В качестве украшения незамужние девушки между прядями волос вплетали в косу это

Многие века женщины на Руси носили только длинные волосы. Илишь в начале прошлого века, когда повеяло эмансипацией, некоторые из них стали носить короткие стрижки. С чем же это связано? Дело в том, что волосы для русских всегда имели особый, сакральный смысл.

Значение кос

Все русские женщины, независимо от возраста и сословия, носили косы, и по ним можно было определить их статус. Так, девочкам с семи лет заплетали косу из трех прядей, символизировавшую триединство. У славян это были три мира – Явь, Правь и Навь, а у христиан – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Заплеталась коса строго по направлению позвоночника, так как наши предки считали, что именно через хребет человека наполняют жизненные силы.

Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетали ленты и другие украшения. Замужние женщины должны были носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной. Одна коса символизировала, что женщина вверяет себя Богу, вторая – мужу. Существовала также примета, что если замужняя женщина будет носить одну косу, она может овдоветь.

Жгут из волос.Косы.Плетение.Простые прически

Замужние должны были закрывать косы кокошником или повойником. Фольклористы считают, что это делалось в защитных целях, чтобы женщина, входя в чужой род, не могла повредить ему своей магической силой, сосредоточенной в волосах. Таким образом в браке она становилась собственностью мужа.

Коса символизировала женскую честь. Даже просто дернуть девушку за косу считалось оскорблением для нее. Оскорбительно для женщины было и сорвать с нее головной убор. А если кто-то отрезал у девушки или женщины волосы, то мог заплатить солидный штраф. Обрезать женщинам волосы разрешалось разве что при монашеском постриге, и то обычно ограничивались одной или несколькими прядями.

Иногда девушка или женщина самостоятельно обрезала себе волосы. Например, она могла сделать это в память о погибшем муже или женихе. Такой поступок указывал на глубокую скорбь и нежелание больше выходить замуж.

В каких случаях волосы девушке или женщине могли обрезать насильственно? Например, если она расставалась с невинностью до брака, если ее обвиняли в чем-то неблаговидном – скажем, в колдовстве. Обрезать косу могла и ревнивая соперница.

Читайте также:
Ружье вещь благородная притом и украшение в комнате приятное самая любопытная забава

Кроме того, в отдельных регионах существовал обычай, когда девушке отрезали косу перед вступлением в брак, после чего она дарила ее суженому, а сама начинала отращивать новую. Это символизировало, что она отныне вручает свою жизнь мужу.

К тому же, девичья коса жены служила, по поверьям, оберегом от сглаза и несчастий. Воины часто брали ее с собой как талисман, отправляясь сражаться с половцами и печенегами. Зато враги, ворвавшись в поселение, нередко отрезали женщинам волосы – в знак покорения.

В XV—XVI столетиях новгородское духовенство пыталось бороться с языческим обычаем бритья головы замужними женщинами.

Сила волос

Почему же женским волосам на Руси придавали такое значение? Российский этнограф Нина Ивановна Гаген-Торн полагает, что славяне издавна связывали женские волосы с идеей плодородия и половой силы, и приписывали им магические свойства.

Как заплести косу рыбий хвост

Распускать волосы дозволялось во время языческих празднеств, например, праздника Ивана Купалы, когда необходимо было проявление этой самой силы. При родах женщины также снимали головной убор и распускали волосы, чтобы облегчить процесс.

В Орловской губернии во время сложных родов женщины держали собственные волосы во рту. В Вятской губернии они глотали волосы, чтобы вышел послед. Хотя современные медики считают, что это действие просто вызывало рвоту, и таким образом удавалось добиться желаемого результата.

Также в Орловской губернии было принято перевязывать пуповину новорожденного прядью волос, срезанной с материнского виска – чтобы привязать ребенка к матери. В Сарапульском уезде Вятской губернии существовал еще и такой обычай: если у ребенка «зацветет» рот, мать должна обтереть его своими волосами.

Ритуал расчесывания

Расчесывание женских волос представляло собой целый ритуал. Считалось, что эта процедура поможет восстановить утраченные жизненные силы. Малышкам имели право расплетать косы и расчесывать волосы только родители.

Взрослые девушки или женщины либо расчесывались сами, либо позволяли это делать матери, сестре или другой близкой родственнице, в крайнем случае – своему мужу или избраннику. Необходимо было провести гребнем по волосам не менее сорока раз. Понятно, что при остриженных волосах ритуал не имел бы смысла.

«Проводники» жизненной энергии

Еще у древних славян существовало поверье, что остричь волосы означает забрать силу человека. Считалось, что такой человек ослабнет, будет болеть и может даже умереть, а также уязвим для злых сил. Так, остриженные волосы могли попасть в руки какому-нибудь колдуну, который мог навести порчу.

Волосы использовались в приворотах, а если птицы вили из них гнездо, то это могло повлиять на состояние бывшего владельца волос. Поэтому если волосы все же остригались, их рекомендовалось сжигать в печи. Это касалось и волос, которые оставались после расчесывания.

Читайте также:
Украшения великолепный век отзывы украшения

Суеверия современности

В наши дни сохранилось довольно много поверий и примет касательно волос. Так, нельзя остригать волосы самостоятельно, бросать состриженные или вычесанные волосы в воду, а также вообще их выбрасывать – нужно хранить их в надежном месте. Не рекомендуется стричь волосы беременным женщинам: в старину считалось, что тогда ребенок родится мертвым.

Девушки или женщины должны стричься только по «женским» дням – в среду и пятницу и делать это можно только на убывающей луне. Все эти суеверия унаследованы нами от предков.

Источник: dzen.ru

6 причин, почему девочкам на Руси заплетали только одну косу

Много лет на Руси локоны, заплетенные в косы, были единственной прической для женщин всех возрастов и сословий. «Русская краса – с лентой длинная коса»: так издавна считалось на Руси. Популярность подобной прически крылась не только в поверьях, но и в бытовых вопросах.

Нехватка времени

С юных лет и до замужества волосы девочек туго сплетали в простую косу из трех прядей. Стричь младенца в годовалом возрасте, как сейчас принято в большинстве семей, было недопустимо, ведь волосам приписывались защитные функции и роль оберега.

Исключительное право имел священник, когда совершал таинство Крещения. Кроме того, локоны, собранные в косу, дольше сохраняли чистоту. Такая прическа требовала минимального ухода и времени для ее создания, а это особо важно, ведь у матери было много других дел.

Подрастающая девочка была маминой помощницей и в доме по хозяйству, и в поле на сенокосе, и на скотном дворе. Поэтому о том, чтобы выделить время для своей внешности, не было и речи. Прическа должна была быть лаконичной, аккуратной и практичной.

Коса росла вместе с девочкой и ко времени замужества обычно была до пояса.

Жизненная сила

Расчесывание волос было сродни священным ритуалам, ведь считалось, что в локонах таится женская сила. Прочесывание прядей гребнем восстанавливает жизненную энергию. Чтобы ее сохранить, нужно заплести волосы в косу. Поверья гласят, что в ней заключена мудрость и сила женщины.

Коса свисала ровно вдоль позвоночника – именно через хребет, как считали встарь, происходит наполнение жизненными силами. Волосам, собранным в прическу «тремя лучами», приписывалась связь с высшими силами.

Распущенные волосы были признаком слабости или болезни. Расплетать косу девицам позволялось только в бане или на некоторых языческих праздниках. Большим позором для девушки и всей ее семьи было вовсе лишиться косы. Исключение составляли только те женщины, которые под влиянием каких-либо жизненных ситуаций уходили в монастырь и принимали постриг.

Читайте также:
Украшение с алмазкой что это

Эталон женской красоты

Длинная толстая коса считалась эталоном красоты – если волосы густые и блестящие, значит, их обладательница здорова. В стародавние времена понятия «красота» и «здоровье» были тождественными: коль девица белолица, румяна, черноброва, хорошо сложена и с гладко зачесанной плотной косой – она будет отличной хозяйкой и выносливой работницей.

Самой красивой считалась та, чья коса была длиннее всех, поэтому девушки старались тщательно ухаживать за своими волосами, втирая в корни змеиный жир, ополаскивая травяными отварами и настоями, чтобы ускорить рост. До наших дней дошел старинный свадебный обряд: давая обет любви и верности, новоиспеченный муж выкупал косу своей молодой жены у ее семьи.

Девицы на выданье, которым меньше повезло с густотой волос, шли на хитрость и вплетали в косу конский волос, чтобы сделать ее толще и этим завлечь женихов.

Символ девичества

«Трехлучевая» коса была верным признаком девичества и чести. Такую прическу девицам положено было носить до самого замужества. Заплетание волос для девочки означало приближение к брачному возрасту, а он на Руси был очень ранним.

Этот период совпадал и с обновлением гардероба маленькой красавицы – детские рубашки передавались младшим членам семьи, а девочка получала первую женскую одежду.

Женская прическа могла измениться только со сменой семейного статуса.

Вплетение ленты

Различия в плетении и украшении прически могли многое рассказать о ее обладательнице. Девушки на выданье вплетали в волосы атласную ленту, золотые нити, бусы. Появление ленты в волосах означало, что потенциальные женихи могут засылать сватов.

Появление двух лент, вплетенных не от начала, а с середины косы, говорило о том, что сердце девушки уже занято, а на ее руку уже есть желанный претендент. Вторая лента подтверждала также родительское благословение на брак – это служило сигналом для остальных ухажеров о том, что их старания тщетны.

Обряд расплетения косы

На девичнике перед свадьбой подружки невесты расплетали одну ее косу и заплетали две. Этот процесс сопровождался обрядовыми песнями и рыданиями как самой невесты, так и ее окружения.

Если одна девичья коса символизировала связь ее обладательницы с Богом, то разделение на две говорило об энергетическом единстве с новоявленным супругом и поддержании здоровья будущего потомства.

Замужняя женщина не имела права носить одну косу, но теперь выбор прически становился более широким: две косы оплетали голову и крепились в виде короны или завязывались в тугой узел.

Но обязательно прятались под головной убор. Теперь распущенные волосы своей жены мог видеть только ее законный супруг – ему позволялось распускать косы и расчесывать их гребнем.

Читайте также:
Какие украшения для горчичного платья

На людях женщина должна была появляться только с покрытой головой – оголить волосы или, того хуже, распустить их в присутствии посторонних считалось постыдным. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься».

Источник: zagovormaga.ru

Коса в обрядах и поверьях славян

Коса

к оса это особый вид женской прически, представляющий собой волосы, сплетенные между собой. В старину одну косу носили молодые незамужние девушки и старые девы, а две косы полагалось носить замужним женщинам.

Для девочки коса олицетворяла собой переход из детства в более взрослую жизнь. Пока ей подрезали волосы, она была девчушкою, но как только ей плели косу, она становилась девушкой на выданье. Первое плетение косы совпадало со сменой одежды с детской на более женскую, с одеванием венка на голову, что означало достижение у девушки брачного возраста, т.е. тринадцати-шестнадцати лет.

В некоторых регионах сразу после рождения в семье девочки, плели соломенную косу и вкладывали в нее монетки. Такую косу вешали перед домом на дерево, чтобы девочка не знала бед и горестей до самого девичества.

Когда девочке заплетали косы крестные, пели:

Плетем тебя, милая косичка,

Для здоровья и силы крестницы.

Чтобы мы были такими ловкими,

Чтобы у нее косички были длинными.

В пятилетнем возрасте волосы девочки сплетали крестом: брали пряди волос спереди, с затылка, после чего по очереди с правого и левого уха. Их связывали посередине, при этом приговаривая:

Как связаны волосы, так чтобы парни вязались.

Лента, вплетенная в косу, означала, что девушка готова к замужеству. Как только проходило просватанье, лента вплеталась только в половину косы, а уже к ней прикреплялся и сам знак просватанья – широкая длинная лента.

Толстая длинная коса являлась предметом особой заботы и гордости каждой девушки. За ней тщательно ухаживали, ее украшали и считали, что чем у девушки длиннее коса, тем она ответственнее, заботливее и лучше.

В народном фольклоре существует множество пословиц, поговорок и песен, посвященных косам:

Коса – девичья краса.

У девушки без косы – нет красоты.

Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся — дочка, маму слушайся.

Не расплетайте косы до вечерней росы — суженый придет, сам расплетёт.

Для того чтобы волосы были густыми и длинными, а косы тугими, в Юрьев День девушки выходили в чисто поле, чтобы расчесать свои волосы, под яблоню в Чистый Четверг. Накануне Рождества под подушку клали кусочек веревки, мыли волосы отваром из трав, называемых косица, плели венки из особых трах и носили их на голове, мыли волосы виноградным соком, приговаривая при этом:

Как растет виноград, так пусть растет и моя коса.

Огромную роль в свадебных обрядах, песнях и поверьях играла коса, являющаяся неизменным символом невесты. В Ярославле, например, косы плели из кудели, вплетая в нее еловые ветви, затем прикрепляли к углу дома, в котором жила невеста.

Читайте также:
Как сделать снеговика из яиц для украшения салата своими

Непосредственно во время проведения самого свадебного обряда прическа невесты менялась несколько раз. Косы расплетали, затем заплетали снова, их обрезали и «продавали» жениху. Таким образом, символизировалось заключение брака и соответственно изменение статуса девушки. Расплетение косы значило прощание с девичьей порой, а плетение двух кос, поверх которых надевался специальный женский головной убор, означал переход к замужним женщинам: За стол, когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина.

Две косы заплетали либо сразу после свадебного обряда, либо в доме жениха. Косы оборачивали вокруг головы невесты и убирали под чепец, повойник или под платок.

Иногда жених заплетал невесте правую косу, а сваха левую. Дружка, крестная, близкие родственники так же могли расплетать косу. Во время девичника, когда невесте расплетали косу, она причитала:

Не расплетайте мою косу русую, не увязывайте моей шелковой косушки.

После свадьбы женщине уже нельзя было носить на голове только одну косу, иначе она могла овдоветь.

Словом «коса» в старину называли прощальные посиделки невесты с подругами в канун свадьбы. Пропивать косу – угощение вином на следующий день после девичника; чесать косу – расчесывать и заплетать косу в канун свадьбы; выкупать косу – одаривать подарками родню невесты; продавать косу — получать за невесту выкуп.

Получение полной власти над женщиной символизировал обряд выкупа косы родственниками жениха. Брат невесты вынуждал жениха во время свадебного торжества покупать право находиться рядом с невестой.

Источник: www.krupenichka.ru

Рейтинг
Загрузка ...