В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика каждого вида заключается в свойственной только ему силе выражения мысли, глубине эстетического отражения определенных сторон жизни. То, что доступно одним видам искусства, мало доступно или недоступно другим.
Вместе с тем жизнь и эстетическое отношение к ней раскрываются во всей полноте в совокупности всех видов искусств. 1. Архитектура или зодчество – искусство проектировать, строить и украшать здания, предназначенные для общественной или частной жизни людей. Архитектура происходит от греческого слова «архитектон» — зодчий, строитель.
Произведения архитектуры – это и гигантские пирамиды, и древние мегалиты, и величественные храмы, дворцы, крепости, и обыкновенные дома. Архитектура это не просто возведение сооружений. Архитектор стремится создать совершенный художественный образ. Древние римляне, например, сумели превратить в подлинный шедевр архитектуры даже водопровод.
То же самое можно сказать о Ростокинском акведуке ХУ111, по которому поступала вода в Москву из Мытищ. Через свои сооружения и постройки архитектура передает образы человека и мира, который его окружает. Зодчие времен античности, средних веков и Эпохи Возрождения представляли себе идеальное здание в качестве своеобразной «модели мира».
А.П. Салиенко «Архитектура, скульптура, монументальное искусство МГУ имени М.В Ломоносова»
Монастыри, например, символизировали «град небесный». Различают архитектуру больших и малых форм. Архитектура малых форм – это жилые и хозяйственные постройки частного характера, архитектура больших форм – общественные сооружения: дворцы, храмы, заводы, инженерные сооружения и т.д.
Формы архитектурных памятников тесно связаны с окружающей их средой и местными условиями. В странах с теплым и сухим климатом предпочитают строить дома с плоскими крышами, которые можно использовать как открытые террасы.
В странах, где часто идут дожди, например, в Северной Европе – крыши высокие и остроконечные, что облегчает сток воды, а в странах с холодными снежными зимами (например, Россия) – скаты крыш пологие,и скапливающийся на них снег помогает сохранять тело в помещении. Архитектура связана не только с природной средой, но и с национальными традициями.
Для традиционной древнерусской архитектуры характерны небольшие горницы, низкие потолки. На архитектурные традиции разных стран влияет наличие того или иного строительного материала и способ его обработки.
Например, если в Западной Европе основным строительным материалом был камень, то в России на протяжении многих веков таким строительным материалом являлось дерево, а традиционной конструкцией – скрепленные в виде четырехугольника бревна(сруб). Когда одного сруба было недостаточно, к нему пристраивали другой.
Шедевром такой конструкции стал дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. От материала зависит и художественный образ архитектурного сооружения. Так использование местного белого камня, легкого в обработке, позволило зодчим Суздаля и Владимира придать плавность очертаниям храмов и украсить их нарядной скульптурной резьбой.
Древнегреческое искусство. Скульптура, архитектура и живопись.
Суровый облик псковских храмов, лишенных внешней декорации, объясняется тем, что их строили из твердого неподатливого камня, из которого трудно было даже вытесать блок правильной формы. Архитектура способна изменять внешнее окружение. Древнерусские зодчие умели удивительно точно вписывать свои произведения в окружающую природу.
Примером этого является небольшая церковь Покрова на Нерли Х11в., которая придает обычному русскому пейзажу вид художественного произведения. Европейские архитекторы ХУ11-ХУ111 вв. создавали вокруг дворцов искусственный пейзаж: четко очерченные лужайки; деревья и кустарники, подстриженные в форме геометрических фигур; аллеи и каналы, фонтаны и беседки.
Архитектура, связанная с организацией природной среды и созданием садово-парковых ансамблей, получила название ландшафтной. Ее идеальным воплощением стал Версаль – дворец французских королей, в архитектуре которого было учтено даже движение солнца. Первые его лучи освещали королевскую спальню, а последние – Большой канал и главную аллею парка.
По замыслу создателей, дворцово-парковый комплекс должен был олицетворять прекрасный мир, в центре которого находится король. Образцом ландшафтной архитектуры России являются Петродворец под Петербургом, Кусково, Архангельское под Москвой. Практические задачи, которые решает архитектура – это целесообразность и удобство зданий и их комплексов.
«Прочность, польза, красота» определяют действительное произведение архитектуры. В архитектуре отражается характер общественной жизни и уровень духовного развития общества, его эстетические идеалы. Произведения архитектуры выражают интересы и вкусы не столько одного человека – автора проекта, сколько всего общества в конкретную историческую эпоху.
Так, стремление к гармонии тела и духа отразилось в облике храмов Древней Греции. Торжественность и утверждение могущества власти виды в римских триумфальных арках. Мистический порыв души человека к Богу прослеживается в архитектуре готических соборов средневековой Европы.
Высшей формой архитектуры является градостроительство, где учитывается характер местности, уровень развития экономики, науки, условия транспорта, размещении населения.. Гармоничная городская архитектура благотворно влияет на человека.
И наоборот, однообразные жилые («спальные») кварталы, безликие и одинаковые многоэтажные дома, построенные из стандартных блоков, отрицательно влияют на психику, заставляют человека чувствовать себя одиноким и потерянным. 2. Подобно архитектуре, скульптура – объемно-пространственный вид искусства.
Скульптура воздействует на сознание людей языком пластики, объемом лепки или высекания. Впервые скульптура (декоративная) появилась в первобытную эпоху, она достигла своего расцвета в античную эпоху.
Кроме скульптуры, существуют: рельеф (фигурный или орнаментальный) – выпуклое изображение на плоскости (например, изображение на монете), барельеф – где изображение наполовину своего размера выходит из плоскости ( герб на фронтоне Большого театра), горельеф – изображение почти выходит из плоскости (библейские фигуры на фронтонах храма Христа Спасителя.) Рельеф дает возможность раскрыть темы, связанные с изображением множества людей, совершающихся в пейзаже или интерьере. По своему назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную.
Монументальная скульптура выражает большие и общие идеи лаконичными формами (например, скульптура «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде олицетворяет победу народа в величайшей Сталинградской битве, памятник Ю.Гагарину на Ленинском проспекте в Москве выражает идею освоения космоса а скульптурный памятник Минину и Пожарскому на Красной площади связан с идеей освобождения столицы от польских захватчиков, памятник М.Фальконе Петру Великому в Петербурге – идею величия России под уздой самодержавия). Воздействуя на расстоянии, монументы украшают площади, улицы, архитектурные комплексы.
Станковая скульптура рассчитана на близкое восприятие, она предназначена в основном для интерьеров (внешнего и внутреннего убранства) зданий. Например, скульптуры в общественных зданиях и музеях (статуи богов внутри греческих храмов, статуи итальянских кондотьеров в вестибюле Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве, статуи на кровле Зимнего дворца).
Декоративная скульптура используется для украшения быта (бюсты, небольшие статуэтки). 3. Живопись в отличие от пространственных видов искусства воспроизводит явления жизни средствами цвета, светотени и линий. Живописи доступны изображения человека, больших групп людей и окружающей среды. В этом проявляется ее преимущества по сравнению с возможностями скульптуры.
Живопись разделяется на монументальную и станковую. Монументальная живопись – наиболее древняя по происхождению. Она возникла в неразрывной связи с архитектурой общественных и культовых зданий. Для нее характерны техники мозаики, фрески, темперы.
Например, внутренние росписи храма Христа Спасителя, всех православных храмов вообще, Грановитой палаты, мозаика станции «Комсомольская» московского метрополитена. Станковая живопись (исполненная на станке-мольберте) имеет самостоятельное значение. Она получила широкое распространение с эпохи Возрождения.
Это картины, портреты, пейзажи, русские иконы, рассчитанные на близкое восприятие. Живопись различается по материалам и способам красочного изображения.
Расцвет монументальной живописи привел к развитию техники мозаики (изображение создается на стене при помощи цветных камешков и сплава стекла – смальт) и фрески (изображение наносится на стену специальными красками по сырой штукатурке). В Западной Европе получили распространение витражи, в которых изображение достигалось с помощью кусочков цветного стекла на окнах соборов.
Станковая живопись была связана в древние времена с техникой энкаустики (живопись восковыми красками), в средние века – с темперой (яичные краски), в эпоху Возрождения и в наше время – с техникой масляной живописи на дереве или холсте. 4. Графика.
Слово «графика» происходит от греческого «графо» — пишу.Истоки графики относят к рисункам первобытного человека, нанесенным на скалах, вырезанных на кости. В древнюю эпоху графические рисунки заменяли письменность. Определяющим в графике является рисунок, а средствами выразительности служат линии, градации света и тени.
С помощью черного и белого художник создает иллюзию цветности и тонального изображения. Специфическая особенность графики состоит в лаконичном и четком изображении главного: линий здания, лица человека и т.д. Тогда рисунок уникален. Но благодаря возможности его размножения путем оттиска, т.е. получения гравюры – графика приобретает массовый характер.
Сейчас, в век компьютеров и ксероксов это становится обыденным. Массовый характер графика приобретала в революционные эпохи и военное время, когда нужны были листовки на противников и т.д. Сейчас графика используется для распространения разного рода рекламных объявлений.
К графике относятся: рисунок (карандашом, пером, углем, кистью на бумаге, процарапанный на металле, выполненный на камне), эстамп (гравюры на дереве, металле, камне). Графику подразделяют на станковую (самостоятельные произведения) – книжные иллюстрации, газетный и журнальный рисунок и прикладную (этикетки, почтовые марки).
Монументальной формой графики является плакат, обращенный непосредственно к массам, воздействуя быстро и легко запоминающимися образами. Это видно из уличной рекламы. Плакат обладает наибольшей агитационно-призывной силой.
5. К прикладному искусству относятся предметы, служащие бытовым нуждам человека и обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами. Это предметы, украшающие быт, интерьер жилища, общественные здания, улицы, парки, площади и т.д. Это мебель, ковры, ткани, одежда, вазы, посуда, ювелирные украшения, вывески, уличные фонари и т.д.
Это предметы из металла, дерева, стекла, керамики, пластмассы. Существуют также синтетические искусства, которые представляют собой свободную комбинацию разных видов искусств. К ним относятся: 1) театр (драматический и оперный, объединяющий литературу актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; 2) балет, сочетающий в себе танец, музыку, живопись; 3) эстрадное искусство, содержащее пение, декламацию, конферанс, танец, акробатику. К техническим искусствам относятся: фотоискусство, искусство кино, мультипликация, телевидение, компьютерные ауди- и видеотехнологии.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
9. Найди соответствие. Соедини линиями.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «9. Найди соответствие. Соедини линиями. Изображение человека Архитектура. Изображение природы Натюрморт Проекты зданий Портрет Изображение . » по предмету Обществознание, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по обществознанию
Перечислить 5-8 примеров по теме Кризис духовенства и нравственности
1) Почему государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества? 2) Сравните признаки государства с признаками общества.
Ребят помогите написать рассуждение «для чего нам нужно государство?» С ключевыми словами • законы, • безопасность, • общие блага, • рынок труда, • благосостояние семьи.
Сиквейн на тему растительный хозяин
Назовите не менее трех отличий творческой деятельности от других видов человеческой деятельности. Приведите три примера, доказывающих, что в повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого решения.
Главная » Обществознание » 9. Найди соответствие. Соедини линиями. Изображение человека Архитектура. Изображение природы Натюрморт Проекты зданий Портрет Изображение неживой природы Пейзаж Украшение предметов Скульптура Лепка человека и животных Дизайн (декор)
Источник: urokam.net
Виды искусства: архитектура и скульптура
Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.
Архитектура — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
Скульптура — пространственно- изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
— горельеф — высокий рельеф,
— барельеф — низкий рельеф,
— контррельеф — врезной рельеф.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Культура первобытного общества
Эпоха палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальнойкультуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.
Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Магия находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.
В эпоху позднего палеолита успешно развиваетсяискусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.
Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в этом плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности лишь намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты.
На финальной стадии палеолита животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некоторые животные даны в натуральную величину.
Эпоха мезолита
Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.
Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.
В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений.
Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).
Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.
Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.
Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.
В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей-полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение.
В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи.
У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные свойства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Они использовали пиктографическое письмо, могли считать.
Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что проявляется и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины.
Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.
Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.
Культура Древнего Египта
Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.
Быт народа
Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до 12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью.
Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.
В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.
Архитектура и искусство
Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.
Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют.
На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.
Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.
Письменность и язык
Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.
Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.
Постепенно были выделены 21 простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.
Литература
Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.
В IV тысячелетии начали формироваться некоторые литературные жанр, например, биографии вельмож, дидактические тексты или поэтические произведения. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы, например «Рассказ Синухета».
Огромное внимание в египетской литературе уделено дидактическому жанру. Эти произведения напоминают пророчества. Одним из древнейших произведений дидактического жанра является «Поучение Птахотепа». Тексты мудрецов, которые предостерегали народ от несоблюдения правил предписанных богами, также можно отнести к этому жанру.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник: cyberpedia.su