ВИТРАЖ (от лат. vitrum – стекло), произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов. Предполагается, что витражи были известны еще в Древнем Египте и Древнем Риме. В раннехристианских базиликах 5–6 вв. окна заполнялись прозрачными плитками алебастра и селенита.
Расцвет искусства витража пришелся на Средние века. В основном витражные окна из вырезанных по контуру цветных фрагментов стекла, скрепленных свинцовыми переплетами, использовались в церковном зодчестве, хотя иногда появлялись и в жилых зданиях, особенно начиная с эпохи Возрождения. Витражи продолжали создаваться и в 19 в., а в 20 в. это искусство пережило новый расцвет в церковной и светской архитектуре.
Также по теме:
АРХИТЕКТУРА
Вероятно, средневековые стекольщики научились делать цветную стеклянную массу, окрашивавшуюся в процессе плавления, в 9 в., переняв опыт восточных ремесленников, где мастерство окраски стекла имело уже долгую традицию. Первое письменное упоминание о настоящих витражах содержится в рукописи 10 в., в которой говорится об их использовании для украшения собора в Реймсе во время его перестройки в 969–988. Самые ранние из сохранившихся витражей – несколько изображений пророков из собора в Аугсбурге (Германия), датирующиеся 11 в., а также окно с композицией Вознесение из собора Ле Ман (Франция), относящиеся к тому же времени.
КАК ВЫБРАТЬ УКРАШЕНИЯ : БАЗА И ТРЕНДЫ 2023
Витражи 12 в. гораздо более многочисленны. Лучшие из английских образцов, созданных в этом столетии, находятся в соборе Кентербери. На них представлены предки Христа (ок. 1180).
Прекрасные витражные окна 12 в. сохранились в Шартрском соборе во Франции, здесь на знаменитом западном окне, получившем название La belle Verriиre (прекрасный витраж), изображено Древо Иессеево с предками Христа на ветвях и Богоматерь с Младенцем. В витражах 12 в., сохранившихся также в Анжере, Сен-Дени, Шалон-сюр-Марн, Бурже, Страсбурге и Пуатье, чувствуется характерная для романского искусства условность композиции, но меньшая строгость, чем в более ранних произведениях.
Также по теме:
В конце романской эпохи витражные окна стали составлять из серии композиций на библейские сюжеты, связанных между собой по смыслу, но отделенных друг от друга перегородками. Увеличилось количество разнообразных живописных деталей, лицам персонажей стали придавать характерные выражения: черты лица рисовали гризайлью – коричневато-серой глазурью, которая в печи для обжига вплавлялась в кусочки светлого стекла, сделанные в форме голов и рук.
В то же время в фонах витражей стали изображать различные второстепенные эпизоды. В результате получались композиции, напоминавшие позднеготические гобелены, с их многослойными и многоплановыми композициями. Знаменитые круглые окна – готические «розы», помещавшиеся в центральной части фасадов соборов (например, в соборе Парижской Богоматери, соборах в Реймсе и в Шартре), представляют собой образцы чисто декоративных композиций 13 в. Эти круглые витражные окна имели очень сложную, но ясную и согласованную структуру. Рисунок их переплетов, симметричный и абстрактный, состоит из геометрических фигур и изогнутых линий, исходящих из центра-розетки. Эти творения средневековых ремесленников по красоте близки к произведениям ювелирного искусства.
Готические витражи изготовлялись по всей Европе. Прекрасные образцы произведений этой эпохи сохранились в Кентербери и Линкольне в Англии; в Шартре и Руане во Франции; в Кёльне и Марбурге в Германии. В дворцовой капелле Людовика XI Сент Шапель (начата в 1244, Париж) простенки между окнами верхнего этажа настолько тонки, что кажется, будто ее стены целиком состоят из витражей.
В середине 14 в. наступила реакция на пышность стиля предыдущего столетия. Первое время запрет на изготовление витражей, содержавшийся в специальных эдиктах цистерцианского и францисканского орденов, имел силу и за пределами этих братств.
Кроме того, из-за свирепствовавшей по всей Европе чумы прервалась ремесленная традиция, сильно сократилось число мастеров, коммерческое процветание городов, обеспечивавших строительство крупных соборов, было подорвано. Окна стали делать из чистого стекла в форме ромбов. Единственный вид украшения, который продолжал использоваться, – гризайльные контурные рисунки, наносившиеся глазурью темных цветов и вплавлявшиеся в белое стекло. Цветное стекло использовалось лишь в маленьких круглых окнах или отдельных сценках.
В начале 14 в. желтое стекло стали получать путем нанесения на поверхность белого стекла раствора нитрата серебра, вместо того чтобы окрашивать всю стеклянную массу, как это делалось прежде. Еще раньше тот же раствор придумали наносить на синее стекло, получая таким образом великолепный зеленый цвет.
Однако в конце 14 в. желтый был чуть ли не единственным цветом, использовавшимся для украшения окон наряду с росписью гризайлью. Поскольку раствор наносился на белое стекло, цвет мог варьироваться от бледно-лимонного до ярко-оранжевого. Обрамлением для композиций, выполненных в технике гризайли, могли служить резные каменные кивории. Сначала они были очень простыми и состояли из колонн и арок, а впоследствии к концу 15 в. приобрели замысловатые и вычурные формы.
В 15 в. сказался упадок искусства витража в предыдущем столетии: сильно снизились технические навыки и качество живописи, несмотря на то, что снова появилась полихромия. Витражи собора в Экзетере и знаменитое Окно пяти сестер в соборе Йорка демонстрируют тенденцию к использованию гризайльного рисунка для разработки фона. Художники, работавшие в каждой стране, как правило, имели учеников, которые продолжали ремесленные традиции мастерской, и можно говорить о существовании различных национальных школ в этом виде живописного искусства. Лучшие английские мастера работали в Йорке, Ковентри, Уинчестере, Оксфорде, Уэльсе, Линкольне, Норвиче и Вестминстере. Начиная с 15 в. много замечательных витражей было создано в английских приходских церквах, находившихся недалеко от упомянутых центров.
Очень эффектны геральдические композиции, выполненные в технике витража, распространившиеся с 15 в. Их предшественником можно считать витраж 13 в. из апсиды собора Вестминстерского аббатства с изображением трех простых щитов. Использование геральдических мотивов, без сомнения, было продиктовано желанием указать на происхождение заказчика или увековечить память человека, похороненного в данном храме. В Англии, Голландии и особенно в Швейцарии искусство витражных геральдических композиций достигло высочайшего уровня. Изображения на поле герба наносились разными цветами на стекло и процарапывались, свинцовые перемычки между стеклами различных тонов уже почти не использовались.
В конце 15 – начале 16 в. многие мастера переехали из Нидерландов в Лондон. Они привезли в Англию свой стиль, сформировавшийся в Нидерландах, Франции и Германии. В основе его лежит соединение северных традиций с приемами живописи итальянского Ренессанса, такими, например, как использование перспективы.
В композиции витражей произошли большие изменения: теперь витраж понимался как вид из окна и строился как ренессансная картина. В Англии наиболее совершенный образец этого стиля – окна капеллы короля Генриха VII в Вестминстере, созданные нидерландским мастером Бернардом Флауэром, поступившим на королевскую службу в 1505.
Другой комплекс витражей, вероятно, выполненных тем же мастером, находится в церкви Фэрфорда в Глостершире. Во Франции лучшие образцы данного стиля находятся в Руанском соборе. Сохранились также замечательные витражи в соборах Антверпена, Брюсселя, Льежа и Амстердама. В конце 16 в. были закончены знаменитые витражи собора в Гауде, созданные братьями Дирком и Воутером Крабетами и их учениками.
В Германии, особенно в Кёльне, и в Италии значительно больше была распространена роспись по стеклу. Большая школа возникла в Милане в связи со строительством собора. Среди работ, выполненных мастерами этой школы, особенно выделяются произведения Кристофоро де Мотти и Никколо да Варалло. Другой итальянский мастер живописи по стеклу, Гульельмо де Марчиллат, работал в Ареццо, Риме и Кортоне.
Росписи по стеклу, созданные в это время, оказались не столь долговечными, как более древние витражи, составленные из кусочков цветного стекла. Только в Швейцарии произведения расписного стекла сохранились достаточно хорошо, в основном это небольшие окна жилых домов. Причина плохой сохранности большинства расписных окон заключается в том, что цветная глазурь и стекло, на которое она наносилась, претерпевали различные изменения (сжатия и расширения) при смене температур, поэтому глазурь со временем трескалась и осыпалась.
В 17, 18 и 19 вв. искусство живописи по стеклу продолжало существовать, однако произведения этого времени не представляют особого интереса. В конце 19 в. в Англии художник У.Моррис возглавил движение за возрождение английского готического витража. К нему присоединились англичанин Э.Бёрн-Джонс и француз Э.Виолле-ле-Дюк; оба создали несколько очень изящных произведений из цветного стекла.
В Америке в конце 19 в. строилось много новых церквей; часто это были здания, выполненные в псевдоготическом стиле, со стеклянными окнами, напоминающими витражи. Замечательными мастерами этого вида искусства были Чарлз и Льюис Тиффани, Джон Ла Фарж, Чарлз Дж. Конник, Фредерик Коул, Клемент Хитон и Джоэл Николас.
Восстановление церквей и соборов, разрушенных в Европе во время войн нашего столетия, привлекло общественное внимание к необходимости создания новых витражей. Во многих случаях вместо утраченных фрагментов вставлялись панели современного образца, созданные по новым рисункам и технологиям. Самые поразительные результаты были достигнуты во Франции, где в обновлении витражей участвовали такие знаменитые художники, как Жорж Руо, Жан Люрса, Фернан Леже, Ханс Арп, Жорж Брак и Анри Матисс. В Англии замечательные расписные окна были созданы Лоренсом Ли, Джеффри Кларком и Кейт Нью для украшения нефа нового собора в Ковентри.
В современных витражах используется цветное и бесцветное стекло, литое стекло, толстое колотое стекло, цветные зеркала, а также различные виды обработки: роспись, травление, гравирование, пескоструйная обработка. Литому и прессованному стеклу придается разнообразная фактура и разная степень прозрачности.
Источник: www.krugosvet.ru
какие виды искусства использовались для украшения храма?
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Отправить сообщение
Вопросы без ответа
Другие предметы
3 года назад
Обществознание
3 года назад
1.Личность формируется в деятельности.
2.Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.
3.Деятельность обусловлена только сознанием человека.
4.Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.
5.Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности.
Источник: znanija.site
Перегородчатая эмаль – красивейший вид ювелирного искусства
Перегородчатая эмаль, или иначе клуазоне, дословно с французского – «помещённый в ячейку», считается одной из красивейших и наиболее сложных техник ювелирного искусства. Немногие мастера берутся за такую работу, и зачастую дело тут не в нехватке опыта.
Техника требует усидчивости (в прямом смысле слова – долгого сидения, поскольку эмаль наносят вручную), пространственного мышления и безупречного художественного вкуса.
Что такое перегородчатая эмаль
Суть техники: на пластине (чаще серебряную или золотую) тонкой проволочкой выкладывают узор. Проволока играет роль перегородки. Чем точнее линия, выложенная проволокой, тем чище будет результат.
Промежутки узора (окна), образованные проволокой, заполняются жидким, легко плавящимся стеклом. Затем изделие «доводится» до готовности в муфельной печи.
Процесс нагрева повторяется многократно, пока покрытие не застывает надлежащим образом.
Перегородчатая эмаль в искусстве
История использования эмали насчитывает не одну сотню лет. Искусство развивалось параллельно в разных странах, но суть технологии перекликалась, несмотря на местные особенности. Зародилась технология в Древнем Египте, самый известный пример ее — маска Тутанхамона.
Затем через Византию получила широкое распространение в Европе и дошла до Древней Руси.
В Древней Руси
Первое упоминание о русской финифти встречается в 1175 году в Ипатьевской летописи. Хотя изначально эмалью украшали предметы церковного обихода и иконы, эволюция мастерства русских ювелиров позволила приобрести технике непередаваемый колорит.
Интересно! Самые известные произведения ювелирного искусства с применением клуазонне – яйца Фаберже.
К сожалению, революция 1917 года на длительное время повергла всю отрасль в упадок. Но сегодня всё больше мастеров обращается к технике перегородчатой эмали, достигая немалых успехов на этой стезе.
Китайская эмаль (цзинтайлань)
В Китае возникновение этого декоративно-прикладного искусства датируется правлением императора Цзинтай, из-за чего техника носит такое название. Китай – родина самых красивых изделий в этой технике.
Тончайшие рисунки нанесены не только на ювелирные украшения, но и на ширмы, курильницы для благовоний, чаши и палочки для еды.
Интересно! До ХХ века изделия цзинтайлань можно было встретить только в храмах и императорском дворце.
Однако в 1904 году в Чикаго на международной ярмарке китайская перегородчатая эмаль заслуженно заняла I место.
В Японии
Методика работы с эмалью пришла в Японию из Китая и получила название «сиппо». Основными отличиями от материковой техники стала более приглушённая палитра цветов с меньшим количеством оттенков, преобладание чётких геометрических узоров и характерным зеленоватым фоном.
Вторая половина XIX века стала периодом ренессанса для сиппо. С изобретением новых видов стойких, красочных составов техника стала разнообразнее, хотя классические сюжеты не утратили актуальность.
Византийские эмали
Стремительное развитие науки и искусства обусловили быстрый технический прогресс, что позволило в VIII веке зародиться такому явлению, как византийская эмаль.
Впервые в ювелирном искусстве такое покрытие использовалось как самостоятельная техника и художественный приём, а не средство имитации драгоценных камней.
Именно византийская техника считается классической. Она послужила основой для развития искусства клуазоне в средневековой Европе и Древней Руси.
Грузинская перегородчатая эмаль
Минанакри без преувеличения – визитная карточка государства. Самые ранние образцы грузинской финифти насчитывают 12 столетий.
Многие ранние памятники носили сакральный характер, служили для украшения церквей. К сожалению, свидетельства прошлого до наших дней дошло в обломках. Но с XIX века почти утраченное искусство обрело вторую жизнь.
Виды эмалей
Выделяют разные виды покрытий по различным признакам, один из которых – цвет. По тому, какой пигмент и в какой концентрации добавлен в стеклянный порошок, выделяют:
- эмаль жёлтого оттенка;
- красного;
- коричневого;
- синего;
- зелёного;
- чёрного.
Важно! Итоговый цвет изделия будет зависеть именно от концентрации красящего пигмента и его состава. Современные красители позволяют получить более яркую и насыщенную палитру.
По оптическим свойствам выделяют:
- полупрозрачную;
- прозрачную;
- непрозрачную.
По температуре обработки:
- Горячая перегородчатая эмаль, которая запекается в муфельной печи при температуре в 800 °С. Этот метод предпочитают профессиональные ювелиры – настоящие асы своего дела.
- Холодная эмаль, затвердевающая при более низких температурах. Это двухкомпонентный полимерный состав, которым, по сути, раскрашивают изделие. Для отвердения покрытия применяют не высокую температуру, а облучение ультрафиолетом.
Особенности состава эмалей
Основываясь на данных спектрального анализа, исследователи установили, что качественный состав, используемый для изготовления эмалей в XVI–XIX веках, сильно отличается от современных образцов.
Благодаря этим исследованиям выявлены следовые количества танина, ванадия, таллия, молибдена, серебра, золота, сурьмы, марганца, циркония, магния, меди и др.
Скорее всего, эти вещества попали в состав покрытия из-за загрязнения реактивов: лишь малая часть из этих компонентов вводилась для достижения определённого эффекта.
Сегодня технологии позволяют более точно прогнозировать результат от введения того или иного пигментного вещества. Уровень технологии даёт возможность оперировать с сотыми и тысячными долями концентрации, что открывает невероятный простор в палитре оттенков.
Большинство эмалей до XIX века были получены в результате эксперимента. Сейчас экспериментальная работа ведётся в области получения новых оттенков.
Так, сотрудниками ВНИИ Ювелирпрома были разработаны и введены в производство 12 новых оттенков.
Современные украшения из перегородчатой эмали
Перегородчатая эмаль – всегда штучное изделие. В ювелирном магазине не получится купить по-настоящему уникальную вещицу. То, что выпускают ювелирные заводы, – скорее имитация перегородчатой эмали.
С точки зрения экономики это оправданный шаг, поскольку изготовить два идентичных предмета в уникальной технике невозможно. А создание основ с уже заложенными ячейками для заливки позволяет выпускать многочисленные серии украшений.
Главные признаки настоящей перегородчатой эмали станут:
- Цена. Уникальные вещи никогда не были дешёвыми.
- Однозначно определяемая по всей длине проволока, образующая перегородку. Если она не видна невооружённым глазом, то при 10-кратном увеличении её точно можно рассмотреть.
- Тонкий рисунок, возможно с небольшими огрехами, связанными с ручной техникой выполнения.
Радует тенденция, направленная на возрождение столь удивительного вида прикладного искусства. Синтез современных технологий и древнего мастерства дарит вещи невероятной красоты.
Пусть не каждый может позволить себе приобрести украшение с перегородчатой эмалью, но сама возможность любоваться такими уникальными произведениями приносит истинное наслаждение.
Источник: jewelryexpert.ru