Ищешь, что значит слово орнамент? Пытаешься разобраться, что такое орнамент? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «орнамент» в словарях русского языка
Орнамент это:
Орна́мент ( «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент
1.Узор из ритмически упорядоченных геометрических или стилизованных растительных и животных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. отт. Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении.
2.Совокупность звуков ( трели, фиоритуры и т.п. ) , украшающих основной мелодический рисунок; орнаментика
«Искусство декорирования предметов быта в русской традиции», лекция Екатерины Поповой
Большой современный толковый словарь русского языка
Орнамент
( лат. ornamentum украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия, оружие, одежда и т. д.), архитектурных сооружении, произведений пластических искусств (гл. обр. прикладных) и т. п.
Новый словарь иностранных слов
Орнамент
м.
1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. б) Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении.
2) Украшение мелодии (о трелях, фиоритурах и т.п.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Орнамент
муж. , франц. украшенье, прикраса, особенно в зодчестве. Орнаментальные работы.
Словарь Даля
Орнамент
[узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия, оружие, одежда и т. д.), архитектурных сооружении, произведений пластических искусств (гл. обр. прикладных) и т. п.
Словарь иностранных выражений
Орнамент
Словарь русского языка Лопатина
Орнамент
живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов орнамент В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, например трель
Словарь русского языка Ожегова
Орнамент
(от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Современный толковый словарь, БСЭ
Орнамент
орнамент м.
1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. б) Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении.
УРОК ИЗО🎨ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ🖌️
2) Украшение мелодии (о трелях, фиоритурах и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
Орнамент
(орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum).
1. Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см. растительный). Серебром отливают колонны, орнаменты ворот и мостов. Некрасов. – Украшение подобного рода на предметах обихода.
2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Орнамент
(от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, О., как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён.
О. либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Относительно происхождения О. нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу.
Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего О., широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания.
В О., особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность.
Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии О. имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Возникновение О. относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита.
В эстетической культуре неолита О. достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, О. теряет своё господствующее положение и познавательное значение, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему О.; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране. Особенного развития достигает О. там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье.
В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы О., во многом определяющие национальные художественные традиции. К числу определяющих формальных особенностей О. относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей О. поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета.
Не всякий узор можно считать О. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, О. может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. По мотивам, используемым в О., его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т.п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта , акант и т.д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов О. используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род О. представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески ).Лит.: Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1-8, СПБ, 1898-99; Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona,
Источник: vslovarike.ru
Искусство украшать жизнь, или Что такое узор
Человеку свойственно ценить прекрасное, и он всегда стремился привносить его в свою жизнь. Для этого на простые повседневные предметы наносились повторяющиеся точки и линии, а затем и более сложные узоры и орнаменты. С древних времен и до наших дней прошло множество столетий, но и сегодня рисунки с повторяющимся ритмом окружают нас и украшают наш дом и одежду. Что такое узор и орнамент, чем они похожи и какие между ними различия? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Узор — что это такое?
Сразу следует отметить, что слово «узор» появилось в русском языке значительно раньше заимствованного из латыни «орнамента». И, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом». Итак, что такое узор?
Это рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие морозные узоры на окнах.
Таким образом, ответить на вопрос о том, что такое узор, можно так: это рисунок, части которого могут располагаться произвольно. Как только элементы узора упорядочиваются и систематизируются, появляется орнамент.
Орнамент
Понятие «орнамент», в оригинале обозначавшее украшение, попав в русский язык, приобрело несколько иное значение. Сегодня под орнаментом понимается узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Используются орнаменты и узоры для украшения разнообразных предметов и одежды, внутреннего и внешнего декорирования различных построек и даже человеческого тела в виде татуировок.
А зачем они нужны?
Классификация по мотивам
Все орнаменты, созданные человечеством на протяжении веков, можно разделить на отдельные группы, по основному, используемому в них, мотиву:
- Геометрические, составленные из абстрактных форм, таких как точки и различные виды линий и геометрических фигур различной сложности.
- Растительные, в которых используются стилизованные изображения листьев, цветов и плодов в различных комбинациях.
- Анималистические или зооморфные, в которых изображают стилизованных или вовсе фантастических птиц и зверей.
- Антропоморфные, используют изображения фигур или части тел людей обоих полов.
Все эти виды могут комбинироваться между собой в различных сочетаниях, например, геометрических форм и растительных мотивов, как в арабесках.
Классификация по форме построения
Выделяют следующие виды орнамента:
- Ленточный, создаваемый повторением одного или нескольких элементов в полосе.
- Непрерывный (сетчатый) выстраивается для плоскостей, которые в теории не имеют ограничений, например, для тканей. Повторение его элементов возможно бесконечно.
- Центрический или композиционно замкнутый, используется для декорирования различных предметов, располагая повторяющиеся элементы вокруг объединяющего их общего центра.
Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.
Источник: fb.ru
Украшение предмета узором это
Орнамент — это узор, который состоит из повтора или чередования элементов. Термин происходит из латинского языка, где ornamentum означает «украшение». «Украшенье, прикраса, особенно в зодчестве» — так трактует это понятие в своем словаре Владимир Даль.
Доподлинно неизвестно, когда именно возник орнамент. Его следы ученые находили даже на артефактах периода каменного века. Исследователи считают, что такое украшение было одним из древнейших способов отразить мир и упорядочить действительность. Орнаменты наносили на предметы обихода, оружие и даже на тело человека.
Орнамент бывает геометрическим, растительным, животным, антропоморфным, то есть человекообразным, а также в виде стилизованных надписей. Эти мотивы декора могут использоваться как отдельно, так и в комбинациях друг с другом.
В архитектуре орнамент используют уже несколько тысяч лет. Обычно им украшают простую структурную форму. Архитектурными орнаментами могут быть лепнина, резьба, роспись, мозаика, барельефы, которые поддерживают стиль здания. Часто орнамент не только служит украшением, но и несет символическое или функциональное значение.
На протяжении веков популярность орнамента то росла, то снижалась. Архитекторы часто использовали его в готическом стиле, а также в барокко и рококо. Наименее популярным этот вид декора был в период модернизма.
Зодчие Древней Руси вдохновлялись византийским стилем, украшали орнаментами церкви и храмы. В XVII веке стали использовать барочный орнамент. Российский архитектор итальянского происхождения Бартоломео Растрелли активно использовал его в оформлении дворцов в Петергофе, Царском Селе и Петербурге. Крепостные мастера украшали орнаментами залы в домах помещиков.
В советский период узорами декорировали дворцы и парки культуры, театры, клубы, школы и жилые здания. Многие из них сохранились и до наших дней.
Источник: www.culture.ru