• Появление искусства оперы в
России связано с приездом
итальянской труппы в Россию.
• 17 января 1736 г. (время
правления Анны Иоановны) –
постановка оперы «Сила любви и
ненависти» Ф.Арайя (пер.
В.Тредиаковского).
• Впоследствии в Россию
приезжает французская труппа.
3.
• Главным жанром для русских композиторов конца XVIII
века становится бытовая опера-комедия.
• В отличие от европейских стран, где создание комической
оперы явилось результатом сложного и длительного
процесса, в России этот жанр – начальный этап развития
профессиональной композиторской школы.
• Первые образцы русской комической оперы появляются в
начале 70-х гг., когда свой расцвет уже переживали
французская комическая опера и итальянская опера-buffa.
4. Периодизация истории русской оперы XVIII в.
• 70-е гг. – зарождение комической оперы
(характерно превалирование текста над музыкой)
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА 18 ВЕКА (ч.1)/ RUSSIAN CLASSICAL MUSIC (part 1)
• 80-е гг. – расцвет жанра
• 90-е гг. – угасание жанра
5.
• Основа русской комической оперы – литературная
комедия, в недрах которой прорастало реалистическое
начало (среди литераторов, принимавших участие в
создании
оперного
жанра,
–
М.И.Попов,
с,
М.А.Матинский, Я.Б.Княжнин, И.А.Крылов).
• Свою роль сыграло и влияние народной комедии и
народного театра которая помогла писателям
преодолеть традиции французского классицизма.
«Переложение комедии на русские нравы».
6.
• Важнейшее влияние на
комическую оперу оказала
русская песня.
• Композиторы использовали
песенные сборники В.
Трутовского.
• Либреттисты обращались к
записям из «Письмовника» Н.
Курганова, «Собрания разных
песен» М. Чулкова.
• Одна из драматургических основ
ранней комической оперы –
традиция народных игр и
обрядов.
7. Сами названия ранних комических русских опер говорят о том, как обильно в них представлены народные действа и обряды:
• «Вечеринки, или Гадай, гадай
девица» (1788)
• «Колдун, ворожея и сваха»
(1789)
• «Невеста под фатою, или
Мещанская свадьба» (1790)
• «Старинные святки» (1799)
• «Мельник – колдун, обманщик
и сват» (1779)
8. Другая тема, затрагиваемая в первых русских операх – тема обездоленного крестьянства.
• «Анюта» (1772)
• «Розана и Любим» (1776)
• «Мельник» (1779)
9. Особенности комической оперы
Основные сюжетножанровые линии
комической оперы
Народно-бытовая опера
Опера-сатира
Опера-пастораль
Опера-сказка
Драматургическая
структура
• Пространные разговорные
диалоги
• Действенное, интенсивное
развитие сюжета
• Народно-песенная основа
музыки
Ярчайшие оперы
10. Композиционно-драматургические особенности русской комической оперы
Две линии русской оперной
драматургии XVIII в.:
• Песенная опера
• Музыкальная комедия
• В некоторых операх (в частности, в
операх Пашкевича, Фомина) –
движение в сторону углубления
психологической характеристики
(развернутые арии и дуэты –
контрастно-составные формы)
• «Моносцены» — свободно
построенные сцены-монологи с
широким развитием
аккомпанированного речитатива и
переменой темпа, тональности,
метроритма.
11. Связь русской комической оперой с французской комической оперой
• Обилие разговорных диалогов,
• Трактовка оперы как драматического спектакля с
музыкой
• Развитое сценическое действие
• Преобладание небольших песенных номеров
• Небольшие ансамбли в форме дуэтов с общим
рефреном
• Заключительный ансамбль с поочередным
исполнением куплетов всеми участниками
(«водевиль»)
• Близость сюжетных мотивов (народно-бытовые
сюжеты с социально-обличительной
направленностью)
12. Черты итальянской традиции в русской комической опере
• Русские актеры-певцы осваивали
основы итальянской вокальной
школы – приемы бельканто, четкая
артикуляция, быстрая скороговорка
• Стиль оркестрового письма –
начиная от расположения
инструментов в партитуре и
заканчивая техническими приемами
исполнения.
13. Вместе с общественным признанием комической оперы зарождается музыкальная критика.
• Первоначально это были простые
заметки об оперных спектаклях.
• Затем появляются более пространные
критические суждения (70-е гг.)
• 80-е гг. – обильные отзывы критики.
• Ценный памятник эпохи –
«Драмматический словарь» (1787),
содержащий сведения о драматургах,
композиторах, исполнителях,
постановках.
14. Постепенно в критике задается главный вопрос – о национальной природе оперы. Он намечает дальнейший путь развития оперной
критики в XIX в.
Особую роль в развитии русской
музыкальной критики сыграли:
П. Плавильщиков
И. Крылов
• П. Плавильщиков (1760 – 1812) –
издавал журнал «Утро» с 1782 г. и
писал в нем статьи;
• И. Крылов (1769 – 1844) – писал
статьи в журнале «Зритель»
(издавался с 1792 г.).
15. Первая русская национальная опера – «Мельник – колдун, обманщик и сват» (сл. Аблесимова, муз. Соколовского) – одна из самых
популярных опер XVIII в. (не сходила со
сцены в течение двух столетий с 1779 г.)
Увертюра к опере.
Исп. Камерный ансамбль Владимирской филармонии, дир. В. Коначев
16. 80-е гг. – период активного роста русского музыкального театра
• Появляются новые театры
(например, вольный театр
К.Книппера, руководимый
И.Дмитриевским и
В.Пашкевичем)
• Выдвигаются одаренные
актеры-певцы – А.Крутицкий,
Я.Воробьев, А.Ожогин,
Е.Сандунова.
И.Дмитриевский
А.Крутицкий
Е.Сандунова
17.
Василий Алексеевич Пашкевич
(предположительно 1742 – 1797 гг.)
• 1756 г. – поступает на придворную службу, причислен к
штату капеллы придворной церкви.
• 1763 г. – играет в оркестре «бальной музыки» в качестве
скрипача (второй оркестр).
• 1779 г. – композиторская известность после премьеры
оперы «Несчастье от кареты».
• 1779 – 1783 гг. – работа в «Вольном театре» К.Книппера.
• 1783 г. – Пашкевичу присвоено звание «камер-музыканта»,
его переводят в первый оркестр.
• 1789 г. – становится руководителем второго оркестра.
18.
• «Отец русской комической оперы»
(А.Рабинович)
• Основной жанр – бытовая комедия
с ярко выраженным сатирическим
уклоном.
• Пашкевичт ориентируется на
стиль Филидора, отчасти
Монсиньи и Гретри.
• В его вокальных мелодиях
угадывается тенденция к
обрисовке живых черт
человеческого характера
19. Три лучшие оперы Пашкевича:
• «Несчастье от кареты» (1779) –
чувствительная комедия
• «Скупой» (1781) – опирается на
классицистскую комедию в атмосфере
русского быта
• «Как поживешь, так и прослывешь» или
«Санкт-Петербургский гостиный двор»
(1782 – 1792)
20. «Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»)
Фрагменты оперы: Ария Сквалыгина (№2),
Ария Крючкодея (№5), Секстет (№21), Октет
(№27 – финал), хоры (№10 – 16).
Исп. Большой Симфонический оркестр
Всесоюзного радио и Центрального
телевидения, Государственная академическая
хоровая капелла им. А.Юрлова. Дир. В.Есипов
• Опера создана с крепостным
писателем-драматургом
М.Матинским.
• По своей популярности
соперничала с «Мельником».
• Известно две редакции оперы –
1782 г. и 1792 г.
• Опера содержит мастерские по
реализму ансамбли, великоленые
монологи-портреты отдельных
действующих лиц.
21. «Скупой» Спектакль Иркутского музыкального театра
Акт 1
Акт 2
22. Особое место в творчестве Пашкевича занимает сказочная опера «Февей» (1786 г.), созданная по заказу и на либретто Екатерины II
• Имеет множество ценных находок,
касающихся трактовки народных
сцен.
• Среди русских сказочных опер
XVIII в. Это произведение наиболее
удачно в музыкальном отношении.
• Слабость оперы – рыхлая
драматургия и пышность
театрального зрелища.
Фрагменты оперы: Синфония,
инструментальные номера, Ария
Царицы.
Исп. Наталья Герасимова (сопрано),
ансамбль Брокко, Камерный ансамбль
Владимирской филармонии, дир.
И.Попков
23. Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800 гг.)
• 1767 г. – отдан в Воспитательное училище при Императорской
Академии художеств; в музыкальных классах академии освоил
клавесин, теорию музыки, композицию.
• 1782 г. – поездка в Болонью, учится у Д.Б.Мартини
• 1785 г. – Фомин избран в члены Болонской филармонической
академии
• 1786 г. – возвращение в Петербург, первая опера
«Новгородский богатый Василий Боеславич» на либретто
Екатерины II.
• 1786 – 1788 гг. – служба в канцелярии Г.Державина
• 1788 г. – публикация «Ямщиков на подставе», создание оперы
«Американцы» на либретто И.Крылова
• 1797 г. – принят на должность репетитора придворных
театров.
24. Особенности творчества Фомина
• Создал различные жанры
музыкальной комедии.
• Принципы характерности, отсрого
сатирического воплощения реальной
жизни уступают место более
обобщенной и поэтическиокрашенной образности.
• Музыкальный язык тяготеет к
пластически-ясным, широким и
закругленным мелодиям.
• Тесная связь и с русским народным
мелосом, и с техникой итальянского
бельканто.
25. Сохранившиеся сочинения Фомина:
• «Ямщики на подставе» (сл.
Львова)
• «Американцы» (сл. Крылова,
Клушина)
• «Орфей» (сл. Княжина)
Частично в оркестровых голосах сохранились:
• «Новогородский богатырь Боеславич»
• «Золотое яблоко»
26. «Ямщики на подставе»
• Бытовые сцены оперы
воспринимаются не в чисто
комедийном и не в
сатирическом плане, а в
аспекте полного и широкого
излияния народной души.
• В это отразились лучшие
стороны русского и
европейского сентиментализма.
Исп. Хор и оркестр Государственной
Академической капеллы им. М.Глинки
Дир. А.Чернушенко
27. «Орфей»
Сюита из мелодрамы. Исп. Ансамбль
солистов Московской филармонии
«концертино», дир. А.Корсаков
В этой музыкальной мелодраме
со всей силой зазвучал
протестующий голос
освобожденного чувства и
проявились типичные настроения
«Бури и натиска»,
прорывающиеся сквозь строгие
рамки античного, классического
сюжета.
28. Дмитрий Степанович Бортнянский (1771 – 1825 гг.)
• Учился в глуховской певческой школе (Гетманщина)
• 1778 г. – принят в Придворную певческую капеллу.
• Получает «пансион» для учебы в Италии, живет в
Венеции (около 10 лет), учился у Галуппи, а также
выезжает на учебу в Болонию, Рим и Неаполь.
• В итальянский период написаны «Креонт»,
«Алкид», «Квинт Фабий», а также
инструментальные и церковные произведения.
• Вернувшись в Петербург, становится директором
Придворной капеллы.
• С 1816 г. редактирует лучшие образцы церковного
многоголосия.
29. Наиболее известные оперы Бортнянского
• «Празднество сеньора»
• «Сокол»
• «Сын-соперник»
• написаны на французский текст
• операм присущ оттенок условности, галантного
стиля, но по своей художественной ценности и
внутреннему богатству они возвышаются над
уровнем «придворного спектакля»
30. Черты опер Бортнянского:
• По сюжетному и образному строю
приближаются к жанру пасторали, при это
сделаны с тонким мастерским вкусом.
• Органичная переплавка французских и
итальянских традиций в простом, ясном
вокальном стиле.
• Оперы отличаются прекрасным владением
оперной формой, симфоническим
мастерством, стройной организацией
материала.
• Стиль синтезирует классическую
стройность с мягкой сентиментальной
чувствительностью.
Увертюра к опере «СынСоперник»
31.
Список литературы
1. История русской музыки: В 10-ти томах Т. 3. – М.: Музыка, 1985. – 424 с.
2. Рабинович А. Русская опера до Глинки. – М.: Музгиз, 1948. – 272 с.
3. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до
конца XVIII века. – М., Л.: Государственное издательство, 1928. – 110 с.
Источник: ppt-online.org
В русских операх 18 века арии сложные с большим количеством украшений
4. В русских операх XVIII века всегда печальная развязка?
Ответы
Автор ответа: nastyamoskaleva33
Відповідь:
Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский). Позднее при дворе появилась и французская труппа.
В это же время появился большой спрос на оперу, стали открываться частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: Итальянская, Русская, Немецкая. При императрицах Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы, до этого исполнявшие только духовные песнопения.
Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова — «Цефал и Прокрис» — была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге 27 февраля 1755 года (музыка — Франческо Арайя). В оперных спектаклях при дворе в качестве солистов и актёров выступали также молодые русские музыканты, как, например, будущие известные композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Нередко вместе с профессионалами со сцены пели арии именитые придворные, которых называли «дилетантами». Из недр комической оперы в России появился затем комический театр и водевиль.
Наиболее подробные сведения о начале оперы в России в XVIII века оставил в своих записках академик Якоб фон Штелин
Пояснення:
Источник: sous-otvet.net
НАРИСУЙ КАРТИНКУ К ПОНРАВИВШЕЙСЯ СКАЗКЕ
3. Прослушай пьесу “Сказочка” С.Прокофьева и сочини сказку к ней.
4. Ответь на вопросы:
а) что такое опера?
б) перечисли известные оперы и их авторов
в) какие виды искусства объединяются в опере?
г) как называется литературный текст, на который пишется опера?
д) какие разновидности арии знаете?
е) какие номера в опере играет оркестр?
ж) какие бывают оперные ансамбли (перечисли по порядку)?
5. Закончи предложения:
Опера появилась в ______веке, в стране _________, в городе ____________.
Основными разновидностями итальянской оперы являются ____________ и _________. Героями большой серьезной оперы являются _________________________________________. Первую итальянскую комическую оперу написал в 1833 году композитор __________________, Она называлась ______________________. В России первые оперы появились в _____ веке. Расцвет русской оперы связан с творчеством классика русской музыки _________________.
Две его оперы называются ______________________ и _____________________________________.
6.Ответь на вопросы:
а) из каких разделов состоит оперный спектакль (напиши их по порядку от самого большого до самого маленького)?
б) какие бывают виды оперных вступлений, в чем их различие?
в) что такое музыкальный антракт? Чем он отличается от обычного антракта?
7. Исправь ошибки:
Родина оперы — Испания.
Опера-буффа — это большая серьезная опера.
Увертюра — это заключительный раздел оперы.
Опера — сериа — это комическая опера.
Ария, ариетта, речитатив относятся к инструментальным номерам оперы.
В русских операх 18 века арии простые, с большим количеством украшений.
Опера начинается эпилогом, а заканчивается прологом.
Дуэт, терцет, квартет — хоровые номера оперы.
Музыкальный антракт — это хоровое заключение в каком-либо действии.
8. Посмотри телефильм «Сказку эту теперь поведаю я свету» — ищи в интернете kino-teatr.ru ›teatr/movie/114002/annot
9. Ответь на вопросы:
а) когда была создана опера “Руслан и Людмила”?
б) какое литературное произведение легло в основу оперы?
в) встречались ли М.И. Глинка и А.С. Пушкин?
г) партии каких персонажей написаны для баса? А партия какого персонажа предназначена для исполнения женщиной?
д) сколько действий в опере? Какие действия состоят из нескольких картин?
е) где находится главная драматическая кульминация оперы?
ж) о каком фрагменте оперы эти фразы:
“Звучит страшная, уже знакомая из увертюры тема Черномора и далее “аккорды оцепенения”. Пораженные неожиданностью люди еще не знают, что свершилось. Вторжение чудесного, небывалого вызвало изумление, оцепенение, поглотившее волю людей. Это общее состояние выражается в ансамбле “____________?_________”. Переживания поющих однородны, и каждый. вступает с одинаковой мелодией (канон). ” (Берков “Руслан и Людмила” М. Глинки)
з) что является завязкой сюжета, как она “сделана” музыкально?
и) кто такой Фарлаф? Что является его главной характеристикой? Какую музыкальную форму выбрал Глинка для арии Фарлафа? Какие черты его характера наиболее ярко раскрываются здесь?
к) какие элементы музыкальной речи подчеркивают необычность, фантастичность облика Черномора, есть ли у него ария? Что такое целотонная гамма?
л) какие танцы звучат в 4 акте, кто их исполняет, чем они отличаются от танцев 3 акта?
м) как развивается в опере образ Людмилы?
н) для чего Глинка включил в оперу Вторую песнь Баяна?
10. Реши кроссворд:
По горизонтали: 1 тема — характеристика персонажа
4 вид итальянской оперы конца 17 — начала 18 века
7 вид арии свободного строения
8 вид арии (жанр бытовой музыки)
9 ансамбль из пяти исполнителей
10 разновидность итальянской оперы конца 17 — начала 18 в.
13 оркестровое вступление к опере
14 оформление сцены в спектакле
16 оркестровое вступление к определенному действию
17 раздел оперы
18 один из разделов оперы
По вертикали: 1 литературный текст оперы
2. сольный номер, название которого пришло из литературы
3. раздел оперы, идущий после увертюры
5 вид пения, напоминающий разговорную речь
6 небольшой фрагмент оперы
11 главное выразительное средство оперы
12. “маленькая ария”
14 ансамбль из двух исполнителей
15 вид арии (вспомни Людмилу!)
I. 10. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА. МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ.
МАРШИ
1. Ответь на вопросы:
а) каково предназначение марша, назови их виды и характерные черты
б) в какой форме обычно пишутся марши и какой раздел носит название “трио”?
Марш — это жанр ___________________ музыки. Слово “марш” переводится с французского как ____________________. Музыка марша сопровождает ____________________________________________________________________________.
По характеру она бывает___________________ __________________________________ __________________________________ _________________________________.
Маршевая музыка имеет определенные черты:____________________________________ ____________________________________________________________________________.
Часто маршевая музыка звучит в произведениях различных видов, например: ___________________________________________________________________________________________________________________.
3. Определи вид марша:
ТАНЦЫ
1. Ответь на вопросы:
а) что такое танец?
б) в каких видах музыки встречаются танцы?
в) какая главная особенность танцевальной музыки (что лежит в основе любого танца)?
г) танцы каких народов знаешь (перечисли)?
д) в характере каких танцев написаны “Норвежский танец” Ля мажор Э. Грига. “Венгерский танец” фа диез минор И.Брамса, “Славянский танец” соль-минор. (кого?)
е) какие танцы были “королями” в 18 веке? в 19 веке?
ж) какие танцы были предшественниками вальса?
з) какие танцы сочинял Ф.Шопен, для чего они предназначены?
2. Назови медленные старинные танцы. Перечисли бальные танцы разных стран Европы.
Танец — это ________________________________________________________
Танцевальная музыка бывает прикладная и __________________________.
Менуэт родился в стране _______________ и произошел от народного танца местечка ____________ в Бретани.
Основные танцевальные движения менуэта: ______________________________.
Старинный французский танец в размере 2/4 или 4/4 с затактом называется _____________.
Танец _________ стал частью сюиты, сонаты, симфонии.
Слово “полька” переводится как _____________________.
Торжественный польский танец-шествие называется __________________.
Замечательные вальсы для фортепиано сочинили композиторы _______________
4. Реши кроссворд:
По горизонтали: 2. немецкий композитор, автор “Венгерских танцев”
4. чешский композитор, автор оперы “Проданная невеста”
6. венгерский танец
7. танцевальное движение
8. танцевальная музыка, предназначенная не для слушания, а для танцев
10. польский трехдольный танец с акцентом на слабой доле
11. белорусский танец-песня
13. норвежский танец
14. украинский танец (использован Мусоргским в опере “Сорочинская ярмарка”)
15. чешский танец (перевод — “гордец-зазнайка”)
По вертикали: 1. русский народный танец
3. русский танец из балета Чайковского “Щелкунчик”
5. автор “Норвежских танцев”
7. чешский двухдольный танец
9. танец народов Кавказа, в размере 6/8
5. Впиши в нужный раздел названия следующих танцев: полонез, сицилиана, менуэт, болеро, камаринская, мазурка, гавот, сарабанда, тарантелла, халлинг, кадриль, краковяк, трепак, хота, куранта, бурре, спрингданс
6.Определи, черты каких танцев есть в этих произведениях:
7. Перечисли танцы:
в двухдольном размере:________________________________________________
в трехдольном размере:________________________________________________
8. Коротко (“да” — “нет”) ответь на вопросы:
а) менуэт — это старинный английский танец?
б) название белорусского танца “Бульба” в переводе на русский язык означает “капуста”?
в) предшественником вальса считается лендлер?
г) Родиной польки считается Чехия?
8. Укажи, кто из композиторов (Штраус, Шопен, Григ, Люлли, Шуберт) часто использовал в своем творчестве танцы: гавот — ________________________
халлинг, спрингданс, гангар — _____________________________
мазурку, полонез — _____________________________
9. Укажи национальную принадлежность следующих танцев (стрелками):
1. халлинг 1. польский
2. сарабанда 2. венгерский
3. менуэт 3. испанский
4. тарантелла 4. французский
5. чардаш 5. норвежский
6. краковяк 6. итальянский
7. полька 7. английский
8. жига 8. чешский
10. Укажи характерный для следующих танцев размер (стрелками)
аллеманда 5. 3/8, 6/8, 9/8, 12/8
11. Исправь надписи перепутанных названий пьес, чтобы они соответствовали музыке
1. Гавот 2. Гопак 3. Марш 4. Вальс 5. Менуэт
Источник: poisk-ru.ru