Цепь с крестом «колетцатая» – украшение повязочницы
Ношения на груди креста поверх одежды крестьянами – это древняя традиция, так П. С. Ефименко пишет в 1877 г.: «. к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях. на серебряной широкой цепочке». Пинежане сохраняли этот обычай и в конце XIX в., а сам костюм повязочницы бытовал на Пинежье до 1930-х г.
Цепь с крестом – это украшение наряда девушки–повязочницы * . Называлась она «колетцатая», так как ширину ее составляли несколько скреплённых между собой колечек: от двух «двухколетчатые» — узкие, до пяти «пятиколетчатые» — широкие. Эти различия говорили о достатке семей.
_______
* Богатых крестьянок величали «повязочницами», а бесприданниц – «косыночницами». Но последних это не обижало, поскольку на вечерках, гуляньях да гульбищах внимание парней перепадало им. Они проще, радостные, кадриль плясать могли и в играх участвовать.
Обзор крест Арт 090
«Повязочницы» же резво не танцевали, предпочитая спокойно прогуливаться и неспешно водить хороводы. Не мудрено: берегли дорогой наряд. Но… сватов все же засылали именно к богатым.
На цепь навешивался массивный крест – серебряный, медный или металлический. Одновременно одевали от одной до трёх цепей: один из крестов располагался по центру, а два других креста – по краям. Цепи часто были длинными, и кресты находились почти у пояса.
Также девушки одевали: янтарные и стеклянные бусы, жемчужные серьги, а на правой руке носили серебряные браслеты и кольца. Всеми этими украшениями щеголяли девушки из зажиточного и богатого крестьянства.
Надевали этот наряд повязочницы в весенне-летние престольные праздники, когда из соседних деревень пинежане съезжались на центральный погост. Молодежь устраивала гулянья — «ходеци» (название в нижнем течении р. Пинеги), «метище» (в верхнем течении реки), которые длились несколько дней. На гуляньях часто выбирали себе жениха и невесту, поэтому наряд девушки играл важную роль.
Когда девушку после гулянья просватали, то костюм с повязкой становился свадебным нарядом невесты, в нем она венчалась. Дополнением к этому наряду девушки-повязочницы становился свадебный венец. Его надевали поверх повязки во время свадебного обряда, когда накануне венчания в дом невесты приезжала вся семья жениха и невесту, выводили к будущему мужу.
На фото цепи «колетцатые» в музеях одеты не только на наряд повязочницы, но и на костюмы из Вологодской и Олонецкой губерний.
Как украсить крест и икону цветами.
«Музей сословий». Галерея И. Глазунова. Девичий праздничный костюм Вологодская губерния. Конец XIX века.
«Пинежская невеста»
Кукла НАТАЛЬЯ, СССР, Днепропетровский завод игрушек. Автор костюма и реставрация — Лизункова Людмила Васильевна
Из комментариев:
.. А никакого распятия и близко нет . ))
У крестьян на картинах встречается ношение креста «навыпуск»
Ниже — картина Федора Григорьевича Солнцева — русского живописца и художника-реставратора 19 в. (а также архитектора и историка. Специалиста по художественной археологии, одного из теоретиков эклектического русско-византийского стиля).
Крест тельник всегда был скрыт под одежду, а вот наперсный миряне носили снаружи. Носить снаружи распятие перестали задолго до революции. Только священник и то не каждый имел право на ношение распятия на персях. Но народная традиция не соблюдала жестких правил, поэтому до нас дошли фотографим женщин, среди прочих красот на которых можно видеть и гайтан с крестом, но, заметь без Христа.
Напомнило абстракцию, нарисованную нейросетью, не представляющую абсолютно никакую научную ценность
Источник: www.perunica.ru
Подвески с крестом – ювелирный тренд этой осени
Какими бы глубокими смыслами ни обладали религиозные символы, их эстетическую красоту способен оценить каждый. На этом основывается востребованность священных эмблем вне церквей и храмов, например на подиумах показов и в ювелирных коллекциях. Религиозные атрибуты от перемены мест не теряют свое значение, но приближаются к еще большему количеству людей как напоминание о духовном наследии и о религии как неотъемлемой части нашей культуры. Если задуматься, в основе такого важного для каждого человека понятия, как уверенность в себе, также лежит вера как опора на себя и доверие своей внутренней силе.
Золотой крест-подвеска SERGEY GRIBNYAKOV
Серебряная серьга с крестом
Это украшение принадлежит мужской коллекции, но мы отнесли бы его к ювелирным изделиям в стиле унисекс. Одна-единственная сережка из черненого серебра с эмблемой креста на подвеске понравится тем, кто ценит неброские, но значимые аксессуары.
Двухъярусное золотое шейное украшение с крестом
Мода на ношение сразу нескольких подвесок вылилась в популярность многоярусных колье. Вместо двух ювелирных изделий вы приобретаете одно, а дальше сочетаете его каскадом с другими шейными украшениями из вашей коллекции.
Серебряная брошь-булавка с крестиком
Крестик на булавке очень личное и даже интимное украшение. Вы можете располагать его на видном месте или, наоборот, спрятать от посторонних взглядов, сделав вашим личным оберегом и секретом.
Золотое украшение с крестом и ониксом
Оникс играет на пользу этому украшению: во-первых, насыщенный черный блеск делает украшение видимым, а во-вторых, присоединяет к благотворным свойствам креста добрую магию оникса как защитника от сглаза, негативных мыслей и заговоров.
Серебряное украшение с крестом
Достаточно долго свобода в использовании крестов была редкостью, и именно XX век стал поворотным для того, чтобы этот символ завоевал своим присутствием оба мира – и религиозный, и светский – через моду.
Мужской браслет из оникса с крестом
Мальтийский крест имеет непосредственное отношение к нашей культуре: какое-то время он входил в герб Российской империи и в дворянские гербы наших князей и графов. Сегодня изображение мальтийского креста сохранилось лишь в гербах пригородов Санкт-Петербурга – Павловска и Гатчины, так что это украшение будет отличным подарком человеку, который оттуда родом.
Источник: sunmag.me
Символ веры: крест в ювелирном искусстве
Для большинства крест является символом христианства, но этот знак существовал задолго до появления этой религии. Рисунок креста в том или ином виде археологи встречают по всей Европе, Индии, Сирии, Персии, Египте, Северной и Южной Америке. Практически везде он символизировал жизнь и Солнце.
Древние египтяне почитали анх (крест с петлей в верхней части) как символ жизни, божественности и мудрости. Его можно увидеть на изображениях того времени в руках у фараона и богов. И по сей день анх популярен у тех, кто склонен верить в оккультизм.
Распространение христианства сделало крест главным символом веры на многие века. Ювелирные мастера изготавливали из драгоценных материалов все необходимые религиозные атрибуты: от нательных крестов и окладов для икон до алтарей и церковной утвари. Надевая украшение с крестом, человек как бы говорил: «Со мной бог».
Форма креста меняется в зависимости от конфессии, назначения и местности. Например, армянский крест отличается декоративностью. Его лучи будто украшены кружевами. Иерусалимский крест, изображенный на флаге Грузии, напротив, лаконичен. Православный крест, в свою очередь, привлекает внимание обилием элементов.
Самый часто используемый ювелирами крест – Латинский. Его можно найти в ассортименте любой ювелирной марки. Cartier выпускает тонкие браслеты с небольшими крестами, инкрустированными бриллиантами. Эта же компания создала, уже знакомый по статье о драгоценной коллекции Уоллис Симпсон, легендарный браслет с подвесками-крестами.
Ювелиры, работающие в жанре high jewelry, также обращаются к этому символу в своих произведениях. Например, он часто появляется в украшениях итальянца Джампьеро Бодино. В 2016 году маэстро покорил модных экспертов колье с пятью разными крестами-подвесками, каждая из которых может служить брошью. Чуть позже Бодино представил часы-браслет и колье-ошейник Artemisia, главную роль в которых сыграли мальтийские кресты.
Источник: buzzard-diamond.ru