Сергей Синенко 26.12.2015
Женские головные уборы удмуртов
Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по р. Косе, левому притоку Чепцы. А другая – на основе племени калмез, их селения расположены в верховьях рек Лумпун и Лобани, правых притоков Кильмези.
#удмуртка #удмуртия #национальныйкостюм #финноугры #shorts
В женском головном уборе йыршет Г. А. Казакова, директор краеведческого музея пос. Уни (Кировская обл.) Фотография автора. 2002
В 2002 г. во время археолого-этнографической экспедиции в Унинский район Кировской области в краеведческом музее пос. Уни при знакомстве с коллекцией традиционной одежды русских, удмуртов-ватка, удмуртов-калмезов моё внимание привлекла одна деталь женского головного убора калмезов в форме маленького чепца или сборника.
Передняя налобная часть его декорирована восемью узкими полосками разноцветной ткани: низ обрамлён клетчатой тёмно-синей полоской, последующие четыре полоски красного цвета перемежались последовательно клетчатой зелёной, клетчатой бело-голубой, затем вновь клетчатой зелёной полосками. Сотрудники музея не обладали информацией относительно наименования этой детали составного головного убора и способов его ношения.
По счастливой случайности в ходе экспедиционных поездок по району удалось повстречаться с двумя женщинами преклонного возраста – Анной Севастьяновной Ивановой (1911 г. р.) и Александрой Дмитриевной Гусевой (1918 г. р.). Обе они являлись уроженками исчезнувшей ныне д. Маги, представительницами этнографической группы удмуртов-калмезов.
Эти женщины вспомнили о существовании старинного головного убора йыршет (букв. «головной платок». – Н. Ш.) или колпак в виде маленькой шапочки с завязками. Она обшивалась монетами и носилась под покупным платком. Верхний рубеж бытования этого убора относится к началу XX в., ибо именно в этот период, в детстве, его могли видеть информаторы, родившиеся в 1910–1920-х гг., они и сохранили сведения о наименовании, назначении и способах ношения шапочки йыршет. Следующее поколение людей, родившееся в 1930-х гг., уже ничего не помнило об этом уборе.
Удмуртские национальные украшения
Деталь составного головного убора удмуртской женщины йыршет.
Фотография автора. 2002
В фондах Национального музея Удмуртской Республики имеется небольшая коллекция подобных шапочек йыршет, собранная среди удмуртов-калмезов Кировской области и в Удмуртии научным сотрудником музея С. Х. Лебедевой и бывшими работниками музея – директором Г. Ф. Сидоровым, заместителем директора В. А. Семёновым. Такая шапочка имеет завязки на затылке, она надевалась на лоб и покрывалась платком.
По названию, форме и внешнему виду шапочки аналогичны головному убору из Унинского музея. По свидетельству С. Х. Лебедевой, йыршеты надевались женщиной после рождения ребёнка во время полевых работ или обрядовых игр. Судя по имеющимся этнографическим материалам, ношение шапочек замужними женщинами среди удмуртов не было распространённым явлением.
Ношение круглых шапочек отмечено В. Н. Белицер у центральных и северных удмуртов. В Селтинском и Юкаменском районах тоже была известна женская сборчатая шапочка йыршет. Следует отметить, что оба указанных района своими западными рубежами граничат с Унинским районом Кировской области. В Шарканском районе женщины носили белую шапочку подургу под платком, её края обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом.
Головные уборы и костюмные комплексы косинских удмуртов (ватка) хорошо сохранились, они используются и в настоящее время фольклорными коллективами. Этот костюм являлся объектом пристального внимания исследователей. Значительно меньше внимания уделяли костюму удмуртов-калмезов, по каким-то причинам он рано вышел из употребления.
Сохранились лишь краткие суммарные описания костюма калмезов. Калмезские женщины носили высокий конусообразный головной убор – айшон, поверх которого надевали покрывало сюрйылкышет (букв. «платок на рогатую голову». – Н. Ш.), в других местах его называли сюлык.
Головное полотенце замужних женщин называлось йыркышет (дьыркышет < йыркышет у завятских удмуртов, чалма – у южных удмуртов). Среди калмезов была распространена белая вышитая рубаха туникообразного покроя; вышивка располагалась на рукавах, на груди и на подоле. Впоследствии вышивка уступает место аппликации; белая рубашка из домотканины заменяется пестрядинной; появляется кокетка, верх рубахи до пояса стали шить только из фабричной ткани, чаще из красного цветастого ситца или кумача. Видимо, неслучайно удмурты-ватка, противопоставляя себя калмезам из соседних деревень, говорят, что сами-то они ходят в белом, а калмезы – в красном 1 .
Археологические аналоги унинскому типу убора выявлены автором статьи в Кукморском районе Республики Татарстан. В 1987 г. в процессе раскопок удмуртского могильника XVII–XVIII вв. в д. Ош-Юмья нами были найдены остатки необычного женского головного убора. В погребении № 9 наряду с серьгами, браслетом из бисера и нагрудного (чересплечного) украшения обнаружены остатки головного убора, состоявшего из позументной ленты на лбу и берестяного колпачка, лежавшего над макушкой головы умершего. Датировка могилы устанавливается по семи серебряным копейкам, одна из которых выпущена во времена царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), а остальные шесть – при Петре Алексеевиче (1696–1718 гг.). Монеты были пробиты и прикреплены к нагруднику.
Выявленный могильник использовался завятскими (или арскими) удмуртами, проживающими в Кукморском, Балтасинском, Мамадышском районах Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Уржумском и Малмыжском районах Кировской области 2 . Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов состоял из двух основных типов головных уборов (девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык), рубашки из красно-чёрной мелкоклетчатой пестряди туникообразного покроя с короткими рукавами, с оборкой (ширина 10–15 см), нагрудных и наспинных украшений 3 .
Сведения об удмуртских женских головных уборах с колпачком в этнографической литературе отсутствуют. Близкие аналоги ему известны только в марийской среде. По наличию берестяного колпачка, который надевали на причёску, обнаруженный в д. Ош-Юмье головной убор напоминает марийский шимакш. Последний представлял собой остроконечный колпачок, сшитый из одного куска холста и вышитый шерстью и шёлком. Перед тем, как его надеть, волосы туго стягивали на темени или ближе ко лбу, на причёску надевали берестяной или войлочный колпачок, а сверху накидывали собственно шимакш, конец которого свободно ниспадал на спину 4 . Однако в отличие от марийского убора наша находка включала ещё позументную ленту, украшавшую край налобной повязки или шапочки. На основе археологических наблюдений и марийских аналогий нами был выполнен вариант реконструкции этого убора 5 . И, поскольку такая уникальная разновидность головного убора была обнаружена в удмуртском могильнике, а этнографические параллели имелись среди марийцев, было высказано два предположения: либо прежде у удмуртов существовал какой-то аналогичный убор с берестяным колпачком, либо эту находку следует рассматривать как случай марийского заимствования 6 .
Причёска женщины, носившей головной убор шымакш
Таким образом, существование особого типа составного головного убора замужней женщины в форме шапочки, надеваемой поверх пучка волос надо лбом или на темени, выявленного по этнографическим данным унинских удмуртов, нашло подтверждение и в археологических материалах среди завятских удмуртов. Судя по своим размерам, шапочка-колпачок надевалась на прическу и, очевидно, прежде имела твёрдый каркас (основу) из бересты или луба. Удмурты-калмезы называли этот убор йыршет, наименование его у завятских удмуртов неизвестно. Имеющиеся данные позволяют определять время бытования йыршета второй половиной XVII – началом XX в. Территория его распространения – юго-западные ареалы обитания удмуртского этноса (завятские удмурты и удмурты-калмезы). Этот головной убор имел локальное значение, не использовался повсеместно, поэтому до сих пор не был зафиксирован исследователями. Подобные головные уборы близки русскому повойнику, коми-пермяцкому моршеню, простому чепцу и девичьей шапочке такъе 7 .
1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов : материалы к этногенезу. М., 1951. С. 42, 65 ; Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987.
С. 115, 117–118.
2 Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Указ. соч. С. 115.
3 Там же. С. 117 ; Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. Ижевск, 2000. С. 121–154.
4 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. С. 136 ; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 38–39.
5 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. : по данным могильников. Ижевск, 1992. Рис. 27.
6 Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI–XVIII вв. (по данным археологии) // Традиционная материальная культура и искусство Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995. С. 30–31.
7 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 65–67.
Автор Н. И. Шутова
Источник: posredi.ru
Магия монет
Действительно, украшения из монет есть у многих народов Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа, Крыма, Средней Азии, Казахстана, а также у балканских славян, украинцев и многих других представителей нашей планеты. Заинтересовавшись темой монетных украшений в культуре разных народов, я обратилась к открытым интернет-источникам, и хочу поделиться с читателями интересными фактами. Стоит отметить, что данная публикация имеет познавательный характер и не является научным исследованием.
От суеверия к православию
Монисто носили женщины многих народов: греки, болгары, цыгане, румыны, татары, украинцы, хорваты, жители юга России, монисто были найдены при раскопках практически повсюду – от Скандинавии до Африки. Среди древних находок встречаются они и у северных народов, в частности, у викингов.
Но везде эти украшения имели особые национальные черты. У удмуртов, марийцев, башкир и некоторых других народов монисто существовало преимущественно в виде тканевых нагрудников с нашитыми на них монетами, медалями и прочими круглыми бляхами.
Использовались разнообразные монеты – российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая. Присутствие монет из разных стран выражало регулярные торговые, историко-бытовые контакты, издавна свойственные народам России. Украшение могло быть дополнено вышивкой бисером вдоль горловины. У народов Центральной России часто встречалось сочетание монет с бусами преимущественно красного цвета. С приходом христианства украшения стали дополняться крестами.
У древних славян, в дохристианские времена, женщина почиталась как земная богиня, продолжательница рода, ей была необходима особая защита. Вокруг горла, где находится центр жизненной силы, женщины надевали шумящие подвески. По древнему языческому суеверию, звон украшений был приятен богам и отпугивал нечистую силу. Позднее это суеверие перевоплотилось в христианскую традицию, где считается, что звучание колокольной звонницы исцеляет душу.
Слово и украшение «монисто» известно в старославянском и русском языках. На украинском оно называлось намисто, на Кубани до недавнего времени их называли намысто. Каково же происхождение слова «монисто»? Филологи слово «moneta» выводят от латинского глагола moneo, monere, что означает «предостерегать».
Однако происхождение слова «monista» связывают с более древним праиндоевропейским «moni» – шея и латинским «monile» – ожерелье, конская грива, с древнеиндийским «mаnуā» – затылок. В цыганском «мэн» – шея, в ирландском muintorc – ожерелье, в галльском – повязка на шею, в греческом тоже близкое по звучанию слово означает ожерелье.
Есть версия, что ожерелья из монет могли быть формой кошелька, ведь некогда существовали ожерелья из ракушек каури, которые служили и денежными единицами, и талисманами. Кстати, ракушки каури можно было встретить и на кряшенской тамаксе. В полабском (вымершем западнославянском языке) слово, близкое к монистам, переводится как коралл. Интересно, что многие кряшенские мониста и височные украшения часто по краям обрамлены несколькими рядами кораллового бисера.
У кряшен
У кряшен бытовали следующие монетные украшения. Шейные – тамакса, муенҗака, нагрудные – «сакал», «дәвәт», «түшлек», перевязи под названиями «муйтомар», «дәвәт», «хәситә», «кәсилә», накосник «тезмә», украшенный монетными «чулпы», налобная повязка «маңгай тәңкәсе», височные украшения (наушники) «чигәчә». Также монеты могли быть использованы при изготовлении серег, колец, браслетов.
Фото: из личного архива А.Давыдова
Эти украшения передавались из поколения в поколение. Их было принято передавать от матери к старшей дочери, иногда эти украшения дарились девушке свекровью в день свадьбы. Стоит отметить и такой интересный факт, что венчание у кряшен называется «кәбен кою». Раньше словом «кәбен» кряшены называли монеты, которыми осыпали голову невесты в день свадьбы, отсюда и появилось выражение «кәбен кою». Далее одну из монет разрезали на две половинки, отсюда пошло выражение «кәбен кисү».
У чувашей
Как только в чувашской семье рождалась девочка, родители начинали копить монеты для головного убора. Если маленькие девочки носили простые нитки из бус и раковин каури, то к 12–14 годам, полагалось иметь головной убор, тухья. Лицевую сторону тухьи украшали бисерной сеткой, рядами нухраток, мелких монет и штампованными круглыми бляшками.
Чувашская невеста выходила замуж в тухье, а после замужества надевала другой головной убор – хушпу. От него около ушей свисали нитки бус и монет, а у некоторых подвешивалось отдельное украшение ум çакки. Тело женщины до пояса сверху полностью закрывалось разными шейными, нагрудными, нагрудно-наспинными, шейно-нагрудными, чересплечными украшениями. Руки тоже нужно было оберегать: на пальцы надевали перстни (куçлă çĕрĕ) и кольца (шăлтармаллă çĕрĕ), украшенные мелкими монетами. На запястьях красовались широкие браслеты с тремя или пятью подвешенными монетами (шăлтăрмаллă сулă).
У украинцев
Немало интересных украшений придумано украинским народом. Будь то праздник, или поход в храм, обычный день за работой – шею хозяйки украшают бусы. Ведь это оберег, защита от злых духов и недобрых людей.
Дукач (личман) – украшенная бантом и камнями монетка, которую носили на шнурке или не ленте в XVIII–XX веках в Центральной и Восточной Украине. Название происходит от названия монеты – дуката. Особенно были распространены австрийские дукаты, но носили также рубли, гривны, червонцы, талеры. Дукач был фамильным украшением, его передавали по наследству.
Дукати – это уже ожерелье со множеством монет, украшенное бисером. Салба – нагрудник из ткани, расшитый монетами, наподобие турецких, татарских и молдавских украшений.
У сербов
Если взглянуть на традиционный сербский костюм, выставленный в Этнографическом музее Белграда, можно увидеть, что поверх платья надет фартук, полностью усыпанный монетами.
Также у сербских женщин имелись головные украшения «витица» – изготавливались из золотых или серебряных монет. Их носили молодухи в первый год после свадьбы. В этот период они имели право не работать. Ко времени Балканских войн количество монет сократилось до одной, а к середине 1920-х витица вышла из употребления.
У удмуртов
Монисто удмуртских женщин могло состоять из 400 серебряных монет разного достоинства и доходить до 70 рублей серебром, весили они до трёх килограмм. Чем больше рядов монет, тем богаче женщина, выше её статус. Верх нагрудного украшения был вышит бусинами красно-коричневых кораллов. При изготовлении мониста применяли бусины разной величины, подвески, кораллы, ракушки.
У удмурток могло быть два монисто. Одно повседневное в три, семь монет. Второе – праздничное, большое, вышитое жемчугом, надевалось оно в церковь и на традиционные мероприятия.
Источник: tuganaylar.ru
Национальный удмуртский костюм
Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.
Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.
Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм, они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук). Другие мастера могли копировать костюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение.
Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик. Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой.
С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.
Особенности
Для мужчин
Мужской удмуртский национальный костюм был очень похож на русский. Он состоял из белой или позднее из пёстрой холщовой рубахи до колен (косоворотка), которая подхватывалась плетённым поясом с красивыми узорами или ремнем. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий. В праздничные дни и для молитвы одевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаше всего шились из синей в белую полоску ткани. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные.
Для женщин
Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной.
Женский национальный костюм северной удмуртки, как правило, не обходится без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет). Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Его назначение определяло характер и богатство вышивки. Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой (толэзь). Как правило, одежда шилась из белой холщовой ткани из льна и расшивалась красными нитками.
Национальная одежда южной удмуртки изготавливался из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы. Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивается красивая широкая оборка. Грудь украшается снимаемым нагрудником с серебряными монетками.
В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырехугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу.
В течение своей первой беременности удмуртские женщины носили красное платье в клетку. В народе говорили, что чем больше клеток, тем больше детей будет у будущей матери. На фартуке обязательно вышивались своеобразные узорные обереги. Этот наряд был довольно просторного кроя и окружающим очень долго не удавалось догадаться, что женщина находится в положении.
Источник: wlooks.ru