Уже много столетий рождественская ёлка – символ Рождества. Именно её наряжают в праздничные рождественские дни. Знаете ли вы, уважаемые читатели блога «Секреты домового», почему на Рождество наряжают ёлку? Откуда появилась эта древняя традиция.
Оказывается традиция – украшать рождественскую ёлку имеет и языческие, и христианские корни. И об этом вы узнаете сегодня.
Языческие традиции
В древние времена люди боготворили природу и верили в силу духов, живущих в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно эти сверхъестественные лесные существа вызывают сильные морозы, снегопады, пургу и метели, запутывают охотников. Особенно активно действуют эти лесные духи в конце декабря (именно тогда начинался «солнечный год»).
Как появилась традиция украшать ёлку
Чтобы защитить себя и своё имущество от злых духов и нечистой силы, люди пытались задобрить их: украшали ели различными подарками и угощениями (яблоками, орехами, яйцами), совершали таинственные обряды, произносили специальные заговоры.
Люди знали, что вечнозелёная ёлка – символ жизни и нового возрождения из мрака и тьмы и ублажали её и её духов.
Откуда пошла традиция наряжать елку на Рождество
В Германии из уст в уста передают такую историю как Святой Бонифаций (английском миссионере 8 века) обратил в христианство целое языческое племя.
Монах читал язычникам, жившим на севере Гессена (Германия), проповедь о рождении Христа. Чтобы убедить германцев — язычников, что дуб не является святым деревом, он срубил священное для них дерево — Дуб Тора (посвященный богу грома Тору).
Язычники, ожидали, что их Бог разгневается, но ничего не случилось, святыня пала. Падая, дуб повалил все деревья, которые были на его пути, кроме красавицы ели. Это было чудо, и Святой Бонифаций воскликнул: «Да будет это дерево — деревом Христа».
Из срубленного священного дуба построили капеллу Святого Петра во Фритцларе, а ель стала главным рождественским символом для германских племён.
Именно из Германии пришла традиция украшать ель на Рождество.
Есть и другие сказочные легенды о рождественской ели.
Как ель стала символом Рождества — старинная легенда
Одна старинная легенда говорит, что ель стала символом Рождества только благодаря желанию небесных сил.
Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, на тёмном небе, под пение ангелов, зажглась новая звезда. Внемля этому божественному знамению, к пещере пришли и люди, и растения, и животные.
Каждый старался подарить новорождённому какой-нибудь подарок. Деревья и растения дарили Младенцу свои цветы, листья, плоды, благоухания. На радостное событие поспешила и Ель, но пришла она последней и стеснялась зайти.
Все удивленно спросили ее, почему она стоит и не заходит. Ель грустно ответила, что она очень хочет войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу. Кроме того, она боится уколоть его иголками и испугать.
Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться яркие цветы, орехи, зеленые листочки и красные яблоки. Ель обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо зашла к Иисусу. Малыш улыбнулся, увидев разноцветную красавицу Ель, и тогда над её верхушкой ярко засияла Вифлеемская звезда…
Почему наряжают именно ёлку — ещё одна легенда
По другому, преданию, Ель не пустили к Младенцу Пальма и Маслина, насмеявшись над её липкой смолой и колючими иголками.
Скромная Ёлка не стала спорить и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая, что она не достойна, войти в неё. Но Ангел, который слышал весь разговор деревьев, пожалел Ель и украсил её ветви звездами с неба.
Ель засияла всеми звездными огоньками и вошла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, протянул к ней ручки и улыбнулся. Ель обрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил ее, сделав главным рождественским деревом – символом его светлого праздника Рождества.
Сегодня я поведала вам разные истории рождественской ели. Надеюсь, что они вам они понравились. С Рождеством, дорогие мои друзья и читатели примите от меня этот подарок.
Не забудьте порадовать своих любимых печеньем с предсказаниями.
Источник: sikretdomovogo.ru
Рождественская елка. История в картинках
Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности.
В XVII веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку — как символ лестницы с неба, спущенной на землю в Рождество. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — в воспоминание о сладости райской жизни.
В Германии есть легенда, связанная с основателем протестантизма Мартином Лютером. Якобы он шел в рождественскую ночь по лесу и увидел в небе звезду, которая вдруг спустилась на макушку ели. В протестантских домах традиция украшать елку на Рождество сохранилась, несмотря даже на то, что протестанты не признают «излишеств», о которых не сказано в Библии.
Когда в конце XVII века Петр I совершал путешествие по Европе, ему очень понравилось то, как украшали елку на Рождество. Настолько, что царь издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай в России прижился не сразу, и до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.
Однако с середины XIX века, после первой публичной елки в Петербурге в 1852 году, обычай украшать елку становится чрезвычайно распространенным. Настолько, что Чайковский пишет самый известный в мире рождественский балет — «Щелкунчик», действие которого разворачивается в буквальном смысле под елкой.
В ХХ веке на елку были «гонения». В первый раз — в 1916 году, во время Первой мировой войны, как на пришелицу из Германии. Во второй раз — в 1918 году, формально как на буржуазный пережиток. Хотя на самом деле было понятно: рождественская ель — это слишком очевидный христианский символ. И на некоторое время он практически исчез из жизни советских людей.
В 1935 году, во время голода и депрессии, работники советской пропаганды для поднятия «народного духа» решают вернуть людям «зимний праздник» и елку. Разумеется, это уже не рождественская ель, а просто новогоднее дерево. Сегодня во многих семьях елочка снова стала рождественским символом. И на ней вместо пятиконечной красной звезды вновь, как и прежде, горит Звезда Вифлеемская.
Рисунки Дианы Лапшиной
Источник: foma.ru
Апостол Германии, или Почему мы наряжаем елку на Рождество
Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?
«Подпорченная репутация»
В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом.
А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.
Колючая елочка и маленький глупый ослик
Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить.
Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей.
Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех.
Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.
Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».
Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3).
Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.
Германские племена и елка
Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.
Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой.
Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.
Чудо из чудес
Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки.
Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964).
Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.
Источник: pravlife.org