Украшения какой части фасада собора уделялось наибольшее внимание поскольку

Архангельский собор.
Архитектурный анализ какого-либо здания — задача весьма непростая для дилетанта. Нам приходится этим заниматься и при этом использовать многочисленные архитектурные термины, малоизвестные широкой публике. Поэтому было решено пояснить, что за деталь скрывается под тем или иным понятием, тем более, что зодчие применяли подобные элементы начиная с XV века. В качестве примера возьмём Архангельский собор Московского Кремля.

Откроем книгу Т.В.Власовой «Архангельский собор», где на стр.30 найдём архитектурное описание собора:

«Алевиз Новый, как истинный итальянец, «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса, все фасады собора поделены на два яруса, причём каждый ярус получил законченное оформление, что создаёт иллюзию этажности здания».

Другими словами, Алевиз Новый, будучи представителем архитектурной школы ренессанса, применил во внешнем убранстве классическое сочетание несущих и несомых конструкций, например, пилястры с базами и капителями. Если смотреть на собор с разных сторон, то видно, что горизонтальная тяга зрительно делит собор на две части — верхнюю и нижнюю, поэтому создаётся впечатление, что храм двухэтажный.

ФАСАД ДОМА В КЛАССИКА,ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (СТЕКЛОФИБРОБЕТОН)

Архангельский собор

При этом каждый ярус существует как бы независимо от другого, их архитектурное убранство различно.

«Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах служит постаментом для более лёгкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филёнками».

Итак, нижний стен ярус Архангельского собора выше, чем верхний.

Северная стена Архангельский собор

Это хорошо видно на снимке. Пряслами в архитектуре называют участки стены, разделённые пилястрами. (Участок стены может быть выделен не пилястрами, а лопатками, на внешних стенах интересующего нас собора их нет, отличие пилястр от лопаток изучим позже). Пилястра — это вертикальный плоский выступ стены. Пилястра очень похожа на колонну, в ней тоже есть база и капитель.

Но только колонна — несущий элемент в архитектуре, а пилястра — декоративный. Проще говоря колонна служит опорой для находящейся сверху конструкции: антаблемента, фронтона и т.п., а пилястра — это имитация колонны, приставная деталь, ничего не несущая.

Архангельский собор

На западной стене собора — три прясла, на южной и северной — по пять. Нижний ярус Архангельского собора украшен арками, по одной в каждом прясле. Арки украшают три стены храма — северную, западную и южную.

Архангельский собор Архангельский собор

4 УРОК. ЧАСТЬ 2. Создание ФАСАДА // Ошибки в фасадах // Методика // Архитектурные стили

Верхние ярусы каждой стены значительно меньше и легче. Украшения прясел верхнего яруса — филёнки. Филёнкой называется обведённая рамкой или заглублённая часть стены (или двери, или пилястры). Вот филёнка на западной стене Архангельского собора.

Архангельский собор

Грубо говоря, филёнка — это прямоугольная рамка на стене вокруг окон.

Архангельский собор

Эти филёнки-прямоугольники верхнего яруса лучше выражены на северной стене.

Верхний ярус северной стены Архангельского собора

«Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделённые по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. Они опираются на базы, завершаются композитными капителями и несут в двух ярусах раскрепованный антаблемент, состоящий из архитрава, гладкого фриза и карниза.»

С пилястрами мы разобрались. Осталось ещё обратить внимания на то, что они не сплошные, а как и стены, разделены на верхнюю и нижнюю часть. В пилястрах выделяются базы и капители. Верхушка пилястры называется капитель, нижняя часть — база.

Архангельский собор Архангельский собор

На пилястрах лежит антаблемент.

Антаблемент — это верхняя часть здания, балка, завершение стены, которая опирается на колонны. В большинстве случаев, антаблемент состоит из трёх частей, у каждой из которых есть своё название — архитрав, фриз и карниз. Чтобы долго не объяснять, посмотрите на рисунок.

Читайте также:
Как избавиться от ржавчины на украшениях в домашних условиях

Архангельский собор

Обратим внимание на антаблемент южной стены собора.

Архангельский собор

На снимке ясно видно, что антаблемент покоится на капителях пилястр. Обратим на них внимание. Рисунок цветущего растения не повторяется ни на одной из 35 капителей, они все разные! Приведу снимки некоторых из них.

Архангельский собор

Архангельский собор

Архангельский собор

Архангельский собор

Архангельский собор

«По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции и акротериями (скульптурными украшениями) в виде высоких стройных сосудов — фиалов».

Боюсь ошибиться, но, кажется, акротерии и фиалы не сохранились, поэтому рассматривать их здесь не будем.

«Неравномерная разбивка южной и северной стен на прясла и волнообразный ритм полукружий раковин, размеры которых зависят от ширины прясел, усиливают архитектурную пластику прясел.»

Осталось обратить внимание на то, что прясла южной стены (которая смотрит на реку) и северной (её видно с Соборной площади) имеют разную ширину. Соответственно, раковины в закомарах тоже разного размера. Эта особенность очень хорошо заметна на северной и южных стенах собора.

Архангельский собор

Теперь приведу снимки с обозначением различных архитектурных деталей на стене Архангельского собора.

Архангельский собор

1 — пилястра
2 — филёнка
3 — база
4 — антаблемент
5 — капители

Архангельский собор

6 — прясло
7 — окна-медальоны (о них речь ниже).

В заключении абзац, с которого, следовало начать анализ собора:

«Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами.

Архангельский собор

Стены собора, согласно древнерусскому принципу, разбиты на прясла, которым в интерьере ответствуют продольные и поперечные нефы. Однако богатый декор прясел делает почти невозможным прочтение их структуры.»

Другими словами, Алевиз Новый взял за основу типичный древнерусский храм. Но украсил его таким образом, что угадать в нём традиционную архитектуру весьма сложно. Особенно богато украшен западный фасад храма — центральная закомара прорезана круглыми окнами-медальонами (на схеме — 7). В среднем прясле второго яруса устроены два больших арочных окна.

Архангельский собор

Добавим, что в конце XVIII века юго-восточный угол храма укрепили контрфорсами (каменными подпорками).

Архангельский собор

Подчёркнуто западноевропейский облик Архангельского собора вызывал неоднозначную реакцию наших предков. Согласно преданию, митрополит Московский аж в бороду плевался, когда ему приходилось служить в этом храме. Ибо считал он его «богомерзким и богопротивным» из-за его «фрязинского», «латинского» облика. С тех пор прошло более пятисот лет, ничего богопротивного в соборе на наблюдается. Это дивный древнерусский памятник, но… с заметным ренессансным, итальянским акцентом.

Прежде чем пригласить вас на авторские экскурсии по Москве, позвольте вас уверить, что в рассказе о столице мы опустим скучный архитектурный анализ зданий и не будем давать лекцию по истории архитектуры.
О фресках Архангельского собора . Символ веры в росписях Архангельского собора.

В статье использованы материалы книги Т.Б.Власова «Архангельский собор», М.: МЦФР, 2005 г.

Источник: kraeved1147.ru

Западный фасад готического собора

Толчок для формирования готики был дан Крестовыми походами. Так называлась серия военных походов из Западной Европы на Восток, против мусульман. Официально объявленной целью походов было освоение Палестины и, в частности, города Иерусалима, священного места для всех христиан.

Крестовые походы на Восток всколыхнули весь западный мир. Менялось представление людей о мире, расширялся их кругозор, усложнялась умственная и духовная жизнь. Происходило заимствование конкретных архитектурных приемов и общих принципов храмового строительства. Из мусульманской архитектуры в Европу пришла форма стрельчатой арки, а из архитектуры Византии – особенное понимание роли света в интерьере храма.

Читайте также:
Чем покрыть украшение из проволоки

Архитектура.

Готическая архитектура родилась во Франции. Место ее рождения – аббатство (монастырь) Сен-Дени недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. настоятель, аббат Сугерий перестраивал церковь. Новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из всех, за счет обилия света в интерьере. Сугерий стремился воплотить в архитектуре мысль о том, что Бог есть свет.

Витражи должны были придать обычному дневному свету цвета драгоценных камней, аметиста или рубина. Такой цветной свет действительно преображал пространство храма, делал его не будничным, неземным.

Для установки витражей требовалось значительно увеличить размеры окон.

1. Церковь Сен-Дени. Франция.

В церкви Сен-Дени интерьер становится целостным, а свет льется из огромных окон. Чтобы окна такого размера стали возможны, с наружной стороны храма строятся контрфорсы, которые принимают на себя распор сводов. Контрфорсы видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены.

Крестововый нервюрный свод – основа готической конструкции. Четыре опоры сначала соединяли арками в квадрат, затем перебрасывали две диагональные арки. Это был скелет будущего свода. Арки получили название нервюр. Промежутки между нервюрами заполнялись распалубками (участки свода), которые выкладывали из облегченных плит камня.

Нервюры приобрели стрельчатую форму. Стрельчатые арки обладают меньшим распором, чем полуциркульные, главное давление в них направлено не в стороны, а вниз, на опору. Опоры, а не стена, стали основной частью готической архитектуры. Боковой распор сводов гасили установкой контрфорсов. В зданиях, где средний неф был выше боковых, применялась специальная соединительная арка – аркбутан – которая перебрасывалась от центрального нефа к контрфорсу, передавая ему нагрузку.

Храм становился легким и стремительно рос вверх.

Западный фасад готического собора

2. Собор Парижской Богоматери. Западный фасад.

В облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним стала главной площадью города. Фасад, подобно экрану, скрывал ребра конструкции (контрфорсы и аркбутаны) и представлял образ премудро сотворенной Богом вселенной. По вертикали и по горизонтали западный фасад делился на три части. Три – символ Троицы, единства Бога в трех лицах. По вертикали фасад на три части делят порталы. Над боковыми порталами возвышаются башни, устремленные к небу. Центром западного фасада является круглое витражное окно – роза, вписанная в квадрат. Круг – символ неба, квадрат – земли.

Большие готические соборы строились столетиями на средства горожан. Собор Парижской Богоматери в Париже, например, строили сто лет. Менялись мастера, первоначальный замысел. Поэтому многие башни и порталы ассиметричны.

В период сложения готического стиля появляются строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Готический архитектор должен был обладать и мастерством каменщика, скульптора, познать тайны планировки, знать работу конструкций и уметь вычислять параметры будущего здания, только затем встать во главе стройки. Обладавшего обширными знаниями зодчего стали именовать на манер ученых «доктором».

Задание.

Ответьте на вопросы и запишите ответы в рабочей тетради.

1. Что составляло основу готической конструкции? Запиши определения понятий: крестовый свод, стрельчатая арка, нервюры, контрфорсы, аркбутаны.

2. Почему такую большую роль в готике играли витражи?

3. Расскажи об устройстве западного фасада готического собора.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:
Салама якутское украшение как сделать

Найдите 2 минуты и прочитайте про:

Возрастные особенности органа зрения и зрительного анализатора У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока https://studopedia.ru/25_101193_zapadniy-fasad-goticheskogo-sobora.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]

Тема 6. Романский и готический храм.

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике XIII-XV вв. До XIX в. Все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. Романский стиль характеризовался массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.

«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилинтрические и крестовые своды, полуциркуляные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесанным камнем.

Франция. Аббатство Сенанк

Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, иногла двумя трансептами (поперечными нефами).

План базилики Сен-Сернен. 1096–1250Тулуза Франция

Разрез базилики. Церковь женского приюта в Гернроде.

Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесанный и бутовый. Там, где не доставало камня использовали кирпич, очень твердый и сильно обожженный. Шов кладки был толстым, что придавало стене живописный вид.

В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор, к которому примыкает апсида. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в апсидоле реликвариям. Малые апсидыдополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы

Многие романские храмы имели нижний подземный храм (крипту), использовавшуюся для хранения реликвий.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность, геометричность архитектурных форм.

Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются разная высота боковых нефов, трансепт, хор, выступы всех апсид, протовораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.

Особенности архитектуры романского собора:

1. В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

2. Увеличение хора или восточной алтарной части храма

3. Увеличение высоты храма

4. Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

5. Тяжелые своды требовали мощных стен и колонн.

6. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

7. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.

Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. В то время появились первые витражи.

Портал собора в Линкольне. Англия.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI-го века

Церковь Святого Гереона Германия

Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании.

Он отличался тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.

Романская архитектура после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. Бросается в глаза расномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов, а те крупнее изображений простых смертных. Скульптура раскрашивалась.

Читайте также:
Праздник осени в лесу вот какие украшения

Во фризах скульптурные изображения приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Готический храм

Готика – второй великий стиль средневековья. Она зародилась в недрах романского зодчества. Архитектурная идея готических храмов выросла из необходимости создания больших вместительных, красиво организованных интерьеров. Этот стиль получил широкое распространение в западно-европейских странах. Его родина – Франция.

Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм.

Готические храмы строились базиликальными и зальными. Зальные церкви иногда были трехнефными. Строительным материалом готических храмов служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, т.е. горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.

Главным новшеством стиля стал каркас, состоявший из четырех связанных друг с другом элементов: опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов и аркбутанов; стена сведена к минимуму и играет роль заполнения.

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Читайте также:
В гробнице тутанхамона было найдено множество предметов быта и украшений

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Миланский кафедральный собор.

Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами.

Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари.

Окна в готических соборах двух видов: прямоугольные с арочным решением и круглые. Диаметр окон – 12 м. Готические окна заполнялись витражами – разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом.

План готических соборов сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Но слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами, то его пространство сливается с пространством хора, то вовсе отсутствует. Готика отказалась от крипт, нартекса, но обход хор и венец капелл стали обязательным элементом.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствует об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т.к. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр.

В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Особую наглядность придают резные фронтоны, шатровые башенки, мотивы ползучих бутонов и листьев, орнаменты, стилизованные цветки.

Замена глухи хстен огромными окнами привела в готике к исчезновению монументальных росписей.

Огромная роль принадлежала пластике – сотни, тысячи скульптурных композиций – на карнизах, водостоках, капителях, порталах.

Источник: lektsia.com

Рейтинг
Загрузка ...