Что такое финифть и в каком городе ее делают? Какой условный знак фабрики по изготовлению финифти?
комментировать
в избранное бонус up —>
Санит арный врач [44.6K]
4 года назад
Финифть — интересное слово, название народного промысла. Произошло это слово от греческого «смешивать» либо «блестящий камень» (версии историков разные). В русском языке это слово встречается с 10 века, обозначало византийские стекловидные украшения. Русская финифть начинает упоминаться с 12 века (киевские украшения из цветного стекла на металле), а позже в Великом Устюге, Костроме. Как массовый промысел финифть развивается только со второй половины 17 века в городе Ростове при правлении там митрополита Ионы III.
Финифть, как промысел, пришел в Россию из Европы, где в начале 17 века французский ювелир Жан Тутен использовал прозрачные огнеупорные краски широкой палитры, именно он считается родоначальником финифти в современном понимании этого слова. В России финифтью знаменит город Ростов, где она появилась в конце XVII века. Ростов принято считать родиной русской финифти, финифть — визитная карточка Ростова.
Достаем жемчуг из ракушки и делаем из него украшения
Самое точное определение финифти — это миниатюра (маленькое живописное изображение), выполненная эмалью (прозрачной краской) на металлической поверхности (чаще всего медной).
Под финифтью понимают металлические декоративные изделия, отличительной особенностью которых является яркое, многоцветное покрытие эмалью. Финифть может быть нательными украшениями (кольца, серьги, кулоны, браслеты), знаками отличия (значками, брелоками, медалями) а может быть и утварью (шкатулки, флакончики, вазы, посуда декоративно-прикладн ого назначения, настенные панно) и даже оружием.
Процесс изготовления финифти выглядит следующим образом:
Условным знаком для обозначения фабрики финифти в России можно считать цветок с буквой Ф — торговый знак ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть», присвоенный фабрике еще в 1985 году.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Костромской ювелирный завод. Как рождаются ювелирные шедевры
Золотое и серебряное дело — так в древней Руси называли ювелирный промысел. Не только архивные документы и письменные источники могут рассказать о прошлом отечественной культуры, обычаях и обрядах наших предков, о традициях народного искусства. Обычная медная пуговица или подвеска, или серебряный ковш с затейливой вязью могут быть не менее говорящими. Ювелирные изделия, хотя и принадлежат вещественному миру и имеют материальную ценность, несут в себе нечто большее: духовный опыт поколений, искавший до нас истину и красоту в этой жизни.
Украшения глазами разных социотипов. Часть 1
Удивительный факт, что Кострома — Ювелирная столица России, поскольку руда и минералы никогда не добывались в наших краях, а главная наша драгоценность — это золотые руки мастеров, их умения и навыки, душа и вдохновение, традиции и качество.
Беседка Островского — один из символов Костромы с 1956 года
Костромской Ювелирный завод — одно из крупнейших предприятий ювелирной отрасли, основан в 1939 году и успешно функционирует под девизом «Качество. Доверие. Традиции». Традиции производства передавались из поколения в поколение, и сейчас ювелирные шедевры нашего завода созданы с соблюдением наследия костромских мастеров. Несмотря на то, что XXI век — век передовых технологий и автоматизации производства, в процессе рождения ювелирного изделия, на каждом участке незаменим труд человека — настоящего творца.
Литейное производство — одно из древнейших ремёсел, освоенных человечеством. Основными способами получения отливок из бронзы и сплавов серебра и золота были литьё в каменные формы и литьё по воску. И сейчас основная технология производства массовых ювелирных изделий — литьё по выплавляемым моделям.
Эксклюзивная подвеска «Ключ от города»
Душа и вдохновение мастера, замысел, история, события, мир и любовь — вот что объединяет мастеров всех времён. И тогда, и сейчас, создатели, как волшебники, черпали идеи от природы, людей, чувств, путешествий и, конечно, сказок. Сказка — неотъемлемый жанр русского фольклора и литературы. Мы любим сказку во все времена, за присутствие чудес и волшебства в нашей жизни. И сегодня сказка находит отражение и в ювелирных изделиях нашего завода.
Эксклюзивные броши «По щучьему веленью»
Костромской Ювелирный завод — уникальное предприятие полного ювелирного цикла, где кроме художественной металлообработки есть собственное ручное ограночное производство камней. Природа подарила нам драгоценные минералы, а золотые руки мастеров подарили миру фантастические шедевры. Фантазийную ручную огранку повторить невозможно. Она, как картина — уникальная и единственная. Штучными изделия становятся от того, что имеют нестандартные вставки, а само украшение сделано с душой и любовью к миру и месту, где живёшь и творишь.
Эксклюзивная брошь «К Родным берегам»
Ни для кого не секрет, что во все времена, во всех ремеслах и промыслах, особую ценность имеют эксклюзивные, единичные изделия. На Костромском ювелирном заводе над неповторимыми ювелирными шедеврами трудится отдельная уникальная группа ювелиров-мастеров. Эти изделия выполняются полностью вручную. Берётся кусок металла, выпиливается, подбираются вставки.
Иногда до года может создаваться одно украшение. Такие изделия являются произведениями искусства. Отсюда и наивысшая оценка ювелирных экспертов и ценителей красоты.
Ведь для того чтобы пообщаться с предками и проникнуться традициями, вовсе не нужно создавать машину времени, достаточно взять в руки настоящее ювелирное украшение. Оно вам обязательно откроет сокровенные истины ювелирного мастерства, представит опыт поколений, а вы почувствуете связь времён. Узнать о технологиях ювелирного производства можно на экскурсии в демонстрационном зале Костромского Ювелирного Завода.
Информацию предоставил Костромской Ювелирный Завод
Источник: turlog.ru
Ростовская финифть – украшения с традицией
Во многих домах с советских времен хранятся знаменитые украшения из финифти – например массивные серьги с ярко-синими цветами на сливочно-белом фоне.. Возможно, на стенке висят даже небольшие финифтяные миниатюры с природой или городскими видами, подаренные кем-то очень давно. Все эти изделия были произведены в городе Ростов-Великий Ярославской области – том самом, где по стенам Кремля бегал «Иван Васильевич, менявший профессию».
Ростовская финифть – один из известных и ценимых брендов, наравне с жостовскими подносами, гжелью и (если сравнивать с украшениями) – бижутерией Яблонекс. Начинавшееся как артель, изготовление ювелирных изделий из финифти переросло в довольно массовое производство на «Фабрике Ростовская финифть» — сохранив при этом звание «народного художественного промысла». Причём прямо сейчас этот промысел переживает второе рождение – переосмысливается общий подход и вид изделий, вырастают принципиально новые дизайнерские направления. Получится ли у руководства предприятия превратить изделия из финифти в модный бренд, сохранив при этом традиции – покажет время.
Из истории финифти — русской эмалевой живописи
Уже в XVII в. мастера Оружейной палаты и Сольвычегодска создавали росписи на эмали. Чаши, флаконы, шкатулки украшали крупные орнаментальные вставки с вьющимися побегами и гирляндами тюльпанов, васильков, подсолнухов. Роспись называли «усольской».
А в Ростове в 1760 году при архиерейском доме создали финифтяную мастерскую (финифть — это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого финифтис, что означает блестящий).
В миниатюрах евангелий, напрестольных и наперсных крестов, потиров и митр, созданных в ростовской финифтяной мастерской, был виден явный след стиля барокко. Однако уже в первой половине XIX века в промысел приходит классицизм. Появляются гравюры, по которым создают эма¬ли с видами города. Финиф¬тяной портрет стал отдельным жанром. До 80-х годов XIX века промысел процветал.
Техника финифтяной росписи по эмали
Эмалевая роспись – дорогой и трудоёмкий процесс. Перед грунтовкой предмет (например медную пластину) обжигают, протравливают и сушат. На грунт наносят несколько слоев белой эмали. После каждого слоя и дальнейшего обжига поверхность шлифуют, и предмет ещё раз обжигают. Эмалируют и «изнанку» пластины, чтобы она не деформировалась.
После эскизной разметки пишут красками на эфирных маслах; чем больше цветов, тем больше прорисовок, обжигов, шлифовок. На финише иногда кладут слой фондона (защитный слой бесцветной эмали).
Финифть практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Миниатюре не страшны свет, пыль, холод и влага, но эмаль следует беречь от сколов.
Говорят, что «при Советах» финифть «перегорела» — из-за агит-мотивов и «поточности производства». Это не так.
Безупречный конный портрет Ворошилова — чистый классицизм, гармония флористики, пейзажа и портрета. Заметим, тоталитаризм и крепостничество близнецы-братья, и финифтянщики поневоле выполняли «спецзаказы» партии с наивысшим напряжением сил.
Портрет Юрия Гагарина — уже совершенно иной образ абсолютно другого времени. Это портрет космонавта в круге, в фиалково-стальных тонах. Сюрреалистическая, «вихревая» композиция раскрывает этапы ухода от притяжения Земли (средневековые «крылья» — парашют -спутники -ракета -корабль). Лицо героя читается, как лик; и словно херувим, простер свои «крылья» над Гагариным безвестный испытатель. Это не агитация, это одержимость — согласитесь, вовсе иной уровень воздействия.
Украшения из финифти. Что в шкатулке?
В сознании большинства финифть – это самобытные и яркие женские украшения. Темы композиций ростовской эмали — флористика, пейзаж, а с недавних пор — и абстракция. Яркие авангардные росписи по эмали – финифть в виде геометрических фигур вместо традиционных цветов – в этом и заключаются эксперименты дизайнеров. Руководство фабрики пробует новые направления, и старается выйти на современную аудиторию покупателей, а заодно – и в более дорогую ценовую категорию.
Украшения из финифти выпускают в медно-посеребрённой (светлой и чернёной) и серебряной оправе. Серьги и кулоны с традиционными мотивами (цветы, пейзажи) изготовляются в скани, а новые «авангардные» — в полированном серебре. Форма вставок в ювелирных изделиях самая разная: от овальных, круглых, треугольных и квадратных до каплевидных, вытянуто асимметричных, фасолево-подобных и сердцевидных.
Финифть -роспись по эмали с традиционными мотивами
Изучать вставки украшений из финифти лучше всего на примере колец и перстней (скань не отвлекает внимание). Если внимательно рассмотреть коллекцию фабрики, то представленные изделия можно условно разделить на классические, национальные и фантазийные. Модели в лаконичной чернёной оправе, с синими цветами на белом фоне выглядят аристократично (пример — гарнитур «Лилу»). Напротив, гарнитур «Несмеяна» (нежно-пёстрый цветочный мотив в «кокошнике» светлой скани) — пример национального изящества.
Гарнитур из финифти «Лилу» в классическом стиле
Гарнитур из финифти «Несмеяна» в традиционном русском стиле
Фантазийные изделия — это бабочки, птички и мишки Тэдди в разделе «броши».
Изделия из финифти в авангардном стиле
В текущей коллекции представлены и изделия, расписанные в стиле модерна и супрематизма (хотя есть и флористика). Оправа полированного серебра лаконична и зачастую несёт лишь функциональную нагрузку. Но в моделях, например, «иней» и «сумерки», «ирисы» и «камешки», словом, в коллекции «Калейдоскоп»— оправа самоценна и безупречна по стилю.
Рассмотреть коллекции финифтиевой росписи по эмали можно на официальном сайте ростовской фабрики finift-nhp.ru, либо на сайтах-представителях finifty.ru (больше — традиционные мотивы) или финифть-ювелир.рф (авангард).
Без преувеличения, это финифть 21века, достойное продолжение прежних традиций.
Источник: juvelirum.ru