В музыкальной практике издавна установились характерные краткие мелодические обороты, зашифровываемые определенными знаками, так называемые мелизмы (от греч. melos, что означает мелос, песня, мелодия.) Мелизмы встречались уже в музыке XII—XV веков, но наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII век и, особенно в клавесинной музыке, где они выполняли различную роль.
Одно из основных назначений мелизмов — украшение мелодии звуковой орнаментикой. Другое — как бы продление быстро затухающего звука клавесина. Кроме того, некоторые мелизмы служили своеобразной зашифровкой неаккордовых звуков и давали возможность композиторам избегать (по крайней мере, в нотной записи) сочетания аккордов с некоторыми видами неаккордовых звуков, например с задержаниями. Важнейшие виды мелизмов, сохранившие свое значение и в музыке последующих столетий: форшлаг, мордент, группетто и трель.
Форшлаг
С лово «форшлаг» (нем. Vor — пред, schlag — удар) означает звук, предшествующий основному, «предудар». Различают два вида форшлага — долгий (неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый).
Играем на ф-но.Выпуск-7. Знаки в нотах.Украшения,(Мелизмы):Форшлаг,Мордент.
Обозначается форшлаг мелкой ноткой обычно меньшей длительности, чем основной звук, перед которым он записан Форшлаг – маленькая нота исполняется наполовину короче основной и входит в состав ее длительности. Короткий форшлаг – маленькая нота исполняется еще короче, чем в обычном форшлаге.
Долгий форшлаг (неперечёркнутый) представляет собой задержание— нисходящее или восходящее, разрешением которого является основной звук. Он исполняется всегда за счет длительности основного звука, отнимая половину длительности двухдольного или две трети трехдольного звука: Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполняется за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности. Однако в ряде случаев (в зависимости от стиля) короткий форшлаг может исполняться и за счет длительности ноты, к которой он относится (то есть той, с которой соединен лигой). Иногда короткий форшлаг включает в себя не один, а два, три, реже — большее число звуков, обозначаемых мелкими неперечеркнутыми нотками.
М ордент
Мелодическая фигура мордент (итал. mordente, буквально — кусающий, острый) представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) — на третий звук.
Г руппетто
Эта мелодическая фигура представляет собой группу из четырех или пяти звуков, состоящую из основного звука и вспомогательных (верхнего и нижнего). Четырехзвучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и опять основной.
МЕЛИЗМЫ. ПРОСТОЙ ЛАЙФХАК
Группетто обозначается знаком, который ставится либо над нотой, либо между двух нот. Знак, стоящий над нотой, может означать как пятизвучное, так и четырехзвучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам.
Т рель Трель представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков. Трель обозначается начальными буквами слова «trillo» (от итал. Trillare — дребезжать, колебать) — tr, которые ставятся всегда над нотой.
Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели. Тремоло Знак «тремоло» указывает на то, что одну ноту следует быстро извлечь несколько раз по числу черточек, которыми она перечеркнута. При этом многократное извлечение ноты должно укладываться в обозначенную длительность. 52
Источник: studfile.net
Мелизмы в вокале: что это
Когда слушатели восхищаются уникальными вокальными умениями исполнителей музыкальных произведений, и навыками певцов вышивать тонкое кружево собственным голосом, необходимо подробнее узнать о технологиях и способах выполнения всевозможных вокальных приемов. Одним из подобных приемов считаются мелизмы, которые часто называются музыкальными или вокальными украшениями. Прием обычно исполняется на едином вдохе, без дополнительных дыхательных движений.
Что такое современные мелизмы в вокале
Современные мелизмы – своеобразный способ исполнения вокальных произведений, при котором единый слог текста воспроизводится в широком звуковом диапазоне. Указанный вокальный прием абсолютно не влияет на ритмический рисунок и темп музыки, но он способен изменить музыкальное произведение, сделать его более эмоциональным, душевным и интересным.
Использование мелизмов было популярным еще во времена исполнения культовой религиозной музыки. Исполнители католической и православной веры применяли указанные приемы для того, чтобы воспроизводить свои религиозные песни. Мелизмы также не теряли свою актуальность в эпоху барокко, в период романтизма и преобладания классической европейской культуры.
В современном музыкальном искусстве существуют еще и академические мелизмы, которые активно применяются в академическом вокале. Частью приемов стали всевозможные трели и прочие музыкальные техники. На сцене применяются эстрадные голосовые переходы, с которыми мы совсем скоро познакомимся. Существуют также и универсальные мелизмы, которые могут звучать совершенно по-разному, но активно применяются в любых вокальных стилях.
Сейчас среди вокалистов большой популярностью пользуются подвижные ритмические мелизмы, которые исполняются на очень большой скорости. К этой группе приемов относятся звуковые пробежки, завитки, петли, которые пришли в нашу музыкальную культуру из традиционных африканских жанров и самобытной афроамериканской культуры.
Как правильно обучаться исполнению мелизмов
Особенность исполнения мелизмов среди русскоязычных вокалистов обусловлена особенностью русского языка и культуры, в связи с которыми голосовой аппарат музыкантов может быть не слишком подвижным. Именно поэтому старательным и целеустремленным исполнителям следует запастись терпением, продолжать ежедневные тренировки и занятия.
В некоторых случаях музыкантам приходится просто зазубрить мелизмы, но преподаватели вокала не видят в этом ничего страшного. Подобный метод обучения одобряют многие эксперты. Обратите внимание, что мелизмы очень часто исполняются в высокой вокальной позиции. Большинство исполнителей могут петь ноты с помощью грудных или головных резонаторов, а непосредственно мелизмы будет трудно исполнять с низкой горловой позиции. Гораздо лучше использовать высокую вокальную позицию.
Мелизмы принесли в современный вокал музыкальные стили, построенные на гамме. Пентатоника состоит из пяти основных нот и не содержит в себе полутонов. Большинство звуковых мелизмов построены на минорной или мажорной гаммах. Освоить предложенные музыкальные приемы будет гораздо проще тем вокалистам, которые хорошо знают гаммы и отлично разбираются в основах сольфеджио.
Чтобы научиться виртуозно исполнять мелизмы, лучше обратиться к преподавателю вокала. Специалист поможет не только освоить практические навыки, но и погрузиться в основы музыкальной теории. Даже вокалист без серьезного исполнительского опыта сможет легко освоить воспроизведение мелизмов, построенных на паре нот. У многих вокалистов мелизмы получаются уже на первом занятии, если весь урок будет посвящен одному приему.
Для успешного обучения исполнению мелизмов достаточно важно прослушивать музыку в разных стилях. Обращайте внимание на песни исполнителей, которые профессионально исполняют мелизмы и различные музыкальные приемы. В результате мозг вокалиста будет быстрее и легче запоминать разные вокальные рисунки, после чего их проще воспроизводить в собственном пении.
Как адаптировать мелизмы в собственный стиль исполнения
Звуковые мелизмы считаются лучшим украшением любого музыкального произведения, но их стоит использовать очень внимательно и умеренно. Достаточно часто исполнители добавляют мелизмы без чувства меры, но вам стоит научиться удачно адаптировать голосовые украшения в собственный стиль. Постарайтесь учесть музыкальное и ритмическое строение своего произведения. Для большинства песен зарубежных стилей строение произведения будет стандартным.
Песня обычно состоит из нескольких куплетов, припевов и кульминации. Лучше всего при исполнении зарубежных песен добавлять мелизмы в кульминации или в последнем припеве. До момента кульминации или последнего припева лучше эмоционально развивать музыкальное произведение постепенно. Не желательно начинать первый куплет своей песни именно с мелизма. В результате вокалист может устать от исполнения музыкальных украшений еще в самом начале песни, а слушателям будет достаточно сложно воспринимать дальнейшее выступление.
Следите за тем, чтобы музыкальное произведение вам подходило по стилю. Гармоничность песни будет достаточно просто проверить. Необходимо исполнить куплет и припев, после чего будет отчетливо ясно, подходит ли тональность и высота звучания исполнителю. Обратите внимание, что звуковые мелизмы всегда затрагивают верхние ноты, поэтому лучше выбирать комфортную тональность. В неподходящей тональности петь мелизмы вам будет очень сложно.
Музыкальные мелизмы часто являются свободной импровизацией. Если вокалист будет хорошо ориентироваться в музыкальных рисунках и строении песен в разных стилях, он сможет разрабатывать собственные способы и методы применения мелизмов. В результате даже исполнение популярных и давно известных песен будет звучать оригинально и ненавязчиво.
Источник: artvocal.ru
Искусство линии : мелизмы
В классическую эпоху композитор проставлял в нотной записи при соответствующей ноте обозначение необходимости мелизма, оставляя за исполнителем конкретную его расшифровку при исполнении произведения. В качестве образцового примера можно привести великолепную перекличку мелизмов в правой и левой руках в исполнении Гленном Гулдом бурлеска из Партиты No. 3 in A Minor, BWV 827 И. С. Баха
http://www.youtube.com/watch?v=XiBmwl4c0IE
Аналогичный мелизмам приёмы употребляются в линейном рисунке. Вот некоторые из них. (Здесь и далее все картинки кликабельны)
Засечка на первой линии играет роль мордента, дрожащий участок второй линии можно уподобить трели, начальные и конечные участки третьей и четвёртой линии демонстрируют некоторые виды акцентов.
Приведём пример использования мелизмов в линейном рисунке.
Глаза, как парный элемент в данном рисунке, можно уподобить двум идентичным музыкальным фрагментам полифонического произведения, последовательно проведённым в правой и затем в левой руках. В том и в другом случае исполнитель рисунка употребил некоторые мелизмы, образующие контрапунктические пары, расположенные по принципу перекрёстной симметрии. Перекличка между соответстующими мелизмами даёт контрапунктический «диалог» глаз в рисунке.
Вот расшифровка некоторых парных контрапунктических моментов.
1. Перекрёстная симметрия зазоров («пауз»)
2. Перекрёстная симметрия касаний («легато»)
3. Перекрёстная симметрия дрожаний («трелей»)
4. Перекрёстная симметрия тупых и острых кончиков линий («акцентов»).
Такой диалог мелизмов (наличие малозаметных элементов перекрёстной симметрии в двух на первый взгляд идентичных фрагментах рисунка) даёт необходимое для остроты восприятия нарушение монотонности в изображении глаз. Будь глаза в рисунке полностью и окончательно симметричны, т. е. повторяй правый глаз левый с точностью до отражения, зритель невольно пропускал бы такие «неинтересные» глаза при рассматривании рисунка, поскольку полная тавтология (повтор) скучны нашему зрению и сознанию.
Источник: illustrators.ru