Украшение в музыке как называется

Форшлаг — вид мелизма , представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.

Короткий форшлаг

Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.

Обозначение короткого форшлага

Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: . Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.

Короткий форшлаг

Рисунок 1. Пример короткого форшлага

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

  1. за счёт длительности предыдущего звука
  2. за счёт длительности украшаемого звука
  3. за счёт длительности любого из звуков

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.

МЕЛИЗМЫ: как правильно играть украшения? ФОРШЛАГ, МОРДЕНТ, ТРЕЛЬ, ГРУППЕТТО

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука

Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука

Читайте также:
Торт бисквитный рецепт в домашних условиях с украшением

Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2

Долгий форшлаг

Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям.

Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2 /3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1 /3 от своей длительности.

Источник: www.music-theory.ru

Что означает слово «форшлаг» и когда оно появилось?

Форшлагом в музыке называют исполнение одной или нескольких вставных нот перед основным тоном. Форшлаг — это дополнительное украшение, он не занимает отдельную долю при счете, а исполняется за счет длительности основного звука. Таким образом основная нота как бы включает в себя две части — вставку-вступление и собственно основной тон. В современной нотной записи форшлаги печатают мелким шрифтом.

Украшения для Миланы

Владислав Чахурский. Песня о любви. 1902. Частное собрание

В русском языке закрепился немецкий вариант термина — Vorschlag , который, в свою очередь, является переводом с итальянского. По-итальянски термин звучит как appoggiatura , то есть «подпорка, поддержка».

Форшлаг произошел от средневековой музыкальной фигуры — плики. Плика — особое скольжение голоса вниз или вверх после основной ноты — встречалась в русской народной музыке, в творчестве скоморохов и гудошников (гудошниками называли профессиональных музыкантов, развлекавших народ игрой на гудке — древнерусском подобии скрипки). Однако «официальная» духовная музыка украшения-мелизмы не признавала: считалось, что мелкие «кокетливые» вставки лишают мелодию необходимой торжественности и значительности.

Форшлаги и другие вставные орнаменты начали появляться в произведениях русских композиторов в эпоху классицизма — под влиянием западной моды на утонченное и витиеватое звучание. В XIX веке авторы использовали такие украшение, чтобы изобразить звуком голоса птиц, детей, капли воды. Например, Петр Чайковский в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» с помощью форшлагов и других мелизмов имитировал трели птиц.

Читайте также:
Украшение узор как называется

Источник: dzen.ru

Украшение мелодии

Cover-ukrashenie-melodii

Cover-ukrashenie-melodii

Представляем вашему вниманию отрывок из книги Л. Лаблаша «Практический метод пения» о верном исполнении украшений мелодии.

Об украшениях пения

«Есть несколько условных знаков, которые по обыкновению называются украшениями пения. Знаки эти: Апподжиатура или маленькая нота, двойная маленькая нота, группетто, трель. Изложим их по порядку и объясним, как каждое из них исполняется.

Апподжиатура или маленькая нота

Апподжиатура есть маленькая нота поставленная иногда выше, иногда ниже обыкновенной ноты. Когда апподжиатура поставлена сверху, то ее берут на целый тон или на полутон, не изменяя гаммы. Когда же апподжиатура поставлена снизу, то ее берут на расстоянии полутона, даже и тогда, когда для этого должно изменить гамму.
Время продолжения ее равняется обыкновенно половине большой, следующей за нею ноты и берется от этой последней.
Когда апподжиатура стоит перед нотой с точкой, то берет от нее то две трети, то одну треть, это зависит от характера мелодии и частию от аккомпанемента.
Иногда маленькая нота находится на большем расстоянии от большой ноты, в таком случае она всегда бывает подготовлена, т. е. перед ней стоит одинаковая с нею нота.
Итальянское выражение происходящее от Appoggiare (опираться) ясно показывает, каким образом должна исполняться маленькая нота: то есть, ее должно брать сильнее нежели большую ноту, которая за ней следует.

appoggiatuta

Двойная маленькая нота делается всегда из нот гаммы, идет ли она вверх или вниз:

двойная маленькая нота

Время для ее исполнения берется у большой следующей за ней ноты, при чем обе маленькие ноты исполняются легко, а на большую делается ударение. Это украшение употребляется только в пьесах легких.

О группетто

grupetto

Группетто есть украшение, состоящее из трех звуков, образующих группу то из трех, то из четырех рядом лежащих нот. Оно может делаться вверх или вниз, но только не более, как на протяжении малой терции.

Читайте также:
Украшения на деревья своими руками из бумаги

Нижняя нота должна быть на расстоянии полутона от той, на которую поставлено группетто. Вследствие этого группетто иногда ограничивается уменьшенной терцией.
Когда оно состоит из трех нот, то время ее исполнения берется от предшествующей его ноты так, чтобы та нота, к которой относится группетто, была исполнена строго в такт.
Когда группетто состоит из четырех нот, то время для ее исполнения заимствуется также от предшествующей его ноты так, чтобы та нота, к которой относится группетто была исполнена строго в такт.
Когда группетто состоит из четырех нот, то время для ее исполнения заимствуется также от предшествующей его ноты, исключая тех случаев, когда оно поставлено на ноту с точкой.

О трели

Трель обозначается следующим образом:

Петь трели

Исполнение ее заключается в попеременном ударении ноты, над которой она означена и той, которая следует за ней в диатоническом порядке.
Исполнение трели вообще очень трудно; у некоторых лиц впрочем бывает такая к тому способность, что они делают трель совершенно свободно. В этом случае мы советуем им только заботиться об интонации, потому что они легко могут производить или один звук или два слишком близкие звука, что и будет похоже на блеяние, или могут производить два звука на расстоянии увеличенной секунды, последнее также невыносимо для тонкого слуха.
Мы даем тот же совет ученикам, не обладающим этой способностью и прибавим к их утешению, что если им трель дается с большим трудом, но зато они могут более ручаться за ее правильность.
Самое действительное средство к достижению этого состоит в том, чтобы упражняться строго в меру, считая число ударов, которые приходится делать во время продолжения известной ноты. Это упражнение делается сначала медленно, без всякого движения языком и подбородком, причем должно с особым вниманием прислушиваться к интонации обеих нот, которые составляют трель и избегать резкого ударения на нижнюю ноту. Этот недостаток, к которому все по несчастью склонны, вредит преимущественно легкости в трели.
Всякая трель должна иметь заключение, это заключение состоит из одной, двух или трех нот, которые иногда композиторы пишут, но болею частию оставляют не обозначенными.
Трель может начинаться нижней или верхней нотой. «

Читайте также:
Кто покупает золотые украшения в России

Л. Лаблаш «Практический метод пения».

Источник: vocal-noty.ru

Рейтинг
Загрузка ...