Украшением музейной коллекции стали лучшие образцы изделий стеклянных

Коллекция стекла насчитывает более 5 000 предметов и включает в себя произведения русского исторического стекла XVIII – начала XX века, а также заводского и авторского стекла советского и современного периодов. Коллекция формировалась из разных источников. Самым первым и важным поступлением была коллекция русского исторического стекла, переданная музею при его основании из Государственного Исторического музея (77 предметов). Эта разнообразная, ценная коллекция, состоящая из 77 предметов XVIII – XIX веков, стала основой современного музейного собрания. И в дальнейшем комплектование было ориентировано на произведения преимущественно российского происхождения.

Советский фонд культуры передал в музей ценную коллекцию русского стекла XVIII – XIX веков, собранную известным художником В. Лебедевым. От крупнейшего художника-монументалиста Н.Андронова и коллекционера Н.Руднева поступило значительное собрание русского стекла того же периода. В конце 1990-х годов фонд пополнился произведениями из Музея народного искусства им.

Эволюция стекла: от предметов музейных коллекций до популярного строительного материала

С.Т.Морозова, среди которых находились редкие памятники «народного» стекла XVIII века. Через закупки Министерства культуры Российской Федерации в коллекцию поступили ценные произведения. Но основная часть собрания была сформирована постоянной методичной работой сотрудников музея. Через музейную комиссию приобретались произведения из частных коллекций.

На сегодняшний день собрание стекла Всероссийского музея декоративного искусства иллюстрирует важнейшие ступени развития отечественного стеклоделия и представлено изделиями крупнейших стекольных заводов России – Императорского Стеклянного завода, ведущих частных мануфактур, крупных государственных заводов и фабрик, авторскими произведениями.

Вся коллекция отдела стекла делится на два основных фонда: русское историческое стекло XVIII – начала XX века и фонд заводского и авторского стекла 1920-2000-х годов.

Фонд русского исторического стекла также включает разнообразные изделия отечественного художественного и бытового стекла, выполненные на крупнейших государственных и частных стекольных предприятиях. Это декоративные вазы и кубки из бесцветного и цветного стекла и хрусталя, бокалы, фужеры, рюмки и стаканы всевозможных форм и методов декоративной обработки, предметы из гравированного, расписного и граненого стекла и хрусталя, столовые и банкетные сервизы и наборы.

Читайте также:
Сонник толкование снов к чему снится серебро украшения

Настоящим украшением коллекции русского исторического стекла по праву можно считать вазы и кувшины, выполненные в китайском, турецком и иранском орнаментальном стилях.

Заводское и авторское стекло 1920-2000-х годов представлено произведениями ведущих отечественных стекольных предприятий и художников разных поколений. Это интересные образцы изделий из бесцветного и цветного гравированного, граненого, расписного и шлифованного стекла и хрусталя, декоративные сервизы и интерьерные ансамбли и комплекты, скульптурные и пространственные многофигурные композиции, а также объекты из бесцветного и цветного оптического стекла. В условиях заводского производства создавалось уникальное авторское стекло одновременно с разработкой образцов для массового тиражирования.

Большая коллекция необычных археологических находок, которые изменили историю

В фонде широко представлены произведения разных отечественных художественных школ и направлений, начиная с родоначальницы советского художественного стеклоделия – «ленинградской школы» – Ленинградского завода художественного стекла. Среди авторов произведений – заслуженные и народные художники, лауреаты Государственных премий, отечественных и зарубежных конкурсов. В последние десятилетия в результате выставочной деятельности, сотрудничеству с современными художниками, дизайнерами, фонд пополняется произведениями современного стекла.

Источник: damuseum.ru

Приглядитесь, вдруг у вас тоже есть посуда музейного уровня: художественное стекло завода «Неман»

«Такая посуда может быть только в музее, вряд ли она сохранилась у кого-то на руках». Примерно такой комментарий написал недавно один из моих читателей, когда я рассказывала о выставке продукции Императорского стеклянного завода 18-н.20 века. Подробнее о ней — ЗДЕСЬ .

Конечно, тогда речь шла об уникальных, эксклюзивных изделиях, изготовлявшихся преимущественно для императорского двора. Однако сегодня докажу своим читателям, что посуду музейного уровня вполне можно обнаружить и у себя в кухонном шкафчике.

Речь идет о продукции стеклозавода «Неман» и проходящей в настоящей момент в музее Кусково одноименной выставке. #муз-yul

Читайте также:
Можно ли давать свои украшения

История завода началась в 1883 году, когда помещик Зенон Ленский построил в своем имении Заенчицы Лидского уезда стекольный завод по производству пивных бутылок и банок. Уже в 1891 году он сдаёт гуту в аренду чехам — главному инженеру Дядьковского стеклозавода Вильгельму Краевскому и руководителю художественной мастерской завода, живописцу Юлиусу Столле. Рассказ об истории Дятьковской хрустальной фабрики можно прочитать ЗДЕСЬ .

Предприимчивые чехи расширяют производство, начинают выпуск ваз, жардиньерок, изготовляют ламповое стекло, начинают варить хрусталь. Через 8 лет компаньоны приобретают завод в Березовке, который становится головным предприятием компании «Краевский и Столле» и называется «Хрустальная фабрика Неман».

В начале Первой мировой войны завод налаживает производство стеклянных изоляторов для нужд русской армии, что позволяет обеспечить предприятие работой.

Двойная ваза-жардиньерка из цветного прессованного стекла, Стеклозавод «Неман фирмы «Ю. Столле и сыновья», 1930-е годы

Однако в 1915 году, отступая, русские войска поджигают стеклозаводы со складами готовой продукции, владельцам удаётся вывезти лишь самое ценное оборудование. По условиям заключённого в 1921 году Рижского договора часть Белоруссии, на которой в том числе располагались стеклозаводы, отходит Польше.

Уже к середине 1920-х выпуск стеклянных изделий на «Неман» возобновляется. Столле с сыновьями решают сделать упор на массовое прессованное стекло — недорогое в производстве и доступное покупателям.

Источник: dzen.ru

Cтеклянные шедевры ювелира XIX века, которые служили научным пособием для школ и университетов

Леопольд и Рудольф Блашка, пожалуй, наиболее известны тем, что создали коллекцию стеклянных цветов для Гарварда. Но вместе они оставили свой след, создав тысячи моделей морских беспозвоночных, которые до сих пор представляют огромную ценность для большинства современных учёных.

Слева направо: фотография Пелагии (Pelagia noctiluca), медузы, найденной в Средиземном море; стеклянная модель Блашки; акварель Блашки.  Фотографии: Дрю Харвелла и Музея естественной истории Женевы.

Слева направо: фотография Пелагии (Pelagia noctiluca), медузы, найденной в Средиземном море; стеклянная модель Блашки; акварель Блашки. Фотографии: Дрю Харвелла и Музея естественной истории Женевы.

В 1860-е годы, когда чешский стеклодув Леопольд Блашка начал лепить модели подводных существ, промышленная революция, рост населения и изменение климата ещё не нанесли тотальный ущерб морскому биоразнообразию. За три десятилетия, используя методы, которые до сих пор сбивают с толку экспертов, Леопольд и его сын Рудольф изготовили более десяти тысяч стеклянных моделей растений и жителей подводного царства, выполненных в мельчайших деталях. Часть из них была создана специально для образовательных целей в Гарвардском университете.

Читайте также:
Украшение на шею как ошейник

Этот осьминог (Octopus vulgaris) входит в обширную коллекцию стеклянных морских моделей Корнелла, изготовленную Леопольдом и Рудольфом Блашкой.  Фото: Gary Hodges.

Этот осьминог (Octopus vulgaris) входит в обширную коллекцию стеклянных морских моделей Корнелла, изготовленную Леопольдом и Рудольфом Блашкой. Фото: Gary Hodges.

Эти двое принадлежали к длинной династии стеклодувов: семья Блашка работала в этой области с пятнадцатого века. Сам Леопольд начинал с изготовления стеклянной бижутерии в рамках семейного бизнеса, но позже его интересы изменились. Его интерес к созданию стеклянных изделий, вдохновлённых формами природного мира, как говорят, начался во время океанского путешествия в Соединенные Штаты, во время которого его корабль сделал остановку на Азенских островах, где он увидел множество медуз в воде.

Сифонофор Apolemia uvaria.  Фото: Kent Loeffler.

Сифонофор Apolemia uvaria. Фото: Kent Loeffler.

Это вдохновило мужчину на увлечение морской жизнью, и он начал создавать стеклянные модели существ и растений, найденных в море. Его сын Рудольф позже работал с ним над этими моделями. До своей работы в Гарварде они также снабжали многие музеи и университеты по всему миру стеклянными моделями для образовательных целей. Например, в Шотландии Национальный музей в Эдинбурге в настоящее время владеет почти сотней стеклянных моделей. Некоторые работы Блашка также существуют в Глазго, в Музее Хантера Университета Глазго и в Художественной галерее Келвингроув.

Тип морского слизняка, называемый пятнистым сакоглоссаном (Calophylla mediterranea), предоставлено Музеем естественной истории Ирландии.  Фото: Guido Mocafico.

Тип морского слизняка, называемый пятнистым сакоглоссаном (Calophylla mediterranea), предоставлено Музеем естественной истории Ирландии. Фото: Guido Mocafico.

Истоки популярности стеклянных моделей семейства Блашка можно проследить вплоть до девятнадцатого века, когда такие модели представляли особую ценность для науки. В этот период в музеях было принято включать модели предметов, а не только сохранившиеся версии самих вещей. С точки зрения образовательных целей некоторые рассматривали модели как столь же ценные, как и реальные вещи, и спрос на них рос.
В XVIII веке просвещение и французская революция привели к разрушению прежних социальных и религиозных институтов.

Читайте также:
К чему снится украшения в море

Морские слизни. Фото: mcz.harvard.edu.

Морские слизни. Фото: mcz.harvard.edu.

На их месте наука и образование появились как новые сияющие огни. В то время как представление о неизменном Царстве Божьем подвергалось сомнению эволюцией, естественный мир воссоздавался в таксидермии и диорамах в музеях по всему миру. Зоопарки, ботанические сады, аквариумы и музеи были заняты созданием своих собственных миниатюрных искусственных вселенных.

Обыкновенная морская звезда (Астериас Рубенс), предоставлено Музеем естественной истории Ирландии.  Фото: Guido Mocafico.

Обыкновенная морская звезда (Астериас Рубенс), предоставлено Музеем естественной истории Ирландии. Фото: Guido Mocafico.

Однако до конца XIX века не было принято использовать стеклянные модели для обучения ботанике: растения либо сушили, либо создавали модели с использованием папье-маше или воска.

Эта масштабная и увеличенная версия Perigonimus vestitus представлена на выставке хрупкого наследия в Музее стекла Корнинга.  Фото предоставлено кафедрой экологии и эволюционной биологии Корнельского университета.

Эта масштабная и увеличенная версия Perigonimus vestitus представлена на выставке хрупкого наследия в Музее стекла Корнинга. Фото предоставлено кафедрой экологии и эволюционной биологии Корнельского университета.

Но выбор Блашкой стекла в качестве материала для своих моделей оказался идеальным для воспроизведения форм морских существ, включая кораллы, медуз, осьминогов, кальмаров, морских звёзд, морских огурцов и головоногих моллюсков.

Длиннорукий кальмар (Chiroteuthis veranyi).  Фото: Guido Mocafico.

Длиннорукий кальмар (Chiroteuthis veranyi). Фото: Guido Mocafico.

Работа Леопольда над стеклянными моделями морской жизни была также отчасти ответом на необходимость найти способ отображения морских беспозвоночных для целей изучения. Беспозвоночные имели тенденцию разрушаться, как только они больше не находились в своей естественной среде обитания и не могли выжить вне воды, а попытки сохранить мёртвых были безуспешными, так как они быстро разлагались, даже если их консервировали в спирте. К тому же, такие модели могли показывать цвета существ, так как они имели тенденцию быстро исчезать, как только настоящие появлялись на поверхности.

Букет цветов, 1880-1890 год.  Фото: cmog.org.

Букет цветов, 1880-1890 год. Фото: cmog.org.

Слева направо: Примула и тибухина, цветок принцессы, образцы стеклянных цветов Леопольда и Рудольфа Блашки, 1890-е годы.  Фото: lindahall.org.

Слева направо: Примула и тибухина, цветок принцессы, образцы стеклянных цветов Леопольда и Рудольфа Блашки, 1890-е годы. Фото: lindahall.org.

Читайте также:
Если подарили украшение которое не нравится

Стекольные заводы Блашки были важны, потому что они предшествовали эпохе подводной фотографии, поэтому их модели были лучшей возможностью увидеть изображения подводных растений и существ. Такие фигурки охотно скупали институты и школы, а также заядлые коллекционеры, желающие заполучить в свои коллекции то или иное существо.

Коллекция стеклянных растений и цветов Гарвардского Музея естественной истории.  Фото: lindahall.org.

Коллекция стеклянных растений и цветов Гарвардского Музея естественной истории. Фото: lindahall.org.

Один из самых больших стендов со стеклянными образцами (примерно шестьсот штук), принадлежит Корнельскому университету в США, где до недавнего времени он был почти забыт, спрятан на складе в аварийном состоянии.

Стеклянный образец мескита (mesquite) на выставке, созданный Леопольдом и Рудольфом Блашкой, 1896 год, Гарвардский Музей Естественной истории.  Фото: lindahall.org.

Стеклянный образец мескита (mesquite) на выставке, созданный Леопольдом и Рудольфом Блашкой, 1896 год, Гарвардский Музей Естественной истории. Фото: lindahall.org.

Но в начале девяностых годов прошлого века, будучи молодым профессором, доктор Дрю Харвелл, обнаружив «капсулу времени» морской биологии XIX века, начала каталогизировать коллекцию.

Lupinus mutabilis - стеклянный образец с деталями.  Фото: photobotanic.com.

Lupinus mutabilis — стеклянный образец с деталями. Фото: photobotanic.com.

«Во всей этой коллекции есть своя ценность», — говорит она. — «Это то, что можно было увидеть почти двести лет назад» .

Стеклянные цветы из коллекции Гарварда.  Фото: google.com.ua.

Стеклянные цветы из коллекции Гарварда. Фото: google.com.ua.

В последние годы исследователи начали сравнивать морские работы Леопольда с текущей морской жизнью, чтобы увидеть, не существует ли каких-либо видов, когда-то созданных дуэтом.

Кактусы.  Фото: pinterest.nz.

Кактусы. Фото: pinterest.nz.

Их подводный мир – уникальная возможность заглянуть в недра самой матушки природы, существовавшей не один десяток лет назад.

А в продолжение темы, читайте о том, как французскому ювелиру Люсьену Гайар удалось разгадать секреты японских мастеров и создать поистине удивительные костяные гребни, броши и другие украшения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
Загрузка ...