Украшения древней Руси это

Украшения Древней Руси 9-13 веков в нашем магазине представлены следующими археологическими экспонатами: браслетами пластинчатой, витой и плетеной формы, решетчатыми и пластинчатыми перстнями славянского племени вятичей, перстнями — печатками для скрепления документов, небольшими замками художественного исполнения сделанных в зверином стиле, поясными скандинавскими накладками викингов в стиле «Борре», серебреными и бронзовыми шейными гривнами, браслетами из стекла, солярными знаками — оберегами с изображением коньков, клыков животных и мифических птиц.

Также у нас можно увидеть и редкие языческие славянские знаки с правосторонней и левосторонней свастикой (символ движения), височные кольца славянских племен вятичей, кривичей, полян, дреговичей, радимичей и северян.
Также на территории Древнерусского государства проживали и соседние финно-угорские племена, которые также оставили свой след в материальной культуре древнерусского государственного образования. Это — всевозможные шумящие украшения, обереги, поясные пряжки, бусы (сердоликовые, глазчатые, мозаичные, горного хрусталь и пасты) и другие экспонаты археологии.

Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы-простолюдинки в Древней Руси

В нашем магазине вы можете более подробно узнать предназначение данных старинных антикварных предметов археологии (оберегов), их историю и технику производственного изготовления, а также узнать цену, купить и получить бесплатную грамотную консультацию.

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде петуха. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье. Размеры: 57 х 49 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы.

Протертость верхнего и двух нижних подвесных отверстий. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображения петуха, с подвесным отверстием. Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав праздничного женского… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде гребешка с коньками. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: оловянистая бронза, литье. Размеры: 24 х 19 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность.

Оксидные и патинированные процессы. Обломано часть зубцов. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображения гребня и лошадиных голов, смотрящих в противоположные друг от друга стороны, с круглым подвесным отверстием… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде петуха. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье. Размеры: 31 х 27 мм.

Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы. Обломано часть округлого отверстия. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображения петуха, с подвесным отверстием. Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав праздничного женского костюма… подробнее

Ювелирные Украшения Древней Руси

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде петуха. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье. Размеры: 59 х 49 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы. Обломана часть нижних подвесных отверстий.

Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображения петуха, с подвесным отверстием. Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав праздничного женского… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде петуха. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: оловянистая бронза, литье. Размеры: 31 х 29 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы.

Протерта часть подвесного отверстия. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображения петуха, с подвесным отверстием, для ношения (протерто). Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, «игольник», выполненная в виде стилизованных двухсторонняя ножен. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: оловянистая бронза, литье. Размеры: 46 х 20 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы.

Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного, двухстроннего изображения ножен (очень напоминают ножны скандинавского боевого ножа — скрамасакса), с подвесным отверстием, для ношения. Историческая справка:… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде двухстроннего изображения коня. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье.

Размеры: 38 х 26 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного двухстроннего изображение коня, с подвесным отверстием, для ношения. Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав праздничного женского… подробнее

Читайте также:
Праздничные украшения Симс 4 где

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде двухстроннего изображения коня. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: оловянистая бронза, литье. Размеры: 41 х 38 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Оксидные и патинированные процессы.

Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного, двухстроннего изображение коня, с подвесным отверстием, для ношения. Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав праздничного женского… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде утки. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: оловянистая бронза, литье. Размеры: 38 х 35 мм.

Состояние: хорошая коллекционная сохранность. Обломана часть подвесного отверстия. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображение утки, с подвесным отверстием (обломано), для ношения. Историческая справка: Языческие амулеты Древней Руси входили в состав праздничного женского костюма славянских и… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде конька. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье. Размеры: 31 х 30 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность, оксидные процессы, патина. Обломана часть ушка.

Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображение коня, с ушком, (обломано), для ношения. На поверхности заметны солярные знаки в виде кругов. Историческая справка: Языческие… подробнее

Славянский зооморфный амулет-подвеска, выполненная в виде конька. Домонгольская Русь. XI-XIII вв. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье.

Размеры: 30 х 28 мм. Состояние: хорошая коллекционная сохранность, оксидные процессы, патина. Описание амулета: Выполнен в виде стилизованного изображение коня, с двумя ушками, со сквозными отверстиями, для ношения. На поверхности заметны солярные знаки в виде кругов, с точечным обозначением… подробнее

Браслет пластинчатый. Древняя Русь. 11-13 вв. Финно-угорские племена. Оригинал, подлинник. Материал и техника изготовления: бронза, литье. Общий размер: 62 х 45 мм.

Описание: пластинчатой формы, с косыми фрагментарными насечками.

Источник: waterloo-collection.ru

Украшения древней руси это

Ювелирное искусство древней Руси

Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Ювелирное искусство древней Руси

Ювелирное искусство древней Руси

Ювелирное искусство древней Руси

Ювелирное искусство древней Руси
Гривна Владимира Мономаха

Ювелирное искусство древней Руси

Ювелирное искусство древней Руси

Примечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те поры. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новоиспеченную жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X – начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать нынешнюю модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких раскрученных культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и сноровистые торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов.

Торговцы с Востока – красочный и мудреный орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Черноволосого морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства.

Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой древности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского идолопоклонства стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для немало секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для сервисы их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине – второй половине XIV в. началось его тихое возрождение.

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя массой драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, разумеется же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота.

К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах – монетах, какие в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Читайте также:
Бывают ли украшения из алюминия

Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные перстни вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, взошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей.

Женщины племени северян, так, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у каких от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.

Горожанки XI-XIII в. вяще всего любили колты – парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты выделяются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII – основы XIII в.

Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришагала из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные рисунки.

В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе чета золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не утеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный.

Между тем создавший это великолепие мастер умер возле восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это позабытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие очертание будущего рисунка.

Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась ослепительная и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не невзначай большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, какое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и иных составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном историческом музее.

На них нетрудно разобрать фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближней к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих торжеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, заключающихся из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Малюткой.

Не менее часто археологи находят языческие амулеты – предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских башок, к которым цепочками крепятся “бубенчики”, выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны бывальщины отгонять нечистую силу.

“Гривна Владимира Мономаха”

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную популярность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита “Черниговская гривна”, или “гривна Владимира Мономаха”.

Читайте также:
Что такое дестини в украшениях

Это чеканный золотой медальон XI в., так именуемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злобное начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне – архангел Михаил, призванный оборонять обладателя гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: “Господи, помоги рабу своему Василию”.

Это был натуральный христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское пора украшения подобного рода не были редкостью. “Черниговская гривна” выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать состоятельной, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется размеру княжеской дани со посредственного города.

Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, в древности столицы княжества. Надпись, указывающая на личность обладателя – Василий, – подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053-1125), которому при крещении было дано имя Василий.

Этот популярнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил “Поучение” детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь строчил, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков труд искусных киевских мастеров.

Имена на металле

Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя останки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности.

Однако история не сохранила имён примечательных мастеров, создавших “Черниговскую гривну” или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности “проговаривались” о своих творцах. Так, кратеры – драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., – тащат на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для лепты в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу затворён золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями.

Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них бывальщины гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя любого святого прочеканено рядом с изображением.

Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а кромки лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Судьбина креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, взявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941-1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Интернациональная организация по борьбе с преступностью).

История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной горницей (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, какую оставил на поверхности креста его создатель, полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии – одна из основных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.

Ныне височные перстни, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции относятся Государственному историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

Источник: imperhans.ru

Украшения древней руси это

  • Главная
  • Каталог
  • НОВИНКИ
  • ТОВАР СО СКИДКОЙ!
  • МЕДНАЯ ПОСУДА
  • Медные кувшины
  • Медные баки,бутылки
  • Медные чайники,турки
  • Медные кастрюли,ковши
  • Медные тазы,сковороды
  • Миски,тарелки,баночки
  • Медные кружки,стаканы
  • Медные бокалы,рюмки
  • Ложки,вилки,ножи,черпаки
  • Медная ткань.Медная аптека
  • Медные скребки,пластины
  • Медные очелья
  • Медные браслеты
  • Цепи,кольца,серьги
  • Медные украшения с камнями
  • Амулеты медные
  • Интерьер,сувениры,ручки мебель,уход
  • Пластинчатые узкие
  • Пластинчатые средние
  • Пластинчатые широкие
  • Створчатые узкие,25мм
  • Створчатые средние,35мм
  • Створчатые широкие,65мм
  • Сферические браслеты
  • Скифские браслеты
  • Колты накладные
  • Колты звездчатые
  • Подвески простые
  • Подвески шумящие
  • Подвески литые
  • Височные кольца, лунницы
  • Древнеславянские обереги
  • Гривны
  • Кольца тиснение
  • Кольца литье
  • Серьги простые
  • Серьги шумящие
  • Серьги литье
  • Фибулы накладные
  • Фибулы,броши литье
  • Крестики,иконки
  • Кольца с молитвами
  • Браслеты с молитвами
  • Пластинчатые узкие
  • Пластинчатые средние
  • Створчатые браслеты
  • Мужские имена
  • Женские имена
  • Иконки разные
  • Цепки, шнурки
  • Для творчества
  • Подарочная упаковка
  • Наборы украшений
  • Серьги винтаж,этно
  • Кольца, перстни
  • Браслеты винтаж,этно
  • Подвески,бусы
  • Броши
  • Подвески,фигурки
  • Амулет Этно
  • Окарина Этно
  • Свистульки
  • Статьи о меди
  • Медная мастерская OLDCLEVER
  • Выставки, партнеры
  • Творческая мастерская Алешиных
  • Что и зачем украшают славяне?
  • Браслеты славян
  • Височные кольца, привески
  • Кольца и перстни славян
  • Звериный стиль
  • Петроглифы
  • Гривны
  • Посуда и игрушки славян
  • Изделия из кости в Древнем Новгороде
  • Славяне: божества, символы
  • Интересная археология
  • Рекомендуемая литература
  • Статьи о меди
  • Медная мастерская OLDCLEVER
  • Выставки, партнеры
  • Творческая мастерская Алешиных
  • Что и зачем украшают славяне?
  • Браслеты славян
  • Височные кольца, привески
  • Кольца и перстни славян
  • Звериный стиль
  • Петроглифы
  • Гривны
  • Посуда и игрушки славян
  • Изделия из кости в Древнем Новгороде
  • Славяне: божества, символы
  • Интересная археология
  • Рекомендуемая литература
Читайте также:
Украшения для штор и ламбрекенов своими руками

Чай:
Чай из клевера: 4-6 сухих головок (соцветий) залить 1/4 л кипятка и настоять 15 минут; после процеживания подсластить медом. Для очищения крови рекомендуют 2-3 чашки чая в день в течение 4-6 недель.

Главная / Мастерская предков / Кольца и перстни славян
Кольца древних славян
Кольца древних славян
Перстень пластинчатый решётчатый незамкнутый. Медный сплав, литьё, ковка. XII-XIII вв.
Перстень пластинчатый решётчатый незамкнутый.

Медный сплав, литьё, ковка. XII-XIII вв.

Щиток перстня поделен по продольной оси на две части-сегмента рельефными бортиками, не доходящими до концов пластины. В каждом сегменте — узор в виде пяти отверстий, развальцованных с лицевой стороны. Концы перстня сведены с тыльной стороны и заходят друг на друга.

Перстни. Древняя русь
Перстни. Древняя русь
Перстень с изображением летящей уточки

Перстень с изображением летящей уточки

Золотой перстень, носившийся на мизинце женщины, украшен резным изображением взлетающей утки, выразительное исполнение которого выдает руку настоящего мастера. Образ утки, которая может находиться во всех зонах мира — под водой, на земле и в воздухе, — по-видимому, был выбран не случайно и подчеркивал высокий социальный статус владелицы.
Скифская культура. IV в. до н.э.Приднепровье, близ г.Никополя.Курган Чертомлык. Золото,литье, гравировка

Перстень с щитком
Перстень с щитком

Перстень печатный, литой. На рабочей поверхности шестиугольного щитка — вырезанное ростовое изображение архангела, окружённого декором из многочисленных точек. XI-XIII вв. Медный сплав.

Перстень со щитком
Перстень со щитком

Археологические памятники Восточной Европы и Сибири. Приднепровье, близ г.Никополя. Курган Чертомлык. Скифская культура. IV в. до н.э.

Золото. Ковка. Государственный Эрмитаж

Решётчатый перстень Вятичей, X — XIII веков
Решётчатый перстень Вятичей, X — XIII веков
Широкосрединный пластинчатый перстень с завязанными концами. Ковка, чеканка. XI в.
Широкосрединный пластинчатый перстень с завязанными концами.

Ковка, чеканка. XI в.

Перстень кованый, с чеканным орнаментом в виде т.н. «волчьего зуба» (многочисленные треугольники с точками внутри, направленные вершинами друг к другу). По центру идёт двойная линия, нанесённая зубчатым колёсиком, делящая щиток на две равные части. По краю щитка также идёт зубчатый ободок.
Завязанные перстни были широко распространены, встречаются во многих районах северо-запада, северо-востока и центра РФ, а также в Прибалтике, Швеции и Финляндии

Кольца и перстни

Перстни, или кольца — и поныне наиболее распространенное украшение у всех народов. И Русь в этом отношении не исключение. Термин «перстень» в письменных источниках известен с XI в., а термин «кольце» — в значении украшение на пальце руки — c XIII в. В бытовании перстней прослеживается та же закономерность, что и в бытовании других древнерусских металлических украшений, то есть в южнорусских древностях они встречаются реже, в меньшем количестве и разнообразии, чем в севернорусских. Как показывают исследования, перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке (число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10).

Читайте также:
Сделать объемные цветы для украшения зала

Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, — кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются, начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде.

Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании. В VI—VII в. здесь появились и прочно осели славяне, смешавшись в дальнейшем с местным населением, основу которого составляли потомки романизованных даков. О тех далеких временах напоминают славянские названия рек и гор, орудий труда и других предметов.

От славян местное население и получило имя “волохи”, которое впервые упоминается в русской летописи “Повесть временных лет”. Согласно этой летописи, “волохи” вместе со славянами жили в конце IX в. на территории, занимаемой ныне Румынией.

Волохи, или влахи, говорили на так называемой народной латыни — разговорном языке римлян, который был воспринят дакийскими племенами еще во времена римского господства. Этот язык п стал основой современного румынского языка. Довольно длительное время в X—XI вв. молдавские и часть валашских земель находились под властью киевских князей. Благодаря тесным связям с Древнерусским государством на молдавских землях возникали торгово-ремесленные центры). Там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней.

На более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…

В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелек, просто на кусочек бересты.

Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни, снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» — утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым.

Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.

Песня эльфа вереска

Сесиль Мэри Баркер

Хэй, это вереск! Север и юг
Укрыл я коврами на мили вокруг.
Отправься на запад, потом на восток –
Повсюду лиловый найдёшь лепесток.

Спину прямее! Выше колено!
Мигом я пустошь цветами одену!
Целое лето я с ветром скачу.
Юному вереску всё по плечу!
(Вереск на рисунке называется болотным. Чаще встречается другой вид – вереск обыкновенный).

Источник: oldclever.ru

Рейтинг
Загрузка ...