Маркетри– французское направление мозаики по дереву
Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву, подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.
Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины. Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.
- Интарсию – врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.
- Облицовывание – приклеивание полученного набора на поверхность изделия.
Также имеются другие способы техники маркетри.
Интарсия — деревянная мозаика
Паркетри
Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.
Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона. Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком.
Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.
18 век – время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные. В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи.
пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком, либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Столярка для начинающих — работа со шпоном. Стол для швейной машинки 1 часть
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее.
Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.
После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:
- Амарант.
- Розовое дерево.
- Фиалковое дерево.
- Пальма.
- Лимонное дерево.
- Палисандр.
- Прочие породы.
В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.
Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород.
В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.
В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики – бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже — паркетный рисунок.
Также мозаикой украшались шкафы, бюро и комоды. Мастера из России, большинство из которых были крепостными, создали много красивых и художественных изделий с украшениями из мозаичных наборов. Среди известных российских мастеров стоит отметить Никифора Васильева, Федора Пряхина, Матвея Веретенникова. На сегодняшний день сохранилась работа Васильева – дубовый стол для нот. На его крышке изображена усадьба Графа Шереметева в Кускове. В качестве материалов для украшения использовались:
- Явор.
- Карельская береза.
- Мореный клен.
- Красное дерево.
- Груша.
- Черное дерево.
- Палисандр.
Также сохранились две работы Веретенникова – ломберные столики. Они сейчас находятся в Государственном Историческом музее. Выполнены столики из сосны, а облицованы шпоном древесины разных пород. Крышки украшены наборами архитектурных пейзажей из древесины палисандра, ореха, мореной березы, груши, клена, мореного дуба и, конечно же, черного дерева.
В конце 1-ой четверти 19 века мозаику вытеснили другие виды декорирования мебели, в начале 20 века снова появилась в мебели стиля модерн, правда, ненадолго.
Источник: tvorcheskie-proekty.ru
Маркетри — что это такое? Маркетри по дереву для начинающих: описание технологии, рекомендации
Дерево в интерьере в качестве декора может использоваться повсеместно. Дуб, можжевельник, орех, ясень, вишня, красное дерево – цветовая гамма настолько разнообразна, что даже незатейливый рисунок смотрится потрясающе. И пусть не всегда есть возможность приобрести мебель из дорогой древесины, техника маркетри по дереву позволяет украсить интерьер, существенно сократив затраты. Даже если используются сравнительно недорогие материалы, мебель выглядит изысканно и оригинально.
Что значит «маркетри»
Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: «Маркетри — что это такое?» Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика».
Принцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки ценных пород дерева собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают мозаичные картины необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.
Историческая справка
По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели.
В эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.
В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры.
Попутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.
Сегодня техника маркетри не менее популярна. Деревянная мозаика используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.
Выбор шпона: советы начинающим
Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием.
Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники – закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.
Освещение
Неправильное освещение губительно для будущей работы. При тусклом или, наоборот, слишком ярком легко ошибиться в выборе цвета. Лучше естественный рассеянный свет или максимально приближенное к нему искусственное освещение.
Нож-резец: как сделать самому
Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой.
Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия — от 1 до 1,5 мм, ширина — от 10 до 15 мм, длина — от 15 до 20 мм, угол скоса — 30-45 градусов.
Основные инструменты для маркетри
Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:
- Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный абразивный брусок, смоченный водой. Заточка – процесс деликатный. Не рекомендуется применять электрическое точило, так можно сжечь режущий край ножа.
- Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
- Бумага копировальная.
- Ватман.
- Простой карандаш.
- Гелевая ручка черного цвета.
- Линейка.
- Ластик.
- Клей ПВА.
- Нитролак.
- Дрель со специальными насадками для шлифовки.
- Наждачная бумага разной зернистости.
- Кнопки.
- Гуммированная лента.
- Пресс.
- Губки.
- Кнопки.
Преимущества гуммированной ленты
Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться.
Поэтому лучший вариант — это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.
Создание маркетри пошагово
1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы – это основа всей работы.На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них. Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги.
Новичкам рекомендуется использовать миллиметровую бумагу. Если вы только приступаете к работе в этой технике, полезно посетить несколько мастер-классов по маркетри по дереву для начинающих для того, чтобы понять основные требования и секреты технологии.
2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон. В этом случае главным является оттенок, а не сорт дерева и его стоимость.
3. На деревянную основу при помощи копировальной бумаги наносится готовый макет.
4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.
5. В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.
6. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.
7. Сверху будущая мозаика промазывается клеем и прессуется на основу. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.
8. Когда клей подсохнет, клейкая лента удаляется.
9. Картину шлифуют и покрывают лаком. При необходимости вставляют в раму.
Вот и все. В принципе, ничего сложного, если следовать данным рекомендациям. Для начала хорошо брать более простые композиции, постепенно переходя к более сложным. Опыт – лучший друг и показатель мастерства.
Источник: fb.ru
Маркетри для начинающих — пошаговые инструкции и мастер-классы своими руками, фото маркетри на шпоне и дереве
Маркетри – техника оформления поверхности изделия с помощью декоративных плашек из дерева. Эти фрагменты приклеиваются на деревянное основание.
Такой техникой оформляют предметы мебели, а также используют как самостоятельный красивый узор, орнамент. За счет насыщенной цветовой гаммы древесины даже простейший рисунок выглядит потрясающим образом.
Что такое маркетри
Понятию «маркетри» мы обязаны французскому языку. Глагол «marqueter» можно перевести как «видоизменять». Как утверждают ученые-искусствоведы, такой вид техники использовали с давних пор, о чем свидетельствуют древние гробницы фараонов.
В них были найдены мозаичные предметы, сделанные из кедровой древесины и зебрового дерева. Мозаикой декорировали мебель и помещения в Древней Греции и Риме.
В период Возрождения техника маркетри усовершенствовалась: появились станки, позволяющие производить строганый шпон. Тогда технологией стали пользоваться повсеместно.
В 18 веке маркетри дошло и до России. Наборную мозаику использовали для оформления напольного покрытия, стен, дверных полотен, мебельных предметов. В то время основной тематикой были библейские сюжеты, природные мотивы, геометрические орнаменты.
Сегодня это старинное искусство пользуется не меньшей популярностью.
Хотя ремесло маркетри связано с древесиной, в этой технологии, кроме дерева, прибегают и к другому материалу. Чтобы оформить незначительные участки изделий, пользуются слоновой костью, моржовым клыком, черепашьим панцирем, перламутром, соломой, металлом.
Инструменты и материалы
Вид инкрустации не так прост, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь необходимо позаботиться об инструментах. Перечень не слишком большой. Следует запастись:
- Резаком с дополнительными острыми лезвиями.
- Двумя древесно-стружечными плитами. Их габариты должны превосходить конечную работу на 1-2 см.
- Малярным скотчем.
- Кнопками.
- Калькированной бумагой (чтобы перенести рисунок).
- Карандашом и копиркой.
- Простым клеем ПВА.
- Старыми газетами.
- Фанерным листом для разрезания шпона.
- Гель-лаком для фиксации изображения.
- Кисточками для малярных целей.
Технику маркетри невозможно выполнить без специального ножа из стали, у которого должно быть скошенное плоское лезвие. Если не удалось купить нож, его можно без труда сделать из хирургического скальпеля.
Для этой цели одну сторону инструмента нужно сделать тупой, а затем зафиксировать ручку. Ту же процедуру можно проделать и с опасной бритвой. Понадобится несколько ножей: для небольших и крупных элементов.
Инструмент должен соответствовать следующим параметрам:
- лезвие должно быть толщиной от 1 до 1,5 мм;
- ширина равна 10-15 мм;
- длина – 15-20 мм;
- угол скоса – 30-45 градусов.
Чтобы нож не подвел во время создания изделия, его необходимо периодически точить. Это лучше делать прямо перед рабочим процессом. Мастера используют влажный абразивный брусок. Не стоит прибегать к электрическому точильному инструменту. Он может повредить режущее основание ножа.
Для инкрустации используется наклонная столешница, покрытая жестким полистиролом. Однако можно воспользоваться отдельной крышкой с наклоном.
Техника маркетри
Искусство маркетри разнообразно. Оно зависит от дерева, толщины шпона, покрытия, дополнительных вставок. Маркетри позволяет создавать как плоские, так и объемные изделия.
По дереву
Маркетри – довольно кропотливая работа. Потребуется время, некоторые навыки работы с древесиной. Процесс начинается с эскиза.
- На листе бумаги создается набросок рисунка, который затем переводится на кальку. От эскиза будет зависеть, насколько качественным будет конечный результат.
- Затем мастер работает более детально с рисунком, затушевав отдельные элементы композиции, сопоставив цвета с деревом.
- Далее на деревянную основу через копировальную бумагу переносится готовый шаблон.
- Из фанерок вырезаются составляющие композиции, а затем вставляются в мозаику рисунка.
- С изнаночной стороны вставленные элементы фиксируются малярным скотчем.
- Верх мозаики смазывается клеем, а затем композиция помещается на основу под пресс.
- После того как клей высохнет, скотч удаляется, а картина покрывается лаком, вставляется в раму.
Из шпона
Для создания мозаики используется шпон. Он может быть лущенным и строганым 0,6 и 0,8 мм в толщину.
Раньше для маркетри не представлялось возможным применять такую технологию, поэтому для мозаики прибегали к кусочкам шпона толщиной от 3 до 8 мм. Чтобы картинка получилась более эффектной, пользуются разными древесными породами, отличающихся друг от друга по цвету.
Изменить оттенок можно также за счет травления. До начала работы необходимо продумать дизайн, уделить внимание сборки модели, а при необходимости изготовить картонные образцы, которые облегчат перенос рисунка на шпон.
Основной процедурой в работе над мозаикой является вырезка отдельных элементов необходимой формы. Это можно сделать разными способами. С помощью:
- Ножевой нарезки. В этом случае необходим острый резьбовой нож различной конфигурации. Можно воспользоваться классическим ножом или скальпелем. Вырезая деталь, не следует сильно надавливать на нож. В противном случае шпон повредится. Для разрыва волокон, лучше легко провести несколько раз инструментом.
- Ручной распиловки. Здесь прибегают к механическим пилам. Мастера отдают предпочтение дровосеку – пиле с мелкими зубчиками, напоминающих яйцо. Распил можно сделать с помощью пилы для фанерных листов. Такой инструмент позволяет работать даже с изогнутыми элементами.
- Электрической нарезки.
- Лазерной резки. Этот способ используется профессиональными компаниями, специализирующихся на маркетри. Лазер максимально точно разрезает кусочки шпона, что приводит к идеальному результату.
Для маркетри необходимо уделить особое внимание древесине. Она должна быть высокого качества, без видимых недостатков и различий в цвете. Сегодня в магазинах предлагается большой выбор как натуральных, так и экзотических видов шпона.
Натуральная древесина представлена дубом, кленом, буком, березой, вишней. Экзотическая – красным деревом, падубом, бамбуком.
Отдельная группа представлена декоративным шпоном, который применяется как фоновый узор и клеится к фанере или другому материалу:
- Как только отдельные элементы нескольких видов шпона выкроены, они собираются в подобранный сюжет. Детали должны быть вырезаны максимально точно. Иначе на картинке будут видимые просветы.
- Собранный рисунок фиксируется малярным скотчем. Получившаяся байка переносится на фанерный лист или непосредственно на предмет мебели. Затем мозаику приклеивают с помощью клея или эпоксидного клеевого состава. Клей следует наносить градировано. В противном случае излишки клея проступят, а их не так просто удалить.
- После наклеивания бейка прижимается. Для защиты используется газета. В таком состоянии бейка должна пролежать не один час.
- После того как клей высохнет, бумажная клейкая лента удаляется с мозаики, а затем обрабатывается поверхность. Те просветы, которые остались между элементами, заполняются клеем. В клеевой состав предварительно добавляется мелкая древесная стружка.
- Изделие шлифуется до момента, пока поверхность не станет полностью гладкой.
- В заключении изделие обрабатывается краской.
- Как только краска высохнет, мозаика вновь отшлифовывается наждачной бумагой.
Объемное
Мозаику на дереве можно сделать и объемной. Изображение 3D отличается от маркетри. Но, как и для плоской картины работа начинается с выбора эскиза. Рисунок лучше нарисовать на миллиметровой бумаге:
- Готовое изображение вырезается с припуском по 5 мм от контура рисунка.
- Макет разрезается на отдельные пазлы, которые затем наклеиваются на деревянное основание. Количество деревянных дощечек будет зависеть от цветовой гаммы. Если в исходнике задействовано всего два цвета, тогда и плашек понадобится только две.
- Каждый элемент аккуратно вырезается с помощью электрического лобзика. Здесь потребуется точность. Недопустимо выезжать за контурные линии. Далее бумага удаляется. Это можно сделать шлифовальной машинкой.
- Останется сгладить края и гравером подровнять торцы. Места, которые подлежать шлифовке, намечаются карандашом.
- Следующий этап – подгонка деталей друг к другу. Процедура выполняется надфилями.
- Затем каждая деталь полируется при помощи наждачной бумаги, составляющие рисунка склеиваются друг с другом.
- Картинка выкладывается на фанеру, обводится карандашом.
- Фанера обрезается по изображению, отшлифовывается.
- Фанерка с элементами склеиваются друг с другом, оставляется сохнуть под прессом.
- С высохшего изделия удаляется лишний клей. Картинка покрывается лаком два или три раза.
Мозаика маркетри
Современная процедура создания мозаики практически не отличается от прежней технологии, когда деревянные фрагменты подвергались обжигу, покраске, обработке кислотой.
Однако сегодня техника претерпела некоторые изменения. Мозаику можно сделать:
- обратным набором на бумагу;
- набором по способу мозаики;
- набором в бумагу;
- набором в шпон;
- техникой Буля.
Сегодня к искусству маркетри прибегают множество мастеров. Мозаикой оформляют потолок, различные ниши, дверные полотна, ширмы. Это способ украсить шкатулки, часы и другие декоративные элементы интерьера.
Освоив основные приемы работы маркетри, можно создавать уникальные творения. Однако эта техника непростая. Создание мозаики требует терпения, аккуратности и внимания.
Источник: gidvyazanja.ru