Вопреки распространенному мнению о том, что в первобытном обществе существовала система социального равенства, факты свидетельствуют об обратном. Именно на заре человеческой истории раскраска, украшения и татуировки стали использоваться как невербальные средства коммуникации, передающие информацию о многих вещах, но прежде всего сигнализирующие о социальном статусе человека. Взрослый мужчина-воин и взрослая женщина имели неодинаковые права и возможности, и это подчеркивалось специальными отличительными знаками. Дети, не прошедшие обряда инициации (т. е. не подвергшиеся специальным ритуальным действиям, символизирующим вступление в половозрелый возраст), вообще не имели никаких отличительных знаков на теле, что тоже имело свой смысл: до инициации в них видели не актуальных, но лишь потенциальных людей, членов племени.
Вожди, шаманы, колдуны, воины, женщины, рожавшие детей, — все эти категории людей имели отличительные знаки в виде особых украшений, меток, узоров. Вступление в брачный период и наличие брачного статуса во многих племенах отмечалось, например, нанесением особых татуировок. В других племенах «свидетельством о браке» служили кольца, продевавшиеся в ноздри, или для мужчин — специальные костяные или деревянные палочки, которые также носили в носу. В наши дни, как известно, символ брачного статуса выглядит более скромно — это всего лишь обручальные кольца на определенных пальцах рук.
Выбирайте ваш образ и покупайте украшения в приложении SUNLIGHT❤️ Ссылка в профиле✨ #sunlight
Таким образом, все, что в обыденном мнении современных людей рассматривается как средство украшения «дикарей», на деле изначально по большей части выполняло информационную функцию и служило своего рода социальным паспортом первобытного человека. Принадлежность к определенному племени, роду, оповещение о том, что племя находится в состоянии боевых действий, скорбь и празднества, беды и радости, рождение и смерть, голод и процветание — все это передавалось в виде ритуальной раскраски определенных цветовых тонов, узоров, «украшений», татуировок, словом, посредством символов. В последующие эпо- хи’большую часть информационной функции вместо нательных знаков начала выполнять одежда, став таким образом еще одним средством коммуникации.
В обществах, разделенных на социальные слои, классы, касты, сословия, профессиональные корпорации, одежда и, конечно, украшения стали символическими репрезентантами принадлежности к определенному социальному слою, показателем знатности или безродности, богатства или нищеты, власти или безвластия.
Наиболее наглядно эту функцию выполняет униформа, например различные мундиры, а также профессиональная одежда — врачей, рабочих, продавцов и т. д. При этом как в прошлые века, так и сегодня униформа, особенно свидетельствующая о принадлежности к силовым государственным структурам, не только сообщает окружающим о роде деятельности человека, но и производит на них магическое действие. Индивид в мундире (или мундир на индивиде) ассоциируется с авторитетом. Исследования Леонарда Бикмана показали, что подавляющее большинство (92%) прохожих на улице, отмеченных исследователями за время проведения эксперимента, подчинялись самым нелепым требованиям человека, одетого в униформу охранника (Чалдини, 1999). Впрочем, не обязательно обращаться к данным исследований, чтобы убедиться в этом волшебном свойстве форменной одежды. Достаточно вспомнить, как великий комбинатор Остап Бендер выручил Паниковского, попавшего в затруднительное положение, всего-навсего надев милицейскую фуражку.
Золотые украшения в самом модном цвете сезона 2023 — Viva Magenta!
Помимо этого мундир как средство коммуникации производит гало-эффект. Исследования Мауро свидетельствуют о том, что люди в полицейской униформе оцениваются испытуемыми как более справедливые, отзывчивые, умные и честные, чем люди в обычной гражданской одежде (Чалдини, 1999).
Конечно, украшения, одежда, раскраска (словом, внешний вид человека) как средства коммуникации могут сообщать не только о власти, статусе, богатстве, профессии, гендерной принадлежности либо сексуальной ориентации. Они могут сообщать также и об эстетическом вкусе, пристрастиях, характере, темпераменте, уме или глупости человека и даже о складе его мышления. Вспомните о том исследовании, в котором выявилась зависимость между стрижкой студентов и их научными интересами.
В этой проблеме есть еще один интересный аспект, заслуживающий специального исследования и обсуждения. Речь идет о том, что существует много общего между тем, как с помощью раскраски и украшений, каких-либо элементов одежды и других общих отличительных знаков первобытные люди выражали свою социально-духовную общность, «коллективную душу» — Мы, и тем, как современные молодежные группировки, в том числе субкультурного типа, стремятся достичь той же цели — групповой сплоченности и демонстрации принадлежности к группе с помощью тех же средств.
Как видим, в распоряжении человека имеется много различных, вербальных и невербальных, средств коммуникации. Их вполне достаточно, чтобы быть понятым или самому понять другого человека. И так как люди зачастую не понимают друг друга, то, по мнению социальных психологов, это объясняется не тем, что наш аппарат общения несовершенен, а другими, в том числе социальными, причинами, о которых говорилось выше.
Источник: studme.org
Язык тела, 2) паралингвистические средства, 3) одежда и украшения
В межличностной коммуникации переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное. Невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.
Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.
Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы:
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т. п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста.
В то же время, исследователи человеческой биосемиотики отмечают ряд типичных поз, наборы которых (парадигмы) носят культурный оттенок: скрещенные ноги при сидении с пятками сверху – Индия, сидение на корточках со свешенными руками – «зона» и т. п. У этих знаков есть вариации: первый пример можно встретить не только в Индии, но и в Африке, второй – не только на зоне, но и у современных подростков.
В обоих случаях можно говорить о влиянии контактов и субстрата.
Контакты и субстрат – термины, заимствованные из сравнительной культурологии. Под субстратом понимается местный язык или местная культура, или более древний слой языка или культуры, на который наслаивается суперстрат – внешние язык или культура, оказывающие влияние на субстрат.
Таким образом, как и у животных, позы человека, точнее их семиотическая интерпретация, усваиваются в процессе общения с себе подобными. Практический вывод из этого положения: можно учиться и переучиваться (создавая заданный определенными параметрами личностный образ коммуникатора), и переучивать других (создавать образ другого человека, заниматься имиджмейкерством).
Язык тела включает пять составляющих:
— жесты: способ знакового использования рук. Можно, например, махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание; показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это и не считается приличным в обычном контексте. Но если это делается в контексте профессионального дискурса, то это вполне приемлемо и даже необходимо: футбольные арбитры указывают на центр.
Использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или мало выразительны: тренеры во время гонок сообщают промежуточные результаты лыжнику, слов было бы не слышно.
Особый случай – языки глухонемых. С одной стороны, использование визуального канала неизбежно, с другой – это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих, поэтому его нельзя включить в данную классификацию.
— мимика: способ использования выражения лица. В первую очередь мы смотрим человеку в глаза – зеркало души. Инструментом мимики является и рот (тончайшие различия в улыбке и взгляде). Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель.
В древнем мире проводили аналогии с животными:широкий нос и большой рот (лев) = смелость и настойчивость; лицо лисы = лисья натура, бычья наружность = неоправданное упорство. Эти свойства выделялись в Древней Греции и на Древнем Востоке.
Китайцы условно делят лицо на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона (лоб) показывает жизненный путь человека от 15 до 30 лет и в глубокой старости, средняя (от бровей до кончика носа) – от 35 до 50 лет, нижняя (от верхней губы до подбородка) – от 51 года до 77 лет. Идеальный лоб (учитываются его форма и цвет кожи) свидетельствует о прекрасном состоянии тела и духа. Гармоничная средняя зона – о сбалансированности психики. Правильные формы нижней зоны – об уравновешенности характера.
Таким образом, в мимике два слоя: естественный и культурный. При этом человек склонен интерпретировать с помощью культурных семиотических кодов даже сугубо природные особенности лица.
— положение тела: способ держать себя (наше тело). Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного по отношению к хищнику. Семиотика тела весьма важна при первой встрече.
Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись на стуле, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво. Есть различия в культурах: например, американцы предпочитают стоять боком друг к другу во время обычного разговора, у нас же это считается неуважительным.
— проксемика: способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь – дружба – доброжелательность – недоброжелательность – вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держат» на расстоянии вытянутой руки.
Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к коммуникативным неудачам (имеются в виду «малограмотные» в коммуникативном отношении люди). Есть видеокадры, показывающие как, например, японский политик «отпрыгивает» от своего европейского собеседника. Эти кадры демонстрируют семиотическую несовместимость систем проксемики. А практический вывод для коммуникатора: необходимо, одновременно с иностранным языком изучать и культуру народа.
— тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т. п. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами (хождение в обнимку, похлопывание по плечу, по щеке). Здесь также имеются межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаются наименее «трогательными» народами.
Параязык даёт дополнительную информацию к интерпретации слов, иногда переворачивая знаки на прямо противоположные. Паралингвистические элементы – в отличие от собственно жестов – сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния или от восхищения: в Финляндии даже некоторые междометия произносят на вдохе). К паралингвистическим моментам можно отнести интонацию, тональный уровень голоса, даже громкость – выражающую, например, гнев. Паралингвистические средства многое могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т. п.).
Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т. п.) говорит о более стабильных вещах: личность коммуниканта, социальный статус, роль, работа. Герои мыльных опер одеты символично, отражая свойства определенной социальной группы. Так же точно и в рекламных роликах: домохозяйка, учительница, мать двоих детей, бизнесмен и т. п. В современной реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой: бизнесмен в красном пиджаке и с «мобилой» в театре; студенты в спорт костюмах.
Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Цвет связан
— с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации,
— ролью: жених или невеста, политик или журналист.
И в этом существуют межкультурные различия. Так, в Африке знаком траура считается белый цвет, а не черный.
Цветовые предпочтения могут многое сказать о человеке.
С древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений многое говорит о социальном статусе: Дурачок любит красненький клочок). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются знаками: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, яблоко), памятные знаки и медали. Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Одежда — невербальный язык общения.

Одежда — ресурс одного из невербальных языков общения. С помощью своего наряда человек способен сказать о многом. Иногда, это ваши намерения, но чаще, одежда — это лучшее описание своего характера и темперамента.
Собираясь на деловую встречу, следует выбирать цветовую гамму одежды от того, какого эффекта вы бы хотели достичь для главного повода встречи.
Если вам нужно показать свою компетентность, пунктуальность и спокойную надёжность — избегайте ярких, кричащих цветов. Даже для небольших деталей лука, таких как галстук или украшения стоит подобрать спокойные тона (серый, голубой, коричневый — важно выбирать не ядовитые оттенки).
Бывает, что и на деловых встречах требуется проявление сильного темперамента, если нужно получить эмоции, которые будоражат и впечатляют своей неординарностью, вполне уместным будет яркий верх(блузка, кофта и т.п.) или акцент на ярких деталях, красный галстук, или блестящие и массивные аксессуары. Но всё же, не всё вместе, иначе это будет выглядеть вычурно и слишком кричаще.
Женские наряды для свиданий и встреч с друзьями дополняются ещё одним показателем — открытость.
О своих намерениях на свидании прекрасная половина говорит глубиной декольте или длиной юбок и платьев, а так же уровнем облегаемости своей одежды к фигуре.
Такие черты характера, как аккуратность, бережливость, строгость, ответственность — всегда можно продемонстрировать своим нарядом. Всегда думайте перед зеркалом о том, что бы вам сказали ваши вещи — будь они на ком-то другом. Обращайте ваше внимание на ваши мысли и эмоции, когда вы смотрите на других людей. Тренируйте в себе способность распознавания языка одежды. Это поможет вам подбирать вещи для себя, целенаправленно, если вы понимаете чего хотите от встречи с людьми.
Для женщин существует система пяти типов фигуры, которая поможет одеваться, подчёркивая достоинства и скрывая недостатки. С ней обязана ознакомиться любая женщина, которая желает выглядеть хорошо. Найти данную систему не составит труда, она есть на многих ресурсах в сети интернет.
Ещё один секрет такого невербального языка общения, как стиль одежды — это знание ассоциаций цветов с прямыми значениями. Допустим, зелёный цвет ассоциируется с доверием и надёжностью, этим успешно пользуются крупные организации и компании, например Сбербанк. Белый цвет — аккуратность, порядочность, искренность.
Черный цвет подразумевает строгость, отсутствие лишних эмоций и ненужных побуждений. Синий цвет говорит о стабильности, постоянстве. А жёлтый это цвет молодости, лёгкости и даже радости, поэтому показывает жизнерадостность человека. Серый цвет подчеркивает скромность, а фиолетовый наоборот говорит о нестандартности мышления и иногда даже о вере в волшебство.
Красный и оранжевый цвета показывают решимость человека, стремление достичь успеха. Другие цвета в выборе одежды, тоже несут своё значение, для изучения этой темы следует прочитать статьи психологов и пользоваться этими знаниями для достижения лучшего понимания с окружающими.
Вы можете одеваться уместно, можете одеваться для своего собственного комфорта, можете одеваться дабы покорить сердца и ума тех, от кого зависят ваши цели. Но так или иначе вам могут пригодиться секреты невербальных языков, которые используются людьми повсеместно. С помощью таких языков вы говорите не с людьми, а с их подсознанием, а оно имеет большую власть над людьми и играет важную роль при принятии главных решений.
Можно подумать, что это всё не честно и относится к НЛП(нейро-лингвистическое программирование), и такие уловки созданы для манипуляций людьми с помощью скрытых сигналов, но если этим пользуется преобладающее большинство успешных людей, то стоит признать такие секреты, как ключи к вашим целям и мечтам. Вы бы смогли отказаться от таких ключей?
Источник: paypress.ru