Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, полируют, иногда лакируют.
Маркетри — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород и текстуры. В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы — гнезда (вырезки) в фоновом шпоне. Облицовывание — украшение поверхности листами шпона, бумаги, пластика и т. д.
Составленный набор с лицевой стороны склеивают клейкой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия (рис. 49).
С изобретением лобзика в XVI в. маркетри стали выполнять со сложноконтурным набором. При этом гнезда и вставки выпиливают одновременно в различных наложенных друг на друга листах шпона. Чередующиеся по цвету и породе листы шпона набирают в пачку и скрепляют. На верхний лист шпона наклеивают или наносят рисунок набора.
По рисунку лобзиком выпиливают сложный контур мозаичного элемента. Выпиленные вставки из одного листа шпона вставляют в гнезда других листов. Получается многовариантность сочетаний фонов, текстур и цветов мозаики.
Мастер-класс по мозаики по дереву. Факультет «Культура и искусство», 1-й МОК
Блочная мозаика пришла с Древнего Востока. Основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок древесины (рис. 45, а, б, в), а затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором (рис. 45, г).
Рис. 45. Блочная мозаика: а, б — блоки, склеенные из разноцветных пластинок; в — блок, склеенный из пластин и брусков; г — мозаичная пластинка, вырезанная из блока
Такие узоры наклеивают на украшаемые поверхности или вставляют (вклеивают) в углубления на поверхности. Особенно удобно выполнять блочной мозаикой узоры звезд, розеток, лент.
Источник: sites.google.com
Методическая разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева»
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
— усвоение учащимися особенностей создания мозаики.
Задачи:
- усвоение учащимися понятий: мозаика, орнамент;
- создание представления об истории развития мозаики, о материалах, используемых для изготовления мозаики;
- формирование навыков последовательной работы в технике «паркетри» с использованием ручного труда.
- развитие логического мышления и художественного вкуса.
- воспитание у учащихся аккуратности в работе;
- формирование коммуникативных навыков.
Тип занятия: урок формирования и совершенствования знаний.
Методы обучения: рассказ, демонстрация наглядных пособий, устный опрос, практическая работа.
Объект труда: мозаичный набор, выполненный в стиле «паркетри».
Методическое оснащение занятия:
— практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов мозаики;
Круглый стол . Изготовление рубашки из дубового шпона .4 часть
— мозаичные готовые наборы из шпона;
— образцы работ.
Ход урока
— Сегодня на уроке вы познакомитесь с мозаикой на изделиях из дерева. Наша цель – усвоить особенности создания мозаичного орнамента.
- Изложение программного материала(сопровождается показом наглядности).
Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и «живое» тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.
Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX – XIV столетиям.
Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.
Мозаика — изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.).
История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.
Мозаика может представлять собой орнамент .
Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. («Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке.
Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.
Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников – символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте — символа счастья.
- Можно ли в вашем городе увидеть рисунок, выполненный в стиле мозаики?
— Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.
Задание:
— Класс делиться на 4 (3) группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, композиции у вас получатся.
Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например, дерева.
А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.
Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.
Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.
Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.
Интарсия – инкрустация деревом по дереву.
Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.
Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.
Еще один вид отделки – маркетри.
Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.
В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку.
Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является – паркетри.
Паркетри — это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.
Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке – максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.
- Практическая часть. Закрепление изученного материала.
— Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? (ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри).
— Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный орнамент.
Организация рабочего места.
— Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик.
- Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона и клеящей ленты, которые лежат у вас на столах, самостоятельно соберите и склейте мозаичный орнамент.
- При этом помните: склеиваемые кусочки шпона должны очень плотно прилегать друг к другу.
Учащиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.
Текущие наблюдения учителя, ответы на возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.
Давайте посмотрим что получилось. (выбор и демонстрация лучших работ учащихся).
— Как вы считаете, действительно ли вы создали орнамент? А в какой технике вы выполнили мозаичный орнамент?
Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал немного художником, художником который рисует, не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.
Скачать:
![]() |
1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мозаика по дереву – декоративное искусство Мозаика по дереву – декоративное искусство Учитель: Гайворонский Денис Владимирович
Мозаика – изображение, рисунок или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т.д.) Мозаика по дереву – декоративное искусство
Мозаика по дереву – декоративное искусство Орна́мент – узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Мозаика по дереву – декоративное искусство — украшение деревянных изделий пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов. Инкруста́ция
Мозаика по дереву – декоративное искусство инкрустация деревом по дереву. Инта́р c ия —
Мозаика по дереву – декоративное искусство Маркетр и́ — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.
Мозаика по дереву – декоративное искусство Паркетр и́ представляет собой простой рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур.
Инкруста́ция Мозаика по дереву – декоративное искусство — Инта́р c ия — Инкруста́ция -Маркетр и́ -Паркетр и́
Инта́р c ия Мозаика по дереву – декоративное искусство — Инкруста́ция -Маркетр и́ — Инта́р c ия -Паркетр и́
Маркетр и́ Мозаика по дереву – декоративное искусство -Маркетр и́ — Инкруста́ция — Инта́р c ия -Паркетр и́
Паркетр и́ Мозаика по дереву – декоративное искусство — Инкруста́ция — Инта́р c ия -Маркетр и́ -Паркетр и́
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме « Einkäufe. Покупки» в 5 «В» классе, УМК «Мозаика», aвтор Н.Д. Гальскова
В своей методической разработке урока по теме «Einkäufe. Покупки» реализую принцип коммуникативной направленности, который является ведущим методическим принципом.. Принцип коммуникативной направленно.
Методическая разработка урока технологии «Ажурные изделия из жести»
Данную разработку можно использовать на уроках при изучении раздела «Изготовление изделий из тонколистового металла» на факультативах и кружках.
Методическая разработка урока по теме «Schulen in Deutschland und in Russland. Школы в Германии и в России. Работа с аутентичным текстом как способ формирования социокультурной компетенции» в 7 «В» классе УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – рече.
Разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева».
Усвоение учащимися приемов художественной обработки древесины.
Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова
На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров.
Методическая разработка урока «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Ознакомить учащихся с приемами моделирования и научить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранными фасонами; познакомить с профессией.
Методическая разработка урока «Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Методическая разработка урока «Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
Источник: nsportal.ru
Художественная обработка древесины. Технология изготовления мозаики
1. Художественная обработка древесины. Технология изготовления мозаики.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА
ДРЕВЕСИНЫ.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
МОЗАИКИ.
2.
3. 1.МОЗАИКА
Мозаика — одно из самых древних искусств.
Кто придумал технику мозаики — точно не известно,
но ее называют “необычным видом искусства”,
“удивительно выразительной” техникой создания
декоративных изображений из маленьких элементов
и “одной из самых долговечных форм декоративноприкладного искусства, дошедшей до нас со времен
античности”.
4. Эту технику “изобретали, забывали и открывали заново в разные эпохи в разных странах Средиземноморья”.
ЭТУ ТЕХНИКУ “ИЗОБРЕТАЛИ, ЗАБЫВАЛИ И ОТКРЫВАЛИ ЗАНОВО В
РАЗНЫЕ ЭПОХИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ”.
Мозаикой выкладывали полы и стены.
5.
В России технику мозаики возродил в XVIII в. М. В.
Ломоносов.
Под его руководством были созданы в этой технике
великолепные портреты Елизаветы Петровны, Петра I,
Александра Македонского, Екатерины великой и др.
Великому русскому учёному принадлежит заслуга в
возрождении изготовления мозаичных смальт в России, что
послужило воссозданием в нашей стране мозаичного
искусства.
6. В XIX веке с помощью мозаик, было украшено бессчетное количество ратуш, церквей, театров и других зданий.
В XIX ВЕКЕ С ПОМОЩЬЮ МОЗАИК, БЫЛО УКРАШЕНО БЕССЧЕТНОЕ
КОЛИЧЕСТВО РАТУШ, ЦЕРКВЕЙ, ТЕАТРОВ И ДРУГИХ ЗДАНИЙ.
7. Мозаика – это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.
МОЗАИКА – ЭТО ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИЛИ СЮЖЕТНОЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ОДНОРОДНЫХ
ИЛИ РАЗЛИЧНЫХ ПО МАТЕРИАЛУ ЧАСТИЦ.
8.
2. Орнамент
Орнамент появился в глубокой древности — это
особый вид художественного творчества, который не
существует в виде самостоятельного произведения,
он лишь украшает собой конкретные предметы
(здания, интерьер помещения, одежду, предметы
быта, и т.д.).
9. Орнамент в переводе с лат. означает «украшение», узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов (геометрических,
ОРНАМЕНТ
В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТ. ОЗНАЧАЕТ «УКРАШЕНИЕ», УЗОР,
СОСТОЯЩИЙ ИЗ РИТМИЧЕСКИ УПОРЯДОЧЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
(ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ, РАСТИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ЗООМОРФНЫХ,
Т.Е. ИЗОБРАЖЕНИЯ ПТИЦ ИЛИ ЖИВОТНЫХ)
10.
орнаменты делятся на
3 основные формы:
1. Ленточный орнамент – это узор, элементы которого
создают ритмический ряд.
К этому типу относятся бордюры, кайма, а также
декоративная полоса
для разграничения мотивов или создания орнамента как
единое целое.
11.
2.Замкнутый орнамент — узор которого
располагается в форме квадрата, круга,
овала и т.д.
12.
3. Сетчатый орнамент, когда узор
строится при помощи сетки.
Сетчатый орнамент применяется для
оформления пола, потолка,
стен помещения и т.д.
13.
Виды мозаики
Инкрустация
это украшение деревянных изделий врезанными
в их поверхность пластинки металла,
перламутра, слоновой кости и другие материалы.
14. Интарсия (итал. Intarsio — инкрустация) — это украшение деревянных изделий врезанных в деревянную основу (или наклеивание на
Интарсия.
ИНТАРСИЯ (ИТАЛ. INTARSIO — ИНКРУСТАЦИЯ) — ЭТО УКРАШЕНИЕ
ДЕРЕВЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ ВРЕЗАННЫХ В ДЕРЕВЯННУЮ ОСНОВУ
(ИЛИ
НАКЛЕИВАНИЕ НА НЕЕ) ТОНКИХ СЛОЕВ РАЗНЫХ ПО ЦВЕТУ И
ТЕКСТУРЕ ПЛАСТИНОК ДРЕВЕСИНЫ.
Другими словами — инкрустация деревом по
дереву.
15.
Изделия выполненные в технике интарсия
создавались в Римской империи, древнем
Египте, Персии, но наибольшего расцвета
интарсия достигла в эпоху Возрождения.
16. Блочная мозаика – основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок древесины, а затем распиленные на
БЛОЧНАЯ МОЗАИКА
– ОСНОВУ ЕЕ СОСТАВЛЯЮТ БЛОКИ, СКЛЕЕННЫЕ ИЗ РАЗНОЦВЕТНЫХ
БРУСКОВ И ПЛАСТИНОК ДРЕВЕСИНЫ, А ЗАТЕМ РАСПИЛЕННЫЕ НА
МНОЖЕСТВО ТОНКИХ ПЛАСТИНОК С ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ УЗОРОМ.
Такие узоры наклеивают на украшаемые
поверхности или вклеивают в углубления на
поверхности.
17. Маркетри – это украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород и текстуры
МАРКЕТРИ
– ЭТО УКРАШЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ДРЕВЕСИНЫ НАКЛЕЕННЫМИ
КУСОЧКАМИ ШПОНА ИЗ ДРЕВЕСИНЫ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД И ТЕКСТУРЫ
В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание,
так как разноцветные кусочки шпона(вставки)
вырезают и вклеивают по определенному рисунку в
соответствующие формы – гнезда (вырезки) в фоне.
18. Задание №1 1.в рабочей тетради записать число 04.02.2021 тема « Художественная обработка древесины. Мозаика» 2. Заполните
ЗАДАНИЕ №1
1.В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ЗАПИСАТЬ ЧИСЛО 04.02.2021 ТЕМА «
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. МОЗАИКА»
2. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ( СЛАЙД 19)
19. Задание №1 определите вид мозаики и занесите в таблицу под соответствующей цифрой
ЗАДАНИЕ №1
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД МОЗАИКИ И ЗАНЕСИТЕ В ТАБЛИЦУ
ПОД СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦИФРОЙ
А – Интарсия
Б – Маркетри
В – Инкрустация
Г – Блочная мозаика
1
2
3
4
20.
Задание №2
Выполнить мозаику на картоне из
картона.
Размер форматом А-5
(148мм#210мм)
работу сдать до 11.02.2021
Источник: ppt-online.org