Украшения древнего Египта поэтапно карандашом

Содержание

Комар Валерия Евгеньевна
Учитель ИЗО, МХК и Черчения
МБОУ СОШ №3

им. А.И. Томилина
Г. Советская Гавань

Слайд 4Украшения Древнего Египта
Цель: Знакомство с декоративно — прикладным искусством Древнего

Египта

Слайд 5План урока
Расставьте в логическом порядке этапы изучения материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Выставка художественных

работ
Знакомство с особенностями ДПИ Древнего Египта
Эскизы украшений Древнего Египта
Символика в

ДПИ Древнего Египта
Значение цвета в ДПИ Древнего Египта
Подведение итогов

План урокаРасставьте в логическом порядке этапы изучения материала 1.2.3.4.5.6.Выставка художественных работЗнакомство с особенностями ДПИ Древнего ЕгиптаЭскизы украшений

Слайд 6Знакомство с особенностями ДПИ Древнего Египта
Ответьте на вопросы:

Искусство Древнего Египта


Какие типы одежды

встречались в Древнем Египте?
Чем отличалась одежда фараона от других жителей?
Каково

значение косметики для древних египтян?
Как называются основные украшения египтян? Как их носили?
Какой цвет преобладал в украшениях египтян? Почему?

Знакомство с особенностями ДПИ Древнего Египта Ответьте на вопросы:Какие типы одежды встречались в Древнем Египте?Чем отличалась одежда

Слайд 7Символика в ДПИ Древнего Египта
Рассмотрите изображения и ответьте на вопрос:

Слайд 8Значение цвета в ДПИ Древнего Египта
Изучив украшения Древнего Египта обоснуйте

выбор цвета и составьте схему его символики.
Золотой –
Зеленый –


Бирюза –
Красный –
Синий —

Значение цвета в ДПИ Древнего Египта Изучив украшения Древнего Египта обоснуйте выбор цвета и составьте схему его

Слайд 9Эскизы украшений Древнего Египта
Художественно – творческое задание
Создайте эскиз украшения Древнего

Египтянина (на выбор)
* Представьте себе шкатулку с украшениями фараона, изобразите

ее содержимое
** Создайте эскиз костюма древнего египтянина
*** Представьте себе покои фараона, изобразите их

* — уровень сложности работы

Эскизы украшений Древнего Египта Художественно – творческое заданиеСоздайте эскиз украшения Древнего Египтянина (на выбор)* Представьте себе шкатулку

Слайд 10Критерии оценки
На обратной стороне альбомного листа поставьте плюсик за каждый

выполненный пункт работы

Работа с учителем – ответы на вопросы
Аккуратность

творческой работы
Уникальность творческой работы

УКРАШЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ ТОМАСА ГЕЙНСБОРО


Соответствие творческой работы теме урока
Использование всего пространства альбомного листа

Критерии оценкиНа обратной стороне альбомного листа поставьте плюсик за каждый выполненный пункт работы Работа с учителем –

Слайд 11Источники
http://shcola5amursk.ucoz.ru/02032013/cabinet/izo_5.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/uchitelj/16634194/822134/822134_640.jpg
http://s001.radikal.ru/i196/1002/60/3d990e9e4c5e.jpg
http://s001.radikal.ru/i193/1002/0c/e7df29387221.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3606/innalove.2a/0_10727_83dbc11e_XL.jpg
https://www.colourbox.de/preview/2656019-god-of-ancient-egypt-anubis-yinepu-vector.jpg
http://7oom.ru/powerpoint/fony-dlya-prezentacii-po-istorii-09.jpg?ver=3.0

Источник: theslide.ru

Живопись Древнего Египта: символика и значение цвета, правила и сюжеты

Живопись Древнего Египта весьма разнообразна. Несмотря на некоторую условность, изображения позволяют окунуться в мир одной из древнейших цивилизаций. Египтяне проявили себя искусными художниками. Рисунки и надписи, оставленные рукой тех мастеров, являют собой череду шедевров.

Содержание

Всю поверхность гробниц и храмов заполняли разнообразными рисунками, на которых соседствовали боги и люди. Поскольку земное существование считалось лишь вехой на пути к вечной жизни, религиозно-культовая тематика занимала в живописи центральное место. Картины были призваны прославить усопшего и обеспечить его всем необходимым в загробной жизни.

Омовение мертвых. Роспись в гробнице писца Небамона

Омовение мертвых. Роспись в гробнице писца Небамона. 1390-1349 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Постепенно сложилась серия изображений, которые сначала украшали заупокойный храм и гробницу фараона и членов царской семьи, а после были заимствованы знатью. С возникновением храмов живопись появилась и на их стенах. Кроме того, разнообразные рисунки украшали дворцы царей и дома вельмож.

Портрет Нефертари. Роспись из гробницы Нефертари. Долина цариц

Портрет Нефертари. Роспись из гробницы Нефертари. Долина цариц, Египет

Правила рисования

Существовал определенный канон, по которому формировалась картина. Лицо и ноги человека изображались в профиль, плечи и глаза — в фас, а корпус — с поворотом в три четверти. Фараона либо знатного человека рисовали стоя либо сидя, с прямой спиной, со спокойным и невозмутимым лицом. Мужчины на рисунках имели темно-коричневую кожу, женщины — желтую.

От положения в обществе зависел и размер изображаемого. Фигура фараона значительно возвышалась над остальными.

Древнеегипетский канон изображения человека

Древнеегипетский канон изображения человека. Факсимиле Уоллиса Баджа с виньетки «Книги мертвых Ани» (около 1300 г. до н. э.). Опубликовано Джеймсом Вассерманом (1994). Британский музей, Лондон (Великобритания)

На любых картинах, как и на скульптурах, фигура фараона должна была передавать величие и спокойствие. Именно это обусловливало статичный вид царских особ. Более вольные позы допускались в изображении простых людей, а наибольшую свободу художник имел при передаче животных и птиц.

Сцены, иллюстрирующие труд обычных людей, позволяли при необходимости отойти от канона. Здесь позы более естественны, лица и движения наполнены эмоциями. Изображения животных и птиц предоставляли свободу таланту и мастерству художника. Они прорисованы так тщательно, что кажется, будто вот-вот сойдут со стен.

Рисунок гиппопотама. Около 1479— 1425 гг. до н. э.

Рисунок гиппопотама. Около 1479— 1425 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Считается, что египтяне во время рисования применяли не перспективу, а аспективу. Аспективный подход предполагал отображение не видимого облика тела, а истинного знания его качеств. Человека либо животное рисовали сбоку — с помощью такого приема можно было передать движение, разделить человека стоящего и идущего. Вид сверху использовали при изображении врагов, темных сил.

Огромное значение имел цвет:

  • Белый считался цветом ритуальной чистоты и сакральности. Его использовали для одеяния людей на рисунках.
  • Зеленый символизировал рост и жизнь. Бог Осирис изображался с кожей зеленого цвета.
  • Красный был ему противоположен, это цвет огня и крови, безжизненной пустыни, опасности, гибельных сил, смерти. С красными глазами и ушами рисовали бога Сета.
  • Синий — цвет вод Нила, жизни и возрождения.
  • Желтый — цвет солнца, символ вечного и непреходящего.

Картины писались техникой темперы. Красящие пигменты добывали из охры (для красного и желтого цветов), малахита (для зеленого), угля (для черного), гипса (для белой краски), различных соединений меди, кремния и кальция (для синих оттенков). В качестве связующих компонентов использовали яичный белок или водный раствор гуммиарабика.

Изображение в окаймлении надписей располагалось поясами. Пробелы не допускались, поэтому одной из задач художника было не только запечатлеть необходимые сцены, но и грамотно разместить их вдоль всей поверхности.

Сюжеты в живописи

Мотивы для изображения также не выбирали произвольно. В мастерских имелись образцы, из которых в каждом отдельном случае комбинировали сцены украшения гробниц. Так, обязательным атрибутом любого заупокойного храма были изображения с оплакиванием умершего. Запечатлевались и моменты подношения даров, которые должны были обеспечить пропитание умершего в потустороннем мире, а значит, его загробную жизнь.

Погребальная процессия. Факсимиле с виньетки из «Книги мертвых Ани»

Погребальная процессия

Погребальная процессия. Факсимиле с виньетки из «Книги мертвых Ани» (около 1300 г. до н. э.). Опубликовано в 1994 г. Британский музей, Лондон (Великобритания)

С точностью художники изображали сюжеты из повседневной жизни. Однако за кажущейся естественностью также скрывался ряд правил, которым необходимо было следовать при написании фигур.

Большое распространение получили сцены погребения умершего и его путешествия в царство Дуат.

Амарнский период в живописи

Как и в скульптуре, в изобразительном искусстве также выделяется амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона поощряла применение экспрессивных средств, используемых в изображении царственного величия. Условная схема фигуры сохранилась, но общий канон изменился.

Позы более не отягощались неподвижностью, в изображении появились динамизм и эмоции. Акцент делали на передаче особенностей лица и фигуры.

Все отмеченные изменения появились благодаря тому, что именно во время правления Эхнатона в силу вступил культ жизни. Вопреки предшествующему культу загробной жизни, важным стало то, что происходило здесь и сейчас.

В искусстве амарнского периода впервые в истории Египта появился пейзаж, который прославлял красоту природы. Многие залы и дворцы расписывались в пейзажном стиле: по полу текла река или покоилась гладь озера с кувшинками, на стенах — заросли камыша, на потолке — безоблачное небо с летящими птицами. Амарнский период стал для египетской живописи глотком свежего воздуха. Изображения этого времени проникнуты чистотой и радостью.

Маски и саркофаги

Совершенно отдельное направление составляют живописные изображения на масках и саркофагах.

В процессе мумификации тело человека теряло свой естественный вид, особенно страдало лицо. Для того чтобы сохранить изображение лица умершего и обеспечить его душе путь к возвращению, на лицо накладывали маску.

После мумифицирования тело помещали в деревянный гроб, а затем в саркофаг. Саркофаги изготавливали в виде дома или в форме очертаний человеческого тела. Их покрывали росписью и текстами молитв. Таким образом, живопись не только украсила и разнообразила жизнь египтян, но и сохранила для нас многие важные детали истории, быта и верований этого народа.

Антропоморфный саркофаг. 1000—945 гг. до н. э.

Антропоморфный саркофаг. 1000—945 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Важно разделять погребальную и посмертную маски. Последняя представляла собой слепок с лица умершего. В отличие от подобного слепка, в погребальной маске портретное сходство было необязательным.

Источник: historiki.ru

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Одна из самых классных штук, которые привносят в нашу жизнь путешествия, – это возможность узнать что-то новое про те вещи, которые давно кажутся привычными и знакомыми. В этой статье я расскажу вам кое-что совершенно поразительное о живописи в Древнем Египте.

Всем нам с детства хорошо знакома живопись древних египтян. Она хорошо узнаваема и запоминаема и сильно отличается от искусства других эпох и народов. Принято считать, что древнеегипетская живопись наивно примитивна – настолько, что она зачастую сравнивается с детскими рисунками.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Однако более глубокое знакомство с предметом позволяет сделать вывод, что древнеегипетское искусство во многом гораздо более совершенно, чем то, к которому мы привыкли. Более того, с определенных позиций оно может рассматриваться как достигшее максимального уровня развития.

Здесь необходимо ввести понятия объективного и перцептивного пространства. Перцептивное пространство – это пространство зрительного восприятия, такое, каким мы его видим. В этом пространстве рельсы сходятся в одну точку у горизонта.

В объективном пространстве, напротив, рельсы никогда не сходятся. В этом легко убедиться, если начать двигаться вдоль них. Таким образом, геометрию объективного пространства человек узнает не просто через осмотр, но через практику взаимодействия с предметами.

Рисунок в привычном для нас понимании служит для передачи перцептивного пространства. Например, глядя на этот рисунок, мы понимаем, что на самом деле все окна и арки одинаковые по размеру:

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Для передачи же объективного пространства разработано черчение, представляющее собой совокупность специальных методов. Сегодня черчение – это давно устоявшаяся и практически не развивающаяся область знания. Не развивается она потому, что достигла предела возможного, и дальнейшее ее улучшение уже невозможно. Основы современного черчения заложил в конце XVIII века французский ученый Гаспар Монж, и с тех пор над развитием черчения трудилось множество математиков и инженеров.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

При чем же тут древнеегипетские рисунки, спросите вы? А при том, что живопись древних египтян представляет собой идеальный образец так называемого художественного черчения. Его ключевая характеристика состоит в том, что древнеегипетские художники пытались передать на плоскости картин не перцептивное (т.е. искаженное) пространство, а объективное, реально существующее, основанное на знании его качеств и свойств.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Современное техническое черчение имеет три наиболее характерные особенности:

  • использование метода ортогональных проекций;
  • использование стандартизированных условно-чертежных приемов;
  • использование чертежно-знаковых условностей.

Как я покажу ниже, древнеегипетские художники успешно использовали все эти приемы, причем не в условиях чертежа (как современные инженеры), а для передачи настоящих художественных образов.

1. Метод ортогональных проекций

Этот метод предполагает, что предмет проецируется на три ортогональные плоскости, которые позволяют получить полное представление о его форме:

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Для упрощения чертежа (как и рисунка) рекомендуется выбирать ту проекцию (плоскость), при которой наиболее полно передаются характерные геометрические особенности предмета.

Именно этот метод стал основным правилом в живописи Древнего Египта. При изображении фигур человека и животных обычно применяется вид сбоку – как наиболее информативный. При этом поверженные на землю враги изображаются с использованием вида сверху, то есть тоже в наиболее выигрышной и информативной проекции.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Важное следствие применения данного метода – независимость размеров объекта на плоскости изображения от расстояния до него. То есть два человека одного роста на разном расстоянии будут изображены одинаково.

Данное требование строго регламентировано и применительно к природным объектам. Например, землю можно показать лишь в виде линии, на которой как бы стоят фигуры людей и животных. Если же нужно показать какое-то глубокое пространство, например, пруд или же изображение какой-то площади, окруженной людьми, используется изображение сверху (как на современных картах или планах):

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

2. Условно-чертежные приемы

Поскольку древнеегипетский художник вынужден ограничиться для передачи изображения лишь одной проекцией, это приводит его к необходимости использовать целый ряд условно-чертежных приемов, которые позволяют существенно повысить информативность изображения. Точно такой же принцип используется в современных чертежах, которые буквально изобилуют этими приемами.

Один из наиболее часто используемых приемов – это использование условных поворотов плоскостей и проекций. Например, вся деталь может быть показана спереди, а одна из ее частей в условном повороте сбоку.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Именно этот прием, широко распространенный в современном техническом черчении, художники Древнего Египта использовали для изображения людей. В качестве основной проекции выступает вид сбоку, однако плечи и верхняя часть туловища передаются так, как будто это вид спереди, для увеличения информативности.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Данный прием использовался очень широко, однако его применение было осмысленным – так, если изображалась трудовая деятельность человека, в которой главное – процесс, выполняемый близко сдвинутыми руками, то разворот плеч был неуместен и не отображался на рисунке.

Следующий условно-чертежный прием – это разрезы. Как и использование условных поворотов проекций, цель разрезов – повысить информативность рисунка. В современном черчении это также один из широко распространенных приемов, позволяющих получить детальную информацию об объекте. Этот прием очень активно использовали древние египтяне:

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Древнеегипетские художники могли показать в разрезе не только архитектурные объекты (например, дом), но и, скажем, корзину или горшок.

Метод ортогональных проекций в чистом виде приводит к затруднениям, если надо показать, к примеру, двух сидящих рядом людей – например, фараона и его супругу, принимающих какие-то делегации. При виде сбоку передний человек будет полностью загораживать второго. Чтобы этого избежать, использовался прием условного сдвига, при котором один из объектов сдвигался относительно другого:

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

В современном техническом черчении сдвиг также является одним из узаконенных приемов и используется чрезвычайно широко.

Развертка – еще один условно-чертежный прием, используемый и в современном черчении, и древними египтянами. Разверткой называют изображение не предмета, а заготовки, из которой изготовлен предмет путем сгибания.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Если зритель понимает, что это развертка, то это изображение будет для него чрезвычайно информативным, поскольку он сможет увидеть объект со всех сторон.

Последний прием, который хотелось бы выделить, это использование разного масштаба для подчеркивания важности тех или иных объектов. В современных чертежах всегда есть детали, которые выполнены в разных масштабах: более важное изображается крупнее, малосущественное – в уменьшенном виде.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Разномасштабность широко использовалась и в древнеегипетском изобразительном искусстве. Она позволяла передать как иерархию изображенных на рисунке людей, так и в принципе улучшала композицию. Например, если попытаться изобразить в одном масштабе и рыб, и корабли, получилось бы, что рыбы очень маленькие и их не видно.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

3. Чертежно-знаковые условности

Современные чертежи изобилуют условными знаками, которые используются для ускорения чтения чертежа и упрощения восприятия. Например, есть условные знаки для обозначения гайки, винта, шестеренки и пр.

Древнеегипетское искусство также изобилует знаками. Например, у идущего человека ступни нередко изображены одинаково и на обеих ступнях виден большой палец. Это – не свидетельство примитивизма и непонимания художником человеческой анатомии, а совершенно осмысленное использование знака ноги для изображения идущего человека. Со знаковой точки зрения обе ноги полностью эквивалентны и выполняют одну функцию.

Поразительные факты о живописи в Древнем Египте

Подобных примеров можно привести очень много. Например, условный знак применяется для изображения кистей рук. Цвета также подвержены стандартизации – так, например, мужские фигуры всегда передаются более темными, чем женские.

Таким образом, чтобы понять особенности передачи пространства и трехмерных объектов в древнеегипетском искусстве, нужно отказаться от представления о правильности только перспективных изображений, которым нас учат в школе. Чертеж и изображение с перспективой – два абсолютно полярных, но при этом одинаково обоснованных способа передачи изображения, каждый из которых имеет свои преимущества.

Безусловно, искусство, основанное на методе ортогональных проекций, выглядит очень странно для нас, однако это не означает, что оно является примитивным или ущербным. Более того, если оценивать рисунок с точки зрения передачи объективного пространства, то древнеегипетские изображения оказываются практически совершенными – как и современные инженерные чертежи.

В этой связи может возникнуть вопрос: как так получилось, что древние египтяне еще 5 000 лет назад разработали в своем искусстве приемы, до которых современное черчение дошло лишь в середине XX века. Уверен, что здесь вновь мы сталкиваемся с одним из подтверждений теории палеоконтакта, о которой я много писал ранее.

Заинтересовавшимся данной темой могу порекомендовать книгу выдающегося советского ученого – академика, стоящего у истоков советского ракетостроения – Бориса Раушенбаха. Книга называется “Геометрия картины и зрительное восприятие”, и именно на ней основана данная статья. Заниматься вопросами изображения Борис Раушенбах стал из-за того, что область его научных интересов была связана с задачей обеспечения ручной стыковки огромных модулей в открытом космосе. Ручная стыковка предполагает получение космонавтом объективного изображения происходящего вокруг, поэтому ученый и начал изучать разные подходы к данному вопросу.

Источник: ilmelnik.ru

Рейтинг
Загрузка ...