Украшению полотенец в русской деревне всегда придавали особое значение почему по мнению автора

(1)Украшению полотенец в русской деревне всегда придавали особое значение. (2)Узоры эти поражают гармонической красотой. (3)Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по серебристому льну. (4)Сколько вкуса, умения, труда!

(5)Конечно, украшали полотенца так щедро не случайно. (6)В старину эта незамысловатая вещица сопровождала человека, отмечая главные моменты его судьбы. (7)Особым полотенцем отирали новорождённого. (8)На свадьбе жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем – объединяли в крепкую семью. (9)И в будни полотенца всегда были рядом. (10)«Рукотёры» со скромным узором висели у рукомойника, а вымоешь лицо — подадут «утиральник». (11)Самыми же нарядными украшали избу: вешали в «красный» угол на образа, на зеркала и просто вдоль стен на крючки.

(12)Делали так не только для красоты: по старинному поверью, узоры на полотенцах несли в себе силу добра, оберегали от всякого зла. (13)Фон на тканях мастерицы называли «землёй», льняной холст олицетворял Мать Сыру Землю. (14)На «земле» рдеет, буквально горит яркими нитями вышитый орнамент. (15)Это образ огня, сходящего на равнину земли и дающего ей жизнь. (16)Древняя славянская легенда рассказывает, что всё на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. (17)А знаете, когда именно мастерицы-ткачихи изготовляли полотенца? (18)Оказывается, для этого было строго определённое время: весной, до начала полевых работ. (19)Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить жарче и скорее прогнать стужу, чтобы земля родила на радость людям богатые плоды. (20)Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец.

Задания 1- 3.ВПР по русскому языку, 4 класс. Часть 1.

(По Г. Дурасову)

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему, по мнению автора текста, ткачихи изготавливали полотенца именно весной, до начала полевых работ?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «несли» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «незамысловатая» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма выйти из себя. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Вариант № 119092

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Слово «з..ря» одно из пр..красных слов ру(с/сс)кого языка. Это слово никогда (не)говорят громко. Н..льзя даже пре..ставить себе чтобы его можно было прокр..чать. Оно сродни той уст..явшейся т..шине ночи когда над зар..слями д..ревенского сада зан..ма..тся чистая и слабая с..нева.

З..ря бывает не только утре(н/нн)яя но и в..черняя. В..черняя з..ря нач..на..тся(3), когда со..нце уже зайдёт за край з..мли.

ВПР русский язык 4 класс, вариант 1, часть 1

Кр..чат в кустах коростели б..ют перепела гудит выпь г..рят первые звёзды а з..ря ещё долго дотл..ва..т над далями и туманами.

В з..ре на ра(с/сс)вете(2) есть что(то) д..вическое, целомудре(н/нн)ое. На зорях трава омыта росой, а по д..ревням пахнет теплым парным м..локом. И поют в туманах за окол..цами пастуш..и жалейки(4).

Читайте также:
Украшение столов вазами своими руками

(106 слов, по К. Паустовскому)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово (слова), в котором (-ых) все согласные звуки звонкие, выпишите это (эти) слово (слова).

В заре на рассвете(2) есть что-то девическое, целомудренное.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Давнишний, звонит, злоба, балуясь.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Этих двух птиц не встретишь в природе, они — плод богатой фантазии художника.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) в обоих странах

2) о семистах государствах

4) брат более старше

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне большое наслаждение.

2) Удивительных цветов много но этот самый изящный.

3) В ландыше соединились хрупкость нежность красота и вечность.

4) Каждый год в весеннем лесу происходит чудо

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката.

2) Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины?

3) Самая большая ценность народа его язык.

4) Сыплющиеся листья загнивающие травы тихое гудение пчёл предзимнее солнце всё дышит жизнью.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 1657 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Очень безотлагательно, дам 25 баллов.Текст 2(1)Украшению полотенец в российской деревне всегда

Очень безотлагательно, дам 25 баллов.
Текст 2
(1)Украшению полотенец в российской деревне всегда придавали особенное значение. (2)Узоры эти поражают гармонической красотой. (3)Чаще всего они жарко-красноватые, со взыскательным рельефным рисунком, раскинувшимся по серебристому льну. (4)Сколько вкуса, умения, труда!
(5)Окончательно, украшали полотенца так щедро не нечаянно. (6)В старину эта незамысловатая вещица сопровождала человека, отмечая основные моменты его судьбы. (7)Особым полотенцем отирали новорождённого. (8)На свадьбе жениха и жену ставили рядом и связывали полотенцем соединяли в сильную семью. (9)И в будни полотенца всегда были рядом. (10)Рукотёры со застенчивым узором висели у рукомойника, а вымоешь личико подадут утиральник. (11)Самыми же наряженными украшали избу: вешали в красный угол на вида, на зеркала и просто вдоль стенок на крючки.
(12)Делали так не только для красоты: по старинному суеверью, узоры на полотенцах несли в для себя силу добросердечна, защищали от всякого зла. (13)Фон на тканях мастерицы именовали землёй, льняной холст олицетворял Мать Сыру Землю. (14)На земле рдеет, дословно пламенеет ясными нитями вышитый орнамент. (15)Это образ огня, сходящего на равнину земли и дающего ей жизнь. (16)Древняя славянская легенда рассказывает, что всё на свете начало жить после того, как в земле загорелся огнь. (17)А понимаете, когда конкретно мастерицы-ткачихи выделывали полотенца? (18)Оказывается, для этого было строго определённое время: весной, до начала полевых работ. (19)Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко освещать жарче и скорее изгнать холожу, чтобы земля родила на радость людям богатые плоды. (20)Вот какие сокровенны берегут узоры старинных полотенец.

Читайте также:
Скромность украшает мужчину но настоящий мужчина украшений не носит что значит

(По Г. Дурасову)
1. Определите и запишите основную мысль текста.
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
3. Почему, по суждению творца текста, ткачихи изготавливали полотенца конкретно весной, до начала полевых работ?

  • Oleg Levcanov
  • Русский язык
  • 2019-09-27 10:46:00
  • 14
  • 1

Арина Мантеева 2019-09-27 10:50:49

Ответ:

1.полотенца и их надобность в древности

1)Наружный вид полотенца

2)Для чего необходимы полотенца

3)Тайны орнаментов древних полотенец

3.ткачихи изготавливали полотенца весной, до начала полевых работ так как легенда говорит, что все на свете начало жить после того, как в земле разгорелся огнь. Творя свои полотенца и узоры на их, ткачихи просили солнце освещать яснее и изгнать стужу.

Разъясненье:

Источник: obrazovalka.com

Тайна старого узора

Тайна старого узора

Из приданого невесты. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Гарь.
Начало XX века.

Из всех предметов северусского ткачества на самом почетном месте — полотенца. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонической красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда!

Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек.

Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной.

Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг.

За кроснами.
Фрагмент миниатюры XVIII века.

Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб.

Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты — дарили в дорогу «полотенышко». Как самое лучшее напутствие.

Полотенце. Фрагмент. Архангельская область, Пинежский район, деревня Кеврола. 1978.

Тоже и в будни были они всегда рядом. Одни — «рукотеры» со скромным узором — висели у рукомойника. Вымоешь лицо — подадут тебе «утиральник». Самыми же нарядными украшали избу. Вешали в «красный» угол на образа, позже — на рамы с семейными фотографиями.

Читайте также:
Как сделать украшения из лимона пошагово

На зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки.

Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:

— Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце.

Правда ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали. Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать?

Конец полотенца — «краски».
Вологодская губерния, Устюженский уезд, деревня Кузьминское. Конец XIX века.

Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча.

— Во весь вольный свет, на все четыре сторонушки светит ясное,— говорили в народе.— Велика святорусская земля, а везде солнышко.

О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщают летописи: «Дивно бысть знамение в солнци, огради бо ся круги, а посреди кругов крест». Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе «кругом», легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением.

Случайное совпадение? Пойдем дальше. Вот мы в очередной раз употребили слово «узор» — а не подскажет ли и оно что-нибудь интересное? Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами «заря», «зарево», «зарница». Оказывается, само понятие вышитого и тканого орнамента, или, как говорили прежде, «узорочья», тоже как-то связано с небесным огнем.

Из того же круга и старое название, теперь уже полузабытое, самодельного ткацкого стана — «кросна», находящееся в кровном родстве с древнерусским словом «крес» — пламя, огонь. «Кресинами» именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь — «кресником». По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.

Но самое поразительное, что все пространство стана, где создавался тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается на всех основных частях кросен. Горизонтальная же основа, на которой они крепятся, прямо названа «поднебником»! И значит, само узорочье полотенец рождается как бы под солнечным небом.

Читайте также:
Вазы как украшение интерьера

Выткать такие узоры не просто: нужны хорошая память и сообразительность, напряженное внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку — ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро: по словам самих мастериц, за день работы не выткать и одного нарядного конца к полотенцу.

Конец полотенца — «краски».
Вологодская губерния, Устюженский уезд, деревня Кузьминское. Конец XIX — начало XX века.

В каждой местности полотенца имели свои отличительные черты. На реке Пинеге концы у них длинные, с тремя или более широкими, постепенно сужающимися кверху «прошивами». Орнамент ясный и гармоничный.

По Онеге-реке и само полотенце поуже, и украшенный затейливым «кружевным» рисунком конец поменьше.

Орнамент кокшеньгских и велико- устюгских полотенец еще вычурнее, с косой белой сеткой, восьмиконечными звездами и легкими гребенчатыми ромбами.

В немудреных на первый взгляд произведениях, созданных руками деревенских ткачих, не только судьба их творцов. Здесь воплотились мировоззрение, нравственные устои и художественный вкус жителей русского Севера, за которыми многовековые традиции целого народа. Для нас это бесценные памятники материальной и духовной культуры. Как много может рассказать ученым один конец домотканого полотенца! Ведь орнамент, украшающий его,— это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме.

В ткачестве Севера с особой яркостью раскрылось все многообразие геометрических мотивов. Значительно меньше здесь узоров изобразительных. По содержанию своему все они находятся в тесной связи с орнаментом местной вышивки. По сравнению с ней тканый узор долгое время оставался более архаичным. Но пришли новые мотивы и сюда.

Например, в великоустюгских тканях это «панки» — мужские и женские фигуры в крестьянском костюме XIX века.

Все узоры тканых полотенец подчинены закону симметрии: она с древнейших времен символизировала гармонию мироздания. Ну а горизонтальное течение орнамента, мотивы которого выстроились бесконечной чередой, говорит о вечном круговороте жизни в природе.

Конец полотенца. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Погост.
Конец XIX века.

Да, удивительная эта область — народное искусство. О многом может оно рассказать. Все мы, плохо ли, хорошо ли, наслышаны об античной мифологии. Она прекрасна, спору нет. Но что мы знаем о поэтических воззрениях на природу собственных предков?

Как будто не было у них своих прекрасных легенд.

По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: «Царицы-Водицы», «Царя-Огня», «Матери Сырой земли» и «Воздуха-Господина».

Вода родственна земле, является ее составной частью. Потому и «сырая». А почему «мать»? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожай.

Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.

Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляют другую группу стихий. К огню русский человек издавна питал глубокое уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней. Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды.

Читайте также:
Где взять мастику для украшения торта

Ну а огонь и Солнце, конечно, в родстве: оба они сыны неба. «Что на свете красивее всего?» —спрашивает загадка. « Огонь ». «А каков огонь ярче всех горит? » — «Солнце». Вспомним снова деревенский стан — кросна. Теперь нам понятно, что название его от того же небесного огня, образ которого воплощался в узорах ткачества.

По одной поэтичной легенде, солнце рассыпает по небу свои золотые кудри и прядет из них нити-лучи. Так и женщина- крестьянка прежде всего привяжет к вырезанному на прялке солнышку льняную кудель да напрядет из нее, словно из солнечных лучиков, ниток. Из них и будет потом ткать. Любители русских народных сказок, конечно, помнят, как брошенное на землю полотенце превращалось в огненную реку. Но ведь и настоящие похожи на нее — столь щедро украшены жарко-красными узорами.

Полотенце. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Гарь.
Конец XIX века.

Давайте еще раз внимательно рассмотрим их. Фон на тканях мастерицы называли «землей». Вы, наверно, догадались почему: в насквозь символическом древнем искусстве льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая — наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? И вот на бликующей серебром «земле» рдеет тканый орнамент.

Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой. . И создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорнрго ткачества.

Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для того было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала полевых работ.

Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Да, в узорочье русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ.

Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц — все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло. Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.

Г. ДУРАСОВ

  • Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских
  • О русском костюме замолвите слово .
  • Русский народный свадебный костюм
  • К вопросу о сущности славянского книжного чудовищного стиля
  • Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея

Источник: www.perunica.ru

Рейтинг
Загрузка ...