Способы декорирования изделий. Изделия из стекла, отформованные в горячем состоянии, непосредственно у печи, после их отжига и предварительной обработки могут быть подвергнуты различным методам декорирования. Обычно выполнение декора связано с изменением внешней поверхности стенок изделия (холодное декорирование) или нанесением красочных слоев с дальнейшим закреплением термической обработкой.
Декорирование стеклоизделий в холодном состоянии позволяет получать декор в виде рельефа или контррельефа. Чтобы получить рельефный рисунок, фон снимают механическим или химическим путем глубже, чем сам рисунок, который при этом рельефно выступает над фоном. Во втором случае фон остается нетронутым, а рисунок контррельефно вырезается в толще стекла.
Термической обработкой придается окончательный вид изделию после повторного разогрева заготовки, предварительно выполненной у стекловаренной печи. Чаще всего термическая обработка производится путем нанесения на их поверхность цветных покрытий. Это прежде всего различного рода роспись силикатными красками и люстрами.
Финал конкурса «Народные умельцы»: украшения из стекла — Все буде добре — Выпуск 567 — 18.03.2015
Термическая обработка является важнейшей составной частью художественного стеклоделия. Декорирование изделий после их отжига и холодной обработки более доступно для художника, чем декорирование в момент их горячего формования. Поэтому во втором случае художник имеет гораздо больше возможностей лично участвовать в выполнении задуманного декора. Он может не только разметить рисунок, но выполнить его в цвете. Такое изделие может использоваться в качестве эталона для тиражирования или стать уникальным произведением.
Способы декорирования изделий. Изделия из стекла, отформованные в горячем состоянии, непосредственно у печи, после их отжига и предварительной обработки могут быть подвергнуты различным методам декорирования. Обычно выполнение декора связано с изменением внешней поверхности стенок изделия (холодное декорирование) или нанесением красочных слоев с дальнейшим закреплением термической обработкой.
Декорирование стеклоизделий в холодном состоянии позволяет получать декор в виде рельефа или контррельефа. Чтобы получить рельефный рисунок, фон снимают механическим или химическим путем глубже, чем сам рисунок, который при этом рельефно выступает над фоном. Во втором случае фон остается нетронутым, а рисунок контррельефно вырезается в толще стекла.
Термической обработкой придается окончательный вид изделию после повторного разогрева заготовки, предварительно выполненной у стекловаренной печи. Чаще всего термическая обработка производится путем нанесения на их поверхность цветных покрытий. Это прежде всего различного рода роспись силикатными красками и люстрами.
Термическая обработка является важнейшей составной частью художественного стеклоделия. Декорирование изделий после их отжига и холодной обработки более доступно для художника, чем декорирование в момент их горячего формования. Поэтому во втором случае художник имеет гораздо больше возможностей лично участвовать в выполнении задуманного декора. Он может не только разметить рисунок, но выполнить его в цвете. Такое изделие может использоваться в качестве эталона для тиражирования или стать уникальным произведением.
МУРАНСКОЕ СТЕКЛО: КАК ДЕЛАЮТ УКРАШЕНИЯ. Производство муранского стекла.
Смотрите также:
Художественные изделия из стекла. Производство изделий из стекла. Процесс изготовления стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты.
Отжиг изделий осуществляют по определенному режиму: нагревание остывшего изделия (или охлаждение отформованного изделия)
Закаленная сталь с содержа нием углерода более 0,6 % состоит из мартенсита с Стекло и изделия из стекла.
Производство стеклянных изделий осуществляют различными способами. Листовое стекло, стеклянные трубы и стекловолокно получают вытягиванием.
Поэтому стеклоизделия подвергают отжигу в специальных отжигательных печах или в шахте.
Для контрольной проверки отжига стекла от партии, принятой по результатам
Материалы и изделия из стекольных расплавов. Стекло и его применение в строительстве.
Художественное стекло в строительстве и архитектуре.
Архитектурно-строительные и облицовочные изделия из стекла и шлакоситаллов. Стеклопакеты. Стеклянные блоки.
Витражи. Мозаичная живопись из смальты в декорировании парадных сооружений.
4.4.6. Декорирование изделий. 4.5. Производство строительной керамики 4.5.1. Стеновые керамические изделия.
6.1.6. Отжиг и закалка стекла. 6.1.7. Строительные изделия из стекла.
Архитектурно-строительные и облицовочные изделия из стекла и шлакоситаллов. Стеклопакеты. Стеклянные блоки.
Художественно-декоративное сте
Источник: bibliotekar.ru
Украшениями стекла в холодном состоянии являются
Товароведение. Стеклянные бытовые товары.
Сырье для производства стекла
Основное сырье: кварцевый песок, сульфат натрия, сода, поташ, мел, оксиды свинца, стеклобой и др.
Вспомогательные материалы: осветители; обесцвечиватели; красители (оксид меди, оксиды кобальта и др.); глушители придают стеклу непрозрачность или молочно-белый цвет.
Виды силикатных стекол:
— обыкновенное (известково-натриевое, известково-кальциевое);
— хрустальное — имеет повышенный блес, сильное лучепреломление, высокую прозрачность;
Свинцовый хрусталь состоит из оксидов кремния, калия и свинца.
Бариевый хрусталь содержит окись бария.
Жаростойкое стекло выдерживает резкие перепады температур, содержит соединения бора (до 12,5%), отличается высокой термостойкостью, применяется для изготовления кухонной посуды.
Стекла всех видов обладают высокой химической стойкостью к действию всех химических веществ (кроме плавиковой кислоты).
Производство стеклоизделий
При подготовке сырьевых материалов составляют шихту — смесь материалов по определенной рецептуре. Шихта поступает в печи и варится в течение 10-15 часов при температуре 1200 градусов С.
Применяются различные способы формования стеклоизделий: выдувание, прессование, прессо-выдувание и др.
В процессе изготовления стеклоизделий в них при охлаждении возникают внутренние напряжения, которые могут вызвать разрушение изделий. Для ослабления напряжений стеклоизделия после выработки отжигают (нагревают до 580 градусов С, а затем медленно охлаждают). Иногда изделия, недостаточно термически обработанные, в результате резких колебаний температур при хранении на складах рахрушаются. Изделия их стекла закаливают. Закалку проводят в две стадии: сначала изделие нагревают, а затем быстро охлаждают по определенному режиму (зависит от состава стекла и формы изделия).
Украшение (декорирование) стеклянных изделий.
Украшение на стекло может быть нанесено в процессе изготовления изделия (в горячем состоянии) и на готовые изделия (в холодном состоянии).
1. Украшение стеклянной посуды в горячем состоянии осуществляется различными способамм: окрашивание стекла, прикрепление горячей стекломассы с форме капель, ниток, пузырьков, нацвет, налепы, кракле или «мороз» (нагретая заготовка опускается в хородную воду до образования трещин, которые оплавляют при выдувании изделия до нужных размеров и форм, металлоизделия — процесс осаждения металлов на поверхность.
2. Украшения в холодном состоянии.
Механический способ. Абразивными материалами наносят на стеклоизделия матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку.
Номерная шлифовка — несложные матовые или прозрачные рисунки, их нумеруют.
Алмазная грань — узоры, образованные двух-, трех- гранными прорезями (борозками) с помощью абразивного круга. Алмазной гранью украшают хрустальные изделия.
Химический способ. Украшения наносят путем травления плавиковой кислотой. Существует простое, сложное и глубокое художественное травление.
Украшения наносится красками: живопись, украшение золотом (усик — 1мм, отводка — до 3 мм, лента — 4-10мм), декалькомания (с помощью переводных картинок), украшение люстрами (краски на основе солей цветных металлов) и др.
Классификация и ассортимент стеклянных изделий
Ассортимент стеклоизделий подразделяются по составу стекломассы, способу выработки, назначению, видам, фасонам, размерам и способам украшения.
Размер тарелок, блюдец определяется по верхнему диаметру, мм; стаканов и других полых изделий — по вместимости, см3 или л; высоких изделий (вазы) — по высоте, мм.
Столовая посуда (сортовое стекло).
Ассортимент столовой посуды подразделяется по функциональному назначению:
— изделия для принятия пищи и напитков; в эту группу входят бокалы, бокальчики, стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, чашки и др.
Бокалы для красного вина — широкие, вместительные, на ножке и без нее, обычно из бесцветного стекла, чтобы подчеркнуть цвет вина, вместимостью 100-150 см3.
Бокалы для белого вина — также широкие и вместительные, но меньшего размера и удлиненной формы.
Бокалы для шампанского — широкие на ножке, элегантных пропорций, это классика. В последнее время выпускаю бокалы для шампанского высокие, узкие изящной удлиненной формы.
Рюмки для водки — особо вместительные, 25-100 см3.
Рюмки для коньяка — на короткой ножке, небольшой емкости. Верхняя часть рюмки обязательно заужена (характерная особенность напитка — аромат). Коньячная рюмка должна иметь такую форму, чтобы ее было удобно держать в руке (при согревании напитка от руки аромат ощущается сильнее).
Рюмки для ликера — маленькие, элегантные, изящные, обыкновенно на ножке.
Стаканы для пива — большие, вместительные, со слегка зауженной верхней частью с учетом того, что напиток пенится.
Стаканы для безалкогольных напитков — высокие, элегантные, вместительные.
Стаканы для воды — широкие, низкие, без ножки, из прозрачного стекла, вместимостью 200-300 см3.
Розетки для мороженного (креманки) — широкие, вместительные, обычно на ножке.
Сосуд для льда — низкий и широкий с толстыми стенками, вместительный и удобный для того, чтобы брать лед щипцами, может быть с крышкой и без нее;
— изделия для подачи пищи и напитков — менажницы, блюда, вазы, графины, солонки, сахарницы, селедочницы, салатники, масленки и др.
Менажницы — блюда с секциями (3-5) для подачи нескольких видов холодных закусок.
Посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы.
Прочие изделия (подносы, пепельницы и др.), приборы и наборы.
Изделия из хрусталя вырабатываются выдуванием и прессованием. К ассортименту хрустальной посуды относят изделия для сервировки стола, вазы, салатники и др.
Хоустальные изделия могут быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера.
Хозяйственная и кухонная посуда.
К хозяйственной и кухонной посуде относятся банки для консервирования, термосы, колбы для термосов, сифоны бытовы и др.
Кухонная посуда предназначена для приготовления пищи, выполняется из жаростойкого стекла методом прессования с последующей закалкой. В ассортимент кухонной посуды входят кастрюли, жаровни, сковородки и др.
Художественные изделия вырабатывают из высококачественного стекла и из хрусталя. К ним относят скульптуры малых форм, вазы, декоративные блюда, туалетные приборы (лоток для туалетных принадлежностей, пудреницы и др.).
Требования к качеству стеклянной посуды
К стеклянной посуде предъявляют технические, функциональные, эргономические и эстетические требования.
Техничесткие требования к качеству стекла, выработки, обработки, размерам должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.
Поверхность изделия должна быть гладкой, не допускаются посторонние влкючения и другие внешние дефекты стекла.
Изделие, поставленное на ровную поверхность, не должно качаться, не допускаются режущие, острые края. Крышки должны свободно входить в изделие, без заметного качания. При проверке качествоа изделий учитывается качество обработки и украшений; проверяются размеры изделий и объем.
Эстетические требования: оригинальность, соответствие моде, высокое качество обработки. Особенно важно для посуды соответствие эргономическим требованиям: удобство и безопасноть в пользовании. Удоство пользования зависит от размеров и конструкции. По стандарту изделия из обыкновенного стекла одного сорта — годная, а изделия их хрусталя делят на 1-й и 2-й сорта.
Маркировка, транспортировка, хранение стеклоизделий
Стеклянные изделия нельзя хранить длительное время в сырых помещениях, так как частично теряется прозрачность стекла, на поверхности может образоваться белый налет.
Источник: posudka.ru
Обработка и разделка стеклянных изделий. Украшение изделий Художественная ценность стеклянной посуды зависит от вида и цвета стекла, метода выработки, — презентация
Презентация на тему: » Обработка и разделка стеклянных изделий. Украшение изделий Художественная ценность стеклянной посуды зависит от вида и цвета стекла, метода выработки,» — Транскрипт:
1 Обработка и разделка стеклянных изделий
2 Украшение изделий Художественная ценность стеклянной посуды зависит от вида и цвета стекла, метода выработки, толщины стенок, формы изделия, а также от качества и характера декоративного оформления. Поэтому украшению изделий из стекла и механизации процессов декорирования уделяется особое внимание. Все методы декоративного оформления стеклянной посуды можно подразделить на две группы: украшения, наносимые в процессе формования (в горячем состоянии); украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии).
3 Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их выработки
4 Кракле — сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности стеклянных изделий. Кракле создают для декоративного эффекта, используя несоответствия коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге. Его создают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, а затем разогревают в печи.
Украшение филигранью (венецианская нить) ручной способ, сложный, но очень эффектный. Дрот укладывают в металлическую форму, затем раздувают в ней пульку. Дрот прилипает к стеклу, концы его обламывают и набирают на заготовку стекломассу, которую раздувают при нагревании. Дрот оказывается вплавленным внутрь заготовки.
Заготовку разогревают и ведут дальнейшее выдувание без формы. При поворачивании заготовки стеклянные нити располагаются спиралями.
5 Украшение «под мрамор». «Баночку» из молочного стекла покрывают цветной насыпью, затем набирают на нее бесцветное стекло и раздувают в форме. Таким образом, изделия состоят из двух слоев стекла (молочного и прозрачного), между которыми находятся мелкие включения цветных стекол.
Украшение «под мрамор» получают также смешиванием молочной и цветной стекломассы; при слабом перемешивании образуются мраморовидные прожилки. Разновидностью украшения «под мрамор» является украшение пятнами в виде вкраплений цветного стекла. Украшение насыпью мелкозернистое стеклянное покрытие в виде полос, цветных или бесцветных.
Получают его, прокатывая разогретую заготовку на чугунной плитке, посыпанной измельченным просеянным стеклом; после разогревания изделие раздувают. Насыпь применяют для украшения винных приборов, небольших ваз для цветов и других декоративных изделий. На ощупь поверхность украшения шероховатая.
6 Из сульфидно-цинкового стекла вырабатывают декоративные изделия и приборы, обладающие филигранным эффектом в виде пятен, полос, нитей, напоминающих «венецианскую нить». Для этого пульку из сульфидно-цинкового стекла выдувают в черновой форме из металлических пластин; при соприкосновении стекла с пластинами происходит местное охлаждение и образуются полосы глушеного стекла, отличающиеся по цвету от открытых участков изделия.
Цветное сульфидное стекло украшают также аясурным лепным «кружевом» из бесцветного стекла, «резаной» стеклянной лентой и др. Украшение пузырьками. «Баночку» выдувают в черновой форме с полыми шипами или иглами, через которые подается воздух. В результате такой обработки в стенках изделия образуются углубления, заполненные воздухом.
На пульку снова набирают стекломассу и4 опять раздувают. Стекломасса соединяется с выпуклыми частями пульки, но не попадает в углубления, в которых остается воздух и образуются пузырьки. Украшение эффектно, особенно в цветном и накладном стекле. Применяется для толстостенных изделий.
7 Цветные стеклоизделия из различных видов цветного стекла, часто имеют гладкую поверхность без дополнительных украшений. Особенно хороший цвет получается при окрашивании стекла и хрусталя окислами редкоземельных металлов. Применяют глубокую окраску и полутоновую, создающую красивый цветовой эффект.
Изделия бывают из стекла одного и нескольких цветов, из цветного в сочетании с бесцветным. В комплектных изделиях применяется полихромная окраска различные предметы изготовляют нескольких цветов. Изделия с нацветом (из накладного стекла) бывают с одним, реясе с двумя и более нацветами.
Из цветного стекла выдувают «баночку» в виде двухстенной воронки, в нее вносят «баночку» из бесцветного стекла и раздувают ее до сплавления с цветной. Наружную стенку воронки смачивают водой и отбивают. Изделия соответствующим образом дорабатывают и декорируют алмазной гранью, гравировкой и др. Образуется бесцветный узор на цветном фоне. Гладкие изделия часто изготовляют с внутренним накладом цветного стекла.
8 Украшение способом ирризации создает на стекле эффект цветных радужных переливов. Изделие вносят в муфельную печь, куда вводят по трубке жидкую смесь или пары хлористого олова и чертыреххлористого титана с солями стронция, бария, свинца, висмута.
Соли, испаряясь, образуют на поверхности стекла радужные пленки (чистое хлористое олово создает бесцветную пленку, при добавлении солей стронция и бария получают пленку с синими и красноватыми оттенками). Применяется для украшения гладких изделий. Декорирование аэрозолями эффективный способ украшения стекла.
Изделие, еще не остывшее после выработки, обрабатывают с помощью пистолета-распылителя растворами солей различных металлов и легко испаряющихся кислот (соляной, азотной и др.). После обработки изделия поступают на отжиг. На поверхности стекла образуется цветная пленка металлических окислов.
9 Украшения, наносимые на готовые изделия
10 Украшения готовых изделий выполняют механическими и химическими способами, красками (живопись, шелкография, декалькомания и др.) и металлическими пленками. Механические способы. Этими способами наносят такие украшения, как матовая лента, пескоструйная обработка, декоративная шлифовка (номерная, алмазная и прямой широкой гранью), гравировка.
11 Матовая лента простейшее украшение в виде круговой полоски. Ее получают при обработке стекла водопесчаной смесью. Изделие надевают на вращающийся шпиндель с резиновым или деревянным наконечником. К изделию под углом прижимают стальную пластинку, под которую подается песок с водой. Прижимаемые пластинкой песчинки царапают стекло, оставляя узор.
Этим способом украшают главным образом стаканы. Пескоструйная обработка производится струей песка, которая подается через накладываемый на изделие трафарет с отверстиями. Этим способом быстро получают разнообразные узоры любой сложности (сюжетные, орнаментальные, стилизованные и др.). Поверхность изделия может быть матовой, бархатистой, грубозернистой, искристой.
Способ применяют и в различных сочетаниях с другими украшениями. Возможна пескоструйная матовка всей поверхности изделия. Разработан механизированный вакуумно- пескоструйный метод декорирования, которым получают матовые сложные изображения, близкие к высокохудожественной гравировке.
12 Гравировка, или рисовка, украшение стеклянных изделий поверхностными легкими матовыми или прозрачными рисунками. Наносят рисунки на специальных станках медным или алундовым кругом с помощью наждачного микропорошка, смоченного машинным маслом или керосином и нанесенного на круг.
Матовость рисунка различна в зависимости от зернистости абразива и глубины снятой поверхности. Некоторые рисунки полируют порошкообразным оловом (светлая гравировка). Гравировку наносят на стекло бесцветное, цветное, с нацветом и на хрусталь в виде цветов, листьев, плодов, пейзажей, портретов и даже целых композиций.
Алмазная грань наиболее распространенный вид декоративной шлифовки изделий, создает игру света, напоминающую блеск алмаза. Имеет вид глубоких двугранных прорезей и сферических ямок, образующих в различных сочетаниях рисунки геометрического характера в виде звезд, лучей, сеток, многогранников, дуг и т. д. Некоторые элементы узора алмазной грани имеют условные названия: «камни» полированные многогранники, «кусты» пучки лучей, «паутинка» звездообразные узкие прорези, «клеточка» узор в форме клеток и др. Алмазную грань выполняют на станке САГ-1М и др. Для ускорения обработки рисунки на изделиях иногда предварительно отпрессовывают в форме. После нанесения рисунки подвергают химической полировке.
13 Номерная шлифовка представляет собой несложные матовые и прозрачные рисунки в виде круглых и овальных ямок, линий, упрощенных рисунков цветов, листьев, ягод. Применяют для украшения недорогих изделий из бесцветного стекла (чайных стаканов, графинов для воды, вина и др.). Большинство рисунков номерной шлифовки не полируется.
Декоративная шлифовка стеклоизделий нанесение углубленных рисунков на стекло или получение на нем граней. Производится абразивными одно- или многожальными кругами из карборунда и электрокорунда на станках. В процессе шлифовки мастер прикасается стенками изделия к остро отточенному вращающемуся кругу. После шлифовки матовый узор полируют на деревянных или войлочных кругах с помощью пемзоводной эмульсии и крокуса или щетками из морской травы.
14 Химические способы украшения стекла Химические способы. К ним относится травление (простое, сложное, глубокое). Обработка стекла травлением основана на свойствах плавиковой кислоты разрушать стекло, вступая в реакцию с силикатами, в результате которой образуется газообразный фтористый кремний. Для травления применяют 40%-ный раствор фтористого водорода в воде.
Различают матовое и светлое травление. Матовое травление производят смесью плавиковой кислоты, сульфата натрия и соляной кислоты; на поверхность стекла выпадают нерастворимые соли, поэтому рисунок получается непрозрачный. Светлое травление осуществляют смесью плавиковой и серной кислот; рисунок прозрачный. По сложности и глубине нанесенного рисунка различают простое (гильоширное), сложное (пантографическое) и глубокое художественное травление.
15 Глубокое травление, или художественное, воспроизводят на накладном стекле ручным способом. Изделие покрывают мастикой по рисунку, открытые места обрабатывают в несколько приемов плавиковой кислотой. Неодинаковая толщина слоя цветного стекла создает цветовые эффекты. Для большей выразительности рисунка внутреннюю поверхность изделия матируют.
Простое и сложное травление выполняется следующим образом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скип@$ полученный рисунок закрепляют обжигом. Многокрасочные узоры наносят через несколько сеток. Рисунок получается различной степени сложности, сочным, ярким и рельефным ; хорошо передает тонкие линии и штрихи.
18 Живописные рисунки наносят силикатными (муфельными) красками, которые представляют собой смеси легкоплавких стекол (флюсов) с красителями (окисью хрома, меди, кобальта и др.), замешанные на скип@$ разделку рельефных рисунков золотом по эмали; обработку золотом по травленым и матированным поверхностям (чеканное золото) и др. Рисунки золотом часто сочетаются с другими разделками алмазной гранью, гравировкой.
19 Фотопечать на стекле применяют для нанесения сложных рисунков (портретов, пейзажей). Цементация (окраска стекла методом протравы) основана на способности красителей диффундировать в стекло при нагревании с образованием окрашенного слоя. Медная протрава придает красный цвет, серебряная желтый. Коллоидный краситель смешивают в, наполнителем (охрой, окисью железа) и связующим веществом (гуммиарабиком, декстрином) и наносят на изделие, которое затем обжигают.
20 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Источник: www.myshared.ru