Уместно ли в библиотечной среде обилие украшений и яркая косметика у библиотекаря

Такой образ — недопустимо стереотипный. Сейчас в библиотеке работают квалифицированные специалисты не только в области библиотечного дела, но и в сфере IT-технологий; это (по образованию и/или про призванию) искусствоведы, литераторы, психологи; это люди, которые умеют найти общий язык с читателем, хотят развиваться — и развиваются; это грамотные руководители-управленцы, креаторы, маркетологи, специалисты по работе с информацией, которые делают библиотеку все более значимым подразделением в структуре учебного заведения.

Сегодня, несмотря на возможные трудности профессии (например, невысокие зарплаты, не соответствующие уровню компетентности и количеству рабочего времени сотрудников библиотеки), в библиотеку идут работать молодые девушки и юноши с присущим им энтузиазмом и тягой к новаторству. Опытные библиотекари с многолетним стажем тоже не соответствуют распространенному стереотипу, и дело не только в поведении: сам внешний вид указывает на современное мышление библиотекарей, их интерес к новому, несоответствие шаблона реальности.

О работе библиотекарем

Откуда пошел стереотип и как он сформировался

Предположим, что в русском массовом сознании такой стереотипный образ библиотекаря сложился в эпоху СССР, когда целенаправленно велась работа над повышением грамотности населения (а значит, люди, с одной стороны, ходили в библиотеки, с другой — могли знакомиться с художественными произведениями, в которых отражен образ библиотекаря), а кинематограф предлагал свое видение библиотекарей и активно распространял его.

На самом деле, уже довольно много исследователей серьезно изучали имидж библиотеки и ее сотрудников в России и за рубежом. Часто эти исследования проводятся на основе материала из художественной литературы.

М. Ю. Матвеев, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории библиотечного дела Российской национальной библиотеки, защитил диссертацию на основе определения социокультурного феномена библиотекаря, проблем имиджа профессии и существующих стереотипов. В своем фундаментальном исследовании он привлекал и материалы русской литературы.

Ученый выделил 5 периодов в русской литературе, каждый из которых по-своему представляет запечатленный образ библиотекаря.

1. 1900-е — конец 1910-х гг .
До революции образ библиотеки в русской художественной литературе был достаточно разноплановым, скорее положительным и поэтичным, однако некоторые предпосылки к распространению негативных стереотипов уже имелись.

2. 1920–1930-е гг.
В данный период еще сохранялись дореволюционные традиции в изображении библиотек, и одновременно возникал образ нового, социалистического библиотекаря.

3. 1940–1950-е гг.
В произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны или вскоре после ее окончания, представлен наиболее положительный образ библиотекаря. Авторы того времени даже учитывали вклад библиотекарей в восстановление народного хозяйства. Но в целом в этот период библиотекарь не часто упоминается: предпочтение уделялось более героическим профессиям, а за библиотекарем сохранился образ идеального, скромного работника, бескорыстного «рыцаря книги».

Читайте также:
Украшение для серебристой машины

10 глупых вопросов БИБЛИОТЕКАРЮ

4. 1960–1980-е гг.
С этого периода начинается постепенное падение престижа библиотечного дела и утверждение стереотипов. Писатели использовали довольно однообразные подходы в изображении сотрудников библиотек, пронизанные шаблонными представлениями. Библиотекарь все еще изображен положительно, но скорее как просто увлеченный человек, а не профессионал своего дела. В этот период распространяется стереотипный сюжет-ситуация — знакомство в библиотеке, приводящее к любовному роману.

5. 1990-е гг. — начало XXI в.
В этот период на волне всеобщих политических и экономических потрясений изменился и фокус в представлении библиотекаря в литературе. Стали подчеркиваться мотивы бедности и неустроенности личной жизни.

Стереотип, не соответствующий действительности: библиотекарь — какой он?

Любопытно, что верить стереотипам склонны многие вне зависимости от своего возраста, уровня образования или положения в обществе. Так, А. Н. Косыгин, советский государственный и партийный деятель, на дне рождения своей дочери Людмилы (в то время занимавшей пост директора Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы) сказал: « А как здорово, друзья, что Люська у меня директор библиотеки! Какая это хорошая работа! Вот пойду на пенсию, обязательно стану работать в библиотеке, буду сидеть и книжки почитывать. Красота — сиди и почитывай ».

Такое высказывание репрезентует частотное мнение о работе в библиотеке: мол, работа пустяковая, времени свободного много, книги в свободном доступе. Красота!

Это, разумеется, не так, но с этим стереотипом трудно бороться, когда он закреплен в литературе и искусстве. Так, в отечественной художественной литературе спектр выделенных образов библиотекарей условно может быть разделен на 4 категории:

  • подвижник или святой;
  • идеалист;
  • несогласный с политической и существующей системой;
  • честный и бедный труженик (это, к слову, самый распространенный тип)

М. Ю. Матвеев провел исследование имиджевого образа библиотекаря и на основе зарубежных художественных произведений (познакомиться с любопытной статьей можно вот здесь ). В целом можно сказать, что в иностранной литературе образ библиотекаря скорее негативный, хотя по данным социологических опросов очень многие, наоборот, положительно относятся к библиотекарям.

Какие условные характерные образы можно выделить на основе материалов зарубежной литературы?

  • Строгая старая дева, выполняющая монотонную и неинтересную работу.
  • «Мужское существо» неопределенного возраста с рядом
  • Молодая девушка (реже юноша), стремящаяся сменить сферу
  • Эксцентричный библиофил.
Читайте также:
Кому продать золотые украшения СССР

Пути решения, или Как сами библиотекари борются с навязанными стереотипами

Понимая всю значимость имиджа в наше время, библиотека больше не готова мириться с обидными и противоестественными стереотипами и уже самостоятельно предпринимает попытки изменить общественные взгляды.

Устраиваются круглые столы, конференции, встречи (например, межрегиональный круглый стол «Имидж библиотек и библиотекарей: как изменить стереотипы»), на которых специалисты в области библиотечного дела обсуждают пути решения возникшей проблемы.

Сами библиотеки выпускают методические пособия , в которых рассматривают изменение облика библиотекаря с течением времени и говорят о ценности правильной самопрезентации.

Не в силах больше молчать, библиотекари открыто говорят, как неуместны стереотипы. Полагая, что закоренелость таких представлений в обществе вызвана недостатком информации о настоящей работе библиотеки, ее сотрудники активно пишут эссе и посты в своих соцсетях, дают интервью журналам, а также выступают на различных площадках, рассказывая о том, чем они занимаются и почему так ценят свою работу.

А что на самом деле?

Несмотря на существующие стереотипы и другие проблемы (например, частое отсутствие достойной заработной платы), в библиотеку идут работать.

Идут и целенаправленно, и случайно. Но инициативных, творческих, с горящими глазами в библиотеке достаточно.

И эти люди занимаются вовсе не тем, что обычно представляют в книгах и фильмах. Вместо чтения в свое удовольствие библиотекарь работает в АБИС, расставляет книги на стеллажах в соответствии с принятой расстановкой, занимается отчетами и таблицами, закупает необходимую литературу на весь вуз, участвует в проектах и грантах, консультирует преподавателей и студентов по вопросам публикационной активности и корректности оформления научных работ, придумывает и готовит выставки, организовывает мероприятия и многое другое… А еще — работает с читателями, которым нужны не только ответы на свои вопросы, но и внимание, поддержка, дружеская улыбка, совет, помощь.

Все это лишь часть ежедневной работы. В этой череде дел часто не остается времени на свободное чтение — столько велика нагрузка.

Библиотеке пришло время избавиться от стереотипа о своем безделии и от стереотипа о своем облике.

Сейчас библиотека — информационный и досуговый центр, культурное сердце вуза, колледжа, района, города. Трансформации «прочь от стереотипов» уже давно начались — осталось только умело заявить о своем изменившемся имидже и предстать перед читателями и посетителями в обновленном образе, столь соответствующем действительности.

Источник: lala.lanbook.com

Уместно ли в библиотечной среде обилие украшений и яркая косметика у библиотекаря

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Читайте также:
Как выглядит гематит камень в украшениях

Но словосочетание «имидж библиотекаря» для многих из нас по-прежнему звучит непривычно. Имидж отражает впечатление, которое производит его носитель. Но впечатление — это бытовой, а не научный термин. Итак, все-таки имидж — это мнение. Ваше мнение о данном человеке, о данной профессии.

Считается, что имидж — часть действий публичных людей. Тем более это должно относиться к представителям библиотечной профессии. Кто, как не библиотекари, ежедневно общается с большим количеством людей? Смело можно говорить о том, что они — публичные люди.

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно — библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.

Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.

Да, народная мудрость утверждает, что скромность украшает человека. Но она украшает именно человека, а не профессию.

Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, т.е. внешнему виду, называют «габитарным имиджем». У школьных библиотекарей он на низком уровне. И, наверно, главный враг на данном пути — низкая самооценка. Постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» — то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой школьный библиотекарь!» Как же жива в нас это «простая советская женщина».

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда должна соответствовать нашей внутренней культуре, зависеть от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. Костюм библиотекаря — это костюм деловой женщины, имеющей свой стиль. Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме.

Источник: www.sites.google.com

Имидж библиотекаря

Главная задача имиджа — показать наряду с компетентностью готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление. Многим людям удается преподнести себя лучше, чем другим.

Читайте также:
Зеленые листочки для украшения торта что это

Вы когда-нибудь работали с человеком, который всегда оказывается в нужном месте в нужное время и всегда делает то, что нужно в данный момент? Это и называется эффективный самомаркетинг. И ни о каком имидже не может идти речь, если человек не обладает профессиональным образованием.

В работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. Таким образом, на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.

В разные времена представление о библиотекаре было неодинаковым. Оно во многом зависело от состояния и значения библиотечного дела в обществе. Для определения места библиотекаря в областях социально-коммуникационной деятельности проводились исследования деловых качеств работников этой профессии.

По материалам исследований был составлен «идеальный «Деловой портрет библиотекаря», в котором акцент сделан на наиболее значимые психологические качества. К ним относятся: внимание, настойчивость, дисциплинированность, память, уравновешенность, коммуникативность, активность, четкая грамотная речь, умение логически мыслить. Нельзя все знать, но можно и должно знать, в каком направлении нужно двигаться, чтобы найти нужную информацию. Необходимо обладать профессиональным «чутьем».

Деловые качества: высокое качество работы, повышение профессиональных знаний, творческий подход к работе, умение принимать профессиональные решения. Умение сориентировать читателя в большом массиве информации — показатель высокой квалификации и культуры библиотечного работника.

Новые технологии создания электронных информационных продуктов, потенциал и потребности Интернет-пространства демонстрируют необходимость профессиональной миграции библиотекарей в новые сферы деятельности, расширение, а не сужение поля деятельности. Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо.

Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникаций, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям.

Библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей.

Постоянное повышение квалификации библиотекаря-библиографа становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, определяющее её качество. Известный российский книговед Н.А. Рубакин отмечал: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». Имиджмейкеры и психологи относят профессию библиотекаря к категории женщин-консультантов и считают, что они должны обладать следующими качествами: профессионализм, компетентность, внимательность, общительность, доверительность, готовность к помощи.

Читайте также:
Сколько украшений можно перевозить через границу

Обнаружилась значимая связь между тем, как одет консультант, и оценкой клиентами его внимательности, искренности, компетентности, доверием к нему, а также с повторным желанием его видеть.[8.c.23] Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда должна соответствовать нашей внутренней культуре, зависеть от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста Костюм библиотекаря — это костюм деловой женщины, имеющей свой стиль.

Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме. Правильно выбранный стиль одежды помогает свободно себя чувствовать, быть уверенным в себе. В деловом костюме важную роль играют прическа, бижутерия. Даже самый талантливый и профессионально подготовленный, но неопрятно причесанный библиотекарь не вызовет симпатии у читателей. Не должно быть много ярких украшений.

Коллеги должны с уважением относиться не только к пользователю, но и друг к другу. Еще недавно библиотекари, просто хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, сегодня же библиотеки и библиотекари нуждаются, выражаясь присущей менеджменту терминологией, в активном маркетинге самих себя и доказательстве того, что библиотекарь играет ключевую роль в учреждении. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли библиотеки в жизни общества. В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить имидж своей профессии как распространителей информации и информационных консультантов. И в этом свою роль должна сыграть реклама.

Библиотекари должны быть «громогласными», «приметными» в обществе, если это в интересах дела, осознать и уметь доказать, что они знают об информации больше, чем кто-либо другой. При всем этом главной задачей должно остаться качественное обслуживание пользователей. Читатели судят о библиотеке, прежде всего, по ее сотрудникам, с которыми они соприкасаются по работе. Знания, умения, навыки, целевые установки работников библиотек являются теми факторами, от которых зависит успешное функционирование библиотеки, качество предоставляемой информации.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
Загрузка ...