Действенность и выразительность речи во многом зависит также от построения фраз. Стилистически значимые типы таких построений называются фигурами речи («фигура» в переводе с латинского означает «образ», «вид»).
К фигурам речи относятся:
Обращение – это обычное слово или фраза, функция которой состоит в том, чтобы обозначить начало речи и привлечь внимание слушателей, а также выразить отношение оратора к аудитории.
Повтор. Это фигура речи, представляющая собой повторение слов или словосочетаний с целью подчеркнуть значимость мысли и чувства. Такие фигуры придают речи убедительность, ритмичность, ясность, повышают ее эстетическое воздействие. Повторы имеют множество видов, бывают неупорядоченные и упорядоченные (по симметрии построения фраз) повторы.
Среди упорядоченных повторов чаще всего в публичной речи применяются:
– анафора – представляет собой повтор слов или выражений в начале отрезков речи. Например: «Пришлось нам нелегко. Надо было выстоять в кольце вражеского окружения. Надо было вырваться из вековой отсталости. Надо было преодолеть огромную силу исторической инерции.
Риторика 07. Украшение речи
Надо было научиться жить по новым законам».
– эпифора – фигура речи, противоположная анафоре. Повторение слов осуществляется здесь в конце смежных предложений. Такие повторы с успехом используются при убеждении индуктивным методом, придают фразам оттенок неоспоримости утверждения, звучат как итог, умозаключение и психологически подталкивают слушателя к принятию предлагаемого оратором вывода;
– стык – прием состоит в повторе одинаковых компонентов на границе смежных отрезков высказывания. (Пример: «только он, он и больше никто»);
– многосоюзие – повтор союза «и». (Пример: «и рост, и овал лица, и цвет волос, и голос, и одежда – такие, как указали свидетели»);
– кольцо – это высказывание, которое завершается словом, с которого оно начиналось. (Пример: «Есть что-то выше нас. Никто не знает, что это именно, но оно есть»);
– хиазм – состоит в повторе двух элементов, причем во второй половине фразы они повторяются в обратном порядке. (Пример: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить»).
Градация – это фигура речи, предполагающая размещение слов во фразе в порядке нарастания либо убавления смысловой и экспрессивной значимости. В убеждающих речах, судебных – используется порядок нарастания. Построение нарастающей градации иллюстрирует фраза из Грибоедова: «В сенат подам, министру, государю! »
Антитеза – фигура речи, представляющая собой соединение в высказывании противоположных образов и понятий с целью усиления значения одного из них. Например, «Не лаврами побед, а десятками тысяч похоронных венков оборачивается для народа любая военная агрессия».
Вопрос – фигура, активно применяемая во всех родах и жанрах публичного красноречия. В действительности же выделяются два вида вопросов: гипофора, когда вопрос обращен к самому автору речи и он же на него отвечает, и риторический вопрос, когда ответ не предполагается, а само утверждение или отрицание облечено в вопросительную форму.
Вопросно-ответный ход. Эта фигура выполняет в публичной речи различные функции, в частности, повышает экспрессию высказывания, а также активизирует внимание. Например, «Вы думаете этот человек сожалеет о содеянном и раскаялся? Нет! Об этом свидетельствуют его дальнейшие действия».
Инверсия. Эта фигура речи представляет собой намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. Чаще всего при инверсии в устной речи сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Рассмотрим, например, фразу: «Между тем историю делают люди, а не какие-то там объективные законы истории».
Риторический диалог. Эта стилистическая фигура эффективно используется в убеждающих речах, лекционной пропаганде, в конфликтных речевых ситуациях и представляет собой имитацию разговора. Оратор как бы переходит к непосредственному разговору с аудиторией, задает сам себе вопросы от ее имени и сам же на них отвечает.
Характеристика повторов и средств диалогизации.
Диалогическая речь является основной формой разговорной речи. В диалогической речи особенно ярко проявляется коммуникативная функция языка, т.к. именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное общение. Характерные языковые признаки диалогической речи – тяготение к краткости и простоте формы. В связи с этим в диалоге преобладают различные виды предложений неполного состава, чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка коммуникации.
Удобство диалогического повтора состоит в том, что он освобождает второго собеседника от необходимости подыскивать специальные слова и форму выражения своих мыслей, т.к. позволяет использовать словесный и структурный состав предшествующего высказывания. Вместе с тем, через повтор устанавливается смысловая и структурно-грамматическая соотносительность двух реплик. Информация располагается так, что опорная реплика несет ядро информации, которая получает свое развитие, обобщение, усиление и эмоциональную реакцию в реплике-повторе.
Под диалогическими единствами подразумеваются единства, компонентами которых являются исходные реплики, различные виды диалогических (ответных) повторов, а также следующие за повторами реплики, которые тесно связаны с ними. Ответные повторы в составе диалогического единства могут быть разделены на три основных типа: суженные (т.е. с усечением), идентичные (полное повторение лексического состава и грамматической структуры исходной реплики), расширенные (осложненные дополнительными элементами- словами, группой слов).
Повторение речевых элементов, привлекающее внимание читателя, подчеркивает его значимость, служит важным средством связи внутри текста. Диалогический ответный повтор может быть различной коммуникативной направленности и выполнять ряд функций в речи (логическая, экспрессивная, синтаксическая и пр.).
Меморио: советы оратору по запоминанию речи.
Мемория (от лат » память» ) — это раздел риторики, изучающий особенности запоминания ораторской речи
Способы запоминания речи
Три способа запоминания:
Механический способ запоминания — это такой способ, основу которого составляет многократное повторение того, что надо запомнить
По сути, этот способ представляет собой зубрежку (неэффективный), подобное запоминание происходит без осознания связи между отдельными элементами материала
Логический способ запоминания — это такой способ, основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала (человек часто нарушает последовательность во времени, перестраивает материал согласно смысловых отношений)
Выполнение двух условий:
1) осознание того, для чего нужно запомнить материал;
2) понимание смысла того, что надо запомнить
Мнемотехническим способ запоминания — это такой способ, который основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, человеку легче сохранить в памяти. Одним из ведущих видов мнемотехники является ассоциативный способ запоминания (Симонид)
Мнемонические приемы (приемы запоминания):
■ Необходима внутренняя установка на запоминание текста.
вступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;
■ Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного.
лучше и легче усваивается интересный именно для нас материал.
■ Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу,
допытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоций к своему тексту.
Продуктивным приемом запоминания текста являемся репетиция его произнесения.
= готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты их надо знать твердо), подберите интересные примеры
= Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое.
= Составьте «шпаргалку», если вы не уверены в себе.
= Попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в которое будет произнесена речь, акустику зала.
= Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.
21. Основные требования к Акции.
Акцио — раздел риторики, дающий советы по произнесению общественной речи.
Выступление начинается с момента предоставления слова докладчику. Двигайтесь уверенно, покажите всем своим видом, что это принципиальный вам момент и вы желаете разговаривать с аудиторией.
Зрительный контакт нужно поддерживать в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки».
В процессе выступления качественный оратор употребляет разные приемы вербования и удержания внимания. Вот некие из их:
Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто метод вербования и удержания внимания, он предполагает выполнение слушателями наблюдаемых действий. Более нередко применяемые приемы вовлечения последующие:
Рачительное уточнение у присутствующих об критериях: как им отлично слышно; довольно ли света; отлично ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При всем этом спрашивать необходимо только о таких критериях, которые выступающий вправду может и готов поменять. Можно высказывать конкретно просьбу посодействовать. К примеру: «Пожалуйста, помогите мне пораздавать материалы», а не «Пожалуйста, пораздавайте материалы».
Снятие напряжения.
Выступая перед представителями определенной проф группы, нужно иметь достаточные представления о специфике их деятельности.
По окончании выступления полезно коротко подвести итоги выступления и повторить главные мысли и фразы.
При ответе на вопросы полезно соблюдать последующие правила:
Получив вопрос, непременно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас готов. Выдержав небольшую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше понять. Также нужно осознавать, что не бывает глуповатых вопросов, бывают глуповатые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны либо со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.
Ошибки общественного выступления.
Демонстрация всезнайства.
Неискренность.
Оправдания и извинения.
Отсутствие зрительного контакта.
Монотонность речи.
Язык и его функции.
Язык – это инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести:
· коммуникативная (функция общения);
· мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
· экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
· эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
· когнитивная (формирование мышления индивида и общества)
· волюнтативная (функция воздействия)
· метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка.
· Контактоустанавливающая (использование языка для установления психологического контакта собеседников)
· идеологическая (использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений)
Язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.
Функциональные стили речи.
Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств.
Источник: lektsia.com
Риторические украшения
Представьте себе серые унылые здания, стандартные коробки, коими застроено большинство спальных районов нашей страны.
Как часто речи ораторов выглядят такими же плоскими и скучными, как и эти дома.
Возьмите, с другой стороны, центральные части Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Рима, других крупных городов.
Какие красивые удивительные постройки, какое разнообразие украшений, пышность форм. Даже нахождение в таких местах доставляет мало с чем сравнимое эстетическое удовольствие.
Если оратор совершенно не использует то, что называется цветами красноречия, речь не может произвести необходимого впечатления, не может быть понята и услышана, не достигает своей цели.
Великие теоретики и практики ораторского искусства Цицерон и Квинтилиан полагали, что риторические украшения обязательны, без них выступление не признавалось искусством.
Большинство людей значительно лучше воспринимают мысль оратора, если она поясняется примером, образом, картинкой. Мы все визуалы (даже аудиалы и кинестетики, которые в конечном итоге переводят сигнал в образ).
Во время выступлений и своих, и других людей я часто замечал, что когда выступающий даже просто произносит слово «Например», слушатели оживляются, поднимают головы и т.п. (особенно если это сложные научные тексты, абстрактные понятия).
Один из признанных авторитетов в обучении ораторскому мастерству Дейл Карнеги также призывал избегать абстрактных рассуждений. Это скучно! Наше выступление, с точки зрения этого признанного тренера, должно быть чем-то вроде слоеного торта из примеров и общих положений.
Он учил тому, чтобы ораторы приводили конкретные случаи и показывали, как они подтверждают общие мысли.
Если мы используем в своей речи образы и примеры, мы облегчаем задачу не только слушателей, но и свою собственную, поскольку их значительно легче запомнить, нежели абстрактные положения. Это приводит к тому, что речь становится живой, яркой, запоминающейся. Речь настоящего оратора, говорил мудрый адвокат Р.Гаррис в «Школе адвокатуры», есть ряд образов, люди не столько слушают, сколько видят и чувствуют её.
Еще пример, когда на нашем тренинге по ораторскому искусству и риторике мы разбираем различные приемы, которые помогают снизить страх публичных выступлений, мы приводим общее положение о том, что не нужно слишком стараться, слишком сильно хотеть хорошо выступить, ибо в этом случае мы через чур напрягаемся и цель может ускользать от нас.
В идеале оратору должно бы всё нипочем, он должен быть готов к любому исходу, у него должен быть здоровый пофигизм. Подобно тому как в «Трех мушкетерах»: Крайняя озабоченность может быть побеждена крайней беспечностью. Или у Пушкина А.С.: Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
В книге Дейла Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» приводится более 100 примеров, поясняющих рассуждения автора (не считая метафор, образов и других риторических приемов).
О различных видах риторических украшений мы расскажем в следующей статье.
Источник: www.ritorika-msk.ru
Основные правила ораторского искусства
Редкий начинающий оратор уделяет достаточно внимания правилам ораторского мастерства, построения речи и ее структуре. А ведь ораторская речь способна повлиять на поведение слушателя. Только контролируя множество самых разных вещей (голос, жесты, взгляды, отсутствие слов-паразитов), можно в достаточной степени овладеть ораторским искусством. Без этого довольно сложно привлекать и постоянно удерживать внимание аудитории, воздействуя на ее эмоции.
Проблема в том, что неопытный оратор сбивается с правильной последовательностью изложения, нарушая, таким образом, структуру выступления, а значит, рассчитывать на ожидаемый эффект от выступления ему не приходится.
Важно! Даже школьное сочинение, которое приходилось писать каждому, содержало вступление, основную часть и заключение. Так нас всех учили в школе.
По законам композиции построено и ораторское выступление, чтобы его можно было назвать убедительным, и оно оказывало влияние на аудиторию.
Потребности выступающего изменить поведение слушателя могут быть связаны с необходимостью убедить голосовать за конкретного депутата, склонить к определенному решению в коммерческих целях, побудить к конкретным действиям.
Умение убеждать дорогого стоит. Не зря оно так ценится обществом, и ценным было у наших далеких предков. А если речь идет о профессионале в политике, общественной деятельности, роль воздействующего ораторского выступления еще более возрастает. Есть даже целое учение, которое названо «риторикой» (иногда употребляются: оратория, красноречие).
Важно! Даже обычное обучение языку заключается в том, чтобы каждого члена общества научить облекать всякую информацию в определенную речевую форму.
Структура и правила построения речи оратора
Итак, сначала обобщим сказанное. Ораторская речь – воздействующее, убеждающее выступление профессионала (оратора), обращенное к группе слушателей, произносимое и имеющее целью изменить взгляды, настроение, поведение аудитории, даже ее убеждения. Правила построения ораторской речи продиктованы, как раз, необходимостью полного достижения целей, стоящих перед выступлением.
- Вступление. С него начинается всякое успешное выступление. Его задача – создать контакт и зацепить внимание аудитории. Настоящий профессионал сначала поздоровается, представится, сделает аудитории искренний и подходящий случаю комплимент. Доверия к оратору, внимания к его выступлению можно добиться, используя один из способов:
- прогнозирование,
- интрига,
- уход от привычного,
- юмор,
- ссылка на авторитетное мнение или другой прием.
Так говорящий быстро расположит слушателей к себе. - Основная часть. Именно в ней содержится изложение всех аргументов, приводятся убедительные доводы, а в качестве подтверждения – факты и цифры. Не стоит забывать, как важна эмоциональная составляющая выступления – живые примеры, реальные истории и т. п. Они позволяют поддерживать живой контакт с теми, кто по ту сторону, их интерес.
- Заключение. В тексте выступления эта часть обычно не занимает много места, но значение ее существенно. В ней оратор резюмирует все им сказанное, делает выводы или озвучивает призывы. Помните, что «эффект края» работает всегда – начало и конец памятны более всего. А потому в заключительной части речи выступающему следует быть максимально убедительным.
Всякий, кому предстоит выступить перед аудиторией, заинтересован в том, чтобы речь его была уверенной и весомой, чтобы внимание и расположение аудитории было завоевано непременно. Поможет в этом знание правил ораторского искусства.
Логические законы построения выступления
Логические законы, их несколько, и учитывать их необходимо:
Логика в любом выступлении – всего лишь составная часть целой системы приемов – возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает:
- способы, какими обосновываются убеждения или опровергаются;
- зависимость их от аудитории и вопроса, что обсуждается;
- отличия в обоснованиях, относящихся к разным сферам мышления и деятельности.
Выразительность речи
Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца.
Так текст становится цельным и целым. Но, чтобы определиться, где и как именно требуется увеличить или замедлить темп, может быть, переставить слова (а это делает выступление выразительным и нескучным), отрезки текста, написанные в ходе подготовки, следует непременно прочитывать вслух или проговаривать «про себя».
Важно! Знания одних только правил ораторской речи недостаточно.
Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства:
- метафора – перенос наименования на основе сходства;
- эпитет – образное определение в форме прилагательного;
- олицетворение – метафорический перенос, при котором явление или событие уподобляют живому существу;
- гипербола – усиление интенсивности;
- сравнение – сопоставление одного события, лица, предмета с другим на основе общего признака;
- антитеза – противопоставление;
- подхват – повторение слов с конца конструкции в начале новой конструкции;
- градация – слова в интонационно-синтаксическом ряду, увеличивающие постепенно смыслы, нужные автору;
- каламбур – игра слов;
- риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа;
- вопросо-ответное единство – изложение текста в форме диалога с собой;
- многосоюзие – многократное повторение союза;
- повтор – неоднократное повторение слова;
- синтаксический параллелизм – выражения, стоящие рядом, имеющие тождественное синтаксическое строение.
Полезные советы опытных ораторов
Не желаете учиться на своих же ошибках, – совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной.
- Оставайтесь в своем изложении последовательным всегда. Осветили полностью одну часть выступления – можно переходить к следующей, и не раньше. Не стоит многократно возвращаться к недосказанному.
- Начинайте выступление с того, что считаете самым важным, на конец оставляя частности и второстепенные мысли.
- Не тратьте свое и слушателей время на то, что не важно и не необходимо.
- Не повторяйтесь. А если есть необходимость в повторении сказанного, слушатель должен понять, что вы это сделали преднамеренно.
- Не отвлекайтесь от темы обсуждения в сторону; не «перескакивайте» на другие малозначимые вопросы, чтобы суть дела была изложена четко и понятно.
- Завершая свое выступление, обобщите все сказанное и сделайте выводы.
Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно. Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись.
Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме.
В единое ритмико-интонационное целое любого выступления рекомендуется вносить разнообразие. Иначе речь ваша рискует стать монотонной, а поддерживать внимание слушателей таким «усыпляющим» говором очень сложно.
Источник: blog.oratorskoeiskusstvo.com