Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?
Какая нужна глина
Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.
Натуральная глина бывает:
- Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
- Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
- Голубая – используется в медицине и косметологии.
Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.
Основные методы изготовления керамики
Есть разные технологии изготовления изделий из глины:
Леплю украшения своими руками не из полимерной глины и делаю роспись. Мое рукоделие — это керамика.
- Лепка – самый простой способ, напомнит детство, когда вы лепили поделки из пластилина;
- Гончарное дело – используется вращающийся круг, работа с кругом требует сноровки и навыков гончара;
- Шликерное литье – суть в том, что глина разводится до консистенции густых сливок. Такая смесь заливается в формы, потом высушивается, окрашивается, покрывается защитным слоем.
Лепка из глины
Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.
Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.
- Накройте рабочее место полиэтиленовой пленкой.
- Рядом должна быть емкость с водой, сухое полотенце и мокрая губка.
- Главное условие успешной работы – пластичная глина. Если вы видите, что на вашем изделии появились трещины, замажьте их жидкой глины. Если глина крошится, промазывайте ее мокрой кисточкой, пока материал не станет пластичным.
Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.
Есть два типа полимерного материала для лепки:
• для первого требуется обжиг при температуре 110С;
• второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.
Гончарное дело по всем правилам
Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.
Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.
Шликерное литье
Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.
Почему гипсовые формы?
Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.
Цельные или разборные формы?
Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.
Требования к глиняному шликеру:
- Используется жидкий раствор без примесей, крупных частиц и мусора. Перед приготовлением просейте сухую глину, удалите мусор, прочее.
- Процедите готовый шликер через старый капроновый чулок.
- Чем гуще раствор – тем толще получатся стенки кружки.
Заливаем раствор в форму
Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.
Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.
Как это сделать правильно?
Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.
Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.
Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.
В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.
Керамическая посуда
Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:
- Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
- Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
- Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.
Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.
- Для начала раскатайте шарик глины. Положите его на ровное и гладкое основание, например, на глазурованную плитку.
- Для лепки вам потребуется шликер – жидкий глиняный раствор. Консистенция – как у жидкой сметаны.
- Катается из глины жгут одинаковой толщины. Получается колбаска из глины.
- На основание будущей пиалы укладываете колбаску, промазываете стык жидким раствором.
- Повторяете процедуру, укладываете поверх еще один жгут.
Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.
- После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
- Все щели и неровности замазываются шликером.
Финишное декорирование
Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.
Основные требования к такой лепке
Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.
Ювелирная керамика
Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.
В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.
Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.
Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.
Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике
Источник: obplitke.ru
Керамическая флористика: искусство создавать цветы из полимерной глины и холодного фарфора
Направление «Керамическая флористика» завоевывает все большую популярность в мире. Цветы, сделанные в этой технике, могут стать прекрасным украшением, не отличимым от живых цветов.
Материалы, используемые в керамической флористике
Полимерная глина
Полимерная глина — это пластичная масса промышленного производства, которая на ощупь и по внешнему виду похожа на пластилин и при этом обладает узнаваемым запахом травы. Для затвердевания изделие обычно подвергают температурной обработке.
Цветы из полимерной глины
Полимерная глина бывает разных цветов и продается во многих магазинах для творчества.
Холодный фарфор
Холодный фарфор — это масса, похожая на глину, которая довольно быстро высыхает на открытом воздухе. Такую массу просто идеально использовать для лепки цветов или небольших фигурок.
Появился холодный фарфор еще в середине 20-го века. Изначально состав был очень прост: смешивался лишь клей ПВА и крахмал.
Позже, когда на холодный фарфор обратили внимание профессиональные флористы, состав начали дорабатывать и усовершенствовать в погоне за эластичностью и мягкостью. Название же связано с внешним видом: засохшая масса выглядит как фарфор, но при этом высыхает самостоятельно и не требует обжига в печи.
Цветы из холодного фарфора
Рецепт приготовления холодного фарфора
Холодный фарфор можно сделать дома самостоятельно. Интернет предлагает массу рецептов, например такой:
- 2 чашки клея ПВА
- 2 чашки кукурузного крахмала
- 2 столовые ложки глицерина
- 2 столовые ложки стеариновой кислоты
- 1 столовая ложка бензойнокислого натрия
Все ингредиенты необходимо смешать и подогревать на небольшом огне, до тех пор, пока полученная масса не перестанет прилипать к стенкам кастрюли. Хранить полученную массу следует завернув в полиэтилен или положив в пластиковый контейнер, который не пропускает воздух. Для застывания массе требуется от 1 до 3 суток.
Разумеется, рецепт очень приблизительный, и идеальную массу можно получить только после нескольких экспериментов. Красить можно как готовое изделие из холодного фарфора, так и массу перед лепкой.
Что лучше выбрать: глину или фарфор?
Полимерных глин существует огромное количество. Но холодный фарфор имеет свои преимущества. Самое главное — это цена. Полимерная глина заводского производства стоит дорого, а материал для самостоятельного приготовления фарфора обойдется вам в несколько раз дешевле. Другим не менее важным качеством является эластичность во время лепки.
После нескольких попыток приготовления холодного фарфора у вас вполне может получиться материал, обладающий высокой эластичностью.
Приспособления для занятия керамической флористикой
Итак, если вы решили попробовать себя в керамической флористике (напомню, что именно так в России называется искусство изготовления цветов из полимерной глины или холодного фарфора), то вам могут понадобиться следующие приспособления.
Краски
Самый главный из второстепенных материалов — это краски. Красками можно окрасить готовое изделие (в том случае, если глина не была цветной изначально), а можно добавить непосредственно в глину, для придания ей нужного цвета. Профессионалы обычно предпочитают масляные краски, потому что они высыхают медленнее, чем акриловые. Кроме того, при тонировке масляными красками можно добиться красивых и плавных переходов, что невозможно добиться от акрила.
Клей
Обычно все цветы изготавливаются по частям, а чтобы потом соединить эти элементы используют обычный клей ПВА. Но стоит помнить о том, что ПВА отлично соединяет детали из сырого материала с таким же сырым материалом или уже высохшим, но несколько высохших кусочков глины скорее всего не склеятся при помощи ПВА. Надежнее — Супер-клей или Момент. Сцепление моментально и крепко.
Некоторые профессиональные флористы вместо ПВА используют латексный клей. Он предназначен именно для работы с пластикой, внешне очень похож на клей ПВА, а при высыхании становится прозрачным.
Клей: ПВА, Момент, латекстный
Проволока
Основой большинства цветов в керамической флористике является проволочный каркас. Проволока может быть толщиной в карандашный грифель, а может быть совсем тоненькая — все зависит от размера цветка. Купить ее можно в магазинах для творчества или на строительных рынках. Вполне подойдет проволока для бисероплетения. А можно и поискать в специальных магазинах для флористики.
Тейп-лента
Эта интересная лента нужна чтобы соединять детали, насаженные на проволоку с каркасом. Внешне выглядит как двухсторонняя липкая лента. Тейп-лента хорошо соединяет отдельные проволочки. Получается аккуратный стебель, который потом, по желанию мастера, можно облепить глиной. Можно попробовать заменить эту ленту строительным бумажным скотчем, но результат может получится не очень красивым.
Коврик для лепки и пищевая пленка
Пленка нужна, чтобы надолго сохранить готовую глину, а коврик содержит в чистоте рабочее место. Неплохим вариантом будет и герметичный пластиковый контейнер для хранения кусочков холодного фарфора, завернутых в пищевую пленку. Это организует порядок для небольших разноцветных кусочков (которые будут накапливаться) и дает дополнительную гарантию от их засыхания.
Ножницы, плоскогубцы, кусачки и пр.
Для первого эксперимента могут подойти и обычные маникюрные ножницы. Но потом обязательно возникнет необходимость нескольких ножниц: с длинными, прямыми и тонкими лезвиями. Чем длиннее и тоньше — тем лучше.
Возможно также понадобятся:
- круглогубцы — для изготовления украшений с использованием фурнитуры
- пинцет — для прикрепления мелких деталей. Кроме того, пинцетом можно быстро и аккуратно сделать петельку на тонкой проволоке
- плоскогубцы — для загибания или выравнивания толстой проволоки.
- бокорезы пригодятся для разрезания толстой проволоки
Небольшой совет: в строительных и хозяйственных магазинах эти инструменты продаются в 2–3 раза дешевле, чем в специализированных отделах магазинов рукоделия и творчества!
Кроме специальных инструментов, возможно вам окажутся полезны обычные лезвия (только очень острые) и иглы.
Шприц-экструдер
Работает по принципу кондитерского шприца и предназначен для выдавливания мотивов. Заполняете шприц полимерной глиной, выбираете нужную насадку и продавливаете глину при помощи поршня. Насадки для шприца-экструдера могут быть самые разные: начиная с геометрических форм, заканчивая сложными узорами.
Стеки
Одно из последних — это стеки — небольшие палочки для создания углублений и желобков. Они бывают в виде простой палочки с острым концом или палочки с шариками на концах.
В качестве заменителя первого вы можете использовать спицу, шило или палочку от японской кухни.
Второй стек с шариками может показаться незаменимым, но это вовсе не так. Поищите в своих запасах прочную палочку (карандаш, кисточка или кусочек толстой проволоки) и приклейте к ней гладкую бусину нужного вам размера.
Молды и каттеры
Молд — это отпечаток, сделанный с текстуры листика живого цветка или лепестка, который используется для получения реалистичного сходства при лепке. Обойтись без молдов будет сложно, но многие элементы все-таки можно вылепить и без них, поэтому не спешите приобретать молды.
Что же касается каттеров — формочек для листвы и цветов, то профессиональные флористы ими не пользуются. Одинаковые лепестки скучны и выглядят не очень натурально. Если вы все-таки решили воспользоваться такой формой, то не забывайте после этого поработать вручную над каждым лепестком и листиком: немного изменив форму можно добавить ему индивидуальность и реалистичность.
Многие мастера делают каттеры самостоятельно из консервных банок, нарезая их на жестяные полосы, а затем изгибая под нужную форму. Некоторые каттеры действительно довольно полезны, но без большей части все же можно обойтись: например, сделать выкройку из картона, которая прикладывается к раскатанному кусочку пластика и аккуратно вырезается ножницами или роликовым ножом.
Паста-машина для раскатки глины
Принцип действия машины такой же, как у машинки для раскатки лапши. Легкое движение руки и брусочек глины превращается в тоненькую пластинку.
Мастер-класс по керамической флористике
И напоследок, несколько очень наглядных мастер-классов по лепке цветов.
Роза из хородного фарфора
Листок из полимерной глины
Мак из полимерной глины
Какой бы материал вы не выбрали (холодный фарфор или полимерную глину), в результате может получиться чудесное изделие, не отличимое от настоящих цветов!
Обязательно загляните на наш форум в тему Холодный фарфор
Источник: nacrestike.ru
Поделка изделие Фоторепортаж Лепка Декорирование керамики Глина
Предлагаем вам познакомиться с видами и способами декорирования керамических изделий.
Материал подготовила художник-керамист, руководитель гончарной студии «Терракота» Александра Рандмаа. В данной работе описываются наиболее подходящие приемы декорирования изделий на занятиях в мастерской Дома ремесел.
Декорирование керамических изделий можно условно разделить на два способа: живописный (гладкое декорирование поверхности) и скульптурный (рельефное декорирование поверхности).
Фактура — это выразительная поверхность. Существует множество способов нанесения различных фактур на глину: оттиск ткани (текстильных материалов) с выраженной рельефной поверхностью, оттиски различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами. В общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины. Эффект достигается за счет светотени, но фактура горазда менее объемна, чем рельеф. Фактура не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф.
Контррельеф — это углублённый в поверхность формы негатив барельефа. Выполняется процарапыванием острым стеком или гребенкой, рельефным валиком или наносится штампом.
Молочение. Керамисты пользуются молоком, чтобы задекорировать изделия и сделать его функциональным.
Этот метод издревле был распространен среди гончаров на Руси.
Молочение помимо того, что придает черепку водоотталкивающие свойства, создает очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый темно-коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь.
Изделие, прошедшее первый обжиг, покрывается молоком и затем разогревается до температуры 250 — 350 градусов.
Это можно сделать в домашних условиях, в обычной духовке. Молоко можно использовать разное, даже прокисшее, от молока зависит цвет и яркость покрытия.
Для молочения используют не только молоко, но и сметану, кефир или даже овсяную кашу. Для придания различных оттенков к молоку можно добавлять сахар или соду. В общем, керамика предоставляет огромный простор для творчества!
В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига, цвет от молочения может получиться разным — от охры и светло-коричневого до черного. Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект.
Следующий способ декорирования, который широко применялся еще в античной Греции — это роспись глиняных изделий ангобами.
Ангоб — это разведенная до жидкой консистенции глина (шликер), в которую добавляют различные цветные пигменты.
Античные вазы и амфоры с изображениями богов и целых мифологических историй расписаны именно в этой технике. Только в те времена использовали красную, белую и черную глины. Сейчас спектр цветов, конечно, намного шире. Ангобами расписывают еще сырое изделие или уже прошедшее первый обжиг, дают подсохнуть и снова обжигают. Преимущества этой техники в том, что с помощью ангобов можно добиться очень четких контуров рисунка.
Можно делать сложные орнаменты, поливать и наносить ангобы брызгами, полностью укрывать изделие контрастным цветом, а рисунок процарапывать по свежей глине, так чтобы был виден нижний слой.
Перед последним обжигом изделие, задекорированное ангобами, покрывают бесцветной глазурью и снова отправляют в печь. Или добавляют бесцветную глазурь в ангобы, в таком случае повторный обжиг не требуется.
Самый известный способ декорирования и самый распространенный в современной керамике – это глазурь. Глазурь, если сказать грубо, это мелко толченое стекло. Нанесенное тонким слоем на черепок, оно плавится в печи создавая очень прочное и невероятно красивое покрытие.
Глазуровать следует керамику, которая прошла первый (утельный) обжиг. Его делают на более низких температурах, при этом черепок становится прочным, но еще остается достаточно пористым, чтобы хорошо впитывать глазурь. Второй, глазурный, обжиг принято называть политым. Стоит отметить, что для каждой керамической массы подбираются свои глазури, подходящие по температуре и другим важным свойствам.
Глазури обладают своими особенностями. Например, после обжига они могут кардинально менять цвет, это необходимо всегда учитывать. Для того, чтобы облегчить работу с глазурями, вначале обжигают пробники. В дальнейшем они используются в качестве примера того, как будет выглядеть глазурь после обжига, и керамист может выбрать из такой палитры тот цвет, который ему нужен.
Глазури наносят разными способами: кистью, поливом, окунанием изделия в глазурь и напылением.
Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, но об этом мы расскажем в следующий раз!
Надеемся, вам было интересно!
До новых встреч! Занимайтесь творчеством с удовольствием!
- Блог Дом ремёсел Минусинский район
- Комментировать
- Сообщить о нарушении
- Страница для печати
8 апреля, 2020 — 19:13 ~ Любовь Дычек
Очень интересно! Спасибо.
9 апреля, 2020 — 05:07 ~ Дом ремёсел Минусинский район
Мы рады, что вас заинтересовали! Спасибо!)
8 апреля, 2020 — 20:48 ~ Нэлли Александровна
Да, было очень интересно. Ждём продолжения
9 апреля, 2020 — 05:08 ~ Дом ремёсел Минусинский район
Будет!) Забегайте к нам на огонек!))
8 апреля, 2020 — 21:08 ~ Ольга Меркуленко
Как сказка так интересно захватывает узнала много очень нового для себя и прочитала на одном духуКакие молодцы что развиваете ремесла
9 апреля, 2020 — 05:09 ~ Дом ремёсел Минусинский район
Ольга, благодарим! Спасибо, что поддерживаете!
9 апреля, 2020 — 06:57 ~ Самурайчик 75
Ух ты. здорово. Спасибо вам за хорошее настроение. Всё с этого поста забираю к себе в закрома
9 апреля, 2020 — 07:02 ~ Дом ремёсел Минусинский район
Приятного вам творчества!
9 апреля, 2020 — 21:09 ~ Надежда Н. К.
Как интересно! Спасибо за чудесный репортаж!
Источник: stranamasterov.ru