Красота природы всегда тревожила сердца и умы людей. Художники, с их особенным эстетическим восприятием, пытались во все времена сочетать живое и неживое. Натюрморт – созвучие предметов быта и природы. Особенность композиции позволяет художнику донести до зрителя эмоциональную насыщенность картины.
Натюрморт с цветами настолько живописен сам по себе, что не требует многообразия дополнительных деталей. Колорит освещения, сочетание линий и красок, форма и фактура позволяют создать неповторимую драматургию образа.
Что такое натюрморт?
Натюрморт в переводе с французского языка означат «мертвая природа». Он оформился в самостоятельный жанр живописи в XVII веке. Натюрморт полностью посвящен изображению вещей. Это отличает его от портретной, пейзажной, исторической тематики. Объекты живой природы (рыба, дичь, фрукты, цветы) присутствуют в натюрморте. Но являются оторванными от своей естественной среды.
Например, рыба и дичь – на столе, фрукты – в тарелке, цветы – в вазе.
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт
Изображения людей, зверей или насекомых можно встретить в натюрморте. Но они, скорее, являются дополнением к основному мотиву. Потому что цель натюрморта – фактура предметов, концентрация на деталях. Это эстетическая сосредоточенность на контрасте форм, цвета, общего фона.
Художник сам выбирает композицию для своей картины: предметы быта, драпировку. Он может изменить, передвинуть или полностью изъять какую-либо деталь. Вся композиционная цельность зависит полностью от художника.
Символизм натюрморта
Все предметы в натюрморте содержат определенный смысл, тайный подтекст. Предметы разговаривают со зрителем на языке символов.
- Череп – символ бренности жизни.
- Хрустальный бокал – хрупкость.
- Пустой стакан (в отличие от полного) – напоминание о смерти.
- Золотая, серебряная посуда – привычка к роскоши.
- Ключи – сокрытие или разглашение тайны.
- Змеи, ящерицы – коварство и хитрость.
- Мухи, пауки – злобность.
- Орех в скорлупе – душа, скованная грехом.
Разнообразие значений предметов зависит от эпохи, страны, в которой был написан натюрморт. Цветы в вазе несут скрытое значение старости и увядания, если они осыпались. Яркие и свежие символизируют молодость, красоту.
Фиалки, незабудки говорят о чистоте, невинности. Яркие, красные цветы – о гордости, надменности. Оливковая веточка – символ мира. Бутоны цветов – скрытые возможности. Ландыши, колокольчики – скромность, нежность.
Летающие бабочки вокруг вазы с цветами означают бессмертие, перерождение и возрождение человеческой души.
Натюрморт с цветами
Набольший расцвет натюрморта как жанра выражен в полотнах фламандских, нидерландских художников. Предметы быта, кухонная утварь идеализируются, становятся важными действующими лицами в картине.
Популярность цветочных мотивов связана с традицией голландцев выращивать сады, комнатные растения. Пышность зелени, разнообразие оттенков, лучи солнца и капли дождя в листьях привлекательны для эстетического вкуса художника.
ИЗО 2 класс (Урок№12 — Натюрморт из предметов старинного быта.)
Натюрморт с цветами становится востребованным после появления полотен таких мастеров, как Ян Давидс де Хем, Амброзиус Босхарт Старший, Бальтазар ван дер Аст.
Французский импрессионизм поддержал развитие натюрморта как отдельного жанра. Цветовые пятна, насыщенный свет, передача воздушного потока в полотне – новые принципы восприятия окружающего мира – внесли Гюстав Курбе и Эдуард Мане, Эдгар Дега и Клод Моне, Поль Сезанн и Ренуар.
Русские живописцы (Игорь Грабарь, Константин Коровин, Исаак Левитан) несколько иначе видели стиль натюрморта. На первое место они ставили достоверность изображения. Поэтому так реалистичны их картины. Натюрморт, цветы переходят в достоверную плоскость, поражая своей эмоциональной убедительностью.
Современная живопись
Актуален натюрморт с цветами и в наши дни. Это картины, написанные маслом, акварелью, карандашом. Энергетика пространства, натуральная цветовая гамма, современные возможности фотоискусства вносят свои коррективы в жанр натюрморта. Это садовые и дачные цветы, роскошные авторские букеты и скромная весенняя листва.
Такие картины отлично вписываются в интерьер дома. Их цветовая насыщенность, красочная эмоциональность добавят необходимые акценты в декор квартиры. Разнообразие аранжировки цветов, предметов, современных реалий зависит от эстетической фантазии художника.
Источник: www.syl.ru
Тайные символы на натюрмортах: О чём могут рассказать фрукты, цветы, свечи и другие предметы
Натюрморт относится к произведению искусства, которое изображает группу неодушевлённых, обычно банальных предметов. Традиционно натюрморты также полны скрытой символики—изобразительного языка, который использует обычный объект для передачи более глубокого смысла. Самыми известными примерами натюрмортов являются безукоризненно детализированные и богато символические картины голландского Золотого века. Но тем не менее независимо от периода, натюрморты до сих пор остаются одним из самых популярных жанров в XXI веке, которые привлекают внимание как зрителя, так и критиков. Итак, рассмотрим некоторые предметы, которые обычно встречаются в натюрмортах на протяжении всей истории, и то, что они символизируют.
1. Фрукты
Ваза с фруктами и цветами, Ян Давидс де Хем, первая половина XVII века. Фото: amazon.com.
Фрукты — одни из самых распространённых предметов в натюрмортах на протяжении веков. Корзина с фруктами предлагает художнику не только разнообразные цвета и фактуры, но и разнообразные религиозные и мифические символы. Например, в христианстве яблоки означают искушение и знание по отношению к ветхозаветному рассказу о Еве, вкушающей запретный плод в Эдемском саду. Виноград символизирует темы наслаждения и похоти, связанные с Вакхом, римским богом вина. Гранаты ассоциируются с Персефоной, греческой богиней весны и царицей подземного мира.
Корзина фруктов Микеланджело Меризи да Караваджо, 1599 год. Фото: milanoguida.com.
Натюрморт итальянского художника эпохи барокко Караваджо изображает обычную корзину с фруктами, которая драматически выдвинута на передний план композиции с предельным реализмом. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые плоды гниют и поедаются червями, что может тонко раскрыть чувства художника по поводу продолжающейся протестантской реформации и католической контрреформации в Италии.
2. Memento Mori
Натюрморт, Поль Сезанн, 1890-93 гг. Фото: vagabond-des-etoiles.com.
Натюрморты vanitas, прославленные голландскими и фламандскими художниками XVI-XVII веков, выражают скоротечность жизни и тщетность материализма. Эта традиция также служила оправданием для рисования красивых и дорогих предметов вместо более откровенных нравоучительных сюжетов. Одним из наиболее тяжёлых символов, появляющихся в натюрмортах vanitas — это череп, который является ярким напоминанием о неизбежности смерти. Такой символ называется Memento Mori.
Ранний современный художник Поль Сезанн был известен тем, что экспериментировал с формой, цветом и перспективой в своих натюрмортах. Он начал включать черепа в свои композиции в течение последнего десятилетия своей жизни, возможно, указывая на растущее осознание своей собственной смертности.
3. Свечи
Натюрморт с Библией, Винсент ван Гог, 1885 год. Фото: displate.com.
Ещё один общий компонент натюрмортов vanitas – свечи, которые символизируют неизбежность течения времени. Чем дольше они горят, тем меньше их становится, пока ничего не остаётся. Зажжённая свеча символизирует свет, истину и знание. Потухшая свеча символизирует потерю и смерть. В христианстве ярко горящая свеча указывает на веру в Бога или свет Христа.
Масляные лампы или другие узнаваемые источники света иногда используются в натюрмортах, чтобы передать те же самые значения.
Кувшин, свеча и эмалированная кастрюля, Пабло Пикассо. Фото: pinterest.es.
Постимпрессионистский натюрморт Винсента ван Гога с Библией проще и мрачнее его более известных работ. Ван Гог написал его незадолго до смерти своего отца, который был протестантским священником. На картине изображены потухшая свеча, библия, принадлежавшая его отцу, и современная светская книга. Рядом с двумя соседними книгами свеча может намекать на то, что художник пытался и не смог стать священником, как его отец, или она может относиться к надвигающейся смерти его отца.
4. Цветы
Натюрморт с цветами. Рашель Рюйш, 1750-е годы. Фото: line.17qq.com.
Прекрасный букет цветов в полном цвету может означать жизнь, веру, рост и силу. Увядающие цветы, с другой стороны, служат мрачным напоминанием о том, что жизнь, материальные блага и красота хрупки. Конкретные цветы также имеют более конкретные значения. Например, ядовитый паслён символизирует опасность или обман, маргаритки символизируют невинность, маки символизируют сон или смерть, а красная роза символизирует любовь и обольщение. В контексте христианства красная роза символизирует искупительную кровь, пролитую Иисусом Христом, в то время как белая лилия ассоциируется с чистотой и непорочным зачатием Девы Марии.
Ян Брейгель Младший. Фото: blogspot.com.
Рашель Рюйш была художницей натюрморта голландского Золотого века, получившей мировую известность благодаря своим тщательно продуманным и микроскопически детализированным натюрмортам с цветами. Она нарочно рисовала комбинации цветов, которые, в действительности, не могли все цвести в одно и то же время года. Это происходит потому, что каждый букет Рашель был тщательно разработан, чтобы раскрыть широту знаний, будь то передаваемые в конкретных типах цветов или их состоянии цветения.
5. Ракушки
Натюрморт с рыбой, морепродуктами и цветами, Клара Питерс, 1612-15 гг. Фото: ada-skill-based.art.
Помимо того, что ракушки ассоциируются с женственностью, они могут символизировать рождение и удачу. В христианстве ракушки также символизируют крещение и воскресение. Раковины морских гребешков особенно ассоциируются со Святым Иаковом, одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, и концепцией паломничества.
Устрицы были особенно популярны в натюрмортах голландского Золотого века и в то время не считались роскошной пищей. Как и другие раковины, они символизируют рождение и плодородие. Жемчуг является символом чистоты и совершенства. Спрятанная между раковинами устрицы, жемчужина представляет собой скрытое знание и осознание.
Натюрморт Клары Питерс с устрицами и ракушками на переднем плане — одна из многих существующих композиций семнадцатого века для банкетов. Зрители таких картин могли одновременно радоваться изысканности застолья и размышлять над нравственными или религиозными посланиями, которые символизирует каждый пункт меню.
6. Зеркала
Натюрморт с зеркалом, Рой Лихтенштейн, 1972 год. Фото: 318art.cn.
В древности считалось, что душа человека содержится в его отражении. Зеркала были включены в различные картины на протяжении всей истории. Они могут представлять либо истину и самоуверенность, либо тщеславие и искажение — разница зависит от того, кто смотрит на их отражение. Разбитое зеркало повсеместно считается дурным предзнаменованием.
Для талантливого художника стеклянные предметы и поверхности представляли собой возможность искусно передать сложные визуальные эффекты прозрачности и отражения. Кроме того, поскольку зеркала когда-то были непомерно дорогими для большинства людей, покровители натюрмортов, возможно, хотели показать своё богатство.
Натюрморт Роя Лихтенштейна с зеркалом исследует многовековую традицию через призму поп-арта конца девятнадцатого века. Предметы натюрморта Лихтенштейна, в том числе зеркало и корзина с фруктами, являются традиционными символами, которые зрителям предлагается рассматривать в современном контексте явлений массовой информации и поп-культуры.
7. Насекомые
Натюрморт с цветами, фруктами, раковинами и насекомыми, Бальтазар ван дер Аст, 1629 год. Фото: google.com.
Насекомые часто интегрируются в натюрморты с цветами и едой, в том числе в картины ванитас. Как группа, насекомые символизируют жадность или разложение, но определённые типы насекомых имеют свои собственные ассоциации. Бабочки символизируют преображение, а в христианстве — воскресение. Стрекозы — это некая противоположность бабочки, символизирующая мирскую жизнь и смерть и часто изображаемая охотящейся на более мелких насекомых. В эпоху раннего Возрождения улитки ассоциировались с непорочным зачатием Девы Марии, поскольку считалось, что улитки размножаются бесполым путём.
В этом голландском натюрморте Золотого века Бальтазара ван дер Аста множество крошечных насекомых появляется по всей композиции. Хотя их включение и размещение может показаться случайностью, на самом деле это очень преднамеренно. Каждое насекомое обращает внимание на надвигающееся гниение плодов и цветов, которое из-за инвазии уже идёт полным ходом. Неизбежность разложения и смерти ещё больше подчёркивается опрокинутой корзиной и зловеще парящей над сценой стрекозой.
8. Музыкальные инструменты
Мандолина и гитара, Пабло Пикассо, 1924 год. Фото: pinterest.es.
Музыкальные инструменты считались предметами роскоши на протяжении многих веков. Хотя они часто включались в натюрморты, чтобы показать богатство таланта покровителя, музыкальные инструменты также могли нести более глубокий смысл. В общем, музыка представляет собой досуг или праздник.
В натюрморте vanitas скрипка может напоминать зрителям о нитях времени и о том, что всё прекрасное должно когда-нибудь кончиться. Оборванные или отсутствующие скрипичные струны могут указывать на разлад или смерть. Флейты издавна ассоциировались с опьянением Вакха, а также с грехами похоти и лени. Изогнутые формы многих инструментов, таких как гитара, параллельны органичным и соблазнительным формам человеческого тела.
Кубистическая мандолина и гитара Пабло Пикассо смело игнорируют большинство условностей натюрморта и его традиционной иконографии. Тем не менее, все же стоит рассмотреть символику струнных инструментов Пикассо — они могут представлять шум современной жизни или быстротечность стремительно развивающегося мира искусства двадцатого века.
9. Мёртвые животные
Натюрморт с дичью, овощами и фруктами, Хуан Санчес Котан, 1602 год. Фото: czt.b.la9.jp.
Картины мёртвых животных стали очень популярным поджанром натюрморта в семнадцатом веке — факт, который часто ставит в тупик зрителей в двадцать первом веке. Во время голландского Золотого века охота для спорта стала менее эксклюзивной для богатых, а международная торговля стала более обильной. В результате натюрморты с очень детализированными охотничьими трофеями и тушами экзотических животных пользовались очень высоким спросом и вписывались в другие итерации традиции vanitas. Когда мёртвые животные изображались рядом с другими продуктами питания, они также могли представлять кулинарные блюда определённого региона или покровителя.
В этом испанском бодегоне начала семнадцатого века Хуан Санчес Котан использует мёртвую дичь, чтобы продемонстрировать противоречивые склонности человечества к мрачному и прекрасному. Такие картины могут также представлять удовольствие и удовлетворение от охоты, очарование добывания товаров или хрупкие отношения между людьми и природой.
10. Серебро и золото
Натюрморт с серебром, Александр-Франсуа Депорт, 1715-23 гг. Фото: blogspot.com.
Включение драгоценных металлов в натюрморты может продемонстрировать мастерство художника в точном изображении отражающих текстур или коллекции дорогих предметов мецената. В натюрморте vanitas золотые и серебряные украшения могут усилить напряжение между материализмом и моралью. В религиозных контекстах золото может указывать на то, что что-то является драгоценным, священным или долговечным. Подобно зеркалу, серебро может отражать душу человека по позитивным или негативным причинам. Золотые и серебряные предметы в натюрмортах также могут иметь националистическое значение, либо представляя особенности родины человека, либо демонстрируя его культурный опыт в международной торговле и путешествиях.
Натюрморт эпохи позднего барокко с серебром работы Александра-Франсуа Депорта представляет собой богато детализированную композицию предметов роскоши, принадлежавших владельцу картины. Депорту часто поручали королевские особы и элиты писать декоративные натюрморты своих обширных коллекций предметов, подчёркивая богатство покровителей и явно французский вкус.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Натюрморт: история жанра и основные виды
Натюрморт буквально переводится с латинского как «мертвая природа». Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра — «застывшая жизнь». Это жанр живописи, в котором основную роль играют неодушевленные предметы природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована.
Картины отличаются детальностью, они продуманы и подчеркивают эстетическую ценность каждого изображенного предмета. В целом полотна подчеркивают красоту самых простых вещей и через них передают ценность жизни, царящие в ней взаимосвязи, радость ее восприятия и быстротечность.
История жанра
Картина делится на классические три плана по глубине. На втором плане находится центр композиции, на переднем изображены мелкие детали, дополняющие основную идею, а на заднем плане — фоновые драпировки.
Основателями жанра принято считать голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа — ярких представителей школы «малых голландцев». Разумеется, изображения предметов природного происхождения существовали задолго до них, но обычно в виде фрагментов на более крупных полотнах, а как отдельный жанр станковой живописи оформились именно в 17 веке.
Натюрморт долгое время относили к низшим жанрам, полагая, что бытовые темы ограничивают потенциал картины, но в 19 веке Ван Гог, Ренуар, Мане и другие знаменитые художники своими работами доказали ошибочность этого мнения. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов — игрой цветовых пятен, бликов, воздушностью изображения. В этот период натюрморт переживал свой расцвет, в том числе и благодаря появлению в продаже красок в тюбиках, значительно упростивших работу живописцев.
В 20 веке эксперименты над жанром продолжили П.Пикассо, Дж.Моранди и С.Дали экспериментируя в новых формах, цветах и стилистических приемах.
Основные виды и стили натюрморта
В настоящее время натюрморт делится на ряд поджанров согласно предметам и темам, представленным на холсте. Деление достаточно условное — поджанры могут пересекаться.
Суета сует. В композиции должны фигурировать предметы, олицетворяющие бренность человеческого бытия: оплывшая свеча, часы, череп, испортившиеся фрукты или увядшие цветы, бабочка.
Охотничий или Охотничьи трофеи. На полотне должны быть результаты охоты: битая птица, ружье или другие охотничьи принадлежности: рог, сумка, патроны. В этом поджанре в качестве фона часто используется парк или лес.
Цветочный. Центральный объект композиции этого поджанра — букет цветов в вазе. У каждого цветка своя символика, например, чертополох олицетворяет зло, мак — забвение, а гвоздика напоминает о пролитой крови Христа.
Обманка. Предметы на холсте изображены максимально реалистично, создавая полную иллюзию реальных объектов.
Религиозный натюрморт объединяет предметы с религиозной атрибутикой: иконы, свечи, библию, кадило, лампады.
Рыбный. Голландия — родина натюрморта — страна на берегу моря, поэтому тема морепродуктов вынесена в отдельный поджанр.
Накрытый стол — жанр делится на две разновидности: Завтраки и Роскошный натюрморт.
Завтраки. Хронологически эти застолья появились первыми, на картинах изображался сыр, булочки, ветчина — самые обычные для голландцев продукты в простой сервировке.
Роскошный натюрморт. Основная тема — шикарно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократического общества.
Натюрморт с животными. Картины с налетом философского анимализма, из живого мира чаще всего встречаются змеи, кошки, собаки, насекомые и птицы.
Ученый натюрморт. На полотнах фигурирует атрибутика из мира науки или искусства: книги, карты, глобус, ноты, музыкальные инструменты.
Натюрморт в разных видах творчества
Прошлое накладывало свои ограничения на техники изображения, отличия могли быть в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. Начиная с прошлого века стали появляться акварели: волшебные цветы в технике многослойной акварели Сергея Андрияки, фотографически точная стеклянная посуда Лорина МакКракена, нежная дымка вокруг букета в вазе китайского художника Лю И.
Сейчас приобщиться к изображению натюрморта может любой ценитель прекрасного. Разнообразие стилей и техник, в которых можно создать классическую картину старого жанра, очень велико. У вас есть возможность создать картину по номерам, работу в технике алмазной вышивки, бисерной вышивки, папертоли. Можно получить натюрморт вышивая по канве крестиком или гладью, а можно создать композицию в технике декупажа, использовав салфетки с соответствующими темами. С помощью акриловых красок у вас получится нарисовать натюрморт на тарелке или керамической вазе.
Вы можете придерживаться старой школы или найти набор со свободной интерпретацией жанра, согласно вашим личным вкусам. Например, украсить кухню картиной по номерам «Кофейный натюрморт » или алмазной вышивкой «Глинтвейн», которые с натяжкой укладываются в рамки привычных поджанров. А картина «Пивной натюрморт» будет неплохо смотреться в гараже.
Источник: zvetnoe.ru