Задумывались ли вы о том, что одежда является оберегом? Наши предки придавали одежду огромное значение и относились к ней очень серьезно. И не зря!
Одежда как древний символ
Младенца пеленают в пеленки. Раньше пеленали в женский пояс — широкую ленту, которой женщина оборачивала свои талию и бедра. Этот пояс для женщины был оберегом ее детородных органов, а для ребенка — оберегом, вмещавшим силы матери.
Покойников — для рождения в жизнь иную — также принято обмывать и одевать в новые одежды. Особую роль выполняли плакальщицы.
Они должны «уговорить» умершего, что он совершенно необходим живым, своим плачем они «привязывали» дух умершего, чтобы он помогал семье и после того, как перейдет в ранг предков.
Пояс — что он символизирует
Этот древний символ имеет двойственное значение: с одной стороны, подчиненность судьбе или смерти, с другой — круг жизни или верховную власть, мудрость и силу.
Югорчанам расскажут о скрытом смысле хантыйской одежды и украшений
Привязывает к службе или дает власть; означает посвящение, выполнение, победу, доблесть и силу. Может означать также девственность, супружескую верность или плодовитость.
Пояс для меча — это сила и мощь; надеть пояс или опоясаться — значит приготовиться к некоему действию или быть обязанным отправиться с заданием в путешествие.
Океан — пояс земли. Пояс чистоты богини, святой или девственницы, как древний символ является защитным талисманом и разрушает силы монстра.
В христианстве пояс олицетворяет веревки, которыми был связан и мучим Христос и которые привязывают того, кто их носит, к его службе. Опоясать чресла-это значит предпринять работу.
Веревочные пояса, которые носят монахи, как и веревки Христовы, символизируют неустанное следование правилам монастырской жизни и смирению.
Три узла на поясе означают бедность, непорочность и покорность. Пояс — один из шести евхаристических одеяний, олицетворяющих священную непорочность и духовную бдительность.
Что символизируют обувь, шляпа и вуаль
Обувь
Двойной древний символ: с одной стороны олицетворяет авторитет и свободу, с другой — скромность и униженность.
Башмак означает свободу, поскольку раб ходил босым; контроль, поскольку контролировать башмак — значит контролировать самого человека, поэтому обладание башмаком невесты и саму ее отдает во власть жениха.
Снять обувь при входе в святое место — значит оставить снаружи контакт с земным и войти со смирением, сняв с себя грех.
Шляпа
Означает власть и силу. Поскольку шляпа покрывает голову, она означает мысль; отсюда сменить шляпу — значит сменить образ мыслей.
Покрытая голова, также как и в случае с шапкой, означает знатность и свободное состояние в противовес непокрытому рабу.
Различные шляпы как древний символ означают различные социальные или иерархические слои. Например, шапка кардинала, митра, берет, шляпа клирика, котелок, шапочка академика, колпак шута.
Какие украшения подходят к стилю одежды «спортшик»?
Поднять шляпу — значит проявить вежливость, заключающуюся в том, что признаешь социальное превосходство человека, которого ты приветствуешь. Снять шляпу, при входе в здание — означает признать вассальную зависимость.
Вуаль
Древний символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению, будь оно космическое или духовное.
Также олицетворяет тьму, уступающую путь свету, непостижимость, скрытое или эзотерическое знание, тайну, иллюзию материального мира, невежество и печаль.
Однако то, что скрывает, может и раскрывать. Голая правда может быть опасной, поэтому вуаль имеет также и защитные качества как по отношению к истине, так и по отношению к спрашивающему.
Вуаль отделяет Святую Святых, Высшее Небо от Святого храма или церкви на земле.
Вуаль символизирует также подчинение власти, отсюда вуаль монахини и невесты, которая в этом случае символизирует жертвоприношение и смерть в прошлой жизни, ибо головы принесенных в жертву животных часто заворачивались в вуаль и украшались венками.
Подобно шляпам и другим головным уборам, вуаль как древний символ защищает внутреннюю жизнь головы, где сосредоточены жизненные силы. Она часто укрывает личность и позволяет ей объединяться с божеством.
Пройти за вуаль или занавес значит продвинуться по лестнице степеней посвящения и приобрести эзотерические знания. Голубые вуали символизируют небесных богов.
В христианстве символизирует скромность, целомудрие, отказ от мирской жизни, разделение между евреями и язычниками, которое было уничтожено Христом, когда он разорвал вуаль храма надвое.
Перегородка, отделяющая алтарь от церкви, — это вуаль Ковчега Завета, отделяющая Святую Святых от земного здания церкви. Крест на алтаре символически укрывается вуалью на тот период, когда Христос был в утробе матери.
Читайте другие статьи:
- Дом и очаг как древние символы — центр защиты и уюта
- Мистическое значение еды в христианстве — какой смысл вкладывали в трапезу
- Насекомые как древние символы — что значат пчелы, осы, мухи, бабочки
- Древние символы, связанные с Жизнью и Смертью — значение гроба, погребения, годовщин
Источник: www.starfate.ru
Украшения одежда что символизируют
Символика одежды
Слово “одежда” — по-французски “vetement”, имеет связь с санскритским словом “vas”, означающем “жить в резиденции, в жилище”. “Vas” также является корнем слова “vasàna”, что значит “тканая одежда”. Латинское слово “habitus” переводится одновременно как “привычка” и “жилье”, поэтому во французском языке одежда еще обозначена словом “habit”, т.е. “покров, под которым живет человек”.
Таким образом, происхождение слова “одежда” кроется в понятии “дом”, “жилище”, что в традиции всегда имело значение некого микрокосмоса, в котором на маленьком уровне повторяется модель макрокосмоса в его целостности и гармонии. И дом и одежда были не только укрытием, но символизировали определенные жизненные процессы, были ритуальными.
Они призваны были защищать человека от внешних воздействий, но не только физических, гораздо более психических и духовных. И дом и одежда помогали создать и сохранить гармонию в душе человека. В истории существует много примеров, когда особое значение придавалось не крепости стен и не утилитарности и прочности одежды, а знакам и символам, которые одухотворяли пространство.
У многих народов чтобы овладеть кем-либо, совершается магическое действие над одеждой человека. Одежда органически связана с его носителем, является его символом. Одежду защищали не менее, чем защищали самого человека.
МОДА.
Такому интересному явлению как мода история насчитывает не один век и даже не одно тысячелетие. Уже в Египте, Греции, Риме встречаются прецеденты на то, что мы сегодня назвали бы модой, хотя многое происходило по-другому и на других основаниях. С каждым столетием мода становилась все более “экстравертным” явлением и, наверное поэтому, все более быстротечно и трудноуловимым.
В отличии от древних эпох, все менее совместимы такие понятия как канон и мода, классика и мода, традиция и мода. Все больше мода стала напоминать быстро переменчивую волнообразную психику человека. Суммируя опыт веков, психологи отмечают двоякий характер моды. С одной стороны, мода отражает стремление человека к обновлению, к смене старых форм.
Модная одежда выполняет своеобразной биооболочки которая помогает человеку жить в соответствии с природными ритмами. С другой стороны, отмечено, что чем выше культура человека тем устойчивее и индивидуальнее его вкусы, тем вульгарнее в его глазах слепое, механическое следование моде, тем меньше для него опасность стать жертвой моды.
Мода стала требовать все новых и новых ценностей. Они меняют друг друга не накапливаясь. “Моральное старение” моды стало наступать прежде, чем она успевает исчерпать все свои формы. Ценность любого обьекта современной моды – оригинальность. Очень быстро этот обьект становится предметом для подражания, поэтому также быстро он теряет оригинальность, свою ценность и смысл. Возможно, отмечают психологи, современная мода лишь отражение более глубоких явлений – например, недолговечности и непрочности принципов и идеалов которыми живет само общество.
ЗЕРКАЛО.
Зеркало имело в традиции богатую символику, наделялось магическими свойствами не только в храмовых церемониях, но служило ритуальным обьектом и в повседневной жизни человека. Основное значение зеркала вытекает из отношения древних ко всем образам формам и явлениям как к отражению мира божественного, который находится в “зазеркальном” пространстве.
Отражение в зеркале – это тоже явленный, временный мир, но это и возможность войти в иное пространство, встретиться с душой, истиной всего того, на что человек настроит свое внимание и что ему в данный момент актуально. В обрядах в священном зеркале появляется божество.
Когда человек смотрит на себя в зеркало – он может встретиться со своей бессмертной душой, узнать истину о самом себе. В буддизме зеркало – символ души в состоянии чистоты, отраженная истина, просветленный ум. Зеркало является одной из восьми драгоценностей в китайском буддизме и означает искренность.
В христианстве зеркало олицетворяет Деву Марию поэтому ее называют “Зеркалом Праведности”. В индуизме зеркало призвано напоминать что все есть лишь отражение, майя и что нужно смотреть в глубь вещей.
В японской культуре встречается “обвиняющее” зеркало – когда человек смотрит на себя в зеркало, он узнает свою природу и если он видит зло, зло должно быть уничтожено. “Зло разрушается, когда узнает себя”. Не случайно зеркало считалось источником красоты и гармонии на земле.
Древний ритуал одевания храмового божества перед зеркалом происходил ежедневно и предназначался для того чтобы божество “увидело” свое отражение и имело возможность опуститься на землю. Также и человек каждый день обращался к зеркалу как возможностью встретится с богом и самим собой, чтобы прожить свой день достойно и вспомнить предназначенное. На древних зеркалах мы видим изображение божеств-покровителей красоты и гармонии, магические символы и знаки, а сами зеркала обычно имеют форму солнца или луны, к которым также относились как к отражению высшей истины. В Египте, например, ритуал одевания перед зеркалом происходил в то время, когда солнце поднималось над горизонтом и человек вместе с солнцем и природой проживал состояние воскрешения и обновления. Египетские зеркала – это диск солнца, поднимающийся из цветка лотоса, который охраняет бог Бес.
Строгая символическая система в традиционном костюме вытекает из глубоких представлений древних о миропорядке, космосе, природе и человеке. Например китайская философия гласит, что отцом всех событий является небо, а матерью – земля. Небо изображали в виде круга (символ бесконечного), а землю — в виде квадрата (конечное). Соединением этих двух начал обьяснялась сущность мироздания. Кроме национального китайского костюма было построено сочетание этих двух геометрических фигур. Развернутая в плоскости одежда представляет мандалу – графическое изображение картины мироздания. (Подобную геометрию имеет крой одежды многих народов.)
Геометрический вид формы русского женского костюма – трапецию или треугольник. Весь силуэт напоминает гору с прочным широким основанием и вершиной в виде нарядного головного убора. В русском женском костюме доминирует идея неба. Весь костюм обильно украшался символами солнца, мирового древа, большим количеством изображений птиц.
Сама женщина ассоциировалась с птицей. (как и у других народов) – ее звали “голубушкой”, “лебедушкой”, “утушкой” и т.п. Названия головных уборов тоже “птичьи”: “кокошник”, “кика”, “кичка”, “сорока” и т.п. Кокошники украшались изображением птиц или пушками, изготовленного из лебяжьего или гусиного пуха.
Важный элемент костюма – обильная вышивка на предплечьях – там, где символически у женщины вырастают крылья. Вышивка на предплечьях содержала символы поля пространства, где по представлению древних небесное и земное встречаются. Подол украшался символами земли, плодородия, счастья.
ВОЛОСЫ.
Волосы всегда считались хранилищем жизненной силы, а также силой мысли и памяти в человеке. Волосы на голове считались естественным восприемником высших сил и вдохновения, украсть или отрезать локон означало победить и украсть у человека солярную силу, содержащуюся в волосах-лучах. Мы встречаем у многих народов целый свод советов правил и запретов по уходу и обрезанию волос.
Ровные ряды здоровых, хорошо уложенных волос символизировали достоинство человека, контроль над жизненными силами, ясность разума, невозмутимость и спокойствие. Взлохмаченные, неубранные волосы символизировали одержимость, хаос, страх, потерю разума. У многих народов распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные или заплетенные волосы – брак и служение (подчинение) определенным обетам.
Острижение волос имело всегда двоякий характер – обычно волосы никогда не стригли просто так, остричь волосы означало для человека потерять самого себя, свою память. Острижение волос всегда носило обрядовый характер, символизировало для человека посвящение себя служению чему-либо, отказ от всего нечистого,, что обременяло до сих пор, это всегда было связано с началом новой жизни для человека, несло силу обновления.
В отдельных культурах известно бритье волос и ношение париков. В таких случаях предполагалось, что человек является хозяином своего тела и бреется ради чистоты. Парики же, снабженные талисманами позволяли человеку сохранять внутреннюю и внешнюю гармонию и символизировали высшие силы в человеке. За париками тщательно ухаживали и держали в строгом порядке.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
У всех народов этот цвет олицетворял чистоту, невинность и целомудрие. Он часто символизировал особо выраженное в традиции понятие “счастья”, использовался в праздничной свадебной одежде. В классическом Египте, например, вообще исключались какие-либо цвета кроме белого, а яркость наряду придавали многочисленные украшения из камня и металла.
В Японии белое носили представители юстиции в знак неподкупности и чистоты. В некоторых культурах белый цвет был также цветом потустороннего мира, где душа после смерти человека возвращается к самым чистым истокам. В Китае существовало понятие белого траура в момент смерти человека. Для египтян белый цвет символизировал свет который разгоняет демонов тьмы и указывает на рождение нового дня. Мудрецы всех времен считали белый цвет одним из самых мистических, т.к. он содержит в себе все остальные цвета.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.
Это не только цвет ночи и тьмы, но и символ всего таинственного, скрытого, невидимого. Это цвет хаоса, который в потенциале содержит все что должно появиться на свет дня. Также все вещи и события проходя через хаос, возрождаются в мире в новом качестве. Поэтому это цвет трансформации и преображения. В Египте это цвет земли, который дает жизнь двум берегам страны.
В Японии – цвет мудрости, тишины и скромности. Древние философы и средневековые алхимики следом после черного цвета помещают белый, что символизирует возрождение. В западно-европейском классическом костюме самым изысканным и торжественным сочетанием является сочетание черного и белого.
Красный цвет.
Этот цвет древние наделяли огненной силой, поэтому он символизировал солнце, стихию огня и был символом жизни. Во многих традициях это цвет царственности, цвет королей и героев, цвет мужества и победы. Часто красный цвет запрещался для обычного пользования, он служил для обозначения священных символов или знаков запрета В Китае и Японии в красном ходили воины и стратеги, во многих других традициях это цвет царской власти.Красный – любимый в русском костюме, красная вышивка на белом – символ чистоты души и одухотворенности божественным огнем (Сочетание красного и белого встречается особенно часто в традиционном свадебном костюме ) В светском костюме слишком много красного выглядит вул ьгарно т к этот цвет требует определенного поведения и поступков.
СИНИЙ – ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.
Синий цвет – цвет звездного неба. Всегда символизировал встречу с вечным и освобождение от уз сиюминутного, преходящего. В Китае воины носили синюю одежду как знак служения высшим идеалам и благословения неба. Исследования показали , что именно синий цвет успокаивает психику человека, приводит к внутренней гармонии, позволяет сосредоточиться на главном, освобождает от навязчивых мыслей и суетливости.
Голубой – цвет ясного дневного неба, у многих народов символизировал Истину, божественную мудрость и познание. В Египте – это цвет Маат, богини Справедливости(женсккий аспект Тота – бога Мудрости.) Голубым окрашивали волосы и тела богов, что также символизировало высшую мудрость В Китае голубые халаты носили студенты, то есть те, кто встал на путь познания. В Японии голубой символизировал все правильное, разумное, человеческое. В цветотерапии голубой является цветом умиротворенности, спокойствия, гармонии – с одной стороны, и дисциплины, стабильности, уровновешенности с другой.
Желтый –оранжевый цвета
Цвет золота, созревающих хлебов, символизировал плоть богов, неподверженность старению и увяданию.Императоры многих древних государств носилит желтую одежду как символ царского благородства и благополучия а стране. Свело-желтый цвет использовался для изображения женского тела в египетском искусстве, как знак нетленности и вечности жизни. В . цветотерапии использовался, чтобы помочь человеку ощутить радость существования, почувствовать в себе жизненные силы.
Оранжевый – цвет, дающий импульс действию и активности на всех планах. В традиции этот цвет символизировал энергию жизни, созидания, труда. А сегодня терапевты-колористы советуют этот цвет в качестве спасения от депрессий и апатии, пассивности и неспособности к новым начинаниям
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ.
Символизирует саму Природу. В традиции встречается как символ пробуждающейся природы, молодых побегов, весны. Талисманы зеленого цвета дарились на счастье. Зеленый цвет — цвет надежды и мистического энтузиазма, цвет юности, свежести и естественности. В цветотерапии известен как лучший цвет для отдыха, для восстановления сил.
Психологи рекомендуют его как лучший способ для релаксации.
На распространение в одежде тех или иных цветов часто оказывают влияние происходящие или только предстоящие события, а также доминирующие в обществе идеалы. Например, в 18 веке, во Франции белый цвет был цветом королевской власти. В противоположность ему, в период революций доминирует голубой – цвет республиканцев (цвет разума). После войны, эпидемий или голода наблюдается тенденция к ярким, сочным цветам как реакция на нужду и горе (по этому принципу, советуют психологи, человек сам может помочь себе чтобы выйти из состояния депрессий, отчаяния или просто рутины).
Гуситские войны утвердили только серые и темные цвета одежды, английские пуритане носили одежду черного цвета в противоположность пестрым костюмам католиков. Самым используемым цветом в период существования советского государства был серый цвет, наиболее неблагоприятный для проявления индивидуальных и неповторимых качеств личности человека.
После пестроты 80-х – 90-х на достаточно продолжительный период в моду входит нейтральный бежевый цвет (так называемый экологический), который говорит о потребности в отдыхе и релаксации.
You have no rights to post comments
Источник: www.bez-granic.ru
Обереги в традиционном русском костюме
Славяне считали, что от опасностей, болезней и злых духов людей защищают обереги. По поверьям мистической силой обладали и украшения, и предметы одежды – обрядовые костюмы, пояса, шубы. В данном обзоре можно узнать, как крестьяне использовали зубы животных и яркие украшения, зачем носили оберег-ложку и крепили к ожерелью куриную косточку, что сулила хозяину вышивка на рубахе и когда нужно было носить красный пояс-сеточку.
Обережная одежда русского крестьянина
Для защиты от нечисти и дурного глаза крестьяне совершали обряды и использовали обереги – одежду и украшения. Русский костюм сложился к XIII веку, до начала XVIII столетия он был распространен во всех сословиях: в царской семье и среди купцов, у крестьян и ремесленников. После того как Петр I ввел в обиход платье европейского образца, традиционную одежду стали носить в основном в сельской местности.
Основу женского и мужского наряда составляла длинная нижняя рубаха из льняной или конопляной ткани. Женщины в южных регионах Руси одевались в костюм с поневой – украшенной шерстяной юбкой. На Севере носили сарафан с рубахой, душегреей и кокошником. Подолы подшивали холстом и втыкали в них иголки – такой оберег, по поверьям, защищал женщину от нежелательного внимания мужчин. В повседневной жизни крестьяне носили амулеты: считалось, что они охраняют от укусов животных и сглаза.
Кроме праздничной и повседневной, в сундуках хранилась обрядовая одежда для особых случаев. Такой костюм отличался цветом, богатым орнаментом и украшениями: женщины вышивали на рубахах обережные знаки и узоры. Эту одежду надевали к началу важного дела – севу, жатве, строительству дома.
Магический орнамент
Крестьяне верили в магическую силу вышивки на рубахах и юбках, поясах и головных уборах. А рукоделие не требовало сложных приспособлений и дорогих материалов – холст, нитки и иглы хранились в каждой избе. Мастерицы в селениях вышивали праздничные и повседневные рубахи, юбки, платки, полотенца и скатерти. Вещи берегли и передавали по наследству.
В вышивке часто использовали геометрические орнаменты. Этот вид узора возник в глубокой древности: простыми фигурами украшали одежду на протяжении многих веков. Этнографы соотносят прямые линии в орнаментах с землей, волнистые с водой, крест с огнем, а ромб, круг или квадрат – с солнцем.
В орнамент вплетали изображения животных, растений и людей. Одним из главных символов-оберегов считалось пышное дерево с птицами. Его связывали с древом жизни, от которого зависело процветание или гибель земледельцев. Силы природы имели свои изображения: солнце вышивали в форме коня, мать-землю – в виде женской фигуры с птицами-стихиями в руках, «ёлочки» на рукавах и поясах символизировали жизнь и добро.
Знаки-обереги вышивали как заклинание: орнамент на рубахах и юбках располагался в строго определенных местах. Им украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи – изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, а, значит, любая работа будет легкой и успешной.
Орнаментом-оберегом украшали все швы на свадебных рубахах, чтобы нечистый дух не смог добраться до молодоженов и навредить им. Одеяния шили с длинными рукавами – невеста для приличия брала жениха за руку через ткань. Еще рукава называли «плакательными»: во время свадебного ритуала девушка вытирала ими слезы, оплакивая утраченную свободу.
Вышивкой украшали и повседневные вещи: это был оберег, который не мешал свободно двигаться во время работы. Украшенные рубахи входили в приданое каждой женщины, на Севере их полагалось иметь не меньше 10, а в зажиточных крестьянских семьях число доходило до 50. Самые нарядные из них готовили на сенокос, жатву и свадьбу.
Защитные бусы и ожерелья
Славяне верили в магическую силу украшений из-за их особой формы, цвета и материала. Например, бусы из раковин и янтаря считали оберегами из-за их «потустороннего», подводного происхождения. На одном ожерелье могли соседствовать разные амулеты – рядом с христианскими крестами подвешивали зубы и кости животных.
Украшения-привески использовали в ритуальных обрядах и в повседневной жизни. Их носили на шее как ожерелье или подвешивали на шнурах к поясу. К оберегам относят зооморфные привески, миниатюрные изображения предметов быта и амулеты, которые изображали небесные светила.
Самыми древними и распространенными были круглые украшения в виде колеса или креста в круге, которые олицетворяли поклонение солнцу, и лунницы – изображения луны. Их изготавливали из меди, бронзы, серебра. Существовали миниатюрные амулеты в форме бытовых предметов – ложек и ключей, ковшей и топоров. Обереги-ложки «призывали» богатство и сытую жизнь. А бубенчики (их носили с ожерельями, подвешивали к поясам или использовали как пуговицы) по поверьям отгоняли злых духов.
Зооморфные обереги собирали из зубов, костей и когтей зверей. В древности верили, что часть тела животного обладает такой же охранительной силой, как его образ. В некоторых российских регионах в XIX веке к поясам или украшениям крепили кость из куриного крыла. Считалось, что она помогала легче просыпаться по утрам, ее так и называли – «вставаранка».
Украшения стоили дорого, и их часто жертвовали в храмы. Драгоценные кольца и кресты отдавали в церковь после исцеления или решения проблем, преподносили иконам: подвешивали на цепочках к почитаемому образу.
Со временем мистическую силу украшений стали связывать с их ярким цветом. Пестрые ожерелья и бусы якобы отвлекали нечистую силу и оберегали хозяйку.
Красный пояс от всех бед
Мужчины и женщины носили традиционную одежду с поясами: ходить без них считалось так же неприлично, как и без головного убора. Появилось даже слово «распоясаться», что значит утратить сдержанность, вести себя неподобающе. Поясом подвязывали нижнюю рубаху, сарафан, юбку-поневу и штаны. Верхнюю одежду удерживал широкий кушак, его дважды оборачивали вокруг туловища.
Крестьяне ткали, плели и вязали пояса из шерсти, конопли или льна. К поясу подвешивали небольшие нужные в быту предметы – ножи, кошельки и сумки.
Считалось, что пояс создает магический круг и бережет человека от темных сил. Его не снимали даже в бане. В монастырях изготавливали особые пояса с вытканными на них молитвами.
Цвет аксессуара-оберега соответствовал возрасту хозяина: детские шили светлыми, для молодежи плели яркие опояски, старики носили темные пояса. Особо почитали красные оттенки, в традиционном народном костюме их использовали больше 30: алый, багровый, огневой и множество других. Кушаки этого цвета олицетворяли жизненную силу и здоровье своего хозяина или хозяйки. Пояса украшали бисером, серебряными и золотыми нитями и вышивкой с обережными узорами.
Мужской пояс-сеточка из красных шерстяных нитей по поверьям защищал от злых духов: им подпоясывали жениха на голое тело во время свадебного обряда. Русский писатель и этнограф Владимир Даль описывал старинный обычай: чтобы защитить себя от колдовства, молодые муж и жена и их гости поверх одежды надевали пояс с множеством узлов. Колдун не мог навредить человеку, пока все их не развяжет.
Шубы на овчине и соболях
Традиционный свадебный ритуал включал в себя множество обрядов, в которых фигурировал символ богатства и плодородия — шуба. Изначально верхняя одежда из меха считалась парадной у бояр, купцов, горожан и зажиточных крестьян. Шубы шили из овчины, соболя, горностая, лисицы и песца. Обычно их кроили мехом внутрь, а сверху покрывали дорогой тканью, кружевом, драгоценными камнями и серебром. Шубы передавали по наследству, давали в приданое дочерям. В энциклопедии «Русский традиционный костюм» описывается случай, когда девушка из богатой купеческой семьи из города Шуя неподалеку от Иванова получила в 1668 году в приданое пять шуб:
«Шуба атлас золотный с круживом. на горностаях;
шуба куфтерная желтая камчатая на соболях, круживо кованое серебряное, пуговицы серебряны позолочены;
шуба атласная цветная на куницах, круживо цепковое золотое, пуговицы серебряны золочены;
шуба куфтерная алая камчатая на горностаях, круживо кованое золотое, пуговицы серебряны золочены;
шуба тафта цветная на хребтах на бельих, круживо кованое серебряное, пуговицы серебряны позолочены.»
Шуба входила в свадебный обряд и в венчальный наряд невесты. Молодых сажали на нее во время свадебного пира, верхнюю одежду клали на порог дома, в котором новобрачные будут жить. Меха символизировали богатство и плодовитость. В лучшей шубе молодая супруга на следующий день после свадьбы шла с мужем за водой к колодцу: так девушка в новом статусе жены знакомилась с жителями деревни.
В крестьянской среде верили, что шубы, украшения-привески, пояса и вышивка одежды оберегают своего хозяина от сглаза, порчи, опасностей и встречи с нечистой силой. С течением времени вера в магические свойства оберегов угасала, значение узоров и вышивок забывалось. Мастерицы передавали из поколения в поколение лишь декоративный орнамент, утративший мистическое значение древних символов.
Источник: traditions33.ru