«Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни — скань — отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать» – «ссучивать», «свивать» нити.
Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».»
Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.
Серьги с филигранью для Алеси.
Индийская филигрань, как и индийское кино — это вообще отдельная песня)
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.
В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии «филигрань» нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))
Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению «металлической» филиграни.
Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа
(фотографирование и питьё чая не в счёт))))
Для изготовления понадобится вот что:
Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра
Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком «прямо из пачки». Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.
Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)
Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся
Джутовая филигрань для начинающих.
в художественных магазинах, в отделах для реставрации).
Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать «голый» цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.
В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.
*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
————————
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.
Один цвет — для основы — тёмный, другой — для самого
узора — светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.
Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.
К слову, о пластичности:
Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))
Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))
А вот такие и еще потолще придётся раскатать:
В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.
Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор — если посмотреть сбоку —
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
—————————
Подготавливаем верёвочки для узора:
Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.
Из этих заготовок нужно сделать такое:
Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) —
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки — можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).
Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.
Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).
Самое трудоёмкое в этом процессе — делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите — ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))
Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом (подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))
Даже если результат расплющивания вас не радует,
знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
————————————-
После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.
Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.
Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)
Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.
Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.
Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.
Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))
И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.
Пока основа запекается, вы готовите «припой»)))
Для этого смешивается гель с мет. пудрой.
Эта смесь необходима для заливания швов.
Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.
Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.
Обратите внимание — швов не должно быть видно.
Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.
Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).
Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться — можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки — замечательный инструмент
для нанесения)))).
Далее выкладывается контур.
Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности.
Перенос мелких деталей на основу делается так:
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))
После того, как контур выложен — снова краткий обжиг.
Повторюсь — 1-2 минуты, больше не нужно.
Далее начинается самая кропотливая работа — выкладывание узора.
При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.
Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.
Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
——————————
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.
Элементы бывают такие:
Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
—————————
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе.
Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.
Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,
затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.
Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.
Далее выкладываете оставшийся узор.
После чего нужно выполнить самую мелкую работу — сделать зернь))
Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)
Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)
А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.
Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))
После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.
Все отверстия — если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
———————————
Пластиковая «металлическая» филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.
если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)
Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
«остыть», а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:
—————————————- ————
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.
Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.
Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.
Источник: polymerclayfimo.livejournal.com
Все о джутовой филиграни
Джутовая филигрань – удивительный вид народного творчества, позволяющий из обычной веревки (джутового шпагата), продающейся во всех хозяйственных магазинах, сделать необычайно привлекательные ажурные вещи.
Что это такое?
Искусство джутовой филиграни не может похвастаться древним происхождением, а вот техника ювелирной филиграни, у которой были заимствованы способы плетения, уходит корнями в далекое прошлое. В отличие от работы с драгоценным металлом, жгутовое творчество не несет больших затрат. Кроме веревки, используется клей и трафарет, на который накладываются замысловатые завитки.
Так как базовым элементом является шпагат растительного происхождения, данную технику еще называют веревочной филигранью.
С помощью джута создаются многие украшения, бытовые предметы, декорирующие интерьер. Это могут быть шкатулки, абажуры для настольных ламп, вазы, корзины, коврики и еще масса интересных вещей. У джутовых поделок много достоинств:
- они безопасны, создаются из природного, экологически чистого материала;
- долговечны, всегда сохраняют изначально принятую форму;
- пластичны, хорошо поддаются обработке;
- гигроскопичны, впитывают воду и остаются сухими;
- отлично сочетаются с хлопковыми нитями, кружевами, морскими раковинами, поделочными камнями;
- вещи, сплетенные в технике джутовой филиграни, создают вокруг себя теплую и уютную атмосферу.
Но у джута есть и недостатки:
- в процессе работы нити натирают руки;
- волокно имеет свойство осыпаться, мелкие частицы пребывают в воздухе и могут навредить людям, склонным к аллергическим реакциям.
История возникновения
Чтобы быть объективными, историю джутовой филиграни следует рассматривать с двух подходов: что такое филигрань и откуда взялся джутовый шпагат. Благодаря соединению необычного материала и удивительной техники, возникают эффектные и самобытные работы. Изначально филигранью назывался ажурный узор, напаянный на металлический предмет с помощью тонкой золотой или серебряной проволоки.
Первыми декорировать вещи подобной техникой начали древние египтяне еще до нашей эры, их идею подхватили греки, финикийцы, индусы, а гораздо позже под названием «скань» необычное плетение стало применяться на Руси. Оно полностью расцвело и укрепилось к XVII веку. Для плетения использовались нити, в основном драгоценных металлов, так как они были наиболее пластичными. Гораздо позже люди поняли, что эти же узоры можно создавать более легким и дешевым способом, применяя вместо проволоки податливую веревку (джутовый шпагат).
Джутовое волокно имеет массовое распространение на планете и занимает второе место после хлопкового.
Его добывают из джута – кустарника, произрастающего в странах с теплым и влажным климатом. Менее чем за полгода у кустарника вырастают четырехметровые стебли с волокнистой корой, из которой и добывают материал для будущих нитей.
В период Крымских войн Россия прекращала поставку льна в Европу, и жители европейских стран закупали джут в Индии, применяя его для изготовления тканей. Это были грубые полотна, но все же лучше, чем ничего. Сегодня джутовый шпагат используют как упаковочный материал, им подвязывают растения. А еще мастерицы освоили красивейшее мастерство – джутовую филигрань.
Разнообразие узоров
В интернете можно найти множество базовых узоров, но настоящие мастера предпочитают выполнять собственные рисунки для изделий.
Сначала необходимо научиться выкладывать из джута несложные завитки, а уж затем на их основе получится реализовывать любые фантастические узоры.
Классическими можно считать следующие элементы.
- Кольцо. С помощью нити формируется круг правильной формы.
- Полукольцо. Аккуратно составляется половина круга.
- Огурчик. Два кусочка джута выкладываются дугами сверху и снизу, соединяясь с обоих боков. Форма отдаленно напоминает вытянутый овал или огурец.
- Груша. Два конца нити соединяются, выложив рисунок в виде капли или вытянутой груши. Одна сторона при этом закругляется, а вторая сужается и смыкается.
- Зубчик. Кусочек джута сгибается пополам, создавая прямой угол. Получается простой рисунок в виде галочки, которую мы ставим в тексте.
- Головочка. На конце согнутой нити делается петелька. Рисунок напоминает запятую.
- Стенек. Из шпагата выполняется спираль со свободно свисающим концом.
- Двойной завиток. Один конец джута закручивается вправо, второй – влево.
- Травочка. Нить сгибается пополам, оба конца слегка закручиваются. Выглядит элемент как два изогнутых стебелька.
- Развивашка. Элемент похож на «зубчик». Джут также сгибается пополам, образуя галочку, только «крылья» ее не прямые, а изогнуты дугой.
- Завиток. Шпагат выкладывается дугой лучами вниз, затем концы закручиваются петельками во внутреннюю часть рисунка.
- Змейка. Нить, совершая мелкие повороты вправо-влево, располагается в виде петлеобразно ползущей змейки.
- Лепесток. Элемент похож на «грушу», то есть джут соединяется двумя концами, но образует не каплю, а симметричный рисунок вытянутого лепестка.
- Тройник. Схематически так рисуют лилию. Шпагат выкладывается тремя лепестками: центральный имеет закругленную форму, два боковых – заостренные и отвернуты в стороны. Оба конца внизу замыкают рисунок.
- Зернь. Волокно скатывается в крошечное зернышко и больше походит на жирную точку.
Знание перечисленных узоров может дать хороший старт начинающему. В дальнейшем многие сами придумывают элементы джутовой филиграни и с их помощью собирают собственный самобытный рисунок. Отработать приемы скручивания разных элементов нужно заранее, еще до того, как приступать к работе. Чтобы набраться опыта, можно обратить внимание на технику квиллинга. Профессионалы нередко заимствуют кельтские, хохломские, городецкие узоры.
Идеи поделок
Вещи в стиле джутовой филиграни могут стать хорошим подарком к любому празднику. Шкатулки, картины, светильники делают интерьер особенным, незабываемым. Поделки выполняются самые разнообразные, предлагаем убедиться в этом на красивых примерах.
- Ажурная салфетница в форме лебедя.
- Изысканная картина в стиле веревочной филиграни может стать достойной частью интерьера.
- Авторские филигранные украшения из джута подойдут женщинам, предпочитающим народный стиль, духовные практики или натуральные материалы в своем гардеробе.
- Невероятно разнообразны и красивы цветы в джутовом исполнении.
- Вазы, декорированные веревочной филигранью, могут иметь стеклянную основу и быть функциональными, либо состоять только из нитей джута и применяться для сухоцветов.
- Джутовое пасхально яйцо, выполненное с любовью, станет хорошим украшением к светлому празднику.
Источник: vplate.ru
Мастер-классы с материалом филигрань
Я знаю, что многие готовятся к Светлому празднику Пасха заранее и создают оригинальные декоративные яйца в разных техниках. Поэтому сделала для вас свой вариант декора в винтажном стиле. Ну и конечно покажу, куда я применила ажурные элементы из самозастывающей массы. Для декорирования я взяла .
Чтобы украшение выглядело оригинально и дорого, его нужно создавать из большого количества составляющих. Это могут быть всевозможные подвески, дополнительные разделители, большое количество бусин. Предлагаю собрать интересные сережки, с большим количеством филигранных деталей. В мастер-классе я .
Представляю мой МК по созданию объёмной брошки на филиграни.На филигрань с изнанки прикручиваю проволокой 0,4мм застёжку для брошки.Фурнитуру листики,прикручиваю проволокой 0,4мм к филиграни,формирую красивую форму.Затем серединку брошки заполняю бусинами,одевая на проволоку бисер,шапочку .
Как собрать оригинальные сережки. Длинные сережки в технике сборка. Очень быстро и легко. В этом мастер-классе я предлагаю идею создания длинных сережек. Фурнитуру и цветочные колпачки вы можете выбрать на свое усмотрение.
Как сделать очень красивую брошь из филиграни. Брошь с натуральными камнями.Я очень люблю филигрань и часто использую ее в своих изделиях. Похожий мастер-класс я уже делала, но у желающих повторить, возникали вопросы. Поэтому я решила снять похожий МК, с другим дизайном.
Оригинальное колье в технике сборка. Предлагаю собрать красивое украшение. Я давно посматривала на филигрань и решила, что она отлично подойдет под стильное колье. Очень просто, очень быстро и таким образом вы сможете собрать самостоятельно много необычных украшений.
А давайте вышьем брошь Матрешку! С использованием филиграни, бусин и страз. В магазинах такой большой выбор филиграни, что можно придумать любой дизайн броши. С началом теплых весенних дней, такая брошь добавит праздника в душе и еще может быть подарком на 8 марта.
Даже осенью можно наслаждаться хорошим настроением! А это значит — проводить время за интересным, увлекательным занятием.Предлагаю вместе со мной, сделать оригинальную и очень осеннюю брошь из филиграни и бусин!Филигрань, сама по себе, очень красивая, а в сочетании с натуральными камнями — .
Многие люди носят на левой руке красную нить, чтобы притянуть удачу, защитить себя от злого глаза, исполнить желание. И это действительно сильный магический оберег.Предлагаю вместе со мной сделать самостоятельно этот талисман, но с очень удобной застежкой. Т.к нить не снимается с руки, а разные .
Приглашаю создать вместе со мной очень милое насекомое, которое не кусается, не жужжит, не мелькает перед глазами. А только радует глаз.Эта, буквально ювелирная брошь, вышита из бархата и филиграни и будет вашим любимым украшением этим летом!
Мы всегда заглядываемся на шикарные украшения мировых брендов! Но, увы, носить такие изделия — удовольствие не для всех. Я предлагаю сделать самим сережки, похожие на сказочную коллекцию украшений одного известного бренда.
А вы знаете, что способов накрутить текстильные розочки существует очень много. И у многих ещё бабушки украшали такими цветочками свои наряды или делали цветочные брошечки. И вроде бы этому стилю украшений, уже много лет, а они актуальны и в наше время. Цветочные броши в стиле Бохо .
Российский рубль
ВКонтакте Pinterest Одноклассники Показать больше
Источник: www.livemaster.ru