В 1904 году серебряных дел мастер из Копенгагена по имени Йорг Янсен открыл небольшое ювелирное ателье — в старом центре датской столицы, недалеко от парка развлечений Tivoli, куда заходил на прогулку еще Ханс Кристиан Андерсен. Когда господин Янсен скончался в том же Копенгагене в 1935 году (ему было почти 70 лет, Янсен родился в 1866-м), газета New York Herald Tribune высокопарно написала: «Сегодня ушел из жизни самый лучший серебряных дел мастер за последние 300 лет».
На самом деле журналистская фраза дорогого стоит, ведь выдающихся серебряных дел мастеров за те 300 лет в Европе было совсем немало. Можно вспомнить, например, основателя старейшего британского дома Garrard легендарного Джорджа Уикса, открывшего свою мастерскую в Лондоне в 1722 году. В ателье Уикса было создано немало шедевров. Да и нашего Карла Густавовича Фаберже с его велеречивым столовым серебром тоже не стоило сбрасывать со счетов. Однако у журналистов были свои причины сказать о Янсене именно так.
The Mercy Collection
Именно пластичному и демократичному серебру, а не более дорогому золоту Йорг Янсен был предан на протяжении всей своей долгой и хорошей карьеры. Серебро Янсен искренне называл «лучшим металлом, который только существует в природе», и датский мастер создал множество серебряных вещей, которые вошли в историю ювелирного искусства.
Йорг Янсен был известен как один из лидеров датского декоративного модерна, и большинство его ювелирных украшений выполнено именно в этом стиле. Сегодня у марки существует линия украшений под названием Georg Jensen Heritage, в которую входят точные копии серебряных драгоценностей самого мастера.
В первую очередь это броши и крупные серьги из патинированного серебра, более темного, чем обычное серебро 925-й пробы, дополненные полудрагоценными и даже поделочными камнями. Это были по-северному простодушные, простоватые, но в самом высшем смысле слова декоративные украшения — ласковые, оригинальные и уместные в качестве штриха, драгоценного верного аксессуара к продуманному костюму. Когда-то эти нехитрые, но очаровательные драгоценности обожало все высшее общество Копенгагена, куда был вхож и сам ювелир. Кстати, помимо ювелирных украшений ателье Йорга Янсена выпускало также посуду и столовые приборы из серебра — сначала в стиле ар-нуво, а потом в более функциональном ар-деко.
Кроме самого Янсена, на его мануфактуре в качестве дизайнера работал и Йохан Ронде. Этого человека можно смело считать вторым основателем марки Georg Jensen. Он познакомился с Янсеном в 1906 году, и если тот предпочитал именно модерн, то Йохан Ронде выбирал более функциональный и современный ювелирный стиль, близкий к тому, что предлагали немецкий Bauhaus и голландский Der Style. Таким образом, еще в 1920-х годах художественный почерк этой датской марки практически целиком сложился: с одной стороны, подчеркнуто декоративные украшения, а с другой — украшения без украшательства, чистые, очень внятные формы, чья чистота еще больше видна благодаря демократичному материалу — серебру. Кстати, именно те украшения и посуду, что предлагал Ронде, можно считать первыми предметами в духе минимализма или того самого скандинавского дизайна.
Minimal Jewelry Design by Georg Jensen
Йорг Яснен оставил своим наследникам преуспевающий ювелирный бизнес. И, к счастью, наследники сумели им отлично распорядиться. Основным наследником стал Харальд Нильсен, чья старшая сестра Джоанна была замужем за основателем компании. Харальд Нильсен довольно долго поддерживал компанию на том же художественном уровне.
Марка Georg Jensen выпускала коллекции серебряных и золотых украшений, которые радовали простых, но состоятельных жителей Копенгагена, а также членов датской королевской фамилии. Так, например, известная большая брошь в виде ромашки — желтое золото с радостной белой эмалью — была Georg Jensen сделана для одной из датских принцесс.
Харальд Нильсен, занявший после смерти Янсена и Ронде (тот тоже скончался в 1935 году) пост арт-директора, не стал узурпировать власть, а поступил мудро. Нильсен стал приглашать различных дизайнеров для создания коллекций — украшений, посуды, предметов интерьера. Так сформировался стиль работы компании: в свет выходили коллекции под брэндом Georg Jensen, которые выполнялись разными дизайнерами. В их числе в первую очередь нужно назвать Сигвара Бернадотте (брата датской принцессы Ингрид и сына шведского короля Густава VI Адольфа), Арне Якобсена, Хеннига Коппеля, Жаклин Рабут, Серена Йорга Янсена (сына основателя марки) и Вивиану Бюлов-Юбе.
Стиль украшений, которые придумывали для Georg Jensen эти дизайнеры, был все же един, несмотря на отдельные — впрочем, довольно незначительные — различия. Это стопроцентно скандинавский холодный и отточенный дизайн, воспевающий именно форму, а никак не орнаменты. В любом украшении Georg Jensen важна именно законченная, доведенная до конца форма — шара, конуса, пирамиды, ленты Мебиуса (есть такая коллекция — Mobius), капли, подковы и т. д.
И дизайнеров, десятилетиями работавших для Georg Jensen, можно понять — не только со стилистической, но и с практической точки зрения. Где же в Дании взять истинные драгоценные сокровища вроде россыпей редких камней, ведь Дания не Британская империя с ее плодоносными колониями. К тому же в датском королевстве сложно было бы представить людей, которые смогли бы оценить и носить страстные, роковые, виртуозные, баснословной цены вещи, какие делали французские ювелиры вроде Бушрона, семейств Картье или Ван Клиф. Датчане, как известно, все же весьма и весьма экономный народ.
Заслуга этой скромной датской марки в ювелирном мире велика. Именно ей принадлежит честь создания настоящего, громкого, торжествующего и беспощадного к броской драгоценной роскоши ювелирного минимализма. К счастью, эти неторопливые ювелирные датчане смогли выйти за пределы маленькой Дании и покорить весь мир.
- Журнал «Коммерсантъ Weekend» №7 от 29.02.2008, стр. 79
Источник: www.kommersant.ru
Georg Jensen
Основатель бренда, датчанин Георг Йенсен, вырос среди лесов и озёр к северу от Копенгагена. Природа была его главным источником вдохновения. Поэтому в его дизайне легко читаются символы живого мира: цветы, листья, плоды и другие органические формы. Философия бренда — красота и функциональность.
Серебряная мануфактура Georg Jensen была основана в Копенгагене в 1904 году, когда владельцу и идейному вдохновителю предприятия было уже 37 лет, и он уже был профессиональным ювелиром, скульптором и керамистом, художником с совершенным чувством формы.
Серебряная мастерская Йенсена создала одни из самых оригинальных и определяющих стиль эпохи ювелирные изделия, пустотелые предметы и столовые приборы. Георг Йенсен сыграл определяющую роль в скандинавском дизайне двадцатого века, опираясь на традиции, но отвергая модный в то время романтизм и показное украшательство. Как чувственный художник, наделённый огромным талантом, он развивал авангардный модерн с близкими ему простыми органическими формами и ремесленным подходом к производству.
Стиль Georg Jensen — это скульптурные элементы дизайна, инновационно переработанные орнаменты флоры и фауны, отметины ювелирного молотка на поверхности серебра, патинированные канавки и углубления, цветные драгоценные камни.
Благодаря открытой творческой атмосфере мастерская была гостеприимным домом для необычайно талантливых мастеров серебряного дела, ювелиров, дизайнеров, художников, что наполняло предприятие новыми идеями.
Источник: ouvet.ru
Архитектурно-ювелирная коллаборация Georg Jensen и Захи Хадид
Georg Jensen официально представил уникальную коллекцию серебряных украшений, созданных совместно с одним из самых смелых архитекторов современности, Захой Хадид.
Реклама — Продолжение ниже
В ноябре 2014 года дизайнерский дом Georg Jensen и всемирно известный архитектор Заха Хадид приступили к работе над необычной коллекцией ювелирных изделий. Это были фантастические украшения, вдохновленные монументальными строениями Захи, которые сегодня можно найти во многих странах мира. Коллекция из 8 изделий была готова в марте 2016 года, и успела получить утверждение и одобрение со стороны архитектора, прежде чем Заха Хадид скоропостижно скончалась от сердечного приступа.
Архитектурные украшения Захи Хадид для Georg Jensen
1 сентября состоялась официальная презентация коллекции Georg Jensen Zaha Hadid Collection, ставшей теперь еще более ценной и значимой. В капсульную линейку вошли три широких браслета-каффа и пять массивных колец; материалом служит серебро — без покрытия, либо с черным родированием, а также черными бриллиантами. Стоимость украшений — от 600 до 30 000 долларов за изделие.
Уникальная коллекция вышла не менее эффектной и смелой, чем сотни невероятных архитектурных произведений Захи, и бесспорно сумеет передать неповторимый дух творений архитектора для многих будущих поколений.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram и VK, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.
Источник: jewellerymag.ru