Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет!
Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.
Украшения, которые актуальны в этом сезоне.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы .
Шапка Казанская .
Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.
Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 .
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .
Шапка Алтабасная . ( Сибирская ) . 1684 .
Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля
Шапка Алмазная . 1682 — 1687 .
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце .
Новые украшения… #украшения #авторскоеукрашение #шайдова #украшенияизнатуральныхкамней
Шапка Алмазная . 1682 — 1684 .
Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .
«Шапка Мономаха второго наряда» . 1682 .
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля . Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд .
Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда :
Большая Императорская Корона России .
Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II.
Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России.
После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.
Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда.
Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .
Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.
Диадема. 1810 .
Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I .
Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.
А вот сейчас нет никакого головного убора правителя. А жаль 🙂
Источник: masterok.livejournal.com
Утраченные сокровища Империи: самые красивые тиары Романовых (и где они сейчас)
Показываем самые драгоценные образцы ювелирного наследия российской императорской семьи и рассказываем, что с ними произошло после свержения монархии.
Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась незавидно — если не сказать трагически. Некоторым образцам русского ювелирного искусства повезло: одни попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли для себя новых хозяек голубых кровей (например, британскую королеву Елизавету II), а на одну из них даже может взглянуть любой желающий, оказавшийся на выставке Алмазного фонда.
Впрочем, дошедшие до наших дней тиары и диадемы российских императриц и великих княгинь — это лишь крупицы утраченного драгоценного наследия Романовых. Многие украшения императорской семьи — а их было немало — были разобраны и распроданы советским правительством на аукционах или же бесследно утрачены. Всегда богато украшенные, помпезные, по-своему трактующие европейскую моду, — романовские тиары было практически невозможно спутать с украшениями других королевских домов: неслучайно многие такие убранства впоследствии получили романтичное название tiare russe или же более неудобное для европейцев — kokoshnik. Так же до сих пор величаются даже современные тиары, которые по форме напоминают традиционный русский головной убор.
Так как же трактовали европейскую моду на тиары придворные ювелиры Романовых? Показываем на примере самых красивых и величественных царских диадем.
Tiare russe
Так что же такое классическая русская тиара, которая вдохновляет коронованных особ и ювелиров по всему миру вот уже не одно столетие? Сами по себе, такие диадемы представляют собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». На Западе такой вид тиар иногда называют франж — дословно «бахрома». Но, строго говоря, суть их одна и та же.
Главная прелесть таких украшений в их универсальности: русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и нашивать на кокошник, и надевать как ожерелье. Считается, что такие тиары вошли в моду при дворе Николая I. Сегодня убранства, выполненные по образу и подобию tiare russe, можно найти практически во всех монархиях мира — от монакской и до японской.
Источник: www.marieclaire.ru
Почему романовские регалии сделаны из серебра, а не из золота
В последние годы серебро настолько подешевело, что его разрешили продавать без нанесения клейма Пробирной палаты – иначе пробирование составляет существенную стоимость небольшого изделия.
Однако два-три века назад серебро добывалось с большими усилиями, в количествах, недостающих до уровня спроса, и стоил этот металл немало. Относительно стоимости золота, серебро ценилось вчетверо дороже, чем сейчас.
В 18-м веке за 1 грамм золота можно было купить всего 15 грамм серебра, а сейчас это соотношение один к шестидесяти и даже больше.
Серебряный остов коронационной короны Екатерины I в Оружейной палате
Серебро стало дешеветь в начале 19-го века, когда Англия, а затем и США, отказались от серебряных денег, и на рынке появилось большое количество металла, ранее занятого под монету.
То есть в 18 веке, когда были изготовлены основные регалии императорской семьи Романовых, серебро было очень дорогим и ценным материалом, так что неудивительно, что именно из него были большей частью изготовлены важнейшие коронационные драгоценности.
Из серебра сделаны каркасы Большой и малых императорских корон (одна из двух малых корон была продана после революции и пропала, а вторая вместе с Большой короной хранится в Алмазном фонде).
Каркас Большой императорской короны сделан из серебра
В Оружейной палате сохранились несколько корон или частей корон, которые были созданы до Екатерины II и после не использовались, все эти части тоже сделаны из серебра.
Даже золотая держава на самом деле наполовину состоит из серебра.
Основная причина, почему императорские регалии делали не из золота, конечно, стоимость – пусть серебро было тоже ценным металлом, но все же намного дешевле золота, а при учете гигантских расходов царской семьи такая экономия была не лишней.
Корона Анны Иоанновны в Оружейной палате — часть камней после ее правления была вынута и снова использована для новых украшений
Но была еще одна не менее важная причина: цвет бриллиантов в коронах. Императорская корона должна была внушать трепет своим величием и грандиозностью, поэтому покрывалась большим количеством драгоценных камней.
В 17-18 веке самым модным и ценным камнем в Европе стал алмаз, ему научились делать красивую огранку, и украшения с бриллиантами затмевали своим блеском любые другие камни.
Но все же огранка тех времен была очень несовершенной, еще далеко было до расчета идеальной с точки зрения блеска камня формы. Камни смотрелись (по сравнению с современными, конечно), тускловато, и цвет металла, в который были оправлены бриллианты, влиял на их восприятие.
Малая императорская корона — бриллианты на серебряной основе
Современная форма рассчитана таким образом, чтобы свет, вошедший в одну из граней, отразился от всех граней внутри камня и вышел наружу из той же грани, в которую вошел.
Поэтому мы видим хорошо ограненный современный бриллиант как играющий сноп света, и точно не замечаем сквозь него металлическую подложку.
А в старых бриллиантах оправа частично просвечивала, и золото делало все украшение желтоватым, чего создатели корон хотели бы избежать.
Так называемая «Мальтийская корона», созданная для Павла I в честь его магистерства в Ордене, тоже из серебра — скорее всего, по причине стоимости и веса
Не зря существенная часть старых романовских украшений была в 19-м веке отдана новыми царицами на переогранку, чтобы украшения не выглядели старомодно. Это, конечно, не коснулось главных императорских регалий.
Есть и еще целый ряд причин, почему корону лучше иметь серебряную, чем золотую.
Во-первых, золото намного тяжелее. Большая императорская корона весит два килограмма, а будь она золотой, не каждый император выдержал бы ее тяжесть на длинной церемонии коронации.
Во-вторых, ювелирам с серебром работать проще, поэтому сроки изготовления короны из золота были бы намного длиннее (а в 18-м веке каждый новый император или императрица спешили с коронацией, чтобы закрепить свои права).
А вот шапки мономаха делали из золотых пластин, даже если подразумевался бриллиантовый декор
В технологиях 18-го века, когда были изготовлены регалии, крепления многочисленных и разноразмерных камней было намного проще и надежнее делать из серебра, это еще один довод в пользу серебряных основ с точки зрения ювелиров.
Интересно, что шапки Мономаха, которые использовали вместо корон цари до Петра Первого включительно, были из золота, даже поздние «алмазные шапки», украшенные бриллиантами. Видимо, преимущества серебра не играли роли, важнее было показать состоятельность царской казны.
Источник: dombusin.livejournal.com