
Посмотрите, ребята, и назовите, в виде чего встречается, узор на дымковских игрушках?
Дети : ……….( В виде кругов, точек, полосок)
Воспитатель: «Какие цвета используются в узорах дымковских игрушек?
Дети:…(Красный, желтый, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, розовый, темно-бордовый).
Воспитатель: «Правильно. Посмотрите к нам Кукла Маша идет и платочки несет. Но платочки белые, не расписанные. Сегодня мы будем украшать платочки дымковскими узорами. В конце занятия платочки вы можете подарить кукле Маше или своим мамам»
Воспитатель: «Давайте, сделаем зарядку»
Я рисую и рисую, никогда не устаю.
Вот кружочек, палочка — дымковская роспись.
А затем я побегу, 1,2,3,4,5-никогда не устаю.
Замолчу и приступлю к рисованию снова.
Воспитатель: «С чего начнем рисовать?
С кружочка, затем точки, полоски по краям» 1-й вариант.
2-й вариант: « Мы рисуем полоски вертикальные, потом горизонтальные, а в центре, получившихся квадратов, я нарисую другим цветом кружки, а потом другим цветом точки или колечки»
Воспитатель: «Пока у нас работы подсохнут, мы поиграем в игру «Гори, гори, ясно» (хоровод, поем слова игры, затем выбираем ребенка, который перепрыгивает через имитируемый ручеек платочком).
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
(2-3 раза повторяем)
А теперь вернемся на свои места»
-«А вот и кукла Маша».
Словесное оценивание работ ребятами.
Итоги: «Что сегодня рисовали?»
«До свидания, Маша. А мы возвращаемся в группу из нашей поездки на поезде. Встаем в поезд и танцуем. ( Под музыку «Чух-чух белые барашки»)
Источник: dsdnr.ru