Употребление во время и к месту украшений речи это

Если поднапрячься и извлечь из памяти уроки русского языка, можно вспомнить, что выразительные средства украшают и проясняют речь, помогают говорящему рисовать картинки и образы. А образность — это один из главных инструментов оратора. Иначе говоря, речь будет скучной и пресной, если ее не приправить выразительными средствами.

Вот далеко не полный их список: метафора, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв (восклицание), цитирование, перекрещивание (хиазм), повышение напряжения, противопоставление (антитеза), промедление, неожиданность, намек, описание (парафраза), преувеличение (гипербола), кажущееся противоречие (парадокс), мнимый вопрос (риторический), переименование (синекдоха).

Готова поспорить, вас напугал этот хоть и не полный, но весьма внушительный список, и вы уже собираетесь закрыть эту статью. Подождите! Конечно, полезно изучить их все. Но для начала можно вооружиться самыми необходимыми и часто употребляемыми средствами. Давайте сделаем это прямо сейчас!

СЕКРЕТЫ ВЕЛИКИХ ОРАТОРОВ | Джеймс Хьюмс

Только помните, что все вместе их использовать не стоит — всё хорошо в меру. Поговорка «Кашу маслом не испортишь» не про этот случай.

Пример и сравнение

Важнейшее правило гласит: всё абстрактное нужно представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, а также образов и коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок (например, ваша аудитория — малыши), то речь должна быть особенно наглядной.

Сравнения и примеры вносят ясность. Они — как мостики между новой информацией и уже известным нам фактом. Эта связь (мостик) и помогает пониманию. (Кстати, найдёте краткое сравнение в этом абзаце?)

Если я скажу: «Ростовская область большая и занимает примерно 101 тысячу квадратных километров», — вряд ли это о чем-то вам скажет. А если употреблю сравнение: «Ростовская область достаточно велика: ее площадь почти равна площади Греции (132 тыс. кв.км) и гораздо больше Латвии (64,5 тыс. кв.км)». Так звучит впечатляюще, правда?

Читайте также:
Украшение новогоднего стола своими руками в домашних условиях фруктами

Отсюда правило: понятия и цифры ВСЕГДА делаем наглядными.

Наряду с развернутыми сравнениями используют сравнения краткие. «Предприятия нашей экономики, как увядшие листья, лежат на земле», — изрек однажды пример такого сравнения известный оратор Франклин Рузвельт.

Метафора

Метафора — особая форма сравнения, работающая также по принципу «неизвестное соединяется с известным».

Конечно, метафоры не создаются искусственно. Они приходят на ум, когда у нас есть опыт наблюдения за явлениями природы, отношениями между людьми, жизнью вообще.

Почему нужно использовать их в речи? Как правило, яркие метафоры остаются в памяти людей.

Но с ними нужно обращаться аккуратно, т.к. они могут разрушаться. Такое случается, когда оратор допускает логическую ошибку или смешивает два несовместимых образа. «Зуб времени уже осушил много слез», — закончил надгробную речь один оратор, чем и вошел в историю.

Короткие рассказы

Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты — все это разнообразит речь, вдыхает в нее жизнь.

Особенности употребления деепричастий в речи

Еще хорошо действуют подробности. «Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание абстрактно. Но подробности и конкретный пример творят чудеса: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более 1 миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что болел и питался кашей и картофельным пюре».

Сухие факты или описание событий можно выразить через диалог. Прямая речь всегда оживляет.

Очень ярко продемонстрировал это доклад британского политика Ллойда-Джорджа, произнесенный в начале Первой мировой войны. Вместо скучного описания политической ситуации, политик разыграл мини-спектакль, в котором каждое государство рассказывает о своих мотивах и планах: «Бедная маленькая Бельгия говорит: «Мне не нужно никаких французских корпусов, я полагаюсь на обещание кайзера»…» И всё в таком духе.

Еще один «оживляющий» прием: все события из прошлого переносить в настоящее время. Не: «Пять лет назад я шла по улице и увидела его». Лучше сказать: «Это было пять лет назад. (а дальше продолжить повествование, как будто ты переживаешь всё заново, здесь и сейчас) Иду я после работы и вдруг вижу его».

Повтор

Он особенно важен в ораторском искусстве и используется для привлечения внимания к основной мысли. Благодаря этому важная информация не тонет в зыбучих песках речи, а закрепляется в памяти слушателей. «Повторение — мать учения», — твердили нам учителя, и ведь не зря!

Читайте также:
Хвойные украшения своими руками

Основных видов повтора много, и смысла разбирать их сейчас нет. Стоит только сказать, что дословный повтор только что сказанного хорош при восклицании. Но в целом, с ним нужно быть аккуратным: его частое употребление может создать эффект «зомбирования», из-за чего пропадают искренность речи и доверие аудитории.

Призыв (восклицание)

Обычно им пользуются под занавес своего выступления, когда хотят добиться от слушателей каких-то действий.

«Так давайте исправим ситуацию, друзья!» И если Вы действительно хотите, чтобы «друзья» это сделали, не призывайте часто. От этого волшебное действие этого приема исчезает.

Перекрещивание (хиазм)

Очень повышает убедительность и наглядность. Это расположение четырех членов предложения крест-накрест. Фраза Станиславского «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве», — всем известный пример хиазма.

Промедление (запаздывание)

Самый настоящий возбудитель любопытства слушателей. Когда главную мысль мы не раскрываем сразу, а немного оттягиваем момент. Например, только намекаем на решение проблемы. В зале повисает ожидание, все разгадывают ребус: что же будет дальше?

Правда, есть одно НО: прием работает, если оратор до этого уже завоевал внимание аудитории.

Цитирование

Некоторые ораторы любят украшать свою речь множеством цитат и не уйдут, не обрушив на слушателя припасенный список мирового кладезя мудрости. Цитаты — это прекрасное средство! Только они непременно должны быть к месту, и их количество не должно раздражать.

«Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза», — изрек в тему врач и философ 16 века Парацельс.

И, наконец, риторические вопросы. Как же без них?

Это вопросы, ответа на которые не ждут. Но, задавая их, оратор стимулирует слушателя к размышлению и ставит его во взрослую позицию, говорит честно и на равных.

Только, использовать этот, как, впрочем, и остальные приемы, нужно так, чтобы аудитория самостоятельно догадывалась, что имеется в виду.

В общем, будьте проще в прямом смысле слова. И помните закон психологии масс: уровень интеллекта аудитории всегда ниже уровня интеллекта каждого человека, ее составляющего.

Источник: cross-club.ru

✅ Риторика 98 вопросов СИНЕРГИЯ МТИ 2022 (Решение → 13592)

Риторика возникла в …Риторику начали рассматривать как ложную по существу науку о словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение, в …Азианское красноречие возникло и очень ценилось в …Светское красноречие не было востребовано,

Библиотека Ирины Эланс, основана как общедоступная библиотека в интернете. Онлайн-библиотеке академических ресурсов от Ирины Эланс доверяют студенты со всей России.

Библиотека Ирины Эланс

Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной ссылки на сайт:

Читайте также:
Украшения из сахара для торта своими руками

Ирина Эланс открыла библиотеку в 2007 году.

Источник: student-files.ru

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», которые научат захватывающе и убедительно выступать перед публикой.

Фото автора Виктория Шилкина

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Слушайте 10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую на Яндекс.Музыке

Виктория Шилкина
Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

Читайте также:
К чему снятся женщине украшения

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Читайте также:
Как сделать дерево для украшения торта

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

  • Как изменить свою речь, чтобы казаться более уверенным
  • 8 мифов о публичных выступлениях
  • 6 секретов сильного публичного выступления от эксперта TEDx

Источник: lifehacker.ru

Рейтинг
Загрузка ...