Украшение в классическом риторическом каноне это

Классическая риторика разработала канон (образец), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит несколько этапов, в соответствии с которыми называются разделы риторики.

1. Инвенция (лат. Inventio — «нахождение», «изобретение»). На этом этапе отбирается материал для будущего сообщения, формируются цель, тема и тезис речи.

2. Диспозиция (лат. Dispositio — «расположение», «развертывание»). На данном этапе оратор продумывает композицию речи, состоящую из вступления, основной части и заключения.

3. Элокуция (лат. Elocutio — «украшение», «словесное оформление мысли»). Этот раздел разработал множество риторических фигур и тропов, с помощью которых можно придать речи яркость, глубину и выразительность, усилив ее воздействие на аудиторию.

4. Мемория (лат. Memoriа — «память»). Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. Фактически владение меморией должно обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений.

Гусейнов Гасан — Риторическая рука

5. Акция (лат. Actio — «действие»). Это основы правильного, выразительного произнесения речи перед публикой, а также искусство взаимодействия оратора и аудитории.

Современная риторика дополняет классический риторический канон необходимым шестым этапом.

6. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, отражение). Анализ произнесенной речи. Оратор анализирует, каких целей ему удалость достичь, а каких нет, и почему. Основная задача рефлексии – устранить недочеты и ошибки в речи, чтобы не повторять их во время следующего публичного выступления.

Аргумент. Виды аргументов.

Аргументом (лат. argumentum от глагола arguo – показываю, выясняю, доказываю – довод, доказательство, умозаключение) будем называть фрагмент высказывания, содержащий обоснование мысли, приемлемость которой представляется сомнительной.

Существует несколько классификаций аргументов по разным основаниям.

• В зависимости от модусов публичного выступления различают виды аргументов в ораторской речи:

• аргументы к логосу;

• аргументы к этосу;

• аргументы к пафосу.

Аргументы к логосу — это утверждения, касающиеся предмета речи, тезисы, защищаемые оратором (аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела).

В логической аргументации именно такие аргументы считаются корректными, а все остальные рассматриваются как определенные хитрости или даже как ошибки, в основном преднамеренные (софизмы).

Аргументы к этосу и аргументы к пафосу — это утверждения, апеллируют не к делу, а к участникам общения (как самого оратора, так и аудитории). Их объединяют под названием «аргументы к человеку»

Читайте также:
Украшение на сапогах как называется

Наиболее распространенными среди аргументов к этосу являются:

• аргумент к авторитету;

• аргумент к личности.

Аргумент к авторитету (обращение к авторитету) – вид аргументации — предложение считать некоторое утверждение корректным потому, что такое утверждение сделано неким источником, считающимся авторитетным.

Риторическое конструирование реальности

В некоторых случаях оратор может на самом деле и не разделять мнений авторитетных источников, однако он рассчитывает на то, что слушатели не осмелятся спорить с такими положениями. Аргумент к авторитету имеет много разнообразных форм: авторитет конкретного человека (например, цитаты), авторитет общественного мнения, авторитет учреждения, авторитет должности, авторитет возраста и др.

Следует подчеркнуть, что возможности отдельного человека ограничены Далеко не все в жизни можно самостоятельно проанализировать и проверить. Так или иначе человек полагается на мнения других, на знание, добытое человечеством протяжении исторического развития.

Г Лейбниц по этому поводу писал:

«Сколько на свете людей, у которых нет других оснований для их убеждения, чем мысли, которые разделяют их друзья, люди их профессий, их единомышленники, или их соотечественники!»

По сути, в такой аргументации нет ничего плохого Мы все постоянно вынуждены верить во что-то, полагаясь на авторитет специалистов; иначе и быть не может Многие вопросы требуют специальных знаний, неспециалист просто не может дать адекватную оценку.

В повседневном общении аргументам к авторитету бывает очень трудно противостоять. В подобных случаях нужно обращать внимание не на то, что мнение высказано выдающимся человеком, а на то, является ли оно приемлемым.

Аргумент к личности — это утверждение, подчеркивающее личностные качества другого человека, аргумент, основанный на личности оппонента, а не на сути дискуссии, объективных фактах и логических рассуждениях.

Подразделяется на виды:

• «переход на личности» — прямая критика личности или оскорбление оппонента,

• объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами,

• «и ты тоже»— указание на то, что оппонент сам действует вопреки аргументу.

Демагогия часто содержит в себе эту аргументацию.

Если оратор апеллирует к положительным чертам, тогда этот аргумент выступает как разновидность аргумента к авторитету Общую схему его применения можно представить следующим образом:

X является хорошим человеком

Следовательно, его аргумент следует принять

Собственно аргументом к лицу считается ссылки на реальные или мнимые недостатки других людей. С помощью такого аргумента оппонент предстает в смешном виде или как ненадежный человек, которому нельзя доверять. Общую схему применения аргумента к лицу можно представить следующим образом:

Читайте также:
Украшение как в титанике сердце океана

X является плохим человеком

Следовательно, его аргумент не следует принимать

Аргумент к личности имеет много разнообразных форм: X лживый человек; X безрассудный человек; X не может реально оценить ситуацию; X имеет низкие моральные стандарты; X некомпетентный человек; X относится к группы людей, которые занимают предвзятую позицию, не придерживаются моральных принципов и т.д. Кроме того, аргументом к лицу может выступать утверждения о непоследовательности собеседника, когда человек говорит одно, а сам делает другое. В таких случаях оратор осуществляет «атаку на личность» другого человека с целью дискредитации его положения.

Аргумент к личности в основном используют при критике утверждений других людей Оратор в своей речи пытается продемонстрировать, что определенные мысли не являются убедительными, поскольку людям, которые их приводили нельзя доверять.

Достаточно ярко о том, как противостоять аргументам к этосу, высказался известный немецкий философ Г Лейбниц:

«На самом деле, если из уважения я не осмелюсь возразить, или если я не имею ничего лучшего сказать, или если я себе противоречу, то отсюда вовсе не следует, что Вы правы. Я могу быть скромным, необразованным, могу ошибаться, но и Вы также можете ошибаться».

В современной риторике подобная тактика защиты тоже разновидность аргумента к человеку, которая получила название «ты тоже».

Источник: poisk-ru.ru

23. Риторический канон: общая характеристика.

Риторический канон – схема перевода речи мыслимой (внутренней) в речь высказанную (внешнюю). Риторический канон – это разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления, прослеживающая весь путь от возникновения темы и осмысления цели, до его выступления перед слушателями.

Он позволяет нам проследить все этапы, все развитие речи мыслимой во внешнюю. То, как строим речь, какие пути при это проходим. В классическом каноне пять частей, и каждая часть отражает определенный этап этого пути, последовательность частей (этапов) такова: 1. Инвенция – изобретение (найти что сказать). 2. Диспозиция – расположение изобретения.

3. Элокуция – словесное оформление мысли. 4. Меморио – запоминание. 5. Акцио – произнесение (исполнение) речи. Инвенция (изобретение) – первая часть классического канона риторики, в которой рассмотрены правила мыслительной разработки темы в соответствии с целью ритора.

Диспозиция (расположение) – вторая часть классического канона риторики, в которой рассматриваются правила последовательного представления частей разработанной ранее (на этапе изобретения) темы будущего текста. Элокуция (словесное выражение, оформление) – третья часть классического канона риторики: изложение изобретенного содержания в обдуманной последовательности в виде текста, его украшение с помощью изобразительных средств, речевых приемов. Предполагает осознанный отбор и группировку языковых средств в соответствии с замыслом автора. Мемориа (запоминание) – четвертая часть классического канона риторики, рассматривающая способы и приемы запоминания речи, заучивания ее наизусть. Акцио (произнесение, исполнение) – пятая часть классического канона риторики, рассматривающая правила преподнесения подготовленного текста.

Читайте также:
Фигурки или украшения из бисера

24. Риторическое построение речи: изобретение, расположение, элокуция, память, действие.

1. Инвенция (лат.Inventio) или «нахождение», «изобретение» — invenirequiddicere — «изобрести, что сказать». На этом этапе, по рекомендации риторики, отбирался материал для будущего сообщения.

Речь шла прежде всего отнюдь » не о языковом материале» — речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри. Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении» (13,11).

Итак, инвенция поставила во главу угла предмет и обеспечивала «доброкачественность предметного содержания сообщения». 2. Диспозиция (лат.Dispositio) — «расположение» — inventadisponere — «расположить изобретенное». Второй раздел, «получив в свое распоряжение уже «готовый к Понятия становились объектом логических и аналогических процедур.

Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались». (13,11). Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло говорящему избежать логических ошибок. Кроме того, диспозиция «предлагала модели расположения понятий в составе единого речевого целого».

Таким образом, центральное место в диспозиции занимало понятие, «диспозиция гарантировала доброкачественность понятийногоаппаратаговорящего». 3. Элокуция (лат.Elocutio) — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» «ornarevebris» — «украсить словами».

Этот раздел разработал множество приемов (фигур и тропов), с помощью которых можно создать смысловые эффекты необыкновенной силы. Если диспозиция опиралась на логику, то «элокуция открывала перед говорящим область паралогики.

Те же самые процедуры, которые были запрещены с точки зрения логики и считались паралогическими (т.е. ошибочными с т. з. логики) приобретали здесь новый смысл: негативное использование логики и преобразование их в законы паралогики создавало эффекты необыкновенной силы». (13,11). «Стало быть, тем, вокруг чего строилась элокуция и что естественным образом завершало преобразование исходного предмета, было слово: отныне слово начинало жить самостоятельной жизнью как один из элементов вербального мира». (13,12). 4.

Читайте также:
Декоративное украшение окна это

Мемория (лат.Memorio) — «память», запоминание речи. Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. «Фактически владение меморией должно было обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений». (13,13). 5.

Акция (лат.Actiohipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи», ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.

Источник: studfile.net

Риторический канон

Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте.

Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).

Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов «за» и «против». Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи.

В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.).

Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название.

Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение.

Читайте также:
Мелодическое украшение звука не меняющее темпа

Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами.

Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.

Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся. Средства выразительности делятся на фигуры речи и тропы. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении.

К тропам относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола, антифразис. Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. Наиболее известные фигуры речи: синекдоха, эпифора, анафора, градация, риторический вопрос, оксюморон, асиндетон, полисиндетон, ассонанс, аллитерация.

Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.

Акцио – произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики.

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего нужен риторический канон?

2. Какие этапы работы над речью включает в себя риторический канон?

3. Дайте определение понятию «топ»?

4. Что такое диспозиция?

5. В чем отличие между фигурами речи и тропами?

6. Почему произнесение речи не «по бумажке» лучше воспринимается слушателями?

7. Какие навыки необходимо тренировать оратору?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...