Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
— Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
12. Формы и виды духовной культуры
— Технологии — средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
— Техническая культура — это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.
Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам Земли.
Духовная культура
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
Духовная культура общества 🎓 Школа обществознания 10 класс
Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.
Ранние формы верований. (Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм)
Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 — 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.
Фетишизм — она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также — любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служил предмет, кто рому приписывали магические свойства отвращатъ от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от лат – «посвящение»). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.
Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д. Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Тогда изображения предков становятся предметом поклонения. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.
К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным мирами, между живущими, с одной стороны, и духами и богами — с другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (барабаны). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены для воздействия на участников церемоний своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, — своим динамизмом.
Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой.
Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С. А. Токаревым или М. Элиаде, время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита.
В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.
Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.
Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — от эвенкийского слова saman.
Источник: studopedia.org
К духовной культуре относиться: 1) традиция 2) техника 3) украшение 4) орудие труда
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Отправить сообщение
Вопросы без ответа
Другие предметы
3 года назад
Обществознание
3 года назад
1.Личность формируется в деятельности.
2.Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.
3.Деятельность обусловлена только сознанием человека.
4.Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.
5.Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности.
Источник: znanija.site
История возникновения культа украшений
Всё с чего-нибудь начинается, когда-нибудь и где-нибудь. Много лет интересуясь украшениями, позже создавая их, я не раз задумывалась над вопросом: откуда пришло к нам желание и традиция украшать себя? Мне хотелось это знать потому что, как практикующий дизайнер в этой области, я сталкивалась с очень разными интересами и подходами к украшениям. Одним важен был статус изделия, другим художественная ценность, третьи предпочитали использовать украшения как амулеты или талисманы. А мне хотелось знать есть ли что-то связывающие все эти потребности и как научится, не настраиваясь долго, понимать, что нужно каждому конкретному заказчику и могут ли украшения влиять на характер и действительность человека.
Я начала искать ответы. Их было много, и они были неоднозначны. Вся информация, которую я смогла найти по теме возникновения культа украшений, начиналась спонтанно и никак не объединялась в систему.
Например, одно из самых ранних упоминаний об украшениях относится к периоду задолго до нашей эры когда, только начинающий своё развитие человек, навешивал на себя камушки с дырками, перья птиц, зубы добытых им животных. Так английская экспедиция, работавшая в долине реки Ак Акчеи в Малой Азии, «отрыла» женщину, относящуюся к эпохе палеолита, с браслетами и бусами. Позже во времени подобные традиции наглядно и ярко можно увидеть на примере развития культур индейских и африканских племён. Бусы, браслеты и другие подобные украшения также широко использовались и на евроазиатской территории. Здесь помимо перьев и мелких камней, были популярны также украшения изготовленные вручную из соломы, коры деревьев, ягод и цветов.
Согласно другим источникам, история развития украшений, раскрывается как культ храмовых отличий. Здесь больше упоминаются украшения, изготовленные из полудрагоценных, драгоценных камней и металлов. Апогей расцвета храмовых и культовых украшений — Сирия и Египет. Об этом периоде информации особенно много и найти её можно в любой библиотеке. В этих культурах украшения использовались исключительно как символы высшей власти и воли богов.Позднее это отобразилось и повсеместно размножилось как привилегированность одних слоёв населения над другими. Древний Рим, Европа, Древний Китай и т, д.
С этого момента история украшений расходится множеством индивидуальных направлений, каждое из которых уникально и интересно само по себе.
И всё же изучая всё это, рассматривая сквозь призму психологии развития человека, у меня возникало больше вопросов, чем ответов. Исторические истоки возникновения культа украшений никак не хотели связываться между собой или мне эту связь увидеть не удавалось.
Наконец, размышляя на тему истории, и её значения для современности, мне удалось понять, что историю нужно рассматривать как взаимосвязь конкретных событий, фактов с развитием мировоззрения и культуры человечества. Таким образом, если взглянуть на историю возникновения культа украшений с этой точки зрения, то чётко и ясно вырисовывается два направления развития культуры украшений. Причём каждое из них находит подтверждение в психологии развития человека, как индивидуальности, от древнейших времён до наших дней.
Первая линия истории развития культа украшений берёт своё начало у самых истоков зарождения человека общественного и формировалась скорее как знаковая система принадлежности конкретному роду, племени, семье, территории. Она максимально изучена и официально принята обществом, хотя современным человеком используется довольно редко. Это был своеобразный паспорт, по которому можно было прочесть о человеке значимую информацию: какое место он занимает в иерархии племени, его возраст, возможно, количество добытых животных. Украшения этой линии и поныне представляют из себя наборы строго определённых знаковых символов. Ничего лишнего или случайного.
В современном мире к этой линии украшений относится различные элементы и аксессуары, допустимые в дресс кодах, а так же некоторые культовые украшения и украшения, которые в модной среде, относятся к натуральному, статусному и фольклорному стилям. Из наблюдений в моей практике это примерно 25-30% носящих украшения людей.
Второе направление в развитии истории культа украшений уходит корнями ещё более глубоко и далеко в историю развития человека. В настоящее время, это сфера скорее эзотерических, чем научных изысканий, но именно там я нашла ответы на практически все свои вопросы, касающиеся украшений и психологии человека, связанной с ними.
На мой взгляд, это первостепенное направление в формировании и расцвете культа украшений и берет оно своё начало в мире энергий. Если конкретнее, то я считаю, что украшения на теле человека это проекции энергоцентров (чакр) и допускаю, что были времена, когда чувствительный диапазон восприятия человеком тонких энергий был значительно выше и богаче, чем сейчас, поэтому многие могли видеть свечение наиболее активных энергоцентров в ауре живых существ.
Со временем, способность к такого рода восприятию, уменьшалась. И люди компенсировали её украшениями, носимыми на определённых зонах тела, таким образом, выделяя или подчёркивая свои желания и способности творить, управлять или любить. Всему этому легко найти подтверждение в мифах, легендах, сказках всех народов.
Так например вспомните хотя бы Царевну-лебедь из сказки Пушкина «Сказка о Царе Салтане». У неё «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит». У царевны выделена зона творчества (горла) и мировоззрения (лоб). При этом, хочу заметить, что и в современной действительности, украшениями чаще всего выделяют зону шеи (горловая чакра) отвечающую за творчество и деторождение; грудь (сердечная чакра) открывающую нас навстречу чувствам, принятию себя в мире и мира в себе; солнечное сплетение и талию (чакра управления), указывающую на конкретность знаний и действий; а так же руки, которые являются нашей проекцией связей с окружающим миром (запястья – система отношений, пальцы – способности к управлению, власти). Попробуйте рассмотреть своих друзей и знакомых и в соответствии с тем, что они в данный момент, предпочли украсить на своём теле, и предположить какая сфера жизни интересует их сейчас более всего.
Нужно сказать, что украшения, история которых связана со светимостью энергоцентров, в современном обществе приобрели самые разнообразные формы и выражения. Они почти всегда яркие (зачастую блестящие) и объёмные. Такие украшения занимают активную позицию в формировании образа человека, его стиля и имиджа. Как правило, такие украшения предпочитают носить люди творческие, с активной жизненной позицией, познающие себя и мир, зачастую обладающие неординарными способностями .
Хотелось бы ещё добавить, что использую эту минимальную информацию, изложенную здесь мной, вы можете попробовать протестировать своё окружение и убедиться, что носимые ими в данный период их жизни, украшения, полностью соответствуют их характеру и жизненной позиции. Убедившись в этом, вы получите возможность осознанно использовать украшения не только для своего внешнего преображения, но и для личностного и духовного роста. Что, впрочем, частично и не объясняя, навязывают нам некоторые духовные и религиозные культы через амулеты, талисманы и обереги.
Носите украшения осознанно и будьте счастливы.
Источник: www.livemaster.ru