Сразу возникает несколько вопросов — какие есть возможности для оформления и нужно ли стихи вообще оформлять? Однозначного ответа нет, каждый сам решает как ему свой стих оформить. Так или иначе стих всё равно надо как-то оформить, есть классические построения в виде катренов, может быть пять или больше строчек, смотря как стих зарифмован.
У верлибров своё построение, иногда прозу пытаются как стих разбить на строчки, встречаются и стихи выстроенные в одну строчку, где рифма глубоко прячется. Экспериментируют с расположением четверостиший — можно сдвинуть к центру, расположить всё в шахматном порядке или лесенкой, но возможности всё же ограничены и редко когда такие новаторства идут на пользу.
На стихире ещё можно добавить иллюстрацию, чем многие с большой охотой пользуются. Небольшая картинка вполне может служить неплохим дополнением к тексту, некой подсказкой или просто небольшим дизайнерским украшением. Это как название, каким-то стихам название не принципиально, другие могут от названия зависеть напрямую и меняя название можно менять его смысл.
Борода — Илья Словесник, Boroda — Ilya Slovesnik
Здесь главное не перестараться. Не один раз мне попадались огромные фотографии на фоне которых сам текст откровенно терялся. Этот сайт предназначен прежде всего для публикации стихов и возможно по этому возможности по оформлению здесь ограничены. Оформление стиха может не только помогать содержанию, но и портить его и об этом надо всегда помнить.
Самое известное оформление стихов, это конечно же музыка. Стихи и мелодии созданы друг для друга, хотя и могут жить самостоятельно, тем не менее песни были всегда и жизнь свою без песен мы не представляем. Не каждый текст нуждается в музыке, но многие хорошо ложатся на мелодии даже если первоначально ни о какой музыке при сочинении вы и не думали.
Не надо быть композитором что бы подобрать под ваш текст какую-то мелодию, можно попробовать это сделать самостоятельно. Инструментальной музыки много, можно и песню с текстом взять если ваш стих каким-то образом пересекается со словами песни или его дополняет. Есть другие ресурсы, можно найти такой, где стихи с подобранной музыкой можно опубликовать.
Чем больше оформление, тем сложнее найти гармонию. Есть песни, которые я много раз слышал, но о чём там поётся толком не знаю. В песне помимо текста ещё много чего есть — мелодия, аранжировка, вокал. Даже художественное чтение влияет на восприятие, что говорить про всё остальное.
Подбором мелодий оформление стихов далеко не ограничивается — компьютерная графика, различные фотошопы, программы со шрифтом, фотоэффекты и многое другое предоставляют нам воистину неограниченные возможности. На песни уже давно снимают видеоклипы, в домашних условиях на свой стишок тоже можно попробовать что-то смастерить — плейкаст например или анимацию, можно клип.
Было бы желание, всё возможно. Вставить текст в картинку, подобрать мелодию, поиграть со шрифтом и фотоэффектами в принципе не сложно, только что из этого получится? Чем больше наворотов, тем сложнее всё друг с другом увязать. Если серьёзно подойти к этому делу, то тут уже потребуется определённая квалификация и много вложенного труда, дело довольно кропотливое.
Грех ли носить украшения и обручальные кольца? | «Библия говорит» | 436
У каждого стиха есть какой-то свой сюжет, этот сюжет вполне можно развить в плейкасте. Взять какой-то ключевой наиболее образный фрагмент стиха и воплотить его в картинке, разве не заманчиво? Можно и анимацию сделать, сюжет будет развиваться. Задумать и исполнить, это не одно и тоже.
Соединить в коллаж разные рисунки уже не просто, надо что-то вырезать, что-то подправлять, стирать, дорисовывать, а ещё разместить на общем фоне, что бы всё казалось единым целым и что бы текст хорошо читался и было для него место, а ещё и про музыку не забываем. Поэты редко бывают продвинутыми компьютерщиками и хорошими художниками, занимаются таким оформлением чаще всего не они.
Те, кто специализируется на плейкастах в качестве текста чаще всего берут именно стихи, но стихи в их творениях стоят далеко не на первом месте. Разукрасят слова и строчки всякими узорами, цветочками, игрушками и прочими красивостями. Смотрится картинка красиво, а о чём там стихи уже и не важно.
Там где такие плейкасты публикуются читателей и ценителей стихов почти нет, смотрят на картинки, слушают музыку и на стихи обращают внимание в последнюю очередь. Если стихи для вас главное — оставайтесь на стихире, но попытка как говорят не пытка. Занятие довольно увлекательное, стихи ведь мы тоже в первую очередь для себя пишем, сам творческий процесс увлекает. Почему бы и с оформлением не побаловаться? Выбор за вами.
НИкита! Огромное спасибо!Прочитала с удовольствием!Я,например не могу вставлять к стиху картину,поэтому они,не оформлены. Ладно,раз так у меня!Вы,просто очень доходчиво все объяснили! Огромное ВАм душевное «спасибо»!
с картинками интереснее, я специально коллажи делаю к сюжету стиха в картинке.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru
Как оформить стихи?
Назначьте всем стихотворным частям текста стиль “Стихи”: выделите стихотворение и воспользуйтесь стилем “Стихи” (боковая панель “стили текста”).
Если перед стихотворением стоит эпиграф, выделите его стилем “Эпиграф”.
Если вы хотите, чтобы стихи были расположены “в подбор” (одно за другим), присвойте стиль “Подглавка” каждому названию. Стихотворения разместятся друг за другом.
Если вы хотите, чтобы каждый стих начинался с новой страницы, назначьте каждому названию стиль “Глава”.
Мы рекомендуем использовать для поэтических текстов именно такое оформление.
Стихотворения без названия
Очень часто у стихотворений нет названия, и тогда перед стихом принято ставить “три звездочки” (***).
Чтобы такое стихотворение отразилось в оглавлении, стиль “Глава” или “Подглавка” нужно присвоить “звездочкам”. Тогда первая строчка стиха автоматически появится в оглавлении.
Поэтическая “лесенка”
Поэтическая “лесенка” — ступенчатое размещение строф на странице, один из способов деления поэтического текста на части. Лесенка закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Яркий пример — многие стихотворения Владимира Маяковского.
Для оформления поэтической “лесенки”:
- присвойте строфам стиль “стихи”;
- с помощью клавиши “пробел” сдвиньте нужные строфы вправо.
Какой макет выбрать для стихотворений?
В нашем редакторе есть несколько макетов, предназначенных для оформления поэтических текстов. Выбрать макет можно в разделе «Макеты книги».
Если ваши стихи с короткими строчками, используйте макеты Newton 11 Poetry Short или Sans 11 Poetry Short.
Для стихов с длинной строкой рекомендуем Sans 10 Poetry Long.
Для детских стихов подойдет макет Sans 14 Poetry Children.
Во время работы над текстом не забывайте периодически сохранять все сделанные изменения.
В режиме “Предпросмотр” вы сможете проверить, как будет выглядеть ваш текст в книге.
- Читателям
- Мобильное приложение
- Магазин Ridero
- Полезные сведения
- Оформление текста
- Работа с иллюстрациями
- Какие этапы проходит книга в Ridero
- Этап: публикация книг
- Этап: договор на публикацию
- Этап: внесение изменений в опубликованную книгу
- Тираж книги
- Доставка
- Об авторских правах в целом
- Использование чужих произведений
- Борьба с пиратством
Источник: ridero.ru
Стихосложение-17. Как графически оформить поэтический текст?
С тех пор, как стихотворения не только и не столько декламируют, сколько читают с листа или монитора, графическое оформление текста приобретает особую важность. Ведь напечатанный текст лишен голоса автора — и все паузы, акценты и ударения, задуманные поэтом, могут быть утеряны.
Фото: ThoughtCatalog, pixabay.com
Хорошо, когда стихотворение написано традиционной формой с ясным, постоянным ритмом. А если ритм сложный или сбивчивый? А если пауза между двумя словами первой строки раз в пять длинней паузы между словами третьей строки?
Эта проблема постоянно стояла перед В. Маяковским, писавшим сложные тонические стихи с неравномерными интонационными паузами. Сначала он просто разбивал строки на более мелкие, выделяя те или иные отрезки текста. Однако текст все равно сливался и не всегда можно было сразу угадать рифмующиеся строки. А когда его еще и не разделяли на строфы, то прочесть стихотворение с первого раза правильно было почти невозможно. Как, например, это стихотворение Маяковского:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
У меня до сих пор есть сборник Маяковского, где я когда-то карандашом выделял строфы и полустрофы.
Чтобы избавиться от этих недостатков, поэт впоследствии стал использовать принцип «лесенки». Он не просто разбивал строки на части, но и постепенно сдвигал эти части в сторону. В результате и авторская ритмика сохранялась, и изначальные строки не терялись. Правда, злые языки утверждали, что таким образом он увеличивал свой гонорар, ведь поэту платили построчно.
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ «Теодор
Нетте»…
Сам сдвиг строчек использовался, конечно, еще задолго до Маяковского, но тогда он употреблялся в основном для выделения рифмующихся строчек или тех частей стихотворения, где сменялся ритм.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Кинжал, ты кровь излил, — и мертв объемлет он
Помпея мрамор горделивый…
А. Пушкин
Постепенно сдвигающимися строками в стихосложении можно передать также стремительность или движение.
Я зажгла заветные свечи,
Чтобы этот светился вечер,
И с тобой, ко мне не пришедшим,
Сорок первый встречаю год…
А. Ахматова
Бабочка в саду.
Подползет дитя — взлетает,
Подползет — взлетает.
Исса, пер. В. Марковой
Конечно, то, какие элементы стихотворения следует выделять графически и как это делать, решает сам поэт. Допустим, можно акцентировать внимание на внутристиховых паузах или внутренних рифмах.
Угрюмый дождь скосил глаза
А за
решеткой
четкой
железной мысли проводов —
перина.
И на
нее
встающих звезд
легко оперлись ноги.
Но ги-
бель фонарей…
В. Маяковский
А для того, чтобы придать частям текста особое значение и эмоциональную нагрузку, можно делать межстрочные пробелы, подобные межстрофным:
…Мария!
Звереют улиц выгоны.
На шее ссадиной пальцы давки.
Открой!
Больно!
Видишь — натыканы
в глаза из дамских шляп булавки!
Пустила…
В. Маяковский
Правильная разбивка текста стихотворения может предостеречь читателя и от непредвиденных смысловых ошибок при чтении. В своей работе «Как делать стихи?» Маяковский писал:
Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.
Все-таки все читают стих Алексея Толстого:
«Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током…»Как
«Шибанов молчал из пронзенной ноги…»
Дальше:
«Довольно, стыдно мне
Перед гордою полячкой унижаться…»
читается как провинциальный разговорчик:
«Довольно стыдно мне…»Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как делаю я:
«Довольно,
стыдно мне…»
В общем, поэт должен всеми графическими средствами добиваться того, чтобы восприятие текста читателем было наиболее адекватно авторскому замыслу.
Очень сильную помощь в этом может оказать авторская пунктуация. Ведь разбивать можно не только строки, но и слова. Таким образом, вы можете придать слову нужную протяженность (го-о-оре) или чеканность (го-во-рю), указать на смысловую многозначность используемого слова.
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав…
М. Цветаева
Э-то мух сбивает ветер
С развороченной земли
И… — страшней всего на свете —
Прилетели снегири…
С. Аксененко
Громче-громче!
Тише… Тише…
Даль-ше, даль-ше.
Ближе… Ближе…
Мозг мой бездною обижен,
Опрокинут, обездвижен.…Бездна в небе, бездна в мошке.
Не собрать её в лукошке,
Не испить её до дна.
БЕЗ —
ДНА!
С. Курий
Слова можно разбивать также многоточиями и скобками — например, «(Из)вращения любви», «Не скажу тебе „да“ / ведь я так гор… да!», «он за п… п… п… п… пнулся»). Можно, напротив, с помощью косой черты соединять слова, представляющие как бы разные параллельные варианты словообраза, возникающие у поэта:
На стенах проступали лики/блики…,
Я тебя люблю/ненавижу…,
Ты хотел это вытереть/вырезать/выскоблить…
У каждого поэта есть свои любимые пунктуационные знаки — например, мне нравятся многоточия, а М. Цветаева и Э. Дикинсон любили тире. Возможно, потому, что тире очень заметный и многофункциональный знак.
Нас родина не позовёт!
Езжай, мой сын, домой — вперед —
В свой край, в свой век, в свой час, — от нас —
В Россию — вас, в Россию — масс,
В наш — час — страну! в сей — час — страну!
В на — Марс — страну! в без — нас — страну!
М.Цветаева
Главное, чтобы не было элементарной непреднамеренной неграмотности. Вроде отсутствия запятой перед словом «но» или упущенной запятой в предложении «Казнить нельзя помиловать». Конечно, при условии, что такая «ошибка» не является сознательным приёмом.
Так некоторые оригиналы вообще печатают стихи безо всякой пунктуации — иногда с целью дать большую свободу для вариативности словосочетаний, а иногда, чтобы показать стремительное течение речи, некий безостановочный «поток сознания». И, наоборот, можно рассечь предложение знаками препинания, чтобы усилить вескость или отрывистость слов («Ты. Никуда. Не пойдешь»). В общем, на всё воля поэта, и не один филолог не имеет власти это изменить.
Иногда филологи не в состоянии изменить даже орфографические неточности. Так А. Блок неизменно настаивал на написании слова «желтый» через «о»:
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.…Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Бывают и обратные случаи, когда официальные перемены в орфографии языка делают отдельные поэтические замыслы непонятными. Так название поэмы В. Маяковского «Война и Мiръ» обыгрывало название романа Л. Толстого «Война и Миръ». Это и так ясно — скажете вы. Ан, нет: в написании Толстого подразумевался «мир» — как мирное время, противоположность войне, а в написании Маяковского (с отмененной впоследствии буквой «i») имелся в виду «весь мир», мироздание, вселенная…
Что касается ударений и выделений, то они полностью во власти поэта. К примеру, заглавные буквы могут допускаться где угодно — в начале строк, в середине текста, в конце. А можно вообще напечатать всё стихотворение строчными буквами.
Для придания большей значимости заглавную букву можно использовать в любых словах — Любовь, Смерть, Мечта, но здесь желательно не переборщить. Если таких слов будет много, то их выделение потеряет всяческий смысл. Заглавными буквами и жирным шрифтом можно выделять и слово, зашифрованное в тексте стихотворения, как это мы видели выше. Или указывать на скрытые смыслы и игру слов («Тяжелый кРОКодил»).
Лично я почти всегда изначально набираю свои тексты в простейших текстовых редакторах и для выделения пользуюсь только заглавными буквами. Причина проста: если вы отсылаете куда-то свой текст в электронном виде и не в состоянии контролировать его публикацию, то возникает большой риск, что ваш курсив, жирный шрифт, знаки ударения над буквами и прочие прикрасы, могут по недосмотру просто исчезнуть в программе верстки. Редактуру же текстового формата (.txt) изменить можно только сознательным оперативным вмешательством. Конечно, этот прием годится далеко не всегда, но он самый простой и эффективный.
Отдельно стоит коснуться так называемых «эмоциональных» знаков пунктуации. Давно, еще в начале 1990-х годов, читая рукописи своего друга С. Аксёненко, я обнаружил среди стихотворных строчек странный значок в виде «галочки». На мой вопрос, что это такое, Сергей ответил, что это «знак иронии». И действительно, классическая эмоциональная пунктуация чрезвычайно бедна — восклицательный да вопросительный знак, ну, может, еще многоточие… Что касается «иронии», «гнева», «сарказма», то для них знаков не было.
Кто бы мог подумать, что спустя несколько лет интернет- и SMS-послания, воплотят мечты Маяковского и идею моего друга в жизнь! Конечно, речь идет о «смайликах» — графических знаках для выражения той или иной эмоции. Почему бы ими не воспользоваться поэту в своих текстах (естественно, в пределах разумного — там, где они действительно необходимы)?
Уместны и употребления символов и прочие графические хитрости. Вроде зачеркнутых, но при этом умышленно оставленных, слов.
Источник: www.shkolazhizni.ru