Украшение предметов как называется в изобразительном искусстве

Термин «декоративное искусство» – традиционный термин для довольно громоздкого круга художественных дисциплин, связанных с дизайном, орнаментом и украшением предметов, обычно функциональных, которые не обязательно обладают какими-либо внутренними эстетическими качествами. Вообще говоря, многие виды декоративного искусства (например, плетение корзин, столярное дело, керамика, гобелены и другие) также относятся к категории «ремёсел». Кроме того, декоративное искусство является частью более крупной категории прикладного искусства.

Что включается в понятие «декоративное искусство»?

Определение и категория декоративного искусства включает создание мебели и аксессуаров, ковров и гобеленов, вышивки (см., например, гобелен из Байе – на самом деле вышивка), книжную иллюстрацию, цветочные украшения, керамическую посуду (глиняная посуда, керамика), фарфор и раку, плетение, ювелирное дело, эмаль, изделия из серебра и ювелирные изделия, в том числе клуазонне (эмаль разделена перегородками) и шамплев (эмаль наносится в подготовленные выемки) и мозаичное искусство, а также витражи и дизайн интерьера. Сюда также относятся театральные декорации и костюмы, о чем свидетельствуют великолепные эскизы Леона Бакста для Сергея Дягилева и его русской балетной труппы. Китайская лаковая посуда и резьба по нефриту являются ведущими образцами из Азии, так же как и китайский фарфор – особенно посуда династии Мин – и японское складывание бумаги оригами. К декоративному искусству также относится практически любая категория «драгоценных предметов или предметов ручной работы». Сюда входят такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, инкрустированные доспехи и оружие, каминные полки (например, из мрамора и мозаики), а также театральные декорации и костюмы, например созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для Русских балетов.

Стили Живописи | The Madoff (HD)

Что такое искусство?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством и ремёслами, см.: Определение искусства, значение.

История визуального искусства
О важных датах развития изобразительного искусства и других видов искусства см.: История искусства.

Виды искусства
Для произведений искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Джанк-арт.
О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Аутсайдер-арт.
О работах душевнобольных см.: Арт-брют.

В чем разница между декоративным и изобразительным искусством?

Изобразительное искусство, то есть живопись, рисунок, скульптура и фотография, обычно не имеет никакой другой функции, кроме визуальной. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие состоит в том, что изобразительное искусство, как правило, в большей степени основано на рисовании, а декоративное искусство – в большей степени на технике. Но есть исключения из обоих этих общих правил.

Проблемы определения

Точное значение «декоративного искусства» сегодня менее важно, теперь, когда узкая, элитарная концепция изобразительного искусства вытеснена более широкой классификацией визуального искусства. Более того, несколько современных форм декоративных работ, включая дизайн интерьера, модную индустрию, графику или компьютеры – известны как дисциплины «дизайна», а не как декоративное искусство. Таким образом, последний термин, вероятно, постепенно исчезнет, ​​особенно с учётом того, что он так тесно связан с такими категориями, как «прикладное искусство» и «ремесло». (См. Также: Виды искусства.)

36 ТЫСЯЧ ЛЕТ ЖИВОПИСИ ЗА 5 МИНУТ [ART I FACTS]

Истоки и история декоративного искусства

Самым ранним видом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика в стиле Дзёмон, впервые появившаяся примерно с 14 500 г. до н.э. Она также широко производилась от около 5000 лет до н.э. рядом древних цивилизаций Средиземноморья, до достижения своего апогея в геометрическом стиле , восточном стиле , чёрных фигур и красных фигур и в стиле древней греческой керамики.

Ещё одними ранними производителями декоративного искусства были кельты, чьи изделия из металла (около 500-50 гг. до н.э.) создали такое личное оружие и ювелирные изделия, как золотой и бронзовый « Дуб Манчинг » (около 350-50 гг. до н.э.), бронзовый « Щит Баттерси » (около 350-50 гг. до н.э.), бронзовый « Щит Уитхэма » (4 век до н.э.), серебряный «Котёл Гундеструп» (около 100 г. до н.э.), бронзовая «Корона Петри» (100 г. до н.э. – 200 г. до н.э.), «Золотой ошейник Бройтера» (I век до н.э.) и золотая «Лодка Бройтера» (I век до н.э.). Позже кельтские ремесленники в Ирландии создали ряд изысканных церковных предметов и других произведений, такие как брошь Тара (около 700 г. н.э.), Чаша Арда (VIII / IX века н.э.), Чаша Дерринафлан (VIII / IX века н.э.), Храм Пояса Мойлоу (VIII век н.э.), Крест Талли Лох (VIII / IX века) и Крест Конга (XII век).

Читайте также:
Украшения на новый год крючком идеи

Эти декоративные традиции сохранялись при европейских королевских дворах короля Карла Великого I и более поздних правителей Оттона, при этом развивались новые формы искусства в области гобеленов и отделки других тканей. Великая программа строительства в христианском готическом стиле затем профинансировала развитие европейского искусства витражей, которое она использовала в соборах во Франции, Англии, Германии и в других странах.

В эпоху итальянского и северного Возрождения живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьёзными, чем декоративные – но посмотрите школу Фонтенбло во Франции – и только в эпоху контрреформации в стиле барокко декоративное искусство снова расцвело, в разнообразии дисциплин. Важным событием этого времени было основание знаменитой фабрики гобеленов Gobelins в Париже (1667 г.), возглавляемой Шарлем Лебреном (1619-1690 гг.) и фабрики гобеленов Бове (1664 г.), также в Париже.

После этого пришла школа рококо, которая дала огромный импульс декоративным ремёслам, таким как изготовление мебели, предметы домашнего обихода, стекло и текстиль. Если барокко уходит корнями в архитектуру, то стиль рококо уходит корнями в дизайн интерьера. Возникнув при дворе Людовика XV в Версальском дворце, этот стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Для получения дополнительной информации см.: Французское декоративное искусство (c.1640-1792); Французские дизайнеры (c.1640-1792) и Французская мебель (c.1640-1792). Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, таких как Шинуазри, псевдокитайский стиль декора, который распространился по всей Европе.

Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремёсел. В результате декоративное искусство снова вышло на первый план только в конце 19 века, в ответ на продукцию машинного производства. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению искусств и ремёсел, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремёсел, основанному в 1888 году, хотя его корни восходят к 1850-м годам и эстетике искусствоведа Джона Раскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизированного дизайна фабричных изделий, производимых машинами.

На рубеже веков появилось ещё одно направление дизайна, известное как движение возрождения Кельтского искусства. Первоначально созданное представителями ирландской интеллигенции, такими как У. Б. Йейтс и леди Грегори, а также активистами, такими как Эй Э. Рассел, Перси Френч, Оливер Сент-Джон Гогарти, Падрайк Колум и Эдвард Планкетт, оно привело к мини-возрождению кельтского дизайна и кельтского искусства в целом. Ювелиры и мастера по металлу в кельтском стиле начали копировать древние изделия, в том числе: брошь Тара, брошь «Рыцари тамплиеров», брошь Дублинского университета и брошь Кларендон.

Между тем, успехи французского литографа Жюля Шере (1836-1932) в области хромолитографии в Париже привели к распространению увлечения плакатом по всей Европе. В 1890-х годах он слился с первым современным международным стилем дизайна, а именно ар-нуво (популяризированным такими группами, как Венский Сецессион), который достиг своего пика на Международной выставке 1900 года в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) олицетворял плакаты в стиле модерн. Затем, когда модерн начал терять свою остроту, в плакатной литографии его вытеснил функционализм, примером чего являются работы Леонетто Каппьелло (1875-1942).

Для получения дополнительной информации об этом носителе см.: История плаката.

После Первой мировой войны возникла очень влиятельная школа дизайна Баухаус, а затем возникло последнее крупное декоративное направление, известное как ар-деко. Этот стиль получил своё название от Международной выставки декоративного и прикладного искусства 1925 года в Париже.

С тех пор появилось очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя поп-арт и минимализм оказали некоторое влияние, как и нео-поп. В 1970-х годах в Америке феминистское художественное движение решительно выступило в пользу традиционных женских декоративных ремёсел, включая рукоделие, вышивку, искусство стекла и керамику. См., например, «Вечеринку за ужином» (1979, Бруклинский музей, Нью-Йорк) Джуди Чикаго (род. 1939), которая отстаивала эти навыки.

Читайте также:
Украшение торта как в торте эстерхази

Музейные коллекции декоративно-прикладного искусства

Одну из величайших в мире коллекций этого типа произведений искусства в Америке можно увидеть в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта обладают величайшими коллекциями декоративного искусства.

Американские работы в музее Метрополитен, датируемые концом 17 – началом 20 века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, олова, керамики и текстиля. Среди них – выдающаяся коллекция американских витражей, в которой представлены новаторские работы Луи Комфорт Тиффани. Есть также выдающиеся образцы пластического искусства, такие как сосуды из выдувного и прессованного стекла, созданные Стекольной компанией Новой Англии , Dorflinger Works и Tiffany Studios ; антикварная мебель 1820 года; ряд керамических и серебряных предметов конца 19 века, в том числе работы Пола Ревира . Коллекция керамики содержит широкий спектр материалов, методов и производителей, от красных изделий из Пенсильвании и Германии до керамики Rookwood . Коллекция текстиля в музее представлена сотней стёганых одеял, рукоделием 18 и начала 19 века, а также тканями, созданными Кэндис Уиллер, лучшим дизайнером женского текстиля и интерьеров Америки того периода.

Источник: gallerix.ru

Орнамент как вид искусства

Орнаментом (от латинского ornamentum — украшение) называется узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно- прикладного искусства.

Мы почти никогда не увидим орнамент в виде самостоятельного произведения. Он существует на стенах зданий, на бытовых предметах, на ткани и пр. Однако, как отмечали Е.В. Лебедева, Р.М. Черных, «. связанный более или менее тесно с формой и материалом украшаемого предмета, орнамент никогда не подчиняется им до конца, не растворяется в прикладном искусстве как одно из его многочисленных выразительных средств. Он остается самостоятельным видом художественного творчества со своими законами, своими принципами композиции» [1] .

Поэтому изучение теории построения орнамента является особым разделом художественной грамоты. И освоение его необходимо всем, кто участвует в формировании художественного вида каких-либо предметов.

Формы орнамента настолько многообразны, что в нем мы сталкиваемся с самыми разнообразными изобразительными мотивами. Орнамент, таким образом, является областью изобразительного искусства.

Но изображение в орнаменте применяется иначе, строится по иным законам, чем, скажем, в картине или книжной иллюстрации, в скульптурной группе или рельефе. Главное отличие орнамента от произведений изобразительного искусства состоит в том, что в основе орнаментальной композиции лежит определенная математическая закономерность, иногда простая и очевидная, иногда

усложненная, доступная лишь специальному анализу. Как нота в музыкальном произведении подчинена определенному размеру и строению такта, так и расположением изобразительных мотивов в орнаменте управляют законы симметрии, пропорциональности, а также определенный ритмический строй. Заданный порядок может проявляться с определенной четкостью или же допускать некоторые отклонения. Иногда он с трудом угадывается за различными вариациями, но все-таки без него — нет орнамента.

Реальные жизненные наблюдения, изобразительные мотивы, будь то цветы, животные или человеческие фигуры, преображаются в орнаменте, подчиняясь общему закону его построения. Живая сложная форма иногда покорно следует математически строгому порядку, иногда — спорит с ним, ищет свободы, заменяя буквальные повторы приблизительным, неполным соответствием сходных форм. Орнамент же геометрический, отвлеченный большей частью оказывается более строгим, симметрия в нем осуществляется полнее, ритм выдерживается четче.

Располагаясь на поверхности какого-либо предмета, орнамент придает и ей свою собственную ритмическую структуру. Ведь орнамент — это средство художественного овладения такой поверхностью, которая сама по себе не имеет ясно выраженной структуры, масштаба, иногда даже четких границ. Подчиняя себе эту поверхность, художник вносит в нее порядок и меру, выделяет центр и периферию, дает движению нашего взгляда определенные направления, вехи и опорные точки. Таким образом, орнамент можно назвать искусством упорядочивания поверхности или даже искусством ритмической организации мира, потому что художественный смысл орнамента, как и всякого искусства, гораздо шире простой задачи украшения лишь определенного предмета. В орнаментальном искусстве разных эпох и народов очень ясно проявляются, несмотря на кажущуюся отвлеченность этого искусства, их самые общие представления о законах и структуре окружающего мира, о закономерном и случайном, о конечном и бесконечном, о движении и о покое [2] .

Читайте также:
Украшения которые изготавливали индейцы

Археологи и этнографы занимались изучением орнамента, выясняя его происхождение из технологий древнейших ремесел. До появления письменности орнамент играл не только украшательную функцию, но и служил для пере-

дачи информации. Расшифровывая древнейшие орнаменты, ученые «читали» их как своего рода магические тексты.

Со временем орнамент потерял заложенный в него первоначальный смысл, но сохранил при этом свое художественное очарование. В современном орнаменте символический элемент отсутствует полностью. «Утрата знакового смысла, оказывается, не страшна орнаменту. Напротив, именно там, где знаковость отсутствует или хотя бы подавлена, вырождена, стала не существенной, орнаментальный мотив полнее выявляет для нас свои качества именно узора — предмета бессюжетного и бескорыстного любования. Орнамент представляется всего лишь «украшением», подчиненным оформляемому им предмету, растворяющимся в его значении» .

Благодаря орнаменту можно проследить, чем занимались наши предки. Первые орнаменты в наибольшей степени отражали связь людей с природой. Охотничьи племена включали в узоры мотивы человека и животного. С переходом к земледелию появились растительные мотивы.

Помимо экономической жизни узор отображал и географическую принадлежность орнамента. Значительные различия имеют орнаменты народов, живущих в степной зоне или в окружении густых лесных массивов, на севере или юге. Хотя порой большое отличие имеют орнаменты народов, проживающих на одной территории. Это связано с их национальными традициями, жизненным укладом и вкусом.

Характерная черта всякого орнамента — неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Различные виды орнаментов, которыми оформлены предметы, достаточно полно определяют художественный стиль своего времени. Не случайно многие исследователи орнамента рассматривают его как почерк эпохи, как элемент стиля, дающий представление о той исторической эпохе, к которой он принадлежит [3] .

Стиль в искусстве — исторически сложившаяся система художественных средств, обусловленная единством идейных взглядов общества. В этом случае можно говорить о стиле как о явлении социальном, идеологическом и истори-

чески конкретном. Стиль охватывает все виды искусства, в том числе архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство.

В условиях антагонистических общественно-экономических формаций стиль отражает классовые противоречия, выражает идеологию господствующего класса.

Египетский орнамент

Рис. 22. Египетский орнамент

Греческий орнамент

Рис. 23. Греческий орнамент

В Древней Греции стремление к общей гармонии приводит к поиску рациональных основ красоты, которая понимается как следствие, прежде всего, стройного порядка и соразмерности. «Греческая орнаментика характеризуется сочетанием геометрических форм, комбинациями горизонтальных и вертикальных линий с растительными мотивами (листья аканта, пальмы, алоэ). Символики нет, ее заменяют формы, построенные на симметрии, формы «правильные» и строгие» [4] (рис. 23).

Римская империя, унаследовавшая черты греческого искусства, применяла в орнаментике те же мотивы, однако использовала их в другой интерпретации (листья аканта и пальмы заплетались в более богатые гирлянды, разнообразно декорированные в цвете; фигуры людей и животных сочетались с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов). В римском орнаменте присутствует чрезмерное изобилие форм, громоздкость.

В Древнем Китае, Японии, Индии, например, в произведениях искусства прослеживалась явно выраженная идея символизма, широкое использование мифологических сюжетов, в орнаментике изобиловали сказочные фантастические животные и птицы. Наряду с реалистическими изображениями цветов в Китае и Японии присутствовали условные завитки облака и волны. Орнаментальный пейзаж, растения и пр. изображались плоскостно (рис. 24).

В Средние века дух борьбы против засилья феодалов и церкви позволил воплотить в искусстве волевое начало, творческий порыв. Стержневой фигурой в искусстве становится готический храм. В синтезе его архитектуры, скульптуры, декоративных витражей и орнаментики, готического стиля. Простой прямолинейный по форме геометрический орнамент переходил в плетеный криволинейный узор.

Мотивы человеческой фигуры, животных и растений, трактовались более условно и стилизованно по сравнению с восточным орнаментом. Преобладали плоскостные решения, увеличенные по вертикали размеры (рис. 25).

В эпоху Возрождения складывается новый эстетический идеал человека — предприимчивого, пытливого, волевого, принимающего мир таким, каков он есть, одновременно художника и ученого’’ 6 .

отразились эстетические идеалы

Рис .25. Средневековый

56 Дмитриева Н.А. Исторические закономерности развития искусства / Основы марксистско-ленинской эстетики. М., 1960. С. 232-290.

Орнамент эпохи Возрождения

Рис. 26. Орнамент эпохи Возрождения

Как отмечает В.Н. Козлов, в эпоху Возрождения искусство орнаментики искало ясности и гармонии. В орнаментах широко использовались растительные мотивы (листья аканта и дуба, виноградной лозы), элементы животного мира в сочетании с изображениями обнаженного человеческого тела. Воз-никали новые композиционные решения типа гротеск, когда перечисленные выше мотивы образовывали причудливые комбинации (рис. 26).

Читайте также:
Украшения на елку из соленого теста своими руками

Орнаментальное искусство барокко строилось на напряженных контрастах. В орнаменте четко прослеживались стремление к декоративности и динамичности, преобладание криволинейных форм и асимметрии. Сохранялись мотивы греческого и римского искусства. Использовались получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем (рис. 27).

Орнамент стиля барокко

Рис. 27. Орнамент стиля барокко

Стиль барокко получил широкое распространение в разных странах Европы. Орнамент под влиянием национальных традиций приобрел в каждой из них свои особые черты. Так, например, в России барочный орнамент широко применялся при оформлении интерьеров Петербургского, Царскосельского, Петергофского дворцов, созданных Растрелли.

В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы. Можно смело утверждать, что орнамент периода русского барокко — гордость русской архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики [5] .

В начале XVIII в. стиль барокко трансформировался в стиль рококо. Орнамент приобрел свободу, воздушность, подвижность и красочность. Для него присущи ажурные, изогнутые, криволинейные мотивы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив стиля рококо — раковина) (рис. 28).

Во Франции в конце XVIII в. наивысшего расцвета орнамент достиг в эпоху классицизма. Характерной его чертой явилось обращение к античности, к греческой культуре. Орнамент снова стал статичным и уравновешенным, с ясными и четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Хотя многие элементы, характерные для эпохи барокко и рококо, сохранились, классицизм избавился от излишеств, перегрузки деталями всяких орнаментальных элементов. Цветовые решения орнамента стали сдержанными, в росписях начинает преобладать гризайль — рисунок, имитировавший лепнину.

Орнамент стиля рококо

Рис. 28. Орнамент стиля рококо

В начале XIX столетия классицизм достаточно быстро и естественно сменился родственным ему, но совершенно иным по духу стилем ампир, который начал черпать свои художественные идеалы из искусства Рима. Возникновение этого стиля тесно связано с личностью Наполеона Бонапарта. Стиль ампир нес в себе известный схематизм, суровость и строгость, торжественность и помпезность. Изменился орнаментальный колорит. Он строился на сочетании тяжелых, насыщенных тонов золотого, пурпурного и синего.

Орнамент стиля ампир

Рис. 29. Орнамент стиля ампир

В России орнамент в етиле классицизма и ампир также получил широкое распространение, но здесь он приобрел своеобразные черты (русский классицизм). Примерами его можно назвать творения Баженова, Казакова и Кваренги, Воронихина, Захарова и Росси, русский фарфор, изделия уральских умельцев из самоцветов, которые вошли в сокровищницу мирового искусства (рис. 29).

Развитие научно-технического прогресса рубежа ХІХ-ХХ вв. привило к кризису европейской культуры, что привело к зарождению стиля модерн. Ему была присуща томность, блеклость, чахлость.

Орнамент стиля модерн

Рис. 30. Орнамент стиля модерн

Наиболее распространенные мотивы: ирисы, орхидеи, лилии, болотный тростник, ползучие переплетающиеся, тянущиеся стебли, корни растений. Вместе с тем возникает интерес к демоническим силам природы: хищным животным, змеям, жабам, насекомым. Для модерна был характерен специфический колорит болотных, буро-зеленых, лиловых, розовых и пр. цветов. В нем также проявлялись и более сильные багрово-красные тона с черным (рис. 30).

Однажды возникнув, орнамент постоянно претерпевает изменения, его мотивы развиваются, обогащаются вариантами, используются в новых материалах. Порой полюбившиеся мотивы используются разными народами, трансформируясь согласно местным традициям.

  • [1] Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. М., 1981.
  • [2] Там же.
  • [3] Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., 1998. 2 Соколова Т. Орнамент — почерк эпохи. Л., 1972.
  • [4] Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981. С. 10.
  • [5] Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

Источник: bstudy.net

Орнамент — многогранное искусство создания причудливых узоров

Орнамент (от латинского ornamentum — «украшение») — это разновидность декоративного оформления предметов или объектов посредством чередования и сочетания различных узоров. Орнамент широко используется в архитектуре и вышивке, монументальной скульптуре и гончарном деле, книжной графике и производстве текстильных изделий, ювелирном деле и кузнечном ремесле.

Орнаменты наносят на поверхность изделий или конструкций разнообразными способами:

  • вырезают из камня, древесины и других твердых материалов;
  • лепят из гипса или глины;
  • рисуют краской или эмалью;
  • выкладывают из кусочков мозаики или цветов;
  • вышивают нитками или бисером на полотне.
Читайте также:
Diy украшения своими руками

Виды орнамента

Орнамент — это особая сфера искусства, которая развивалась на протяжении тысячелетий во всех мировых культурах. Мотивы орнаментальных изображений у разных народов могут сильно различаться, они имеют глубокий символический смысл и яркую декоративную выразительность.

Всевозможные виды орнамента можно разделить по нескольким основным параметрам:

  • Закономерностям построения (орнаментальные ленты, розетты и сетчатые узоры).
  • Изобразительным мотивам (технические, символические, геометрические, растительные, животные, каллиграфические, предметные, антропоморфные).
  • Стилю (античный, барочный, классический, готический).
  • Национальной принадлежности (украинский, белорусский, китайский, японский, индийский, турецкий, греческий, испанский).
  • Цвету (моно- и полихромные).

Орнаментальные ленты широко используются в архитектуре для декоративного оформления фризов и колонн, а также при изготовлении тканей. Розетты (вписанные в окружность орнаменты) издавна украшают всевозможные гончарные изделия. Ярким примером сетчатых узоров могут служить восточные ковры ручной работы.

Технический орнамент получается в результате деятельности человека. Незамысловатые повторяющиеся узоры образуются на изделиях случайным образом: при обработке глины на гончарном круге или при переплетении нитей на ткацком станке.

Символический орнамент имеет ярко выраженные национальные традиции. Например, у славянских народов узоры с оригинальной символикой широко используются в вышивке и декорировании пасхальных яиц (писанок).

Геометрический орнамент состоит из переплетения различных фигур, линий и точек. Он является наиболее распространенным типом узора в большинстве мировых культур. Многие элементы в таких композициях представляют собой упрощенное изображение реальных форм (круг — солнце, извилистая линия — волна).

Каллиграфический орнамент получил наибольшее распространение в Китае, Японии и арабских странах. В этом случае узоры складываются из отдельных букв или иероглифических знаков.

Основой для предметного орнамента чаще всего служат музыкальные инструменты, атрибуты театрального искусства и военной геральдики. А растительные, животные и антропоморфные узоры для декоративного украшения всевозможных поверхностей широко использовались в древних культурах самых разных народов.

История орнамента

История орнамента уходит корнями вглубь многих десятков тысячелетий, ее истоки сформировались задолго до появления первых цивилизаций. Наши далекие предки еще в каменном веке научились наносить причудливые узоры на предметы быта. Возраст самых ранних образцов такого творчества, обнаруженных археологами, составляет более 45 тысяч лет.

Орнаментальные композиции использовали древние египтяне при декоративном обрамлении храмовых сооружений и гробниц. Античные мастера довели до совершенства искусство вазописи, неотъемлемой частью которого были знаменитые меандры.

На протяжении многих тысячелетий традиции орнаментального ремесла обособленно развивались в разных регионах мира. Так, в Полинезии было принято наносить замысловатые узоры (татуировки) на тела людей, а в арабской культуре издавна практиковалась каллиграфическая вязь при отделке религиозных сооружений.

Скандинавские орнаменты с изображениями снежинок и северных оленей старинные мастерицы вышивали на теплых вещах (шарфах, варежках, свитерах), а в Византийской империи были широко распространены растительные мотивы узоров.

С наступлением эпохи Великих географических открытий в конце XV века началось глобальное смешение мировых культур. Моряки привозили из дальних стран уникальные образцы творчества самых разных народов. Национальные орнаменты перестали быть достоянием небольших разрозненных групп людей, многие старинные традиции были утрачены.

В наши дни орнамент остается популярной формой изобразительного искусства во многих сферах деятельности человека. А уникальными образцами узоров, созданных древними мастерами, сегодня можно вволю полюбоваться в сотнях музеев по всему миру.

Самые известные разновидности орнамента

Среди самых известных разновидностей орнамента стоит особо выделить 3 уникальных типа узоров, созданных в разных уголках нашей планеты:

  • Меандр — классический пример геометрического орнамента с характерными спиральными завитками. Первые его образцы датируются еще эпохой палеолита, но особой популярностью меандр пользовался среди античных художников. До наших дней сохранились многочисленные меандры в виде мозаик и ваз, элементов фризов и колонн времен Древней Греции, Рима и Византийской империи.
  • Арабеска — изящный арабский орнамент с геометрическими, растительными и каллиграфическими мотивами. Изначально арабеска была неотъемлемой частью арабской исламской культуры, но в эпоху Возрождения приобрела огромную популярность и в христианских европейских странах.
  • Ранголи — уникальная древняя индийская традиция создания прекрасных узоров из сухих и свежих цветов по самым разным поводам. Ранголи и в наши дни выкладывают на площадях перед храмами и в дворах индийских домов для выражения радости и благодарности богам, а также отпугивания злых духов.

Источник: veryimportantlot.com

Рейтинг
Загрузка ...