Вид деятельности: изображение на плоскости.
Учебная проблема: композиция.
Тема урока : «Орнамент в полосе»
Цель урока : создание орнамента в полосе с использованием растительных элементов, и с последующим цветовым решением узора.
1. обучающая: предоставить учащимся сведения о ритме, композиции в полосе, равновесии главного и деталей; прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре; учить находить верное цветовое сочетание.
2. развивающая: развивать изобразительные навыки, творческие способности, мышление, чувство цвета, зрительную память.
3. воспитывающая: воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.
Оборудование для учителя:
1. книги, иллюстрации с использованием орнаментов, растительных элементов, стилизованных растений и цветов.
Оборудование для учащихся:
2. кисти тонкие и толстые.
4. баночка для воды.
Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 6. «Орнамент как основа декоративного украшения».
5. карандаш и стерка.
План урока :
1. организационный момент (2-3 мин.)
2. объяснение нового материала (13 мин.)
3. практическая часть (25 мин.)
4. подведение итогов (5 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку, назначение дежурных, проверка отсутствующих.
II. Объяснение нового материала:
Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент?
(Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния).
Как вы считаете, для чего нужен орнамент?
(Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее).
Показ мультимедийной презентации и беседа.
Какие бывают орнаменты?
(растительные и геометрические)
Орнамент можно располагать в круге, в квадрате, в полосе.
Орнаментом украшают посуду, одежду и многое другое. Например, платки и косынки, сумки, стены и окна домов, и всевозможную домашнюю утварь, (попутно объясняется детям слово «утварь»- означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду— емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь — традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)
Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию, и только потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.
Теперь для вашего рассмотрения предлагаются всевозможные растительные элементы, стилизованные растения и цветы, которые после продумывания композиции, компонуются на заданном формате.
III. Практическая часть:
Целью вашего практического задания и будет являться составление орнамента в полосе с использованием растительных элементов и с последующим цветовым решением.
Давайте еще раз повторим с вами основные ключевые моменты выполнения орнамента : ваш лист бумаги должен иметь форму полосы (отмеряем линейкой от каждого угла листа 6 см., и проводим 2 линии); далее, делим нашу полосу на равные части; затем, вы продумываете композицию; далее эту схему вы заполняете придуманными вами растительными элементами. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. Затем приступаем к росписи, которую я посоветую вам начать с перекрывания листа или определенных его частей легкой прозрачной краской, не забывая о том, что должно соблюдаться и цветовое равновесие.
УРОК ИЗО ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ ️
Подождите, пока ваш рисунок высохнет полностью. Далее переходите к росписи более мелких деталей. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур — соблюдение цветового ритма.
На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).
Желаю вам творческой удачи!
IV. Подведение итогов:
Устраивается просмотр (дети раскладывают свои работы на парте, проводится анализ рисунков, выставляются оценки).
Публикации по теме:
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Весна наступает — насекомые к нам прилетают» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: декоративно-прикладная («оригами» с элементами аппликации). Учебная.
План-конспект урока по изобразительному искусству «Птица Феникс» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: рисование по памяти и представлению. Учебная проблема: цвет. Тема.
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Источник: www.maam.ru
Конспект урока «Орнаменты» 5 класс
Знакомство с различным и узорами и использование их человеком.
Расширить представление об орнаменте, его видах, элементах,
назначении, п рименении;
Закрепление умений в выполнении и применения узора в различной
технике раб от.
Создать у словия для форм ирования нав ыков выполн ения ра бот.
Развивающая
Развивать творчес кую активность, эстетически й вкус,
воображение, пам ять;
Развитие ини циативы и ин дивидуаль ности у чащихся.
Умение действовать рациональн о с учетом на копления опыта.
Воспитывающ ая
Воспитывать нравственно — эстетическ ое отношение к миру и
Уважение к на родным тра дициям, ку льту ры труда и тру долюбия.
Воспитание коллективист ических качеств, взаимной помощи и
вежливости.
знать принципы п остроения и повторения о рнамента ;
развивать навы к построен ия композ иции и сюжет а;
воспитывать бе режное отнош ение к об ъектам народно го творчества.
Методы обучени я:
беседа, рассказ, практическая р абота, демонстрация, работа с
наглядным мате риалом.
Повторяемый материал, актуализирующ ий опорные знания и умения
Орнамент — узор, осн ованный на п овторе и черед овании элем ентов,
Особенности вы полнения узора в поло се.
Выполнение у зора, на предмете бумажн ой коробки.
Применение ТСО, ИКТ: компью тер, проектор.
Оборудовани е:
для учителя: компьютерная презентация, объекты ДПИ — полотенца,
деревянная ра списная посу да.
для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой , тряпочки, бумажные
I. Организация класса. Под му зыку гу слей.
Учитель: Здравств уйте, ребят а! Садитес ь.
Во времена был инные старо давние. Собирался ку пец в страны
дальние. За товар ами за чу десными. С доче рью простился и с
такими речами к ней обр атился.
ученик. Что привести тебе доченька мат ерии узорно й или
шкатулки распис ной?
ученица. Чт о привезешь, ты мне всему рада бу ду.
Долго ли, мало ли прошл о времени с т ого дня и привез он дочери
во лшебный мешоч ек с подарка ми.
Каждый из ребят не глядя, выби рает пода рок и отгад ывает.
Все предмет ы это декоративн о — прикладное иску сство.
Подготовка учащихся к в осприятию нового учебн ого
Цель: актуализ ация знани й и практ ических умени й и навыков,
являющихся опор ой.
Учитель: Мы с вам и знаком ились ране е с у зорами в полосе, в
которых че редовались растительные э лементы, посмот рим и
вспомним Сегод ня мы бу дем учиться выполн ять орнамент на
Чтобы наш орнаме нт полу чился крас ивым и правильным, нам
нужно вспом нить, что так ое узор, или орнамент, к ак он соз дается.
Мотивация к деятельности.
Цель: мотивировать учащих ся на изу чение темы
Декоративно — прикл адного иску сства
Из чего состоит н аш волшеб ный мешоче к.
Практическая р абота
Цель: формир овать у мение принимать у чебную задачу.
Сообщение пла на работы.
– А как вы ду маете, что м ы будем делать с вами на у роке в
практической част и? (рисовать орнам ент).
Цель нашего у рока — это составле ние орнаме нта на бумажн ой
шкатулке и разд елочной дос ке .
— Вот и мы сег одня побу дем в роли мас теров народ ного творчества,
постараемся соз дать свою ра боту, вл ожить ду шу и любовь.
Несложно орн аменты нарисовать:
Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.
И вот уже виден орнамент в рисунке,
И вот уже звёздоч ки ярко г орят.
А также листо чки и лин ии можно,
И птиц, и зверюшек . Поверьте, друзья!
Придумать орнамент ы вовсе несложн о,
И лишь без фанта зии в это м деле нельзя!
— Теперь можно присту пить к самостоят ельной раб оте выполнения
орнамента. 23сла йд
Не забываем!
Орнамент – после довательное повт орение отдель ных у зоров или
групп у зоров. Композиция – это о бъединение элеме нтов
изображения в одно ху дожественное це лое, имеюще е единую
форму и содер жание. Необхо димым у словием успеха вы полнения
декоративного орнамента явля ется при менение л инии симметр ии и
ритма. Симметр ия — это соразмер ность, пол ное соответств ие одной
половины целого дру гой половине. Рит м – это равномерное
чередование, ка ких — либо элемент ов в декоратив ном иску сстве.
Чтобы создать о рнамент надо знать при нцип его пост роения.
Учащиеся ра ботают. Учитель осу ществл яет контроль.
Дети выбирают по желанию тех нику выполнения ор намента
Пластилин на бу маге ко робки
Акварель на бу маге коробк и
Гуашь на раздел очной до ске
Под музыку дети выполняют ра боты
V. Оценк а результатов деятельнос ти
Цель: у чить давать эмоци ональну ю оценку деятел ьности класса на
уроке; оценив ать совместн о с у чителем или однокласс никами
результат своих действий, внос ить соот ветству ющие коррективы.
(Все работы в ывешиваются на доск е)
– Ребята, какие к расивые ш катул ки полу чились. Видите, ка к
важно уметь работать.
Теперь надо св ою работу проверить и о ценить. Для этог о
посмотрите: — соста вляют ли ваши р исунки о рнамент, какой
орнамент; — аккурат на ли ваша ра бота. Ра зберите ваши рису нки и на
обратной ст ороне покажите, к ак вы оце ниваете свою работу.
Мои юные масте ра, я вас благодарю за н аш урок и желаю, чтобы
вы всегда ценил и не только св ой тру д, но труд дру гих
VI . Итоги урока
Что узнали ?
Чему научились ?
Где можно прим енить?
Какое ваше настр оение?
Спасибо за у рок!
— уборка рабоч его места.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
ИЗО — еще материалы к урокам:
- Конспект урока «Звери и птицы» 3 класс
- Рабочая программа ИЗО 1 класс 2016-2017 уч. год
- Конспект урока «Пейзаж» 3 класс
- Презентация «Горы. Рисование пейзажа. Понятие о фоне» 1 класс
- Конспект урока «Морское царство» 5 класс
- Конспект урока «Фонари на улицах города и парках» 3 класс
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 9-12-2015, 12:14 Проект «Орнаменты и узоры на посуде» 2 класс
- 1-08-2015, 10:27 Презентация «Математика вокруг нас. Геометрические орнаменты на
- 28-07-2015, 15:05 Презентация «Узоры и орнаменты на посуде» 2 класс
Источник: uchitelya.com
Конспект занятия в дополнительном образовании по декоративно-прикладному творчеству. Тема «Орнамент»
Появился орнамент в глубокой древности — несколько тысячелетий назад. Люди, украшая различные предметы, заметили, что при чередовании рисунков сил затрачивается намного меньше, чем, если изображать каждый раз что-то новое. Стали использовать подобное чередование в украшении одежды, предметов быта. Большую роль в построении орнамента играет цвет.
Сочные и живые краски улучшают настроение, вызывают чувство радости, мрачные — угнетают. Орнаменты бывают плоскостные (украшение на плоской поверхности) и рельефные (украшения, выполненные на дереве, кости, камне, металле).
Орнамент придает любому изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. А форма у предметов бывает разная. В результате появились различные виды орнамента.
Виды орнамента
1.Бесконечный орнамент (ленточный, в полосе) имеет форму ленты, располагающейся в одном направлении (вертикальном или горизонтальном). В бесконечном орнаменте можно четко выделить ритмическую единицу — четкое чередование одного и того же элемента узора. Таким орнаментом оформляют края предмета (наличник окна, ворот рубашки, край шкатулки, обои). Показ иллюстраций по теме.
Работа по построению бесконечного орнамента на доске и в тетрадях.
Подготовленную для орнамента полосу педагог и учащиеся разбивают на равные квадраты или прямоугольники. Деление полосы выполняют пунктирными линиями, которые после выполнения орнамента стирают. Каждую часть разбитой полосы заполняют каким-либо повторяющимся элементом узора. Эти элементы должны быть одинаковыми по размеру, цвету, форме.
Можно чередовать два или три выбранных элемента. Например, заполнить каждую часть полосы красным треугольником или чередовать цветок и листик.
2. Замкнутый орнамент выполняется на предмете определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник). Отличается симметричным построением узора. Используется для украшения платков, шкатулок, ковров, потолков, тарелок. Показ иллюстраций по теме.
Работа по построению замкнутого орнамента (в квадрате).
Подготовленный для орнамента квадрат (сторона квадрата – 5 см) педагог и учащиеся разбивают на линии помощники — оси симметрии, которые после выполнения узора нужно будет стереть. Затем выполняют симметричный узор. Например, в центре квадрата изображают цветок с листочками, а по углам квадрата изображают листочки, расходящиеся в разные стороны. Узор раскрашивают.
3. Сетчатый орнамент выполняется на основе сетки. Ячейки сетки могут иметь разную форму в принципе, но одинаковую форму для определенного орнамента. Используется сетчатый орнамент для украшения обоев, линолеума, ковров, платков. Показ иллюстраций по теме.
Работа по построению замкнутого орнамента.
Педагог и учащиеся выполняют сетку-основу. Заполняют каждую ячейку сетки одним и тем же элементом узора. Узор должен быть одинаковым по размеру и цвету. Например, сетка — основа из квадратов, и в каждом квадрате размещено изображение цветка.
Игра «Определи вид орнамента».
3.Практическая работа
Выполнение закладки, украшенной бесконечным орнаментом. Показ образца изделия.
Анализ изделия.
1. Из какого материала выполнена основа закладки, детали?
2. Какой вид орнамента использован для украшения?
3. Какие цвета лучше подойдут для оформления изделия?
Порядок выполнения работы.
1. Подобрать для работы картон и бумагу.
2. Разметить на картоне с помощью чертежных инструментов основу закладки – прямоугольник, вырезать ее.
3. Из цветной бумаги вырезать элементы узора. Узор выбрать по собственному замыслу.
4. Наклеить детали узора на основу, соблюдая принцип построения бесконечного орнамента.
5. Высушить закладку под прессом.
Повторение ТБ при работе с ножницами и клеем.
Выполнение работы.
Уборка рабочего места.
4.Подведение итогов.
С каким видом декоративно-художественного оформления вы сегодня познакомились? Что такое «орнамент»? Что можно украсить орнаментом? Какие виды орнамента вы можете назвать?
Источник: ped-kopilka.ru