Урок 17 «УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ» Цели: ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; развивать творческое воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия искусства своего народа. Задачи художественного развития учащихся: • формирование навыков работы гуашью; • развитие способности к творческому самовыражению; • развитие наблюдательности, творческого воображения; • способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений
Сердинова Любовь Борисовна
Содержимое разработки
Урок 17
узоры, которые создали люди
Образовательные ресурсы:
художественные материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги;
зрительный ряд: мультимедийная презентация «Орнаменты», подготовленная учителем самостоятельно, образцы изделий, украшенных орнаментами.
1. Беседа «Мастер Изображения и Мастер Украшения помогают создавать узоры».
2. Рассказ учителя «Красота и разнообразие орнаментов, созданных человеком».
Как нарисовать орнамент. Урок ИЗО 1 класс. Simple ornament with paints with children.
3. «Природные изобразительные мотивы». Творческая практическая деятельность учащихся.
4. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; развивать творческое воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия искусства своего народа.
Задачи художественного развития учащихся:
формирование навыков работы гуашью;
развитие способности к творческому самовыражению;
развитие наблюдательности, творческого воображения;
способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создает орнамент, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирает цвет фона для работы; оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает назначение и роль орнаментов в жизни человека; знает о стилизации природных мотивов в орнаментах.
Личностные: формирование навыков работы красками, умения использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Личностные УУД.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
– Сегодня на уроке вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и нарисуете узор на листе цветной бумаги. А помогать нам будут наши друзья и наставники – Мастер Украшения и Мастер Изображения.
III. Растительный орнамент. Введение в тему урока.
Если бы предметы были людьми
Познавательные УУД.
1. Эвристическая беседа.
– Люди придумали огромное количество узоров, орнаментов и использовали их при украшении тканей, одежды, посуды, жилищ, предметов быта и др. Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов? (В природе.)
– Давайте рассмотрим орнамент в книге.
2. Работа по учебнику. Коммуникативные УУД.
– Рассмотрите орнаменты (с. 58). На что они похожи? (На узоры из частей растения: листочки, веточки, цветы.)
– Люди всматривались в объекты природы, подмечали в них различные элементы, а затем подключали свое воображение, фантазию. У природы они и сейчас учатся красоте и неповторимости орнамента.
На с. 60 и 61 учебника помещены великолепные орнаменты. Где их используют люди? (Украшают посуду, ковры, ткани.)
– Что изображено на орнаментах? (Мы видим птиц, растения.)
– Да, правильно, существуют орнаменты растительного и животного происхождения. Мотивы этих орнаментов человек заимствует у природы. Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите и опишите их. Что они украшают?
Регулятивные УУД.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Мы хлопаем руками:
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Дети повторяют слова стихотворения и воспроизводят движения.
IV. Педагогический рисунок. Познавательные УУД.
– Расположу лист по горизонтали, в центре размещу квадрат или прямоугольник, в котором будет располагаться орнамент.
Разделю прямоугольник на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы: листочки, цветы, точки, завитушки.
Прорисую мелкие детали – завитки по кайме узора и различные украшения. Использую гуашь. Мелкие детали рисую тонкой кисточкой.
При рисовании использую прием прикладывания кисти, наношу точки, завитки, усики краской.
Показ приемов работы.
– Рассмотрите образцы народного творчества: орнаменты Хохломы и вариации орнамента Дымки.
Мультимедийная презентация.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
– Придумайте свои орнаменты. Нанесите их гуашью на цветную бумагу, чтобы был фон. Фон выбирайте такой, какой вам нравится.
Подумайте, что бы вам хотелось украсить таким орнаментом.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Чей орнамент вам понравился больше всего? Почему?
– Кто не успел дорисовать, можете сделать это дома.
– Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами.)
– Чему учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой орнамент.)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.
-80%
Источник: videouroki.net
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ «Узоры, которые создали люди»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
ЦЕЛЬ УРОКА: расширить знания об орнаменте, ознакомить со способом последовательного изображения орнамента на тарелке, вызвать интерес к использованию подручных материалов в работе, развивать творческое воображение и эстетический вкус.
- Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
- Осуществлять анализ народных орнаментов, находить в них природные и геометрические мотивы.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Придумывать свой орнамент в технике лепки цветным пластилином.
- Мультимедийное оборудование, презентация «Декоративная тарелочка», предметы декоративно-прикладного творчества, декоративные тарелки, стихи и загадки, пластилин, стеки, дощечка, бумажные салфетки.
- Для учащихся:
- Пластилин, дощечка, стеки, бумажные салфетки.
- Выполнение декоративной тарелочки из пластилина.
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа. Актуализация знаний.
— Ребята, сколько разнообразных, красивых вещей вокруг нас! Они создают нам радостное настроение, они украшают наш дом, мы на них любуемся, ими приятно пользоваться .
(Рассматриваем предметы народных промыслов, приготовленных учителем: резные и расписные доски и ложки, различная посуда с узорами и кружево, глиняные игрушки и матрёшки).
— Кто же это всё придумывает и делает для нас?
— Это народные мастера вместе с Мастером Украшения придумывают и создают для нас такую красоту.
— А где мастера черпают свою фантазию?
— Конечно, это Матушка — природа подсказывает народным художникам.
Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Пусть люди пользуются ею, разглядывают и радуются.
Все эти предметы не только нужны человеку в жизни. Они ещё и такие нарядные!
Свои изделия Мастера привозят на ярмарку. Приходите, люди добрые, выбирайте, что вам по душе. Художник Борис Кустодиев на своей картине «Ярмарка» изобразил продавцов с товаром и покупателей, которые выбирают нужные для них вещи.
3. Постановка темы и цели урока.
— Среди всего разнообразия на ярмарке есть очень нужный для людей предмет. Угадайте, что это?
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется (тарелкой).
Привезли мы на базар
Раздиковинный товар.
Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Мы выставили на базаре
Наши лучшие товары!
Тарелочки – то расписные,
А мы мастера — удалые!
Когда-то давным — давно люди не знали, что такое «тарелка». Они еду клали на ладошку, потом на лист растения, на плоский или вогнутый камушек, кору дерева, морскую раковину. Они потом научились вырезать тарелку из дерева, лепить, а затем для крепкости обжигать её из глины. Потом они придумали стекло, научились делать из металла, изобрели фарфор.
— Перед вами декоративные тарелки: золотая Хохлома, голубая Гжель, весёлый Городец, необыкновенный Жостово.
— Рассмотрите, что на них нарисовано народными Мастерами?
— Конечно, мы видим на тарелочках природные мотивы.
— Какая тема нашего урока?
— Что нам нужно знать, чтобы её сделать такой же красивой?
— Научиться составлять и выполнять узор.
Становитесь по порядку
На цветочную зарядку!
Умываются росой
И гвоздика, и левкой.
Расправляют стебельки
И пион, и васильки.
Кивают нам головками
Ромашки с незабудками.
Станем скоро ловкими,
С веселыми улыбками.
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
4. Пояснения к практической работе.
Задание у нас непростое, но мы постараемся. Будем делать вместе.
Детям раздаются картонные тарелочки. Выберите себе пластилин, чтобы им «покрасить» тарелочку.
— Что нужно сделать вначале?
— Отрезать кусочек пластилина и размять его.
Отщипывая по небольшому кусочку, покроем небольшим слоем пластилина вначале донышко тарелочки, а затем внутренние её стенки.
А теперь познакомимся с понятиями «симметрия» и «ритм».
— Симметрия — это когда две половинки тарелочки одинаковые.
— Ритм — это чередование узора.
Посмотрите, как можно украсить тарелочки.
Подберите 2-3 цвета, которые подойдут к вашей тарелочке. Здесь вам помогут примеры красивой сочетаемости цвета.
Украшать будем маленькими шариками — комочками, расплющенными на самой тарелочке. Первый такой шарик — комочек разместим в центре. Потом вокруг него выполним лепестки.
Далее станем украшать стеночки. Заготовим шарики — комочки 2 цветов и затем поочерёдно будем их крепить, прижимая к стеночкам тарелочки. Для большей выразительности можно в центр каждого элемента прикрепить малюсенькие зёрнышки — комочки, можно белого цвета. Белый цвет «оживит» вашу работу.
5. Творческая работа учащихся.
Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.
С обратной стороны тарелочки закрепляется толстая цветная нить. Дома тарелочку можно покрыть бесцветным или перламутровым лаком для ногтей. Теперь эта тарелочка будет украшением у вас дома или же станет приятным подарком для близких или друзей, а также может использоваться для игры.
6. Подведение итогов урока. Выставка.
Сейчас мы с вами устроим ярмарку.
Эй, вы люди добрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
Ах, ярмарка, свела меня с ума,
Мне нравится такая кутерьма!
У всех сияют счастьем лица,
Все мелькает и кружится,
Будто сказка к нам пришла сама!
На стол дети раскладывают свои работы. Они рассматривают друг у друга работы с неподдельным интересом. Работы получились яркими и разнообразными.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как звать Мастера, который нам сегодня помогал выполнить такие красивые тарелочки?
— Легко вам было выполнить такое задание?
— Трудное ли было задание?
— Какое у вас настроение?
Источник: nsportal.ru
Урок ИЗО в 1 классе по теме «Узоры, которые создали люди» (Программа «Школа России»)
Цели: знакомство с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; развитие творческого воображения; знакомство с профессией художника-прикладника.
Задачи урока:
• Развивать умение замечать красивое и необычное в природе и переносить его в собственное творчество.
• Раскрыть понятие «народные промыслы».
• Развивать навыки работы фломастерами и гуашевыми красками, создания орнамента в разных форматах.
Оборудование: гуашь, кисти; цветная бумага; фломастеры; презентация.
I. Организационный момент.
-Ребята, я желаю вам дружно и весело провести этот урок, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке Мастер Украшения и Мастер Изображения познакомит вас с народными промыслами. Вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и нарисуете узор на листе цветной бумаги.
Тема урока «Узоры, которые создали люди».
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
-Давайте отправимся на ярмарку. Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».
-Расскажите, что на ней изображено.
-На Руси в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки были для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть от тяжелой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».
Ярмарка — это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Приезжали сюда и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.
На таких ярмарках каждый продавал что хотел: бублики и сахарные кренделя, домашнюю скотину, птица предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Предлагали на ярмарке свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду.
-В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». Давайте познакомимся с некоторыми народными промыслами, которыми до сих пор славится Россия.
-Восстанавливают старинные ремесла и у нас в Тюмени. Несколько лет назад в Тюмени был открыт Центр возрождения народных промыслов. Специалисты центра разработали программу обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучению культуры и истории города и края. На месте данного центра ранее был музей деревянного зодчества города.
В этом центре у посетителей есть возможность самим попробовать изготовить себе лошадку, вырезав ее из заготовки.
Южная часть Тюменской области относится к районам, наиболее богатым архитектурной резьбой. Именно здесь, в Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко. Расцвет тюменской домовой резьбы состоялся во многом благодаря наличию в городе талантливых резчиков.
-Вам тоже предстоит сегодня попробовать себя в роли мастеров-прикладников.
-Сейчас мы с вами рассмотрели большое количество узоров, орнаментов, которыми украшали дома, посуду, одежду.
-Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов?
– Давайте рассмотрим орнамент в книге.
2. Работа по учебнику.
— На с. 60 и 61 учебника помещены рисунки с великолепными орнаментами. Где их используют люди?
— Что изображено на орнаментах?
— Да, правильно существуют орнаменты растительного и животного происхождения. Мотивы этих орнаментов человек заимствует у природы.
— Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите и опишите их. Что они украшают?
— Каждому ряду сейчас я выдам конвертики, в которых подготовлены различные геометрические фигуры. Вам необходимо составить из этих фигур какой-то орнамент.
(Организация двигательной активности учеников, взаимодействие в группах, развитие умения договариваться)
IV. Педагогический рисунок.
— Расположу лист по горизонтали, в центре нарисую прямоугольник, в котором будет располагаться орнамент.
Разделю фигуру на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы: листочки, цветы, точки, завитушки.
Прорисую мелкие детали – завитки по кайме узора и различные украшения.
Использую гуашь. Мелкие детали можно нарисовать фломастером, когда работа высохнет.
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
-Придумайте свои орнаменты. Нанесите их гуашью на цветную бумагу, чтобы был фон. Фон выбирайте такой, какой вам нравится.
— Подумайте, что бы вам хотелось украсить таким орнаментом.
Во время работы звучит музыка..
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
— Ребята, я приглашаю вас на ярмарку. На нашей ярмарке можно «купить» любой рисунок, и всего-то за несколько добрых слов в адрес самого произведения.
-Какую работу вам хотелось бы приобрести? Чем она вам понравилась?
— Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами.)
– Чему учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой орнамент.)
3.Уборка рабочего места.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai