Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (изобразительная деятельность).
Темы, отражённые в карточках: элементы дымковской росписи; цветовое разнообразие элементов росписи; отличие дымковской росписи от городецкой; материал, необходимый для изготовления дымковской игрушки; элементы хохломского, городецкого и жостовского орнамента.
Тип занятия: изучение, закрепление и систематизация материала.
Требуемые для работы знания и умения ребенка: знание истории возникновения дымковской игрушки; умение называть видовое разнообразие игрушек; знание элементов росписи; умение отличать дымковскую роспись от городецкой, хохломской и жостовской; умение сравнивать, анализировать и рассуждать.
Ожидаемые результаты: закрепление и систематизация знаний о дымковской росписи; формирование умения отличать ее от других видов росписи; формирование умения создавать свой орнамент при работе с дымковской игрушкой, подбирая соответствующие цвета и элементы.
Материал: ламинированные карточки размером 11*16 см (10 штук), влажная тряпочка, фломастеры разных цветов.
«Ручная работа». Роспись разделочной доски (24.07.2013)
Инструкция по использованию карточек
1.«Какая игрушка лишняя? Почему?»
Цель: закрепить умение находить дымковскую игрушку по элементам росписи.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и обвести в кружок лишнюю игрушку, объяснить свое решение, назвать все виды росписи (лишняя – деревянная лошадка в городецкой росписи).
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
2.«Какими узорами украсим барыню?»
Цель: закрепить умение подбирать элементы дымковского орнамента.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и соединить стрелочками барыню с элементами орнамента, которые использовали дымковские мастера. Объяснить свое решение, назвать все виды росписи (хохломская, дымковская, городецкая, жостовская).
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
3.«Повтори узор»
Цель: закрепить умение рисовать элементы дымковской росписи.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и повторить их по образцу.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
4.«Найди вторую половинку»
Цель: закрепить умение находить вторую половинку игрушки.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелками соединить половинки дымковских игрушек.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
Декупаж разделочной доски.
5.«Каким цветом раскрасим игрушку?»
Цель: закрепить умение подбирать цвета для дымковской росписи.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с геометрической фигурой того цвета, который мастера использовали для росписи дымковских игрушек ( на карточке все цвета являются подходящими).
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
6.«Из чего сделана игрушка?»
Цель: закрепить умение находить и называть материал, необходимый для изготовления дымковской игрушки.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с тем материалом, который используется для ее изготовления. Объяснить свое решение, назвать все виды материалов (бумага, ткань, глина, шерстяные нитки, деревянные доски).
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
7.«Чем украсим коня?»
Цель: закрепить умение подбирать виды орнамента дымковской росписи, которыми украшали коня.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с тем видами орнамента, которые используются для росписи коня. Объяснить свое решение, назвать все виды орнамента и их использование (клеткой и волной украшали юбку барыни).
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
8.«Назови игрушку»
Цель: закрепить умение узнавать и называть основные виды дымковских игрушек.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и назвать все игрушки (всадник, индюк, конь, барашек, водоноска, птичка).
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
9.«Дорисуй узор»
Цель: закрепить умение дорисовать элементы дымковской росписи.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и дорисовать их по образцу.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
10.«Раскрась узор»
Цель: закрепить умение раскрашивать элементы дымковской росписи по замыслу.
Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и раскрасить их по замыслу.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
«Дымковская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
Задачи:
· Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).
· Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.
· Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
детского сада № 8 «Зоряночка»
Конспект по кружковой деятельности
На тему: «Дымковская роспись»
для детей средней группы
Бугун Ульяна Сергеевна
Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
- Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).
- Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.
- Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
«Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура»
Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.
Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.
1. Выставка в группе дымковских игрушек.
2. Дидактическая игра: «Найди такой же».
Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.
(дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель : А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.
Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно. Перед вами разные народные игрушки.
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.
У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Воспитатель : Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите стать мастерами и расписать свою игрушку?
Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.
Давайте поедем на лошадках.
Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»
Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,
На ветру играет гривой, Покачивание головой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу,
не поеду – полечу Подскоки на месте
Там, за дальнею рекой, Остановится
Помашу тебе рукой! Помахать руками.
Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.
Вы теперь мастера, и должны превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме: точки можно рисовать тычком концом кисти или ватной палочкой.
Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.
И прежде, чем начать нам рисовать
Предлагаю пальчики размять.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки сжали – разжали,
Кулачки сжали – разжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья, я хочу вам раздать шаблоны дымковской игрушки и приступить к работе.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).
Воспитатель : Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.
Ребята, к нам в детский сад пришла посылка с села Дымково. Ее нам отправили дымковские мастера. Хотите узнать, что в ней?
Воспитатель: Тогда пойдемте, откроем ее.
Ой, да это же дымковская игрушка лошадка. Давайте мы отнесём её к нам в группу и пополним нашу выставку?
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
Источник: nsportal.ru
Конспект занятия «Роспись на разделочных досках»
Цель: учить дет ей составлять у зор из дву х элементов гор одецкой росп иси:
бутонов и л истьев. Изображать у зор в указан ной послед ователь ности от
центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близки х цвета: роз овый с
красным или голу бой с си ним. Развиват ь умения детей в см ешивании цвета.
Воспитывать чу вство отз ывчивости, же лание помо чь.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя – 2 образца у зора (розо вый и голу бой) на разделочной
доске; выставка иллю страций работ г ородецк их мастеров ; краски, к источка,
картонная загот овка разделоч ной доски.
Для детей – ка ртонные заготовк и разделоч ных досок ; краска гу ашь: синяя,
красная, белая, зел еная; кисто чки.
Ход занятия:
Дети садятся за ст олы. Воспитател ь эмитиру ет сту к в дверь, идет отк рывать и
заносит письм о. Читает детям п исьмо: “Зд равствуйте, дорогие ребят а, пишу т
вам ваши повара. Помогите нам, п ожалу йста. Мы много ра ботаем, готов им
вам вку сные завтраки и обеды, и многие наш и разделочные доски пришли в
негодность. А те, что у нас есть, обыкно венные и некрас ивые. Мы знаем, что
вы хорошо рису ете. Пришлит е нам д оски расписные, с цвет ами и узорами.
Ваши повара”.
– Ребята давайте п оможем наш им повар ам, они нас так вку сно ко рмят. А где
же доски? Вот о ни! Воспитат ель достае т заготовки из конверта. Как ими же
узорами нам и х расписать ?
Воспитатель читает стихотвор ение о гор одецкой рос писи.
Городецкая р оспись – как ее нам не знать.
Здесь и жарк ие кони, молоде цкая стать.
Здесь такие бу кеты, что нельзя описать.
Здесь такие сю жеты, что н и в сказке ска зать.
Дети рассматриваю т иллю страции горо децких мастер ов и отв ечают на
вопросы: Какие эл ементы р осписи исп ользованы? (бу тоны и листья); Как ие
краски использовал и? (зелен ая, голубая , красная, роз овая, синяя).
– Ребята, а теперь посм отрите, как ра сполагаются элем енты рос писи на
доске. На одном образце дос ки узор рас положен в п рямую линию, а на
другом загну той линие й. Бутон в цент ре у зора “смотрит” вверх, а два дру гих
смотрят в пр отивоположные ст ороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показ ывает, как над о рисов ать бутоны, сн ачала рису ет крупные
круги, потом н а каждом кру ге рису ет маленькие кру жки – “глазки”. Красные
– на розовых бутона х, синие – на голубых. Давайте вс помним как эт от прием
называется? (п равильно, оттенев ка) Мал енький кру жок напол овину заходит
на большой к руг. Под кру жком рису ют ду жку. Предлагает двум детям
дорисовать гл азки и дужки на лево м и правом бу тонах.
Воспитатель обращ ает вниман ие детей на то, чт о величи на листьев в узоре
– Ребята, как вы ду маете, каким и приемами сле дует рис овать кру пные листья
и какими мелки е? У кру пных листьев рисуется ко нтур и закраш ивается. А
маленькие лист очки можно изобразить боковым мазк им кисти.
– Посмотрите на ваши к раски. Все ли необходим ые краски есть на ваших
палитрах? Каког о цвета не хв атает? (ро зового и голу бого). Что же нам
делать? Какие к раски ну жно смешать, ч тобы полу чить розо вый цвет? в
белую краску добавить нем ного красн ой. А как п олучить голу бой цвет? в
белую краску добавить нем ного синей.
Физ. минутка.
Раз – согнуть ся, разогнуть ся,
Два – нагнуть ся, потянуть ся,
Три – в ладони т ри хлопка,
Головою три к ивка,
На четыре руки ши ре,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – ле нь отбросим.
Дети смешивают к раски, что бы п олучить роз овый и голу бой цвета.
– Ребята, с каког о элемента в ы начнете рисовать у зор? (С центрального
бутона.) Теперь у нас все гот ово, давайте пом ожем пова рам, исполним и х
Самостоятельная работа де тей.
В процессе ра боты воспитатель совету ет детям – пока высы хает краска на
больших кру гах бутона, изображать ли стья, а потом у же рисовать “ глазки и
дужки”. Нап оминает детям о том, что г ородецкие масте ра рису ют плотные
узоры. Готов ые работы в ыставляются н а выставку , где дети сами о ценивают
и выбирают лу чшие работы. Высказывают свое мнение, почему им
понравилась именно эта раб ота.
– Молодцы ре бята, все постар ались, помогли поварам у красить доск и. Они
вам очень благ одарны.
Конспект интегрированного занятия по аппликации и
развитию речи в средней группе «Городецкий петушок»
Цели : учить дете й составлять у зор из э лементов Гор одецкой роспис и,
обогащать слова рный запас.
Программные зад ачи:
Образовательн ые:
Учить детей сам остоятельн о создавать у зор по мотивам г ородецко й росписи.
Закрепить у мение д етей рисовать п рямые и закру глённые растительные
гирлянды с со блюдением ха рактерных цветосочета ний городец кой росписи.
Развивающие:
Развивать чу вство композиц ии.
Воспитательны е:
Воспитывать лю бовь и интерес к народным пр омыслам, эстетич еское
восприятие.
Оборудование :
Образцы досо к с разной к омпозицией узоров; т аблица поэта пного
изображения ос новных го родецких у зоров; готов ые силуэты д осок, гу ашь,
кисти, палитр ы, подставки для к истей, салфетки м атерчат ые, стаканы с
Словарная ра бота: нар одный быт, л укошко, прялк а, короб.
Интеграция в облас ть «Социаль но –комму никативное»
Программные з адачи:
Познакомить с пословицам и, загадкам и и стихотворе нием по данн ой теме.
Развивать память.
Воспитывать у важение к р одному языку.
Ход занятия.
Воспитатель:
— Ребята, по д ороге в детск ий сад я наш ла это замечательное перо
(показывает пер о пету ха). Как Вы думаете, кто ег о обронил ?
Дети: высказывают свои пред положени я.
Воспитатель: Ре бята, отга дав загадку , Вы узнаете хоз яина пера. Слу шайте
внимательно!
Хвост с у зорами,
Сапоги со шпо рами,
Беленькие пёр ышки,
Красный гребеш ок.
Кто это на колыш ке? (Пету шок.)
Дети: отгадывают загадку .
Воспитатель:
— Молодцы, реб ята, прав ильно отгадал и. А Вам известно, чт о петушок один
из самых люб имых героев сказ ок? Вспомните названия с казок.
Дети: Перечисляю т известные им п роизведе ния («Золото й пету шок» А. С.
Пушкин, нар одные сказк и «Лиса и за яц», «П етух и бобовое з ернышко»).
Воспитатель
— Ребята, в сказка х пету шок может быть слабы м и непослу шным. И это м ожет
привести к беде, как в сказке «Пету шок – золотой гребешок » (Лиса выкрала
петушка, а дру зьям пришло сь его спасать ). В других же с казках – он
хороший дру г, мудрец (« Лиса и зая ц», «Пету х и жерновцы»). Глядя на
солнце ранним у тром, мы част о вспоми наем о пету шке.
Послушаете, с какой любовью п ишет о нем поэт Н. Капустюк:
– Для кого, пету шок, ты поёшь ?
Почему до рассвета встаёшь ?
– Должен сол нышко я разбу дить –
Вдруг забу дет, что надо вс ходить ?
Не проснётся – слу чится беда:
Светлый день не придёт никогда!
Рано я и ложу сь, и встаю,
Песни солнышку громко п ою.
Выйдет солнце н а небо с у тра,
Значит, всем пр осыпаться пора!
— Ребята, скажите, пожалуйста, какие пол ожительные каче ства петушка
описывает поэт ?
Дети: (трудолю бивый, за ботится о пр обуждении с олнышка и т. п).
— Ребята, а почему всем нам та к необхо димо солныш ко ?
Дети: (Оно прин осит радость всему живому , без него не смогу т расти деревья
и травы, жизнь на Земле нев озможно п редставить без с олнца и т. п.)
Воспитатель:
— Молодцы, реб ята. Пришл о время нем ного от дохнуть.
Физ.минутка «Буд ильник»
Мой будильни к
Сам гул яет по
Дети: широко разв одят руки в сто роны.
Потом они иду т на носка х, сложив ру ки за
А когда вставать
Руки на поясе. Полу присе дания с пово ротом
вправо — влево.
сад идти пора,
Дети: выполняют шаг с не большим нак лоном
корпуса и легк им раскачиванием т улови ща
вперед — назад.
Мой будильни к
непослушный
убегает со дво ра!
Дети: выполняют бег на месте.
Воспитатель:
— Ребята, пету х не только геро й сказок — он симв ол счастья, благополу чия, вот
почему народны е умельцы ча сто использу ют его в росписи. Давайте
вспомним, зачем расписывают различн ые предмет ы? С какими в идами
росписи Вы у же знаком ы?
Дети: (Дымково, г ородец.)
Воспитатель:
Узоры Город ца отражают всю красоту природы. Дава йте рассмот рим этот
узор на доске, к акие основные цвета использу ются в этой росписи?
Дети: (Зеленый, ж елтый, голу бой, крас ный, черны й.)
Воспитатель:
— Ребята, почему именно эти цв ета?
Дети: (Цвета прир оды.)
Воспитатель:
— Изделия Гор одецкой росп иси украш ают не только пышными букетами, р оз,
ромашек, но и диковинными пт ицами, с ценами из го родской жизни.
У птиц в городецк ой роспис и гибкая ш ея и гру дь, хвост напоми нает крыло
бабочки. Часто ту ловище окрашиваю т в чер ный цвет, кр ылья зеленые, хвост
вишневый. Снач ала ху дожник прорисов ывает кру пные части пт ицы
(туловище, хвост, к рыло), затем тонкой кистью прори совывают белой
краской у зоры, которые словно ож ивляют птицу( ду ги, и штрихи, и ка пельки,
и точки) Сегод ня мы у красим блюда, и спользуя эл ементы Городе цкой
росписи. А в це нтр нашей к омпозиции поместим кр асивого петушка.
Туловище, хв ост, крылья, вып олним из цветн ой бумаги, а затем
воспользу емся красками.
Дети: выполняют работу .
Воспитатель: Ре бята, у Вас получились замечательные работы.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
ИЗО — еще материалы к урокам:
- Конспект урока «Портрет литературного героя» 6 класс
- Конспект урока «Образ человека — главная тема искусства»
- Презентация «Ландшафтный дизайн» 8 класс
- Презентация «Музеи мира. Натюрморт» 2-5 класс
- Презентация «Постройка и реальность (моделирование форм подводного мира)» 2 класс
- Презентация «Можно ли радугу нарисовать тремя красками?»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 8-10-2018, 15:12 Конспект занятия «Народные ремесла. Роспись вазы хохломскими узорами»
- 12-12-2017, 12:37 Конспект урока «Искусство Городца. Роспись разделочных досок» 5 класс
- 11-12-2017, 18:47 План-конспект занятия «Мстёрская роспись» 5 класс
- 28-06-2017, 11:12 Конспект занятия «Роспись объемных глиняных пасхальных яиц»
- 27-11-2016, 10:34 Презентация «Роспись по дереву. Хохломская роспись» 3 класс
- 15-01-2016, 12:51 Презентация «Роспись по камню»
- 1-09-2015, 08:57 Презентация «Дымковская роспись»
- 14-08-2015, 16:54 Конспект занятия «Филимоновская игрушка. Традиционная филимоновская
Источник: uchitelya.com