Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.
Ацтекские изделия из перьев
К XV веку ацтеки покорили все народы Центральной Америки и беззастенчиво грабили их во всех отношениях, в том числе и с точки зрения богатств культуры. Они заимствовали монументальные скульптурные формы у майя и тольтеков, но в отличие от них обращали особое внимание на индивидуальный облик персонажей, что заметно на примере статуй бога Кетцалькоатля, высеченных из красного камня — порфира. Мужественные воины и строители огромных городов с дворцами, храмами, садами, каналами, ацтеки были одновременно и хорошими художниками и ремесленниками, делавшими удивительной красоты вещи даже из такого странного материала, как птичьи перья. В 1519 г. во время первой высадки испанцев, император Монтесума, пытаясь завязать с ними торговые отношения, подарил Эрнандо Кортесу удивительные короны и щиты из перьев.
Ацтеки — как они жили? История повседневности // Redroom
Церемониальный нож, искусство чиму, ок. 1000-1400 гг., золото и серебро, инкрустация бирюзой. Музей золота Перу, Лима.
Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков
Во главе империи инков стоял властитель, почитаемый под именем Сын Солнца. Несколько городов, построенных в неприступных местах, таких, как священная тайная цитадель Мачу-Пикчу в Андах, подтверждают дар инков преодолевать природные препятствия и горы Перу. Ремесленное искусство тоже достигло высокого уровня техники, например в работах из золота, серебра или бронзы. Гончары делали филигранные изделия, в основном геометрических форм.
Многочисленные золотые предметы инков, главным образом драгоценности и принадлежности религиозного культа, возбудили алчность испанцев, захвативших Перу около 1530 г. Украшенные камнями (здесь бирюзой), они иногда создавались с помощью техники литья и представляли собой весьма увесистые цельнометаллические предметы. Они изготовлялись также техникой ковки «дутого золота» и тогда были полыми и легкими.
Статуя бога Кетцалькоатля, искусство ацтеков, начало XVI века, красный порфир, 44 см (высота), Музей человека, Париж.
Ацтеки переняли у тольтеков не только технику и художественную форму, но и богов. Так Кетцалькоатль, бог растительности и возвращения весны, стал у ацтеков богом жрецов, религиозной мысли и искусства.
Ацтеки и Инки 10 Интересных Фактов
Бубенец в виде воина-орла. Ацтеки. Происхождение неизвестно.
Подвеска-бубенец выполнена в виде получеловека — полуорла. Полое тулово подвески имеет грушевидную форму, внутри которой находится медная бусина. При малейшем движении бусина, ударяясь о стенки, звенит. Именно поэтому подобные подвески и получили название бубенцов.
Две половинки орлиного клюва образуют своего рода шлем, из которого смотрит суровое лицо с хорошо моделированными, несмотря на миниатюрность, чертами. В ушах — большие круглые вставки, на верхушке шлема изображен убор из перьев. На груди воина мастер поместил овальную пектораль.
В жизни такие украшения носили на веревке: её завязанные узлом концы изображены на обратной стороне фигуры. Руки воина покрыты перьями, в одной из них он держит скипетр, в другой — три дротика и небольшой круглый щит. Скипетр и щит также украшены перьями. В нижней части фигуры видны когтистые орлиные лапы.
Вся композиция заключена в прямоугольную рамку, составленную волнистыми линиями. Две массивные петли на затылке указывают на то, что бубенец носили на цепи или на веревке. Многие детали этой подвески производят впечатление золотых проволочек, припаянных на поверхность изделия, однако в действительности бубенец отлит целиком в обычной для Мексики технике утраченного воска.
Иногда из-за обманчивого сходства таких деталей с отдельно изготовленными проволочками их называют «ложной филигранью». Идея подобных украшений, по всей видимости, была заимствована ацтеками у миштеков, знаменитых своими златокузнецами. Известны миштекские подвески, напоминающие эрмитажный бубенец. Попав под власть ацтеков, миштекские мастера продолжали работать, создавая шедевры для новых властителей.
В искусстве ацтеков нередко встречались изображения воинов в наряде орла или ягуара, реже змеи. Среди наиболее выдающихся памятников — терракотовые фигуры воинов-орлов размером в человеческий рост из Главного храма в Мехико. В произведениях хронистов упоминаются некие объединения воинов-орлов, куда входили представители аристократических ацтекских семей.
Возможно, именно они и носили на груди подобные золотые бубенцы. Сегодня известна только одна такая подвеска. Уникальность эрмитажного памятника еще и в том, что до нас дошло лишь небольшое количество золотых вещей Мексики: обрабатывать металлы в этом регионе научились незадолго до прихода конкистадоров, а главное, множество изделий из золота было отправлено испанцами в переплавку.
Источник: studbooks.net
Золотые и серебряные украшения
В тесной пещере трудно дышать из-за недостатка воздуха и от набивающейся в легкие тонкой пыли. Рудокоп киркой выковыривает куски среброносной породы. На переднем плане сидит его помощник, сортирующий добычу перед тем как вынести ее наружу. Эта шахта находится в Андах, на высоте нашего Монблана.
Украшения сопровождают людей вечно, как живых, так и мертвых. Из прочных камней, ониксов, яшм и даже твердейшего горного хрусталя индейские мастера делали круглые или овальные шарики, а также диски. Для жителей Анд золото, более редкое, чем такие общедоступные материалы, как дерево, глина или камень, прежде всего имело ценность символическую, религиозную.
Оно представляло на земле Солнце, бога Инти, и одновременно считалось чисто утилитарным металлом. Кроме него, индейцам были известны медь и серебро. Однако золото шло только на нужды правящих классов, племенных вождей и жрецов. При всей своей прочности этот металл легко поддается ковке и любой иной обработке.
Ущелья Монтаро, севернее Лимы. Караван лам, несущих тяжелые вьюки. Его сопровождают лучники. Инки спускаются с гор с серебром, добытым в шахтах, находящихся на высоте 400 м над уровнем моря.
Золотом широко пользовались для изготовления нагрудных лат, всевозможных подвесок и прочих ювелирных изделий, на которые наносился до бесконечности повторявшийся геометрический орнамент. На деревянных колодках в форме человеческого лица золотые пластины превращали в великолепные маски, мистически соединявшие усопших с самим Солнцем. Индейские служители культа и гранды ели на золотой посуде и могли украсить листовым золотом стены своих жилищ и храмов.
Эти индейцы, живущие в Тумукумакских горах, неподалеку от поречья Амазонки, собирают тростниковым решетом речной нанос. Встряхивая его в воде, они удаляют песок. Остается осадок более тяжелый: золотая пыль!
Этот индеец обрабатывает золото молотком. За несколько часов упорного труда он превратил слиток в тонкий лист и, положив его на деревянную колодку в форме человеческого лица, превратил в маску. Золотые личины ацтеков и инков нередко имели портретное сходство.
Эта золотая нагрудная накладка с изображением бога Смерти лежала на похороненном в монте-альбанском некрополе жреце.
Эта золотая пластина является схематизированным изображением года, а ее ажурные чашечки указывают дни и месяцы.
Однако золото в Америке не обладало ни социальной ни финансовой ценностью, придаваемой ему в Старом свете. Для индейцев этот металл был хорош только тем, что не поддавался ни воздействию внешней среды ни времени. Конкистадоры же вовсе не находили, что золото было тем материалом, который следует использовать для изготовления посуды или покрытия камней монументальных сооружений.
В их глазах оно являлось средством обретения власти над всем и всеми. Взяв в плен Великого Инку, испанские завоеватели потребовали от него огромный выкуп, который они превратили в более компактный золотой лом и наполнили им два зала по шестьдесят кубических метров каждый. Однако индейские захоронения все еще хранят для археологии колоссальные богатства.
Яшма, минерал цвета неспелой кукурузы, считалась священной, и потому вырезанные из нее статуэтки имели известную культовую ценность. Сидящий справа индеец колет большой камень на части, ударяя деревянным молотком по зубилу. Его напарник сверлит отверстия в осколках, двигая взад и вперед свой лук, которым придает вращательное движение сверлу. Девочка с удовольствием примеряет готовые ожерелья.
Источник: www.indiansworld.org
Символика и орнамент ацтеков
Империя ацтеков всегда была окутана легендами и мифами. Большинство из которых показывает огромное количество жертв, которое они приносили своим богам и их, ни с чем не сравненную, жестокость.
Как была создана империя ацтеков
Фото с сайта hkar.com
Сами ацтеки называли себя «мешика», в память о своем великом вожде Мешитли. А название «ацтеки» происходит от легендарной и воспеваемой ими прародины, место, где они жили долгое время – странаАцтлан. Предполагается, что это где-то в Калифорнии. Жили они здесь примерно до 1068-1168 годов.
До сих пор остается загадкой, что же их вынудило покинуть страну Ацтлан и заняться поисками другого места. Многие легенды рассказывают об этой стране, как о земном рае, однако народ ацтеков был вынужден покинуть это место, так как произошли крупные разногласия с тиранической элитой Ацтека-Чикомостока. После долгих скитаний и поисков они пришли к берегам озера Тескоко.
Здесь их вождю Теночу пришло видение, и он увидел на середине озера орла, сидевшего на кактусе. По древнему пророчеству их главный бог говорил, что обосноваться они должны там, где увидят видение в виде орла, сидевшего на кактусе. Было принято решение остаться здесь. Поэтому в символике ацтеков орел играет важную роль.
Но соседние племена приняли их очень враждебно. И ацтеки были вынуждены вести кровопролитные войны, чтобы не попасть в рабство к другим племенам и доказать свое превосходство. И, чтобы окончательно закрепиться на этом месте, они строят на двух островах озера город Теночтитлан.
Этот город возводили в течение долгого времени. Но в те времена он представлял шедевр архитектуры и строительства. Город был четко разделен на районы. В центре находился дворец правителя и дома знати, а также главный храм-пирамида. Обычные жители жили в отдалении от центра.
Чуть позже были построены акведук и дамба.
Фото с сайта hkar.com
В результате постоянных завоеваний и покорения других племен, территория их государства постоянно увеличивалась. Покоренные племена платили дань и строили храмы в честь ацтекских богов. Несмотря на выплату немалой дани, проведение раскопок показывает, что покоренные племена не были угнетенными, а наоборот стабильно развивались.
С приходом к власти Монтесумы I империя достигла своего пика в развитии и нуждалась в реформах. Поэтому он на законодательном уровне закрепил:
- Свое божественное происхождение. Например, в императорский дворец нельзя было входить в обуви.
- Порядок управления. Были введены правила восхождения по социальной лестницы.
- Сословное неравенство и привилегии знати. Например, только знать могла носить одежду ниже колена.
При Монтесуме I были продолжены многочисленные захватнические войны. Он вел масштабные строительства храмов в честь ацтекских богов.
При нем был построен двух стоковый каменный акведук, в результате чего был положен конец проблемам, связанных с водоснабжением. Ведь вода в озере, на островах которого был построен город, была соленой. Также была возведена дамба, защищавшая город от наводнений.
Монтесума является одним из самых ярких и великих правителей ацтеков.
Устройство жизни и религия ацтеков
Пантеон ацтекских богов включал в себя 63 божества. Ацтеки считали, что богам нужно обязательно приносить человеческие жертвы, иначе солнце прекратит свое движение и наступит конец света. Поэтому постоянно делались жертвоприношения, в большинстве случаем, это происходило путем вырывания еще теплого сердца из груди жертвы. Помимо этого, в некоторых случаях, жертв сжигали на костре в храме. Если год выдавался особо засушливым, то в больших количествах в жертву приносили младенцев, чтобы задобрить кровожадных богов.
Фото с сайта hkar.com
В результате захватнических войн ацтеки имели большое количество пленников, которых они и приносили в жертву своим богам. Так что кровь лилась рекой в прямом смысле. Поэтому именно религия ацтеков считается самой жестокой в мире. Раскопки показывают, что за несколько лет умерщвляли около 150 тысяч человек.
Ацтеки строили свои священные храмы в виде пирамид. Самая знаменитая пирамила-храм, которая сохранилась до наших дней, это Темпло Майор. Это строение имеет структуру из четырех трапеций. А на верху этой ступенчатой пирамиды располагались два храма: в честь бога дождя Тлалока и бога войныУицилопочтли.
Святилище Тлалока сохранилось лучше, и до нас дошли великолепные фрески, которыми были украшены его стены. Здесь мы можем увидеть символику ацтеков и орнаменты ацтеков , которым не менее пяти столетий.
Пирамида была построена в семь этапов:
- Было расчищено и подготовлено место для возведения.
- Примерно в 1428 году было начато возведение основного строения, на котором располагались оба святилища.
- Примерно в 1431 году начали прокладывать дороги и тропы в самом комплексе.
- В 1454 году, во время правления Монтесумы I, комплекс был украшен многочисленными фресками и статуями. А также были переделаны жаровни для жертвоприношений.
- Приблизительно в 1470 году были выполнены штукатурные работы церемониального зала и всех этажей храма.
- В 1500 году фасад пирамиды украсили тремя змеиными головами.
- В период с 1500 по 1550 год церемониальный зал был выложен специальными резными плитами.
Помимо основного строения храма на территории комплекса были возведены:
- Площадка для игр в мяч.
- Стена, выложенная человеческими черепами.
- Несколько небольших храмов, посвященных другим богам.
- Школа для детей из богатых и знатных семей.
Фото с сайта hkar.com
Стоит сказать, что ступени и стены храма Темпло Майор омыты человеческой кровью. Несмотря на кровожадность, которая окутывала их жизнь, ацтеки, кроме завоеваний, занимались и вполне мирными ремеслами. И достигли в этом великолепных результатов. Например, они изготавливали плавучие сады. Делали их при помощи плотов и тростника, выкладывая сверху ил и землю.
На таких своеобразных островках они выращивали фасоль, помидоры, кукурузу, перец, тыкву, кабачки, табак. Из животных они держали только собак. Но зато в большом количестве разводили домашних птиц, таких как: гусей, уток, индюков.
Жилище простых ацтеков не отличалось особой роскошью, но было удобным и просторным. Строилось оно из камня или тростника и имело двухскатную крышу. Дома и дворцы знати строили из камня. Они выделялись особой роскошью и имели наземные и висячие сады, большие бассейны с рыбками.
Но особой роскошью отличался дворец правителя. Его дворец находился в центре Теночтитлана. Роскошный дворец, который был расписан символами и орнаментом ацтеков , окружали со всех сторон великолепные парки, в которых стояли вольеры с большим количеством всевозможных птиц со всех концов империи.
При дворце, находились ткацкие, гончарные мастерские, в них работали лучшие мастера, которые изготавливали великолепные изделия для правителя. При дворце, также, находилось большое количество бассейнов. Ацтеки были очень чистоплотны и совершали омовения два раза в день.
У ацтеков был развиты семейные устои. Семьи были полигамны. Но браки они заключали только с первой женой. Она и считалась основной. Остальные жены считались второстепенными. Тем не менее, глава семьи был обязан ко всем своим женам относиться одинаково уважительно.
У детей от всех жен были одинаковые права.
Рабы также имели право заключать браки, и их дети уже не были рабами. Также раб имел право себя выкупить из рабства. Большинство рабов имели свое жилище и имущество.
Художественная культура ацтеков
Фото с сайта hkar.com
Огромное значение в жизни ацтеков имели нательные рисунки. Орнаменты и символика ацтеков , которые они наносили как взрослым, так и детям, показывали положение в обществе. Определенные символы показывали, чего достиг в жизни человек, в чем его заслуга перед империей.
Также, рисунки носили и религиозное значение. Жрецы при храмах имели большое количество нательных символов. Правители империи украшали свое тело рисунками, чтобы подчеркнуть свое величие.
Ярким примером высокого уровня художественной культуры ацтеков является Кодекс Мендоса. Это рукописный памятник неизвестного автора, дошедший до нас, который выполнен на высоком художественном уровне. Рисунки показывают нам различные области жизни ацтеков. В нем рассказывается об их происхождении, обычаях и традициях, а также о системе дани, которую они применяли к покоренным племенам.
Так же было очень развито гончарное искусство. Они в большом количестве изготавливали из глины посуду, предметы быта, статуэтки и искусно разукрашивали их орнаментом ацтеков .
Не менее развито было и ткацкое производство. Они в больших количествах выращивали хлопок и изготавливали из него великолепные ткани. Ткачеством занимались только женщины. Особо дорогими считались ткани, при производстве которых использовали стержни перьев. При этом получался сложный, затейливый рисунок. Такие ткани изготавливались для знати.
При окрашивании тканей использовались натуральные красители из растений, различных минералов и даже насекомых. Например, красную краску изготавливали из насекомого кошенили, которое водилось в кактусах.
Не менее искусно изготавливались ацтеками изделия из камней. Они великолепно полировали поверхность камней, доводя свои изделия до совершенства. Из камня они изготавливали как монументальные изображения богов, также и миниатюрные статуэтки из хрупкого горного хрусталя. И помимо этого они умело сочетали камень и раковины, изготовляя великолепные мозаики.
Ну и конечно, по причине большого количества захватнических войн, они изготовляли много оружия. Для изготовления топоров, ножей и тесел они обрабатывали медь холодной ковкой. Оружие они также украшали орнаментом и символикой ацтеков .
Вывод
Империя ацтеков, несмотря на жестокую и кровопролитную религию, имела развитое искусство и ремесла. Высокий художественный уровень исполнения которых, до сих пор поражает нас.
Архитектура дворцов и храмов, которые сохранились до наших дней, показывает высокий уровень познаний ацтеков во многих областях науки. Даже в наши дни поражают архитектурные решения, с помощью которых были построены акведук и дамба. Наличие которых, а также огромное количество бассейнов, показывает их отношение к гигиене и своему здоровью. И это в то время, как Европа утопала в грязи, и жители которой целыми районами вымирали из-за эпидемий чумы.
Источник: perstni.com