В каком стиле были украшения золотого человека

Повсюду в степи можно встретить, заметные глазу издалека, огромные земляные насыпи, уже давно заросшие травой. Это курга́ны — древние погребения, которые появились на бескрайних просторах Великой степи, во времена ранних кочевников. Они являются самыми распространёнными и характерными памятниками архитектуры скифо-сакской эпохи. (О том, кто такие скифы или саки, и каковы особенности их культуры, я писала в предыдущей статье )

Комплекс курганов. Казахстан

Что же представляли собой курганы и как были устроены? Само тело умершего человека помещалось в специальную погребальную камеру . Она могла быть земляной, выложенной камнями, изготовленной в виде деревянного сруба и т. д. Такой своеобразный саркофаг (гробница) сверху засыпался камнями и землёй, при этом образовывался холм — курган. Часто в погребальную камеру оставляли ведущий снаружи узкий вход – коридор, называемый дро́мос .

Устройство кургана. Реконструкция.

Иногда рядом с основным курганом, содержащим останки покойного, делался «малый» курган, в котором находилось последнее пристанище его любимого коня (порою — нескольких).

РАСКОПКИ КУРГАНА ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА

Комплекс курганов в Береле, содержащий и захоронения коней в парадной упряжи. Казахстан.

Ансамбли курганов зачастую представляли собой целые погребальные комплексы, включающие в себя каменные ограды, кольцевые каменные выкладки и менгиры , которые рассматриваются учеными, как надгробные памятники сакской эпохи.

Курган с аллей менгиров.

Курганы различались по своей величине и богатству «сопутствующих» вещей, предназначавшихся покойному и сопровождавших его в загробный мир. Количество и ценность предметов, которые помещались в курган, зависели от социального положения умершего. В этой связи самый большой интерес для учёных представляют так называемые «царские» курганы с захоронениями знатных скифов-саков, содержащие богатый материал для изучения эпохи ранних кочевников.

Комплекс курганов

Здесь археологи обнаруживают керамику, ювелирные изделия, предметы вооружения, части погребальных костюмов и доспехов. Всё это дает представление об уровне культуры, социальной структуре скифского общества, нравах, обычаях и традициях древних жителей Степи.

Царские курганы с аллей менгир. Берель. Казахстан

Нередко рядом с некрополем устанавливались своеобразные каменные стелы-менгиры. Особый интерес у учёных вызывают, так называемые, «оле́нные камни» , встречающиеся на территориях Саяно-Алтая и Монголии. Такое наименование они получили из-за образов оленей (реже других животных), выбитых на них.

Комплекс «оленных камней». Монголия

Олени изображались в характерной манере, предвосхищающей скифский «звериный» стиль в искусстве ранних кочевников. Животное на этих рисунках было с подогнутыми ногами, а его рога, выполненные в виде стилизованного орнамента, лежали на спине оленя так, как будто его голове и шее трудно держать свою ношу. Возможно, что появление образов зверей на таких стелах связано с тотемизмом — поклонением животному-предку (о древнейших верованиях можно прочитать в этой статье ).

Оленный камень. Монголия.

Оленные камни иногда имели антропоморфные детали . В некоторых случаях, их верхняя часть обрабатывалась таким образом, что могла напоминать человеческую голову с условными чертами лица. Сама же поверхность каменного блока зачастую «наделялась» предметами вооружения или деталями одежды человека. Чаще всего изображались нож, короткий меч, лук, пояс, головной убор, украшения.

Анропоморфный оленный камень. Монголия.

Все это говорит о том, что оленные камни можно рассматривать и как образ мифологического героя-воина. Возможно, что в совокупности с изображениями оленей или (редко) других животных мы имеем дело со слиянием тотемизма и культа предков . Тогда оленные камни можно рассматривать как образ культурного героя-прародителя .

Интересный факт. Ряд исследователей культуры ранних кочевников считают, что название кочевых народов — «саки» происходит от скифского слова » saka» — «олень».

Учёный историк, археолог и антрополог М.П. Грязнов, считал, что оленные камни степной Азии представляют « общий единый процесс создания монументального изобразительного искусства начальной фазы скифо-сибирских культур на широких просторах степей, заселённых ранними кочевниками ».

Многочисленные курганы и погребальные комплексы на территории Великой Степи дают необыкновенно богатый материал для изучения этой эпохи, из предметов декоративно-прикладного искусства ранних кочевников, помогающий учёным в какой-то мере «восстановить» образ жизни, мировоззрение, традиции, обряды древних народов, и даже воссоздать их облик.

Читайте также:
Украшение стеклянных бутылок своими руками

Сакское золото. Находки из курганов.

О « скифских кладах » — случайных находках из древних курганных погребений было известно достаточно давно. Уже в 18 веке, во время правления российского императора Петра I, был издан указ о собрании таких предметов в коллекцию (сейчас она хранится в Государственном Эрмитаже под названием «сибирская коллекция Петра I» ).

Зал «скифского золота» в Эрмитаже

Позже раскопки курганов стали проводить научными методами, а всё найденное в них стали изучать, сопоставлять с другими подобными находками и систематизировать. Результаты этих исследований привели к неожиданному открытию — все предметы из таких «кладов», независимо от места их обнаружения (Сибирь, Алтай, Казахстан, Монголия, Причерноморье, Украина, Кавказ), имели много общих черт (сюжеты, образы, предназначение, способ изготовления и обработки и т. д.), то есть, были выполнены в едином художественном стиле .

Это дало учёным основание считать, что все изделия ДПИ, относящиеся к эпохе ранних кочевников и обладающие определенным набором специфических, узнаваемых черт, можно объединить общим названием — скифский (скифо-сибирский) «звериный» стиль .

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

Что же характерно для изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных в таком стиле?

1. В основном это изделия из золота, реже из других металлов и материалов. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов — оно отождествлялось с огнем, солнцем и вечной жизнью. Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

2. Как правило, такие предметы выполняли роль декоративных накладок на части оружия, одежды, или были нательными украшениями.

Скифский мечь из коллекции Эрмитажа.

3. Основной образ , воспроизводимый в них – животное .

На этом пункте остановимся подробнее. У древних мастеров существовали «любимые» животные , изображаемые наиболее часто, в так называемых «канонических» позах. Чаще всего, в изделиях «звериного» скифо-сибирского стиля встречаются изображения:

  • оленей с подогнутыми ногами и стилизованными рогами-кружевами, лежащими на спине;

Олень из коллекции скифского золота в Эрмитаже

  • пантер – «скребущихся» или свернувшихся в клубок;

Пантера из коллекции скифского золота в Эрмитаже

  • архаров и кабанов , стоящих на «цыпочках».

Архар на «цыпочках» из сакского кургана в Казахстане

Существовали и повторяющиеся «иконографические» сюжеты – охота хищников на травоядных, процессии животных, охота людей на хищников.

Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже

Популярны были изображения фантастических существ, когда «детали» тел разных животных, соединялись в одном образе – их учёные называют « зоологическими головоломками » или « зооморфными ребусами ».

Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже

Нередко животные изображались в сложных ракурсах, позах, поворотах. При этом для передачи движения, повышенной экспрессии, применялся приём неестественной деформации фигуры, достигавшейся путем S-образного её «перекручивания» .

Мелкие детали тела зверей передавались с помощью вводимых в общий контур рельефных геометрических фигур, линий, точек, скобок, спиралей.

Золотые изделия из сакских курганов

В более поздний период «звериный» стиль становится ещё более декоративным. Всё чаще применяется орнаментальная стилизация, когда образ животного является лишь поводом, для того чтобы создать «изощрённую» декоративную поверхность того или иного предмета.

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

Но не только золото хранят скифские курганы. Сенсационные открытия, относящиеся к скифо-сакской культуре, были сделаны археологами в Горном Алтае. В урочище Пазырык, в середине 20-го века были найдены курганы, где были обнаружены предметы, относящиеся к скифо-сакской культуре, аналогов которым нет больше нигде в мире.

Раскопки «царских» курганов проводились с 1929 по 1949 год под руководством археологов Грязнова М.П. и Руденко С.И. в составе экспедиций Этнографического отдела Русского музея и Государственного Эрмитажа.

Пазырыкское захоронение. Реконструкция.

Читайте также:
Украшения из соленого теста своими руками для начинающих

Дело в том, что эти захоронения размещались в » искусственном холодильнике » — специально созданной камере, где образовались условия вечной мерзлоты. Благодаря этому, в них хорошо сохранились изделия из дерева, кожи, и тканей.

Находки из пазырыкских курганов

Одежда, сбруя, посуда, мебель, оружие, найденные в алтайских погребениях племенных вождей, были богато декорированы в скифо-сибирском «зверином» стиле.

Находки из пазырыкских курганов

Уникальной находкой можно назвать хорошо сохранившийся ковёр, которому не меньше 2300 лет. Он признан древнейшим ковром в мире.

Находки из пазырыкских курганов

Также здесь были обнаружены фигуры птиц и зверей, сделанных из войлока.

Находки из пазырыкских курганов

Но самыми поразительными находками в этих курганах стали тела погребённых « сакских царей (вождей) », которые превратились в мумии благодаря таким особым климатическим условиям.

Мумия из пазырыкских курганов

Исследования курганов в районах Горного Алтая всё ещё продолжаются. Обнаруженное в 1993 году захоронение, содержащее мумию, так называемой «принцессы Укока» (Уко́к – название высокогорного плато Алтая), стало научной сенсацией. В загробный мир её сопровождали 6 коней в полном снаряжении и большое количество предметов обихода.

Захоронение «укокской леди». Реконструкция

Со слов путешественника и исследователя Александра Редько, место погребения «укокской леди» выглядело так: « Есть описание того, что увидели учёные, вскрывшие курган Кадын. Глазам их открылся саркофаг, по форме такой, как у египетских фараонов. Его покрывала золотая фольга. Дно усыпальницы было выстлано чёрным войлоком, покрытым письменами-аппликациями из золота.

Принцесса лежала на боку, головой на подушке, в одеянии из белого шёлка, расшитого золотом и драгоценными камнями. В руках её было ритуальное серебряное зеркало. Руки от плеч до запястий покрывала изящная татуировка, изображающая фантастических зверей и птиц. Почти треть саркофага занимал парик, сделанный из конского волоса, войлока, шерсти, кожи и украшенный фигурками из резной кости и жемчуга ».

Местные жители до сих пор считают, что эта находка потревожила духов – покровителей Алтая, аргументируя это тем, что после раскопа кургана в этой местности начались эпидемии болезней, падёж скота, а также многочисленные стихийные бедствия – подземные толчки и землетрясения. Они уверены, что все несчастья закончатся тогда, когда мумия «принцессы» будет возвращена на место.

Иссыкские курганы. Казахстан

Ярким примером скифо-сакского захоронения служат находки из «Царского» кургана, обнаруженного в Казахстане, недалеко от города Алматы, местечке Иссык .

По счастливой случайности, к тому моменту, когда учёные начали его раскопки (конец 60-х – начало 70-х гг. 20 века), он оказался не разграбленным, в отличие от многих других подобных захоронений, и его содержимое стало достоянием науки.

Глазам археологов предстали удивительные находки, представляющие материальную, историческую и художественную ценность. Но всё меркло перед главным «сокровищем» гробницы – в ней находились останки сакского воина в частично уцелевшем погребальном костюме (напомним, что изделия из дерева, тканей, кожи очень редко сохраняются на протяжении стольких веков и каждая подобная находка является сенсацией).

«Золотой человек» из иссыкского кургана. Казахстан

Судя по богатству и количеству предметов, сопровождавших «хозяина» кургана в загробный мир, он был знатного происхождения (вероятно, царь). Умер он в юном возрасте — около 18 лет.

Детали одежды «Золотого человека» из иссыкского кургана. Казахстан

Вся одежда воина была украшена тысячами золотых накладок – вследствие чего он получил название «Золотой человек» или «Золотой воин» . На его одежду, обувь, и головной убор некогда было нашито более 4 тысяч золотых пластинок. На деталях одежды «Золотого человека» изображены животные, характерные для скифского звериного стиля.

Головной убор «Золотого человека» из иссыкского кургана. Казахстан

На теле умершего сохранились ювелирные изделия, а рядом были найдены оружие из золота и бронзы, статуэтки и керамические изделия. «Золотой человек» стал одним из символов Казахстана и известен во всем мире.

Читайте также:
Как сделать елочное украшение из мишуры

Отметим, что подобные сенсационные находки случаются и по сей день. Возможно нас ещё ждут потрясающие открытия

Источник: dzen.ru

Лекция 8 — Золотой человек Казахстана

На северной окраине города Есик, в 60 км от города Алматы, расположен грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра, так называемые «Иссыкские курганы». Среди них находится курган «Иссык», являющийся одним из крупнейших археологических памятников скифо-сакского времени. Его диаметр составляет 60 м, высота – 6м. Он был исследован в 1969-1970 годах. Курган Иссык предоставил ученым Казахстана редкую возможность изучить самобытную историю наших предков — саков, живших в IV-V вв. до нашей эры.

Под насыпью были обнаружены две погребальные камеры: центральная и боковая. Центральная камера полностью деформировалась в результате неоднократных ограблений, а боковая камера, которая находилась в 15 метрах к югу от центральной, осталась в сохранности. Возможно, древние саки специально так спроектировали устройство захоронения, опасаясь разграбления и вандализма. Погребальная камера тщательно срублена из вековых стволов тянь-шанской ели. Толстые бревна тянь-шанской ели пролежали под курганной насыпью более двух с половиной тысяч лет и прекрасно сохранились, видны даже выдолбленные ручки, за которые волокли лес со склонов окрестных гор.

В южной и западной частях боковой камеры, была размещена посуда из дерева, глины, бронзы и серебра, а в северной части, на дощатом полу, были обнаружены останки погребенного, лежащего головой на запад. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет.

На скелете и под ним были обнаружены многочисленные предметы украшения одежды, головного убора и обуви, изготовленные из золота. Рядом заботливо разложены предметы вооружения и разная утварь, которые могли пригодиться воину в его загробной жизни.

Рядом с покойником у локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя — нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, еще выше — матерчатая (шелковая) туалетная сумка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска. На полу камеры сосуды с заупокойной пищей и ритуальные чаши.

К последним явно относится бронзовая с позолотой миска, поставленная обособленно. В ней лежали несколько золотых фигурных пластин, выполненных в виде клюва и когтей хищной птицы. На одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности. Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. Надпись неизвестного, «сакского письма» из кургана «Иссык» еще не расшифрована.

По найденным находкам была реконструирована парадная одежда, головной убор, обувь и расположение украшений. Золотая одежда является парадной одеждой лица, стоящего на верхней ступени иерархической лестницы. Существовало 3 группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки).

Предположительно останки воина, это сак-тиграхауда, потому что у него на голове высокая, конической формы шапка длиной 70 см, с низом в виде треуха, украшенная золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, летящих птиц, раскидистых деревьев. На шее воина находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра, что свидетельствует о знатности сака и его воинских достоинствах.

На уровне мочки левого уха обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы. Воин одет в матерчатую рубашку, обшитую по груди и рукавам причудливым узором из сочетания золотых бляшек имевшими твердую основу из тонких медных (бронзовых) пластинок и пронизок разной формы, В размещении бляшек прослеживается определенная система: они расположены горизонтальной линией, составляя цепочку бляшек вершинами вверх, соприкасающихся друг с другом нижними концами, а следующий нижний ряд бляшек касается предыдущего (верхнего) вершинами в месте соединения их концов.

Читайте также:
Предметы для украшения кофе

В таком порядке размещены бляшки по всей поверхности кафтана. Ворот, борта кафтана и низ полы, линия предплечья и низ рукавов орнаментированы бляхами четырехугольной формы с изображениями морды хищника кошачьей породы. Поверх рубашки накинут короткий кожаный кафтан красного оттенка, по всей поверхности обшитый золотыми бляхами – накладками, выполненными в зооморфном «зверином стиле». Справа на ремне подвешен длинный меч в красных ножнах, слева – железный кинжал в ножнах, обложенных золотыми пластинами – накладками с изображением лося и лошади. Штаны сака по швам обшиты мелкими золотыми бляшками и заправлены в сапоги с высокими голенищами, украшенными такими же золотыми бляшками, какими обшит кафтан.

В наши дни Золотой человек (золотой воин) является одним из самых популярных символов Казахстана. «Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади города Алматы. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.

На месте находки располагается музей под открытым небом «Сакские курганы». Сокровища кургана «Иссык», в том числе точная копия «Золотого человека», экспонируются в Казахском музее археологии, находившемся сначала в Алмате, а теперь в Астане. Раскопки древних могильников не закончены и по сей день, поэтому есть хорошая возможность понаблюдать за ними или даже принять в них участие.

Источник: poisk-ru.ru

Тайна «Золотого человека»

Иссыкский «Золотой человек», или Алтын адам, найденный в 1970-м году, стал одним из национальных символов. Образ воина в золотом костюме с высоким головным убором запечатлен в музейных реконструкциях и учебниках, на монументе Независимости и деньгах, в сувенирных изделиях и на вывесках. Тем удивительней, как мало до сих пор известно о казахском Тутанхамоне даже специалистам, не говоря уже о людях, далеких от науки.

Сенсационной находке, обнаруженной неподалеку от жемчужины Зайлийского Алатау — озера Иссык, предшествовал страшный сель. Гигантский поток из камней и грязи смел всё на своем пути. Погибли сотни людей, исчезли строения, было уничтожено и само древнее озеро. Иссыкский сель 7 июля 1963 года был одним из самых крупных и разрушительных на территории СССР.

Через несколько лет началось восстановление водоема и пострадавших объектов. На месте возведения одного из них и произошло знаменитое открытие.

Из приказа №54 дирекции Института истории, археологии, этнографии КазССР, 21 апреля 1969 года: «Командировать в г. Иссык сроком на 10 дней экспедицию в составе: мл. научного сотрудника отдела археологии Б. Нурмуханбетова, инженера-фотографа О. Медведева и художника П. Сон. Фронт предписанных работы — снос двух курганов Иссыкского могильника».

На левом берегу реки Иссык около полусотни сакских курганов. Под руководством известного археолога Кемаля Акишева специалисты проработали два сезона над несколькими усыпальницами. Раскопки ничем не порадовали, курганы оказались разграбленными. И вот, когда уже сворачивались все работы, археолог Бекен Нурмуханбетов попросил бульдозериста снести пласт земли чуть в стороне от последнего кургана. Тот стал расчищать указанное место, вдруг выскочило бревно, оказавшееся частью деревянной усыпальницы, в которой чуть позже обнаружат останки древнего кочевника.

Из воспоминаний археолога Бекена Нурмуханбетова: «1970 год, 22 апреля. «Золотой человек» блестел, лежал. А как думаете, почему я запомнил дату? Сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это был Всесоюзный субботник. Я сорвал этот субботник.

Все участники субботника были вокруг этой могилы».

В нетронутой могиле были найдены свыше четырех тысяч золотых блях и пластин. Здесь же лежала сумочка с остатками охры, зеркальце, перстни, серьга, гривна, оружие, различные сосуды. А еще серебряная чаша, на которой были начертаны знаки на каком-то неизвестном языке. Тут важно отметить, что иссыкский курган в разные века уже дважды грабили, но ворам даже в голову не пришло, что есть еще боковое погребение.

Читайте также:
Как декларировать золотые украшения

Найденные украшения в зверином стиле и остроконечный головной убор дали подсказку – две с половиной тысячи лет назад на территории Семиречья жили разные сакские племена, и археолог Кемаль Акишев предположил, что найденный кочевник был саком-тиграхауда. Во время извлечения останков сильно пострадал череп, и, к сожалению, мы теперь вряд ли узнаем, каким было лицо Алтын адам. Его возраст — 18-25 лет, рост около 165 см. Жил он, вероятно, в 4-5-м веке до нашей эры.

Из интервью антрополога О. Исмугалова, май 2010 года: «Нижняя челюсть была достаточно стройная, тонкая и при этом большого размера. Для женщины это редкость. Надбровные дуги, носовые кости дали возможность говорить о том, что найденные останки принадлежали именно мужчине. Но элемент сомнения всегда есть».

Так «Золотой человек» — юноша или девушка? Это самый живучий вопрос. Все находки из могилы можно трактовать как в пользу первой версии, так и второй. Например, штаны и оружие в древности носили и кочевницы. Погребальные сосуды, подобные тем, что нашли в кургане Иссык, встречались в могилах сарматских жриц.

А знаменитый головной убор Иссыкского человека напоминает головной убор, найденный недавно в комплексе Таксай (на западе Казахстана). Он принадлежал «Золотой женщине», или, как ее называют, «Алтын ханшайым». С годами народная молва пошла дальше — в царском кургане покоилась ни много ни мало. легендарная Томирис — царица массагетов, убившая персидского царя Кира. Или другая сакская правительница — Зарина, которой, по легенде, на могиле возвели пирамиду, а на вершине установили позолоченную статую.

Советская наука не знала современных методов исследования ДНК. Возможно, новая экспертиза останков «Золотого человека» пролила бы свет и положила конец спорам вокруг того, женщину или мужчину похоронили в древнем кургане.

Находки в боковой усыпальнице поражают, но и основное (дважды разграбленное) захоронение до сих пор не дает ученым покоя. Одежда и погребальный комплекс Иссыкского человека указывают на то, что он принадлежал к очень знатным кочевникам, царской элите. Но если таких почестей удостоен усопший в боковом погребении, тогда кто мог лежать в основной могиле?

В руке у «Золотого человека» камча. Тогда где его конь? И тут вновь вспоминается опустошенное основное погребение. Конечно, после смерти хозяина животное не всегда приносили в жертву.

Но на востоке Казахстана есть захоронение примерно этого же периода и статуса – в Берельских курганах покоилась сакская элита, – там вместе с человеческими останками лежат останки лошадей, полностью снаряженные, в специальных масках. Ведь конь – верный друг и вечный спутник кочевника.

Необычная деталь — на одном из золотых перстней Иссыкского человека как будто изображен. индеец. Как объяснил в передаче «Тайны Великой степи» реставратор Крым Алтынбеков, это изображение древнего божества, бога Митра. Экспертиза показала, что украшение долго носили и даже несколько раз ремонтировали.

Еще одна загадка кургана Иссык – таинственные руны на серебряной чаше. Она лежала у изголовья «Золотого человека» , и, по всей видимости, 26 знаков рассказывали о том, кто нашел здесь вечный покой. Говорит ли это о том, что у саков две с половиной тысячи лет назад была письменность? – тогда это ставит степную цивилизацию на очень высокий уровень развития. Ученые из разных стран предложили уже 25 вариантов расшифровок древних рун, но так и не пришли к единому мнению.


Наконец, то, о чем не подозревает большинство казахстанцев, полагающих, что «Золотого человека» нашли в одном из курганов вблизи от нынешнего музея-заповедника «Иссык». На самом деле после завершения раскопок знаменитый курган Иссык сравняли с землей и на его месте построили автопредприятие. http://earth-chronicles.ru/news/2016-04-06-90858

Рубрики: История мира, цивилизации,
Интересно!!

Метки: интересно

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...