Украшение с резьбой как называется

Глиптика — это резьба по камню, древнейшая техника ювелирной обработки полудрагоценных и драгоценных минералов. Сам камень, с вырезанным изображением, называется гемма. Произведения глиптики стали для многих монархов увлечением. Коллекции предметов у некоторых из представителей высших каст насчитывали десятки тысяч экземпляров.

Встретить глиптику можно в христианской культуре. Многочисленные украшения с ликами святых украшают храмы, церковная утварь также содержит геммы.

История происхождения

Древние произведения, относящиеся к глиптике, обнаружены у шумеров, в Месопотамии, на территории Египта, Средней Азии. Они изготовлены в период 5–6 тысяч лет назад. Это были цилиндрические печати, раскрывающие многофигурные изображения. На них видны человеческие фигуры, животные, разные мифологические сюжеты. Произведения характеризуют непринужденность композиции.

Для создания образов мастера использовали агат, сардоникс, гематит, сердолик. Благодаря прочности этих самородков удавалось сохранить все тонкие линии рисунка на многие века.

ФИГУРНЫЕ НОЖИ / Ложка для карвинга, нож для карбовки овощей и фруктов / Карвинг / Обзор инструментов

Глиптика

Технология и оборудование

Камни, с вырезанными на их поверхности изображениями, именовали геммами. Их еще в древности делали с использованием простых приспособлений. Издавна их традиционно применяли, как ювелирные изделия, талисманы либо обереги, печати.

Глиптика древности — крайне сложная работа. Для шлифования поверхности будущего произведения требовалось увлажнение, затем нанесение измельченного абразива. Мастер по памяти с помощью стержня из дерева вырезал контуры будущего сюжета.

Используя разные зернистости наждака, художнику удавалось получить переходы в качестве обрабатываемой поверхности. Посредством этой техники передавались металлический блеск доспехов и оружия, сложная фактура земли, натуральность глянца человеческой кожи.

Оборудование для глиптики

Изобретение специального оборудования, передающего инструменту энергию вращения, существенно расширило возможность выразительных средств резчиков. Давно забыта рельефная штриховка, благодаря которой мастера древности придавали движущимся фигурам динамику. Появилась возможность для создания теней, передачи полутонов. Благодаря техническим инновациям резные произведения заиграли жизнеподобной рельефностью, точностью и эстетичностью.

Читайте также:
Программы для украшения телефона

Эволюция искусства резьбы по камню

Мастерство глиптики не только активно развивалось в Греции, Италии, Месопотамии, но и на средиземноморских островах. В древности мастера использовали разнообразные вариации кварца (горного хрусталя с голубым сапфирином, яшмой с халцедоновыми ониксами). Они изображали на них рельефы для заверения важных документов, опечатывали такими печатками входы в различные помещения.

Древнеегипетские печати традиционно выполняли в виде священного жука народности — скарабея. Нижняя их грань содержала иероглифы либо изображения всевозможных мифических персонажей. Критские же геммы во втором–третьем тысячелетии еще до нашей эпохи начали содержать портретные барельефы людей.

Прорезная, или ажурная резьба по дереву

Полезная информация

Небывалого расцвета это искусство достигло на территориях Древнего Рима и Греции. Именно там создавали действительно уникальные образцы предметов из драгоценных либо полудрагоценных самородков, которые сейчас поражают тонкостью работы.

Бурное развитие античной техники и резьбы по камням произошло во времена процветания греческой классики. Художникам удалось добиться максимального совершенства. Произведения выполнены очень точно. В них передавались прорисованные человеческие образы, сюжетные композиции, вместе с тем подчеркивалась природная красота самоцветов. Геммы в этот период отличались достаточно крупными размерами, более расширенными сюжетными линиями с множеством мелких деталей.

Гемма

Для своих шедевров мастера применяли не только «мягкие» камни, но и породы с высоким показателем твердости. Вырезать на них необходимые сюжеты было сложно, процесс требовал от художников больше сил и умения.

Сочетая разные по твердости, а также зернистости материалы, ювелиры достигли невероятной реалистичности изображения, передающего разнообразные фактуры и эффекты. Спустя время появились специальные станки, с помощью которых стало намного легче выполнять резьбу по достаточно твердым самородкам. Результатом такой работы стали:

  • утонченные изображения, выполненные на самоцветах;
  • украшения со своей символикой власти и статуса для правителей;
  • произведения получили популярность у ценителей искусства;
  • появились геммы в декорировании аксессуаров и предметов гардероба.

Виды гемм

На практике имеется два варианта исполнения гемм, отличающиеся техникой резьбы:

  • инталии (имеют углубленный рисунок);
  • камеи — отличаются выпуклым изображением.
Читайте также:
Обзор украшений из розового кварца

Дополнительное различие между такими стилями резьбы заключается в однотонности инталий и колоритности, многоцветности камей. Однако оба варианта исполнения применяют равноценно при выпуске ювелирных украшений, красочных печатей, декоративных аксессуаров в интерьерном дизайне.

Инталия

Инталия — это гемма, имеющая глубоко вырезанный контур рисунка. Его особенность заключается в вогнутом состоянии изображения. Линии словно проникают внутрь камня. Резчик при работе обязан контролировать как лицевую поверхность минерала, так и изнаночную его сторону. Инталия нередко использовалась в виде печати, которая оставляла на воске либо глине зеркальный оттиск.

Кольцо инталия на камне

Древние для такой техники применяли драгоценные либо полудрагоценные самородки, позже материалом стали служить ракушки, даже стекло. Благодаря усовершенствованию инструментов изменилось и распространение инталий, они завоевали особую популярность. Начали придумывать реверсные изображения, правильный вид которых получался при рассмотрении с изнанки. Чтобы великолепный резной рисунок смог красочно выглядеть, начали применять всевозможные цветные подложки под изображением.

Камея

Этот вариант резьбы предполагает наложение элементов каменного рисунка поверх каменной основы. Само изображение отличается от минерала цветом. Традиционно для камеи используют агат, поскольку он максимально подходит для такого украшения. Минерал имеет требуемую твердость, позволяющую выполнять обработку с использованием станка, разноцветные слои самородка позволяют получать неповторимую игру оттенков.

Камея

Камея, выполненная искусным мастером, светится изнутри. Резчик добивается необходимых световых переходов посредством применения разных тональностей самоцветов. Если инталии имеют миниатюрные габариты, то камеи выполняют и на крупных камнях. Такие изображения используют для украшений, ими снабжают вазы, кубки, музыкальные инструменты.

Глиптика в домашних условиях

Имея дома небольшую мастерскую, каждый способен создавать в ней шедевры. Чтобы упростить работу, рекомендовано применять современные станки, оснащенные электромагнитными либо ультразвуковыми установками.

Чтобы освоить мастерство глиптики, необходим агат. Требуется правильно его подготовить, выровнять скрупулезно поверхность. Затем несмываемой краской наносят контур изображения, после чего обтачивают камень. Процесс обтачивания выполняют до глубины, на которой остается только фон. Для мероприятия нужны обдирочные боры.

Читайте также:
Что такое гелиотис в украшениях

Мелкозернистый инструмент понадобится позже для выделения элементов, финишного шлифования, окончательной полировки изделия. Первый слой используют для картинки, следующий — для фона, более глубокий нужен, чтобы прорисовать мелкие детали.

Владислав Суркин

В моём личном блоге я познакомлю вас с особенностями разных драгоценных камней, влиянием зодиакальных камней в отношении каждого знака зодиака, а также целебными свойствами некоторых из них.

Источник: 1kamni.ru

Как называется драгоценный камень с врезанным изображением?

Для чего применялся изначально, и что этому виду резьбы обязано рождением?

комментировать
в избранное up —>
В Рокот­ ов [276K]
5 лет назад

Всем наверное известны кольца или перстни-печатки, они появились в 4-м тыс. до н. э. в странах Древнего Востока для того, чтобы помечать собственность или скреплять подписью договоры, прикладывая такой перстень к расплавленному воску. Для того, чтобы оттиск получался выпуклым на камне вырезали отрицательный углубленный рельеф. Этот способ принято называть инталия (от приставки ин- (внутри), есть и другой способ резьбы по камню при котором вырезался барельеф, такой способ принято называть камея. И то и другое называется геммы, а вот само искусство резьбы по камню называется глиптика. Мастера глиптики ценились с самых древних времен, с античности, ведь это было непростое занятие создавать изображение часто приходилось почти вслепую, т. к. многие камни очень твёрдые и для резьбы по ним требовался не только металлический резец, а также и абразивы, которые при смешении с водой и маслом полностью закрывали рисунок и здесь требовалось художественное чутье и дар Божий.

Посмотрите, чтобы не спутать как выглядела инталия и камея:

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Глиптика или камнерезное искусство

Искусство резьбы по камню было известно еще шумерам. За шесть тысячелетий глиптика покорила страны и народы. За каменные или самоцветные миниатюры выкладывают целые состояния.

Глиптика

Что такое глиптика

Глиптика – это резьба по драгоценным камням и поделочным самоцветам.

Название восходит к древнегреческому термину γλύφω – вырезаю, выдалбливаю.

Камень с вырезанным на нем изображением называется геммой.

Не считая резьбы по рогу и кости, это древнейший способ художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. Считается разновидностью декоративно-прикладного искусства.

Читайте также:
Украшения идеи для кухни

Глиптика – это ювелирная резьба во всех смыслах:

  • Материалом нередко служат камни ювелирных кондиций, их обрамляют золотом, платиной, иногда фланкируют бриллиантами.
  • Работа требует ювелирной точности. Камень не воск или глина, отрезав лишнее, его не восстановишь. Самоцвет от неосторожного обращения может треснуть, рассыпаться.

Высокая твердость материала усложняет работу резчика, но сохраняет каменное произведение искусства на века.

Какие бывают геммы

По способу выполнения различают два вида гемм – камеи и инталии.

украшения с натуральными камнями

Большой выбор украшений из натуральных камней и минералов со скидкой -50%

Инталии монохромны, их сравнивают с графикой. Камеи бывают одно- и многоцветными. Это каменная «живопись».

Первым видом глиптики была инталия, с конца IV века до нашей эры появились камеи.

Инталия

Инталия (или интальо) – это гемма с углубленным, как бы вдавленным по контуру, рисунком. Несмотря на кажущуюся простоту и одноцветность, вырезать ее труднее, чем камею. Резчику приходится следить за лицом и изнанкой изображения, постоянно делать пробные оттиски.

Инталия с изображением Эроса

Инталия востребована как личная или родовая печать, фамильный герб. Изображение для них вырезалось в зеркальном варианте, чтобы оттиск получился «нормальным».

Такими геммами опечатывали помещения, бюро, запечатывали любовные письма, другую конфиденциальную корреспонденцию. В России их называли печатками и часто носили как перстень.

В Древней Греции профессия камнереза была почетной, но контролируемой государством. Выполнив заказ, они должны были уничтожать оригинал инталии.

XIX век ввел моду на «реверсные» инталии. Правильное изображение на них появляется при рассмотрении с изнанки. Для усиления эффекта под изображением размещали цветные подложки (обычно из золотой или серебряной фольги).

Камея

Камея – это самоцвет или камень с выпуклым вырезанным изображением.

Камея из сердолика » Зачарованный замок»

Их родиной считается Александрия, точная история происхождения названия не выяснена.

Первыми исходником камей были многоцветные яшмы и сардоникс. Позднее мастера освоили аметисты, аквамарины, изумруды, топазы.

Читайте также:
Есть ли проба на позолоченных украшениях

Чтобы получить многоцветное изображение, используют слоистый агат. Он дает простор фантазии, позволяет показать мастерство. Используется для «портретных» камей. Белый слой геммы становится лицом, коричневатый – шевелюрой, глазами, элементами одежды.

искусство глиптики

Габариты агата, сердолика позволяют создавать крупные экземпляры этого вида глиптики, по 15-20 см.

Главное угадать со слоистостью. Мастера говорят, что одного опыта недостаточно. Нужна еще удачливость, везение.

История глиптики

История искусства резьбы по камню исчисляется шестью тысячелетиями:

Камея с изображением Птолемея II

  • Первыми искусство глиптики освоили на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры жители Шумерского государства (территория Месопотамии). Глиптика Месопотамии – это преимущественно гематитовые цилиндры-печати с простейшими сюжетами.
  • В отличие от глиптики шумеров, главным персонажем работ мастеров Древнего Египта был священный жук-скарабей. На его «брюшке» располагались иероглифы и мифические существа. Также создавались геммы с изображением житейских сценок.
  • Вершина камнерезного искусства – античная глиптика. Материалом служили сардоникс, сердолик, агат. Прочность минералов позволяла прорисовывать детали, благодаря чему изображение как бы оживало. У греков сюжеты охватывали все аспекты жизни: музыка, театр, быт, мифология, галантные похождения богов, портреты. Иногда персонажей насчитывалось несколько. Римляне были более суровы: художественная резьба ограничивалась воинственными сюжетами на аскетичном двуцветном фоне геммы.
  • Мастера соседнего Крита еще четыре-пять тысяч лет назад освоили вид глиптики барельеф (голова плюс грудь).
  • Материалом китайской глиптики служили оникс и нефрит. На нефрите, считавшемся божественным, вырезали только лики Будды, императора или священных животных. Тематика ониксовых камей была приземленной: природа, быт, искусство.
  • В христианстве для глиптики используют лазурит, горный хрусталь, сапфирин, яшма, халцедоновые ониксы. На них вырезают лики Христа, Богородицы, святых, изображения ангелов. Камеи оправляют серебром, превращая в панагии (нагрудный атрибут священников).

К XIX веку рынок (особенно европейский) наводнил ширпотреб – поделки из окаменевшей лавы и толстых раковин моллюсков. Качество отступило перед количеством. Неудивительно, что музейную и эстетичную ценность представляет ничтожная часть созданного в то время.

Источник: jgems.ru

Рейтинг
Загрузка ...