Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. В процессе работы мастер либо высекает (удаляет) лишние слои из исходного цельного блока, либо наращивает на каркас пластический материал (лепит скульптуру). Существует также третий способ получения изваяния — отливка, при котором в заранее подготовленную форму художник заливает расплавленный материал. Главными объектами изображения в этом виде искусства традиционно являются люди и животные.
Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.
Разновидности скульптуры
Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:
2 контейнера. Нашли ювелирные украшения , камни, коллекционные скульптуры. Экспертная оценка.
- по жанру;
- по форме;
- по назначению;
- по материалу.
К главным скульптурным жанрам относятся:
- Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
- Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
- Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
- Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
- Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
- Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.
В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.
По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).
По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:
- Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
- Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
- Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.
Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:
Вы Должны Увидеть Чтобы Поверить! Самые Реалистичные Торты в Мире
- натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
- металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
- гипс;
- дерево.
Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.
История скульптуры
История скульптуры берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние образцы этого искусства датируются эпохой позднего палеолита. Возраст небольшой статуэтки под названием «Венера из Холе-Фельс» составляет не менее 35 000 лет. Эту примитивную фигурку женщины с тучными формами неизвестный скульптор вырезал из бивня мамонта. В настоящее время найдено около 10 «Венер палеолита», созданных из камня, костей животных или вылепленных из глины.
Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.
Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.
Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:
- ассирийской;
- персидской;
- индийской;
- китайской.
Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.
Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.
Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.
После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.
После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.
Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.
Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:
- Донателло (Donatello);
- Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio);
- Микеланджело (Michelangelo).
Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:
На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:
- Африке;
- странах Азии;
- Северной и Южной Америке.
До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.
В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:
- кубизма;
- абстракционизма;
- сюрреализма;
- дадаизма;
- супрематизма;
- футуризма;
- формализма;
- поп-арта.
Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:
- минимализм;
- постминимализм;
- кинетическое искусство;
- экологическая, звуковая и световая скульптура.
В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.
Источник: veryimportantlot.com
Скульптура – искусство “оживления” камня
Скульптура – не просто один из видов изобразительного искусства. Это – необыкновенная форма передачи идеи мастера, истинное волшебство, при котором неживой предмет, бесформенное сырьё превращается в нечто “одушевлённое” и прекрасное.
Поскольку скульптура существует не на плоскости, а в трёхмерном пространстве, она даёт возможность авторам сделать образ более ярким и выразительным.
Однако не стоит забывать, что это – сложнейшая разновидность искусства. А какой может быть скульптура? Какие её жанры и разновидности выделяют специалисты? Я предлагаю получше познакомиться с принципами ваяния – одного из самых интересных и древних видов искусства.
Немного истории
Сказать о том, когда появились первые скульптуры, созданные руками человека, попросту невозможно. Свои умения в области ваяния люди стали проявлять ещё в древнейшие времена.
Считается, что таким образом они хотели выразить свои представления, сохранить память об облике божеств или определённых явлений. Несомненно, первые скульптуры были связаны с религиозными культами.
В дальнейшем скульптуры стали приобретать всё более чёткие формы, реалистичность и гармонию в своём воплощении. Однако религия по-прежнему оставалась господствующим направлением в деятельности ваятелей.
Вспомните о знаменитых статуях Древней Греции или Древнего Египта. Практически все они посвящены божествам или царям, которых считали воплощением богов.
Материалы
Постепенно менялся и материал, что использовало большинство скульпторов. Впрочем, у мастеров существовали и личные предпочтения. Мы привыкли, что скульптура – это произведение искусства из камня, но далеко не всегда для создания неповторимого образа использовали мрамор или другие разновидности минералов.
Не менее популярным материалом является бронза. И если мрамор прекрасно подходит для создания нежных линий и форм, то бронзовые изваяния могут в полной мере запечатлеть динамику и энергию. Неспроста многих древних героев античные мастера отливали из бронзы, что подчёркивала мужественность и движение.
А вот одним из самых древних материалов стало дерево. Им пользовались ещё на заре существования человечества. Особое уважение к деревянным скульптурам было и в Средние века, а в эпоху Ренессанса деревянными творениями нередко украшали кафедры церквей и соборов.
Единственным минусом таких изделий стала их недолговечность, из-за чего многие знаменитые творения, описанные в источниках, современные люди так и не смогли увидеть. Помимо этого, распространёнными были изваяния из драгоценных металлов, искусственного камня и стекла.
Разновидности скульптуры
Каждая скульптура имеет своё предназначение. Одна напоминает нам о грозном божестве, некогда существовавшей в религии народа, другая заставляет задуматься о вполне “приземлённых” вещах, а третья и вовсе открывает нам какой-нибудь известный сюжет. Специалисты условно разделяют скульптуры на три разновидности: монументальную, монументально-декоративную и станковую.
Если говорить о первом виде, монументальной скульптуре, то сразу стоит отметить: такие творения должны иметь прямую связь с городской средой или местностью, где установлены, её историей.
Мастер здесь старается передать идею, что будет ясна жителям данной местности. К монументальному типу относится большинство памятников, которые мы знаем. Самым известным примером изваяния такого типа является скульптура «Родина-мать зовёт!» Е.В.Вучетича и Н.В.Никитина.
Монументально-декоративные творения выполняют несколько иную функцию. Их главное предназначение – украшение определённого объекта (здания, фонтана), но при этом подчёркивается масштабность и величие замысла автора. Ярким примером являются все виды садово-парковой скульптуры.
Но, пожалуй, самым известным вариантом монументально-декоративной разновидности ваяния стали атланты, установленные на крыльце перед главным входом в Новый Эрмитаж.
Но если предыдущие два вида зависят от окружающей обстановки и связаны с ней, то станковая скульптура принадлежит к совершенно “свободному” типу. Она может быть выполнена в натуральном или уменьшенном размере, нередко исполняет декоративную функцию, однако совершенно не связана с местностью или местом, где находится.
Это – свободный замысел художника. Самый распространённый тип станковой скульптуры – портрет, поскольку такой вариант позволяет зрителю рассмотреть персонажа со всех сторон, а значит, и создать своё впечатление о нём.
Формы
Скульптуры могут иметь различную форму. Мастера выделяют две главных разновидности: рельефная и круглая. Последний вариант может ввести в заблуждение, вызвав ассоциации с шаром, но это не так.
К круглым изваяниям относятся все те, которые можно обойти с трёх сторон и осмотреть. А вот рельеф предполагает изображение, задняя часть которого представляет плоскую поверхность. При этом в горельефе на переднем плане фигуры выступают наполовину, в барельефе – немного меньше, а в контррельефе и вовсе словно “утоплены” в камне.
Скульптура как вид искусства уже давно стала частью нашей жизни. Мы видим их в городских парках и на площадях, они украшают фасады зданий и внутреннее убранство помещений. Изваяния всегда добавляют красоты и осмысленности, создают неповторимый стиль и колорит. А главное – за каждым из этих творений кроются кропотливый труд, неповторимый замысел, воображение и талант мастера.
Источник: musaget.ru
Какими бывают скульптуры?
Скульптура — это не просто вид изобразительного искусства. Через художественные произведения, созданные из самых разных материалов, скульптор может передать свои идеи и переживания, отразить актуальные проблемы общества, нести определенный посыл не только современникам, но и потомкам. В отличие от изображений на плоскости, скульптура существует в трехмерном пространстве, что дает художнику еще больше возможностей выразить эмоции, ощущения, сделать композицию экспрессивной.
В этой статье мы рассмотрим виды скульптур и попробуем классифицировать их по жанру, стилю и форме, а также расскажем, из каких материалов сегодня изготавливают скульптуры.
Классификация скульптур
У каждой скульптуры есть свое предназначение. Скульптурные композиции принято делить на монументальные, монументально-декоративные и станковые. Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Монументальная скульптура
Монументальная скульптура включает памятники или монументы, которые имеют прямую связь с городской архитектурной средой. Такие произведения отличаются крупными размерами; часто художник передает какую-то значительную идею, а сам объект обобщен, в нем собраны несколько подобных и схожих по смыслу образов. Пример монументальной скульптуры — широко известная работа Е. В. Вучетича и Н. В. Никитина «Родина-мать зовет!», расположенная в Волгограде.
Композиция «Родина-мать зовет!», г. Волгоград
Монументально-декоративная скульптура
Монументально-декоративная скульптура — это композиции, выполненные в качестве декораций и дополнения к архитектурным сооружениям или комплексам. Нам хорошо знакомы, например, атланты, поддерживающие крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж. Это и есть пример монументально-декоративной скульптуры. К этой же группе можно отнести кариатид — статуи, изображающие задрапированные женские фигуры, установленные вместо колонн или вместе с ними. Все виды садово-парковой скульптуры также относятся к монументально-декоративной группе.
Атланты Нового Эрмитажа
Кариатиды на Невском проспекте
Станковая скульптура
Станковая скульптура — это произведения, не зависящие от окружающей среды и предметного окружения. Станковая скульптура выполняется в размерах, близких к натуральной величине (например, величине человеческого роста), или меньших размерах. Такие композиции рассчитаны на восприятие с близкого расстояния и несут самостоятельное значение.
Их можно встретить как в музейных комплексах, так и в городской среде. Наиболее важный и часто встречающийся жанр станковой скульптуры — это портрет (голова, бюст, торс, фигура или группа фигур). Скульптурный портрет можно рассматривать с разных углов, что дает зрителю уникальную возможность дать всестороннюю характеристику изображенному герою.
Жанры скульптур
Скульптуры и памятники различаются не только по своему предназначению и заложенной идее, но и по жанрам. Искусствоведы выделяют следующие жанры скульптур:
Анималистический. Как становится ясно из названия, в этот жанр входят изображения животных и птиц, рыб, иногда — насекомых. Известные примеры скульптур в жанре анималистики — это памятник Чижику-Пыжику, расположенный на Первом Инженерном мосту в Санкт-Петербурге, а также памятник зайцу у Петропавловской крепости.
Памятник Чижику-Пыжику
Заяц на Заячьем острове
Аллегорический и символический. К этим жанрам относятся изображения, которые символизируют и олицетворяют некие абстрактные идеи. Например, когда художник хочет воплотить в скульптуре идею справедливости или истины, образ добродетели или определенную эмоцию, состояние, — он прибегает к аллегориям. Зачастую в качестве аллегорий скульпторы воплощают женские образы: вспомним хотя бы всемирно известную Статую Свободы.
В аллегорический жанр входят, в частности, такие произведения, как «Пламя революции» Веры Мухиной, скульптурная группа «Мир и Победа» («Аллегория Ништадтского мира»), расположенная в Летнем Саду в Санкт-Петербурге. В символическом жанре силу могут отражать статуи Геркулеса, невинность — скульптуры ягнят, согласие и мир — изображение пары голубей. Пример скульптуры в символическом жанре — статуя Януса двуликого, расположенная в Ватикане. Два его лица символизируют прошлое и будущее.
Аллегория Ништадтского мира
Пламя революции
Янус двуликий
Бытовой. К бытовому жанру в скульптуре относят изображения героев в привычной для зрителя обстановке, часто — за повседневными делами, в знакомой среде. Как правило, бытовая скульптура выполняется в средних или малых размерах, а композиция состоит из нескольких фигур.
«Памятник благотворителю», А. Миннулина, г. Казань
«Первый шаг», Ф. Ф. Каменский, Русский музей
«Сцена покупки», Э. Добровольский, г. Новосибирск
Исторический. Скульптура, исполненная в историческом жанре, отражает наиболее важные события мировой истории. Кроме того, к историческому жанру относятся портреты и бюсты великих людей и государственных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие государства или всего человечества. Сразу вспоминается, например, Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Медный всадник, Санкт-Петербург
Памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли, Санкт-Петербург
Памятник зодчим Казанского кремля, г. Казань
Мифологический. Скульптура в мифологическом жанре отражает народные предания и популярные сюжеты из мифологии разных стран. Для такого жанра характерны динамичность, проработка деталей, а также естественность и реалистичность изображения героев. Важно, чтобы зрителю было легко распознать фигуру и идентифицировать сюжет, поэтому при создании скульптур и скульптурных композиций в мифологическом жанре художники уделяют особое внимание характерным предметам и элементам окружающей среды.
«Похищение Прозерпины», Дж. Лоренцо Бернини
«Смерть Адониса», Дж. Маццуоло
Портретный. Портретный жанр изображает не только исторических личностей, великих деятелей культуры, искусства и политики, но и обычных людей, ставших музами или моделями для скульпторов. Главное в портретном жанре – с точностью передать историческую достоверность и тонкие детали, черты лица и иногда – одежды или обмундирования изображаемого человека. Скульпторы, работающие в портретном жанре, изображают людей в полный рост, либо воссоздают бюсты, а также изображают отдельные части тела (торс, голову и т. д.).
Портрет Октавиана Августа, Мюнхен
Формы скульптур
Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную.
- Круглая скульптура – это статуя, скульптурная группа, бюст, – словом, любая скульптура, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Такие скульптуры окружены свободным пространством.
- Рельеф – это такая форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погруженной в плоский фон. Рельефы бывают трех видов:
- барельеф: фигура выпуклая, но выступает менее, чем наполовину.
- горельеф: фигура выпуклая, выступает наполовину.
- контррельеф: фигура не выпуклая, а заглубленная, «утопленная» в поверхности.
Рельефные скульптуры наиболее часто изображают масштабные и значимые исторические сцены или баталии, поскольку такой способ изображения позволяет художнику передать элементы окружающей среды, в которой представлены герои и события.
Барельеф пьедестала Александровской колонны, Санкт-Петербург
Горельеф «Марсельеза», Париж
Из каких материалов изготавливаются скульптуры?
Скульптуры можно изготавливать из множества разных материалов, каждый из которых имеет свои особенности. Художники выбирают материал в зависимости от пожеланий заказчика и концепции проекта. Наиболее часто в изготовлении скульптур используются следующие материалы:
- Натуральный камень. Мрамор является наиболее традиционным материалом, веками применяющимся для ваяния скульптур. Этот камень идеален для воспроизведения нежных, лаконичных, часто женственных форм. Мрамор называют «королем каменной скульптуры», поскольку он объединяет в себе преимущества всех пород, а также имеет неповторимый узор, созданный самой природой. Наряду с мрамором в изготовлении скульптур часто используют гранит.
- Металл. Бронза — идеальный материал для передачи энергичных, мужественных форм. Бронзовые скульптуры изготавливаются путем отливки расплавленного металла в специальные формы. Интересная особенность бронзовых изделий заключается в том, что скульптуры, предназначенные для нахождения в условиях уличной среды, со временем приобретают темно-зеленый оттенок. Это происходит в следствие окисления металла под воздействием воздуха, а налет, образующийся на бронзовой скульптуре, называется патиной.
- Драгоценные материалы. С древних времен скульптуры вырезали из слоновой кости, отливали из благородных металлов. Из-за дороговизны материала такие скульптуры, как правило, создаются в небольших размерах. Для производства малых скульптурных форм также используются оникс и кварц.
- Дерево. Деревянная скульптура известна человечеству с древних времен. Особое распространение статуэтки и фигурки из дерева получили в Средние века. Из дерева изготавливались статуи святых, алтарные украшения и резные кафедры. Мастера чаще всего использовали липу или бук — такое дерево обладает мягкостью, хорошо поддается резцу, а линии получаются плавными и тонкими.
- Искусственные материалы. Еще в XX веке скульпторы начали использовать декоративный бетон и искусственный камень. Сегодня же современные специалисты широко применяют полимеры, акрил и стеклопластик в создании скульптурных композиций. Неоспоримые преимущества данных материалов заключаются в том, что их прочность и долговечность не уступает камню, возможности воссоздания мельчайших деталей и фактур не ограничены; кроме того, искусственные материалы прекрасно имитируют натуральные.
В Art Stone Group вы можете заказать скульптуру в любом стиле и жанре, выполненную в бронзе, мраморе, граните или в искусственном камне. Даже если вы не уверены в том, какая именно скульптурная композиция вам нужна, обращайтесь к нам — придумаем что-нибудь вместе!
Источник: artstonegroup.ru