Фигуры речи — особые синтаксические конструкции, с помощью которых усиливается эмоциональное и логическое воздействие речи, создается эффект выразительности.
Необычное, обращающее на себя внимание построение высказывания создается с учетом замысла говорящего и ситуации общения. Председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики В. И. Аннушкин отмечает, что «классификации фигур речи представляются многочисленными, а само количество фигур — необозримым» [1] . Насчитывается более ста особых синтаксических конструкций, приведем наиболее распространенные в публичной речи — такие, которые может использовать даже начинающий оратор.
Фигуры выделения. Инверсия — прием преднамеренной перестановки слов в предложении (изменения порядка слов) с целью их смыслового или эмоционального выделения.
Нарушение прямого порядка слов всегда обращает на себя внимание слушателя, усиливает воздействие, например: И понятно, что в доме понем
ногу начался ад кромешныйК На инверсированное слово падает смысловая нагрузка.
Риторические фигуры и синтаксические стратегии
Вопросы практики
Прямой порядок слов
Обратный порядок слов
Согласованное определение перед определяемым словом: мучительные сомнения, неотступные мысли
Согласованное определение после определяемого слова: сомнения мучительные, мысли неотступные
Несогласованное определение после определяемого слова: это был удар судьбы
Несогласованное определение перед определяемым словом: это был судьбы удар
Подлежащее предшествует сказуемому: Но Андреев не дорожил деньгами
Сказуемое предшествует подлежащему: Но не дорожил деньгами Андреев
Обстоятельство образа действия, меры и степени перед определяемым словом: Он без устали работал, успешно работаi
Обстоятельство образа действия, меры и степени после определяемого слова: Он работал без устали, работал успешно
Воздействие, создаваемое в результате инверсии, может носить логический и (или) эмоциональный характер. Угрюм и мрачноват Сергей Тимофеевич.. Да и как ему быть другим? Безрадостными были последние, перед встречей с Туркиной, годы его жизни [2] [3] — инверсия использована с краткими прилагательными в описании подсудимого для выделения особенных черт личности, а также с полным прилагательным в составе сказуемого для эмоциональной характеристики образа жизни.
К приемам, усиливающим воздействие на слушателей, относятся также повторы — звуков, слов или их частей, словосочетаний, целых фраз или их фрагментов.
Повтор — общее название для фигур речи, основанных на повторении языковых единиц разного уровня.
Типы повторов:
- • в зависимости от типа повторяющихся единиц: лексический, морфемный, звуковой, синтаксический;
- • в зависимости от взаимного расположения повторяющихся единиц: контактные (единицы следуют одна за другой) и дистантные (единицы разделены фрагментом текста);
- • в зависимости от точности воспроизведения исходной единицы: полные и частичные [4] .
Фигуры речи, основанные на повторах:
Риторика | Правило 6 | Используй риторические фигуры
• удвоение, лексический повтор — повторение одного или нескольких примыкающих слов: Но в них росло чувство отчаяния, а это чувство опас-
ное — оно не всегда бессильно, иногда оно заставляет браться за оружие! Она должна была защищаться, защищать других х ;
- • синонимический повтор — соположение двух или нескольких синонимов по нарастанию или убыванию: . Мы ничего не найдем такого, что бы указывало на Порнова как на крупного закоренелого хапугу, стяжателя, злостного крупного лихоимца [5][6] . Галя при жизни была девушкой чрезвычайно неуравновешеннойу вспыльчивой, грубоватой, нервной, легко возбудимой[7] ;
- • анафора (единоначатие) — повторение слов, словосочетаний, в начале отрезков речи или стоящих рядом самостоятельных предложений: Погиб человеку едва начавший сознательную жизнь, погиб нелепо[8] ;
- • эпифора— повторение слов, словосочетаний, речевых конструкций в конце отрезков речи: Как же ей, униженной и оскорбленной, не питать зла к нему? Нет, если правда то, что Туркина показывала о Бердникове, то она говорит неправду у заявляя, что не питает к нему зла [3] ;
- • фигура стыка— повтор слов на границах отрезков речи. Пауза между повторяемыми словами привлекает внимание слушателя речи, повтор создает смысловое ударение во фразе. Она боялась отца. была психологически подготовлена к насилию. Насилие породило насилие/ [5][11]Следователь поторопился. передавая материалы фельетонисту. Фельетонист поторопился с опубликованием своего опуса 1 ;
- • синтаксический параллелизм— повтор однотипных синтаксических конструкций. Туркина показывала: Бердников придирчиво выискивал брак в ее работе. И это подтвердилось. Туркина показывала: Бердников выживал ее с завода. И это подтвердилось[12] ;
- • многосоюзие (полисиндетон)— повторение союза. Один и тот же союз может вводить в предложение однородные члены или использоваться в разных рядах однородности. Неправду можно говорить и со скамьи свидетелей, и со скамьи подсудимых[13] ;
- • звуковой повтор, аллитерация (повтор согласных звуков в слове) и ассонанс (повтор гласных звуков в слове). На вас, товарищи судьи, возложена высокая, ответственная и трудная миссия вершить правосудие. Само это слово означает — судить по праву, судить по правде [14] .
И инверсия, и повторы разных видов выделяют в потоке речи важные в логическом и эмоциональном отношении фрагменты, обращают на эти фрагменты особое внимание слушателей. В связи с этим можно отнести инверсию и повтор к фигурам выделения.
Фигуры осмысления. Наряду с фигурами выделения в публичных выступлениях широко используются фигуры осмысления, основанные на соотношении слов и понятий: антитеза, оксюморон, парадокс, градация.
Антитеза — противопоставление сравниваемых понятий. Она основана на столкновении антонимов (языковых и контекстуальных). По структуре эта фигура речи может содержать или подразумевать конструкции «не. а. », «. но. » и быть выраженной несколькими словами или целой фразой. Антитеза позволяет акцентировать внимание на втором, противопоставляемом явлении.
Антитеза может использоваться в судебной речи при описании личности подсудимого, при построении аргументации, в повествовательных фрагментах. Например:
Не в казни сила, а в любви к человеку 1 . Вера Засулич может выйти отсюда осужденной, но она не выйдет опозоренною [15] [16] . То, что случилось с ним, беда, которая над ним стряслась, понятны всем нам: он был богат — его ограбили; он был честен — его обесчестили; он любил и был любим — его разлучили с женой и на склоне лет заставили искать ласки случайной знакомой, какой-то Фени; он был мужем — его ложе осквернили; он был отцом — у него силой отнимали детей и в глазах их порочили его. [17] [18] .
Иногда контекстуальные антонимы сопровождаются языковыми антонимами, что усиливает воздействие речи: Из числа находящихся под стражей подсудимых Светлова — единственная женщина. Кривая улыбка судьбы: наименее виновная — наиболее страдающая! Антонимы наименее — наиболее — языковые, виновная — страдающая — контекстуальные.
На основе антитезы образованы две фигуры: парадокс и оксюморон.
Парадокс — утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл. В основе многих пословиц и афоризмов лежит фигура парадокса: тише едешь — дальше будешь; мягко стелет, да жестко спать; Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать (О. Уайльд).
Оксюморон (оксиморон) — оборот, в котором сочетаются контрастные по смыслу слова, создающие неожиданное смысловое единство: красноречивое молчание, убогая роскошь, свободный раб, пленница свободы, живой труп, горячий снег. Соединение несоединимого порождает сначала «впечатление внутренней противоречивости, а затем — их парадоксального нерасторжимого единства» [19] .
Оксюморон как специальное средство выразительности не следует путать с лексической несочегаемостью — ошибкой в речи (см. подробнее в гл. 4).
Градация — расположение однородных элементов в предложении в порядке возрастания или убывания интенсивности описываемого признака, действия, явления. Она часто сравнивается с лестницей, гак как, по словам М. В. Ломоносова, представляет собой «как по ступеням возвышение» 1 .
По структуре градация может состоять из прилагательных и причастий, глаголов, существительных, наречий, например: . Дайте ему возможность начать другую, новую и лучшую жизнь [20] [21] [22] ; Мысль не проверяется, не обсуждается, ей служат, ей рабски повинуются, за ней следуют 2, .
Градация позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в развитии. Если градация приводит к усилению производимого ею впечатления, то используется восходящая градация, если к ослаблению — нисходящая градация.
Чаще всего в речах юристов используется восходящая градация, передающая возрастание интенсивности описываемого признака, действия, явления: Итак, это вот какая личность: тихая, покорная, вялая и скучная, главное — скучная [23] . Реже ораторы оформляют мысль с помощью нисходящей градации.
Использование риторических тропов и фигур в судебной речи должно быть уместным и целесообразным, в противном случае может возникнуть обратный эффект. Так, А. Ф. Кони в «Советах лекторам» приводит пример неудачного использования нисходящей градации, что приводит к ненужному пафосу:
Господа присяжные! Положение подсудимого перед совершением им преступления было поистине адское. Его нельзя не назвать трагическим в высшей степени. Драматизм состояния подсудимого был ужасен: оно было невыносимо, оно было чрезвычайно тяжело и, во всяком случае, по меньшей мере, неудобно.
Как правило, в публичной речи используются несколько тропов и фигур, что в совокупности делает речь яркой, образной, оригинальной, а вследствие этого — выразительной и запоминающейся. О важности языковых средств выразительности в судебной речи писал П. С. Пороховщиков: «Мало говорить просто, ибо недостаточно, чтобы слушатели понимали речь оратора; надо, чтобы она подчинила их себе. На пути к этой конечной цели лежат три задачи: пленить, доказать, убедить. Всему этому служат цветы красноречия» [24] .
- [1] Аннушкин В. Я. Риторика. М., 2006. С. 194.
- [2] Андреевский С. А. Дело Богачева // Судебные речи известных русских юристов.
- [3] Киселев Я. С. Речь в защиту Бердникова.
- [4] См. более подробно: Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи,стилистика, риторика.
- [5] Дервиз О. В. Речь в защиту Васильевой.
- [6] Козин М. П. Дело о хищении на предприятии. В защиту Порнова // Речи советскихадвокатов по уголовным делам.
- [7] 5 Падва Г. П. Речь в защиту Каулина.
- [8] Кап Н. П. Речь в защиту Далмацкого.
- [9] Киселев Я. С. Речь в защиту Бердникова.
- [10] Дервиз О. В. Речь в защиту Васильевой.
- [11] 1 Киселев Я. С. Речь в защиту Бердникова.
- [12] Там же.
- [13] Плевако Ф. Н. Дело Замя тиных // Судебные речи известных русских юристов.
- [14] Экмекчи А. С. Дело о взятках. В защиту Корневского // Речи советских адвокатовпо уголовным делам.
- [15] Пржевальский В. М. Речь присяжного поверенного В. М. Пржевальского в защитуБ. Мельницкого // Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века /сост. И. Потапчук. М., 1998.
- [16] Александров П. А. Дело Засулич.
- [17] 5 Плевако Ф. Н. Дело Грузинского // Судебные речи известных русских юристов.
- [18] Ария С. Л. Дело о хищении в магазине культтоваров. В защиту Светловой.
- [19] Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика.
- [20] Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7. М.; Л., 1952.
- [21] Пржевальский В. М. Речь присяжного поверенного В. М. Пржевальского в защитуБ. Мельницкого.
- [22] 2 Александров II. А. Дело Засулич.
- [23] Кони А. Ф. По делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем.
- [24] П. Сергеич. Искусство речи на суде.
Источник: studme.org
Фигуры украшения
Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Риторические фигуры являются не менее важным средством украшения речи, чем тропы. Риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на основных, часто встречающихся в публичных выступлениях.
Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь.
Риторический вопрос — утверждение или отрицание, облеченное в форму
вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать
внимание и интерес слушателей. Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи.
Этим приемом часто пользовались античные ораторы. «Так возможны ли сомнения в том, что добычу предложили Хрисогону именно те люди, которые и получили от него часть этой добычи?» (Цицерон. Речь в защиту Секста Росция).
Оратор может задать вопрос и сам же на него ответить: «Кому же нужно было бежать из Москвы? Г-же Булах или Мазуриной? Я утверждаю, что это нужно было Булах. Вот мои аргументы…». (Плевако Ф.Н.
Речь в защиту Мазуриной).
Предварение (предупреждение) – оратор, зная, что его аргументы могут вызвать возражения, сам эти возражения формулирует. Эту фигуру полезно использовать в начале речи.
«Что касается меня, то я не знаю, к чему мне прибегнуть: отрицать ли мне позорный факт подкупа суда, отрицать ли мне, что о нем открыто говорили на народных сходках». (Цицерон. В защиту Авла Габита)
Сермоцинацио (цитирование) — это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором.
Что же любить? Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви. Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становится ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, — скажут люди. — Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; что же будет со мной?». (Л.Н. Толстой. «Обращение к юношеству»)
Вот что писал П. Сергеич о фигуре сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков человека».
Картина – прием, с помощью которого все, сказанное оратором, представляется как бы происходящим на глазах у слушателей, тем самым достигается наглядность в изображении событий. Картина создается с помощью имеющихся фактических данных.
«Тогда Андреев быстрым движение сбросил с себя пальто, со словами: «Долго ли ты будешь оскорблять нас?» — схватил жену за руку, потащил в кабинет и оттуда, у самых дверей, раздался ее сдавленный крик». (Андреевский С.А. Речь по делу Андреева).
Параллель – предполагает сравнивание двух людей, их внешности, характеров, особенностей поведения. Позволяет ярче показать сходство или противоположность героев речи.
В основе параллели лежит антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
«Сравните нынешнее состояние мира с тогдашней войной… Сравните Вереса с Марцеллом, не для того, чтобы сопоставить их как человека с человеком, а чтобы сравнить мир с войной». (Цицерон. Речь против Гая Вереса).
Источник: studopedia.su
Риторические фигуры
Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Риторические фигуры являются не менее важным средством украшения речи, чем тропы. Риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на основных, часто встречающихся в публичных выступлениях.
Фигуры мысли
Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь. Риторический вопрос — утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей.
Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи. Этим приемом часто пользовались античные ораторы. «Так возможны ли сомнения в том, что добычу предложили Хрисогону именно те люди, которые и получили от него часть этой добычи?» (Цицерон. Речь в защиту Секста Росция).
Оратор может задать вопрос и сам же на него ответить: «Кому же нужно было бежать из Москвы? Г-же Булах или Мазуриной? Я утверждаю, что это нужно было Булах. Вот мои аргументы…». (Плевако Ф.Н. Речь в защиту Мазуриной).
Предварение (предупреждение) – оратор, зная, что его аргументы могут вызвать возражения, сам эти возражения формулирует. Эту фигуру полезно использовать в начале речи. «Что касается меня, то я не знаю, к чему мне прибегнуть: отрицать ли мне позорный факт подкупа суда, отрицать ли мне, что о нем открыто говорили на народных сходках». (Цицерон. В защиту Авла Габита)
Фигуры украшения
Сермоцинацио (цитирование) — это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором. Что же любить? Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви.
Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становится ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, — скажут люди. — Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; что же будет со мной?». (Л.Н.
Толстой. «Обращение к юношеству») Вот что писал П. Сергеич о фигуре сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков человека». Картина – прием, с помощью которого все, сказанное оратором, представляется как бы происходящим на глазах у слушателей, тем самым достигается наглядность в изображении событий.
Картина создается с помощью имеющихся фактических данных. «Тогда Андреев быстрым движение сбросил с себя пальто, со словами: «Долго ли ты будешь оскорблять нас?» — схватил жену за руку, потащил в кабинет и оттуда, у самых дверей, раздался ее сдавленный крик». (Андреевский С.А. Речь по делу Андреева).
Параллель – предполагает сравнивание двух людей, их внешности, характеров, особенностей поведения. Позволяет ярче показать сходство или противоположность героев речи. В основе параллели лежит антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. «Сравните нынешнее состояние мира с тогдашней войной… Сравните Вереса с Марцеллом, не для того, чтобы сопоставить их как человека с человеком, а чтобы сравнить мир с войной». (Цицерон. Речь против Гая Вереса).
Источник: studfile.net